Главные вкладки

    Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова 3 класс
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Красулина Надежда Ивановна

    Разработка урока русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 3_klass.docx34.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка       3 класс

    Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

    Задачи: 1) обобщить знания о написании безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корне слова;

                   2) закреплять орфографические умения:

                       а) обнаруживать орфограммы в корне слова;

                       б) определять, каким правилом регулируется написание;

                       в) применять это правило;

                       г) осуществлять орфографический самоконтроль;

                   3) развивать наблюдательность, внимание;

                   4) прививать любовь к родному языку;

    Оборудование: интерактивная доска;

                               таблицы – памятки: «Как искать проверочные слова для корня?»,

                                                                  «Как писать без ошибок?»;

                               набор карточек для самостоятельной работы;

                               сигнальные карточки ( +, - ).

                               

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок веселый.

    Начинается урок.

    1. Чистописание.

    Урок русского языка начнем с минутки чистописания.

    Слайд 1.

    о     я     у     а     ы

    Какая буква лишняя? Почему? ( лишняя буква я, потому что только она из записанных букв обозначает мягкость согласного и обозначает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной и после ь и ъ. )

    Слайд 2.

    Яябп     Яявф     Яягк     Яядт     Яяжш     Яязс

    Что интересного в каждом сочетании букв? ( после заглавной и строчной букв Яя парные согласные записаны парами ).

    Запишите эти сочетания букв в тетради.

    1. Актуализация знаний.

    Слайд 3.

    Яблоко, летал, резкий, деревянный, топор, ложка.

    Прочитайте слова. Что в них общего? ( орфограмма в корне слова ).

    На сколько групп можно разделить слова? ( на три группы ).

    Какие слова отнесете к каждой группе?

    ( 1 группа – слова с непроверяемым безударным гласным в корне,

      2 группа – слова с безударным гласным в корне, проверяемым ударением,

      3 группа – слова с парным глухим и звонким согласным в корне ).

    Запишите слова в 3 столбика и подчеркните орфограмму в корне.

    Сайд 4.

    яблоко                   летал                    резкий

    топор                     деревянный         ложка 

    Проверьте работу и просигнальте, как вы с ней справились. ( Сигналы +, - ).

    1. Постановка учебной задачи.

    Предположите, какие правила мы будем повторять и закреплять на уроке? (ответы детей).

    1. Повторение пройденного.

    1. Как проверить безударный гласный в корне слова? ( правило ).

    Слайд 5.

    Тр…щать, п…л…са, з…л…неет, з…л…той, кр…чать, в…селый.

     

    Прочитайте слова. Запишите их в тетради. За помощью обращайтесь к памятке.

    Как искать

    проверочные слова для корня?

    1. Объясни значение слова с помощью

    однокоренного или подбери другое 

    однокоренное слово.

    1. Измени проверяемое слово:

    предмет                  действие                  признак

    - ед.ч. - мн.ч.           - что  (с)делает?       - каков?

    - кто? что?              - что  (с)делал?

     (ед.ч. или мн.ч.)   - что  (с)делаю?

    - много    кого?

                   чего?

    Если надо, выполняй два действия.

    Проверка самостоятельной работы.

    Слайд 6.

    Трещать, полоса, зеленеет, золотой, кричать, веселый.

    Проанализируйте свою работу и просигнальте. ( Сигналы +, - ).

    При написании каких слов вы испытывали затруднения?

    Учитель. Безударный хитрый гласный

                    Слышим мы его прекрасно.

                    А в письме какая буква?

    Дети.       Здесь поможет нам наука:

                    Гласный ставь под ударенье,

                    Чтоб развеять все сомненья!

    2. Физкультминутка.

    Руки подняли и покачали –

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они тихо садятся, покажем –

    Крылья сложили назад.

    1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

    Как проверить парный согласный в корне слова? ( Правило ).

    Прочитайте слова.

    Слайд 7.

    1 вариант                                                     2 вариант

    игру…ка                                                      мы…ка

    ска…ка                                                        бере…ка

    око…ко                                                        кру…ка

    сапо…ки                                                      тетра…ка

    у…кий                                                          ни…кий

    Запишите их по вариантам. Памятка – ваш помощник.

    Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаш и проверьте работу соседа.

    Слайд 8.

    1 вариант                                                     2 вариант

    игрушка                                                       мышка

    сказка                                                          березка

    окошко                                                        кружка

    сапожки                                                     тетрадка

    узкий                                                           низкий

    Оцените работу соседа. ( Сигналы +, - ).

    При написании каких слов вы испытывали затруднения?

    Учитель. Парные согласные – самые опасные!

    Дети.       В корне ты их проверяй –

                     Рядом гласный подставляй!

    1. Какографическое упражнение.

    Перед вами на карточках сочинение, написанное мальчиком-иностранцем. Не удивляйтесь его ошибкам – ему еще трудно писать по-русски. Проверьте его сочинение и исправьте ошибки зеленой пастой.

    Наступила морозная зема. На землю выпал мяхкий  снежок. Речка скована  толстым лидяным панцирем. Диревья нарядились в белые пушистые шабки.  

    Ваш помощник – памятка «Как писать без ошибок?» .

     

    Как писать без ошибок?

    1-2. Находи в слове орфограммы и

    о п р е д е л я й,

    знаешь ли буквы.

                   Знаешь                                     Не знаешь

    3. Пиши без «окошек»,              Пиши с «окошками».

    отмечай орфограммы.

                                                            Попробуй

                                                            узнать буквы.

                                                Узнал(а)          Не узнал(а)

    Вставь и подчеркни.                     Оставь «окошки»;

                                                            где надо, покажи

                                                            выбор букв.

    4. Проверь (поработай корректором):

       - читай по слогам – нет ли описок, снова находи все орфограммы;

       - где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок;

       - есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».

    Проверьте работу и просигнальте. ( Сигналы +, - ).

    Слайд 9.

                                           и                                       г                              

    Наступила морозная зема. На землю выпал мяхкий  снежок. Речка скована  

                        е                                 е                                                                    п

    толстым лидяным панцирем. Диревья нарядились в белые пушистые шабки.  

    Запишите текст правильно и проверьте написанное.

    1. Включение знания в систему знаний.

    Самостоятельная работа.

     Перед вами карточки трех цветов. Внимательно прочитайте задания и выполните те, которые, на ваш взгляд, вам посильны.

    Карточка зеленого цвета.

    1. Найди и обведи проверочные слова к слову золотой.

    Золотистый, позолота, золото, золотились.

    1. Поставь, где надо, букву а.

    Тр…ва, к…тенок, м…ряк, з…йчонок.

    1. Обведи слова с сомнительной гласной.

    Слон, морковка, суп, тетради, сугроб.

    1. Поставь, где надо, букву ж.

    Шала…, стри…, кни…ка, ко…ка.

    Карточка желтого цвета.

    1. Вставьте пропущенные буквы, в скобках пишите проверочные слова.

    Ночью ударил сильный моро… (               ). Он сковал ле…ком (             ) лужи на л…сных (             ) доро…ках (                 ). Ре…кий (            ) ветер гулял по лесу. Хол…дно (             ) стало ду…кам (                 ) и бере…кам (                 ).

    Карточка красного цвета.

    Из отрывка выпишите слова на изученные правила и напишите к ним проверочные.

    Заметает пурга белый путь.

    Хочет в мягких снегах потонуть,

    Ветер резвый уснул на пути;

    Ни проехать в лесу, ни пройти.

                                                   ( С. Есенин )

    1. Домашнее задание.

    №91  стр. 126  ( Л.М. Зеленина «Русский язык» 3класс 1часть ).

    1. Рефлексия.

    Какие правила повторяли на уроке?

    Какие задания были вам интересны?

    При выполнении каких заданий вы испытывали затруднения?

    Выразите свое отношение к уроку с помощью смайлика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

    Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

    Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

    Технологическая карта конспекта по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» Программа «Перспективная начальная школа»...

    Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

    Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

    Открытый урок русского языка во 2 классе по программе: «Гармония» Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»

    Открытый урок русского языка во 2 классепо программе: «Гармония»Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»...

    Урок русского языка 2 класс умк "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок закрепления материала в нетрадиционной форме...

    Презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

    Презентация разработана к уроку русского языка по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"...

    Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

    Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...