Рабочая программа по русскому языку 2 класс
методическая разработка по русскому языку на тему

Игнатова Любовь Александровна

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания, учебно-тематического плана, требований к уровню подготовки и календарно-тематического плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая учебная программа

по русскому языку

2 класс

УМК «Перспектива»

 

Составлена на основе  программы по русскому языку Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной.

                                        

                                    Игнатова Л.А.

Пояснительная записка.

                   Рабочая программа по   русскому языку  разработана на основе примерной программы основного общего образования   по русскому языку  с учётом требований федерального компонента государственного стандарта  общего образования и на основе авторской программы   Л.Ф.Климановой и Т.В.Бабушкиной.

                  Данная рабочая программа разработана в соответствии с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (приказ № 152 от 20.08. 09) согласно федеральному базисному учебному плану. Данная рабочая программа предполагает обучение базового уровня в объёме 170 часов, 5 часов  в неделю.

                     Цели и задачи   курса  имеют практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

                       В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

                        Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

                      Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

                     Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

                    Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

                  Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.

                   Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.

                    Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.

                       Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.

                       Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

                       Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.

                       Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

                       В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

                       На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.)

                    Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

                  Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:

1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).

2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

                   Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ».

                 Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Для любознательных».

                Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».

II. Основные блоки изучаемого материала.

                    1 раздел «Мир общения». Повторение. Даёт целостное представление о языке, о таких его единицах, как звук, буква, слово, предложение, текст. Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупредительных) при обозначении звука [и'].

                  2 раздел «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Основная цель данного раздела связана с освоением орфографических правил и формированием грамотного письма. Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.  Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.

               Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).

                Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.

Возможность непроизносимых согласных звуков в корнях слов и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.

             3 раздел «Слово и его значение» посвящен формированию элементарных представлений о лексическом значении слова, его многозначности, синонимах и антонимах. Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах. Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»). Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.

             4 раздел «Части речи». Внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение. Знакомство с такими грамматическими категориями, как имя существительное, имя прилагательное, глагол.

              5 раздел «Предложение. Текст». Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но. Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи. Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.

            В учебник включены небольшие словари различного типа, что позволяет активизировать самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Универсальные учебные действия:  

Личностные УУД:

-  осознанность учения;

- учебная мотивация;

- самооценка;

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие доброжелательности к людям.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осознанное построение речевого высказывания;

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- структурирование знаний;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность;

-слушать и понимать речь других;

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

 - учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

        

Содержание рабочей программы.

Мир общения.

Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык – самое и удобное и основное средство общения. Различие устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи.

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнера, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.

Различие функции слова и предложения. Типы предложение по цели высказывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение общих признаков текста. Озаглавливание текста. Типы текстов (описание, повествование, рассуждение)

Основные языковые единицы и их особенности. Общее представление о языке как языковой системе. Простейшие модели слов и предложений.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные.  Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.

Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.

Роль гласных и согласных звуков в речи.

Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания.

Понятие орфограммы.

Сравнение звуков И (гласного) и  й (согласного). Перенос слов  с й.

Слова с буквой Э в начале и середине слова.

Парные и непарные по твёрдости- мягкости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного на письме.

Шипящие согласные звуки. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слог. Перенос слов. Ударный и безударный слог. Безударные гласные звуки, их обозначение на письме. Правописание слов с непроизносимыми согласными, непроверяемыми написаниями, слов с удвоенными согласными.

Разделительные Ъ  и Ь знаки.

Слово и его значение.

Слово как двустороння единица языка. Имена собственные и нарицательные. Слова с несколькими значениями. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Синонимы, антонимы.  Устойчивые сочетания слов. Происхождение устойчивых сочетаний слов.

Распределение слов по тематическим группам.

Состав слова.

Слово как объединение морфем стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдение за строением слова на моделях. Первоначальное знакомство с составом слова.

Единообразное написание корня в родственных словах. Роль приставки, суффикса и окончания в словах.

Части речи.

Частим речи как группы слов отвечающих на один и тот же вопрос.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Изменение имён существительных по числам.

Изменение глаголов по числам и временам. Роль глагола в предложении.

Изменение имён прилагательных по числам, их роль в речи.

Правописание предлогов со словами, различие написания предлогов и приставок.

Предложение, текст.

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложений. Связь слов в предложении.

Типы предложений по интонации и по цели высказывания.

Главные члены предложения: подлежащее и ск5азуемое.

Текс. Определение текстов. Типы текстов.

Записка как один из видов текста, её особенности.

Письмо как один из видов текста, требование к его написанию.

Приглашение как вид текста, его особенности.

Повторение изученного за год.

Учебно-тематический план по математике.

Тема.

Кол-во по учебной программе

Кол-во по типовой программе

Лабораторные и контрольные работы.

 1 четверть (42 часа).

1

Мир общения.

20

20

Изложение.

Контрольная работа.

2

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

22

22

2 четверть (37 часов)

3

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

37

37

Контрольный диктант.

Проверочная работа «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме».

Проверочная работа по теме; «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме».

3 четверть (48 часов)

4

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

6

6

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

5

Слово и его значение.

20

20

  Контрольная работа «Слово и его значение».  

6

Состав слова.

15

15

Контрольная работа по разделу «Состав слова»

7

Части речи.

7

7

Контрольный диктант.

4 четверть (43 часа).

8

Части речи.

25

25

Контрольная работа по разделу «Части речи».

9

Предложение. Текст.

13

13

Контрольная работа/

10

Повторение изученного материала.

5

5

Итого: 170 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся будут знать:

пары согласных по глухости-звонкости;

названия частей слова, способы их нахождения (изменение слова, подбор родственных);

изученные орфографические правила написания (способы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;

виды предложений по цели и интонации.

Умения, формируемые в процессе обучения:

Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблюдать нормы употребления и произношения слов, помещенных в словаре учебника «Как правильно говорить?».

Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными целями, и использовать для решения практических задач.

Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.

Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соответствующей интонацией.

Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что ? — в ясных случаях, при ее словесной выраженности), отражать их в заголовках. Наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.

Подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объемом 45—55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и улучшать написанное (с опорой на памятку).

Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать (с опорой на памятку).

Языковые (фонетико-графические и грамматические).

Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их характеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.

Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й'] ), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.

Различать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? Или что?; какой? Какая ?какое ?какие ?; что делает ? что сделал ? что делала ?или что сделала! И т.п.

Подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похожими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной — у реки, на реке).

Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).

Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение (запеть, заговорить — значение начала действия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное и т.п.). Правильно образовывать слова с заданными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.

Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).

Давать предложениям характеристику по цели и интонации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.

Орфографические.

Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).

Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость).

Указывать на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.

Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оны-; -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника.

Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой  не изучен.

        Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.

        Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестница. Лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир, печенье, пи рог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, молоко, ягода, язык.

В результате изучения русского языка ученик будет

знать \ понимать:

--значимые части слова;

--типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

уметь:

--анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;

--различать произношение и написание слов;

--находить способы проверки слов (в том числе и по словарю);

--без ошибок списывать несложный текст объемом 30-50 слов;

--создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования;

--соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

--адекватного восприятия звучащей речи;

--работы со словарями;

--соблюдения орфоэпических норм;

--создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

--овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Список литературы.

  1. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. 2класс (1-4). М.: «Просвещение», 2008г.
  2. Л.Ф.Климанова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2класс. М.: «Просвещение», 2008г.  
  3. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2008г.
  4. Тесты по русскому языку Т. Е. Хохлова. Учебное пособие. М.: «Дрофа», 2006 г.
  5. В. В. Волина Учимся играя. Весёлая грамматика. Учебное пособие. М.: «Новая школа», 2004 г.
  6. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение. Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2001 г.

Календарно-тематический план по  русскому языку.


 

Тема урока.

 Кол-во

часов

Вид и формы

контроля

Дата проведения.

П

Л

А

Н

Ф

А

К

Т

1 четверть (42 часа).

Мир общения (20 часов).  

Собеседники (4 часа).

1

Мир общения.

1

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения.

3/09

2

Собеседники

1

Выделять в речи слова и предложения как средства общения.

4/09

3

 Собеседники

1

Строить высказывания в устной и письменной форме.

5/09

4

 Собеседники

1

Изменять темп речи, силу голоса в зависимости от речевой задачи.

6/09

Слово, предложение и текст в речевом общении(11 часов).

5

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

Выделение предложений из сплошного текста.

7/09

6

Слово, предложение и текст в речевом общении

1

Составление предложений на заданную тему.

10/09

7

Слово, предложение и текст в речевом общении

1

Определение типа предложения по интонации и по цели высказывания.

11/09

8

Слово, предложение и текст в речевом общении

1

Определение темы текста, подбор заглавия.

12/09

9

Слово, предложение и текст в речевом общении

1

Составление плана текста.

13/09

10

Слово, предложение и текст в речевом общении

1

Определение типа текста.

14/09

11

Слово, предложение и текст в речевом общении

1

Письменные ответы на вопросы.

17/09

12

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

Запись 3-4 предложений на заданную тему.

18/09

13

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

Работа с деформированным текстом.

19/09

14

Написание изложения.

1

Проверка умения последовательно излагать текст.

20/09

15

Работа над ошибками.

1

Разбор допущенных ошибок.

21/09

Родной язык-главный помощник в общении (5 часов)

16

Главный помощник в общении – родной язык

1

Называть основные языковые единицы.

24/09

17

Главный помощник в общении – родной язык

1

Объяснять основные языковые единицы.

25/09

18

Главный помощник в общении – родной язык

1

Объединение языковых единиц в группы.

26/09

19

Главный помощник в общении – родной язык

1

Выделение в тексте языковых единиц.

27/09

20

Контрольная работа по разделу

1

Проверка полученных знаний.

28/09

Звуки и буквы. Слог. Ударение(65 часов).

Обозначение звуков буквами (7 часов).

21

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Классификация гласных и согласных звуков.

1/10

22

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Название букв русского алфавита.

2/10

23

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Работа со словарями.

3/10

24

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Что такое звук, что такое буква.

4/10

25

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Расхождение произношения и написания.

5/10

26

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Морфологический разбор слова.

8/10

27

Гласные и согласные звуки и буквы.

1

Морфологический разбор слова.

9/10

Звук (й) и буква й (2 часа).

28

Звук (й) и буква й

1

Сравнение звуков и(гласного) и  й(согласного)

10/10

29

Звук (й) и буква й

1

Правило переноса слов с «й»

11/10

Звук (э) и буква Э (1 час)

30

Звук (э) и буква Э

1

Написание слов с буквой Э.

12/10

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7 часов)

31

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Называть парные и непарные по твердости и мягкости согласные звуки.

15/10

32

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Называть способы обозначения мягкости на письме.

16/10

33

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Позиции гласных обозначающих два звука.

17/10

34

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Сопоставление случаев обозначения мягкости согласных.

18/10

35

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

 Сопоставление случаев обозначения мягкости согласных.

19/10

36

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Сопоставление случаев обозначения мягкости согласных.

22/10

37

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Сопоставление случаев обозначения мягкости согласных.

23/10

Шипящие согласные звуки(7 часов).

38

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

Образование форм слов с данными буквосочетаниями.

24/10

39

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

Образование форм слов с данными буквосочетаниями.

25/10

40

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

26/10

41

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

29/10

42

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

Написание слов с данными орфограммами.

30/10

2 четверть (37 часов)

43

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

1

Написание слов с данными орфограммами.

8/11

44

Контрольный диктант «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.»Работа над ошибками.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

9/11

Слог. Перенос слова(3 часа).

45

Слог. Перенос слова.

1

Определение количества слогов в слове.

12/11

46

Слог. Перенос слова.

1

Деление слов на слоги.

13/11

47

Слог. Перенос слова.

1

Определять количество слогов в слове.

14/11

Ударение. Ударный слог(3 часа).

48

Ударение. Ударный слог

1

Определять ударный слог в слове.

15/11

49

Ударение. Ударный слог

1

Различение слов-омографов.

16/11

50

Ударение. Ударный слог

1

Работа с орфоэпическим словарём.

19/11

Безударные гласные звуки(9 часов).

51

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Алгоритм проверки безударных гласных.

20/11

52

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Алгоритм проверки безударных гласных.

21/11

53

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Алгоритм проверки безударных гласных.

22/11

54

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Подбор родственных слов для проверки безударной гласной.

23/11

55

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Подбор родственных слов для проверки безударной гласной.

26/11

56

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Подбор родственных слов для проверки безударной гласной.

27/11

57

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Подбор родственных слов для проверки безударной гласной.

28/11

58

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1

Подбор родственных слов для проверки безударной гласной.

29/11

59

Проверочная работа по теме: «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме». Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

30/11

Правописание слов с непроверяемыми написаниями(2 часа).

60

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

1

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

3/12

61

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

1

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

4/12

Звонкие и глухие согласные звуки(9 часов).

62

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Называть парные по звонкости-глухости согласные.

5/12

63

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Называть парные по звонкости-глухости согласные.

6/12

64

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

7/12

65

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

10/12

66

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами.

11/12

67

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Изменение слова для проверки орфограммы.

12/12

68

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Изменение слова для проверки орфограммы.

13/12

69

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1

Изменение слова для проверки орфограммы.

14/12

70

Проверочная работа по теме; «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

17/12

Слова с удвоенными согласными(3 часа).

71

Слова с удвоенными согласными.

1

Перенос слов с удвоенными согласными.

18/12

72

Слова с удвоенными согласными.

1

Письмо слов с удвоенными согласными.

19/12

73

Слова с удвоенными согласными.

1

Письмо слов с удвоенными согласными.

20/12

Непроизносимые согласные(3 часа).

74

Непроизносимые согласные.

1

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимой  согласной.

21/12

75

Непроизносимые согласные.

1

Слова, не содержащие непроизносимые согласные.

24/12

76

Непроизносимые согласные.

1

Способы проверки.

25/12

Разделительные мягкий и твердый знаки (Ь, Ъ)(7 часов).

77

Разделительные мягкий и твердый знаки (Ь, Ъ).

1

Употребление разделительного Ь.

26/12

78

Разделительные мягкий и твердый знаки (Ь , Ъ).

1

 Находить ч в слове  орфограмму.

27/12

79

Разделительные мягкий и твердый знаки (Ь , Ъ).

1

Употребление разделительного Ъ

28/12

3 четверть (49 уроков).

80

Написание поздравительного письма.

1

 Умение писать поздравление.

11/01

81

Разделительные мягкий и твердый знаки (Ь , Ъ)

1

Употребление разделительного Ъ

14/01

82

Разделительные мягкий и твердый знаки (Ь , Ъ)

1

 Объяснять орфограмму.

15/01

83

Написание объявления

1

Умение писать объявления.

16/01

84

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

17/01

85

Работа над ошибками контрольной работы.

1

Умение исправлять допущенные ошибки.

18/01

Слово и его значение(20 часов)

Что рассказало слово(4 часа).

86

Что рассказало слово.

1

Различие в словах двух сторон.

21/01

87

Что рассказало слово.

1

Знать этимологию слов.

22/01

88

Что рассказало слово.

1

Сопоставление слов по звукобуквенному составу.

23/01

89

Что рассказало слово.

Сопоставление слов по звукобуквенному составу.

24/01

Имена собственные и нарицательные(3 часа).

90

Имена собственные и нарицательные.

1

 Называть имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

25/01

91

Имена собственные и нарицательные.

1

Называть имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

28/01

92

Имена собственные и нарицательные.

1

Называть имена собственные и нарицательные, различать их по функциям.

29/01

Слова с несколькими значениями(2 часа).

93

Слова с несколькими значениями.

1

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова.

30/01

94

Слова с несколькими значениями.

1

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова.

31/01

Слова похожие, но разные (омонимы)(1 час).

95

Слова похожие, но разные (омонимы).

1

Уметь объяснять, что такое омонимы.

1/02

Слова, близкие по значению (синонимы)(3 часа).

96

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

Объяснять роль синонимов в речи.

4/02

97

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

Объяснять роль синонимов в речи.

5/02

98

Слов, близкие по значению (синонимы).

1

Объяснять роль синонимов в речи.

6/02

Слова, противоположные по значению (антонимы)(2 часа).

99

Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

Уметь подбирать антонимы к разным частям речи.

7/02

100

Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

Уметь подбирать антонимы к разным частям речи.

8/02

Устойчивые словосочетания(1 час).

101

Устойчивые словосочетания.

1

Объяснять семантику фразеологических оборотов.

11/02

Тематические группы слов(4 часа).

102

Тематические группы слов.

1

Распределять слова по тематическим группам.

12/02

103

Тематические группы слов.

1

Распределять слова по тематическим группам.

13/02

104

Повторение раздела «Слово и его значение».  Контрольная работа.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

14/02

105

Работа над ошибками.

1

Уметь исправлять допущенные ошибки.

15/02

Состав слова(15 часов).

Как собрать и разобрать слово(1 час ).

106

Как собрать и разобрать слово.

1

Составлять наглядно  - образные модели состава слова.

18/02

Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова(6 часов).

107

Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

1

Находить корень путём подбора однокоренных слов.

19/02

108

Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

1

Находить корень путём подбора однокоренных слов.

20/02

109

Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

1

Находить корень путём подбора однокоренных слов.

21/02

110

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

1

Образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

22/02

111

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

1

Образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

25/02

112

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

1

Объяснять лексическое значение корня.

26/02

Приставка(3 часа).

113

Приставка.

1

Выделять в слове приставку.

27/02

114

Приставка.

1

Определять значение, которое придаёт слову приставка.

28/02

115

Приставка.

1

Различать приставки и предлоги.

1/03

Суффикс(2 часа).

116

Суффикс.

1

Определение значения которое придаёт слову суффикс.

4/03

117

Суффикс.

1

Определение значения которое придаёт слову суффикс.

5/03

Окончание(3 часа).

118

Окончание.

1

Уметь правильно употреблять окончание.

6/03

119

 Контрольная работа по разделу «Состав слова»

1

Контроль знаний, умений и навыков.

7/03

120

 Работа над ошибками.

1

Находить и объяснять допущенные ошибки.

8/03

Части речи (32 часа).

Что такое часть речи(3 часа).

121

Что такое часть речи.

1

Определять части речи по обобщённому значению предметности.

11/03

122

Что такое часть речи.

1

Определять части речи по обобщённому значению предметности.

12/03

123

Что такое часть речи.

1

Определять части речи по обобщённому значению предметности.

13/03

Имя существительное(7 часов).

124

Имя существительное.

1

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён существительных.

14/03

125

Имя существительное.

1

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён существительных.

15/03

126

Имя существительное.

1

Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний.

18/03

127

Имя существительное.

1

Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний.

19/03

128

Имя существительное.

1

Употреблять формы имён существительных в соответствии с нормами русского языка.

20/04

4 четверть (44 часа).

129

 Контрольный диктант.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

1/04

130

  Работа над ошибками.

1

Определять число имён существительных.

2/04

Глагол(6 часов).

131

Глагол.

1

Находить в предложении глаголы.

3/04

132

Глагол.

1

Находить в предложении глаголы.

4/04

133

Глагол.

1

Определять число глаголов.

5/04

134

Глагол.

1

Определять число глаголов.

8/04

135

Глагол.

1

Ставить вопросы к глаголам в зависимости от времени.

9/04

136

Глагол. (Обобщение).

1

Ставить вопросы к глаголам в зависимости от времени.

10/04

Имя прилагательное(9 часов).

137

Имя прилагательное.

1

Находить в предложении имена прилагательные.

11/04

138

Имя прилагательное.

1

Находить в предложении имена прилагательные.

12/04

139

Имя прилагательное.

1

Находить в предложении имена прилагательные.

15/04

140

Имя прилагательное.

1

Определять связь с именами существительными.

16/04

141

Имя прилагательное.

1

Определять связь с именами существительными.

17/04

142

Имя прилагательное.

1

Классифицировать имена прилагательные.

18/04

143

Части речи (обобщение).

1

Классифицировать имена прилагательные.

19/04

144

Части речи (обобщение).

1

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными.

22/04

145

Части речи (обобщение).

1

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными.

23/04

Предлог(7 часов).

146

Предлог.

1

Знать о роли предлогов в речи.

24/04

147

Предлог.

1

Знать о роли предлогов в речи.

25/04

148

Предлог.

1

Отличать предлог от приставки.

26/05

149

Предлог.

1

Отличать предлог от приставки.

29/04

150

Предлог.

1

Отличать предлог от приставки.

30/04

151

Контрольная работа по разделу «Части речи».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

1/05

152

Работа над ошибками.

1

Находить и объяснять ошибки.

2/05

Предложение. Текст (13 часов).

153

Предложение.

1

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации.

3/05

154

Предложение.

1

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации.

6/05

155

Предложение.

1

Составлять предложения разные по цели высказывания.

7/05

156

Предложение.

1

Составлять предложения разные по цели высказывания.

8/05

157

Предложение.

1

Находить в предложении главные члены.

9/05

158

Предложение.

1

Строить предложения адекватно выражая основную мысль.

10/05

159

Текст.

1

Составлять текст с изученными орфограммами.

13/05

160

Текст.

1

Составлять текст с изученными орфограммами.

14/05

161

Записка. Письмо. Приглашение.

1

Предлагать варианты проверки написанного слова в предложении.

15/05

162

Записка. Письмо. Приглашение.

1

Сравнивать записанный текст с образцом.

16/05

163

Записка. Письмо. Приглашение.

1

Писать тексты с изученными орфограммами.

17/05

164

 Контрольная работа.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

20/05

165

 Работа над ошибками.

1

Нахождение ошибок и объяснение их правильного написания.

21/05

Повторение пройденного материала (5 часов).

166

Повторение пройденного материала.

1

Повторение изученного за год материала. Умение правильно писать, видеть и объяснять допущенные ошибки.

22/05

167

Повторение пройденного материала.

1

Повторение изученного за год материала. Умение правильно писать, видеть и объяснять допущенные ошибки.

23/05

168

Повторение пройденного материала.

1

Повторение изученного за год материала. Умение правильно писать, видеть и объяснять допущенные ошибки.

23/05

169

Повторение пройденного материала.

1

Повторение изученного за год материала. Умение правильно писать, видеть и объяснять допущенные ошибки.

24/05

170

Повторение пройденного материала.

1

Повторение изученного за год материала. Умение правильно писать, видеть и объяснять допущенные ошибки.

24/05

Итого: 170 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...