Урок русского языка в 3 классе по теме "Берегите наш язык"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Медведева Татьяна Николаевна

Урок русского языка "Берегите наш язык". Урок помогает понять, что родной язык - главный, важнейший предмет,помогает познать смысл слова, развивает интерес к изучению мира слов, создает условия для побуждения у учащихся стремления расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             МБОУ «Афанасовская СОШ»

        

                         БЕРЕГИТЕ   НАШ  ЯЗЫК

              урок русского языка в 3 классе

        Учитель начальных классов-

                                                                               Медведева Татьяна Николаевна

Цель:

формировать навыки культуры деловых отношений; 

пробуждение потребности  над познанием родного слова и над своей речью;

формирование установки на осознание важности владения речью в жизни каждого человека;

развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;

воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к предмету, уважение к великому русскому языку.

Оборудование:  карточки, рабочие тетради

                                           Ход   урока

I. Организационный момент

Учитель.

       Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. -  - Каким вы хотите видеть сегодняшний день?  ( ответы детей)

- Настроение сегодняшнего дня, ребята, зависит от нас самих. Поэтому, чтобы день был хороший мы должны употреблять в своей речи как можно больше волшебных слов, чаще улыбаться и  делать добрые дела.

- Удачи вам, ребята!

-  А теперь начнём наш урок.

II. Сообщение темы и целей урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель начинает урок с чтения стихотворения С. Островского « Первородство»

        К словам привыкаешь день ото дня,

                                  А они первородного смысла полны…

                                  И когда я слышу:

                                  « Извини меня!» -

                                  Это значит:

                                  « Исключи меня из вины!»

 

                                  У слова есть корни. И есть родня.

                                  Оно не подкидыш под сирым кустом.

                                  Когда я слышу:

                                  « Защити меня!» -

                                  Это значит:

                                  « Укрой меня за щитом!»

                                  Вслушайся! Вникни! Не позабудь:

                                  У слова свой норов. Своё нутро.

                                  И если ты в эту проникнешь суть –

                                  Слово тебе сотворит добро.

 Учитель. Сегодня наш урок посвящён декаде по искоренению      сквернословия из нашего богатейшего языка мира.

        Давайте прочтём девиз нашего урока.

Запись на доске: ( читают дети хором)

                                  « Мы против сквернословия»

       С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

      Ребёнок ещё не научился,  как следует говорить, а его чистый слух уже ловит бабушкины сказки и мамины колыбельные песенки. Через слово человек большой и маленький узнаёт много нового.

      Всё, что люди совершают в мире. Совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь.

     Нам, ребята, дан во владение самый богатый, меткий, могучий и волшебный русский язык. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. Только так мы будим считаться настоящими гражданами своей страны.

III. Словарная работа

Работа в группах

- Ребята, вы знаете, какие бывают слова?

  Слова бывают разные.   ( запись на доске)

  Вежливые                    Важные                      Дорогие

- Кто знает эти слова? Давайте запишем их.

IV. Работа над темой урока.

1. Работа с текстом

        

      Прочитайте текст                                    

                                          Сила слова

      В слове великая сила. Она может соединять людей  служить добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на добрые дела. Поэт В. Шефнер так написал о слове:

            Словом можно убить, словом можно спасти.

        Словом можно полки за собой повести.

        Словом можно продать, и предать, и купить,

                               Словом можно в разящий свинец перелить.

                               

Объясните, как вы понимаете эти слова?

Учитель. Да, действительно, учёные доказали, что слово само по себе имеет очень мощное энергетическое воздействие на человека. Это зависит от того, с какими намерениями, с каким настроением мы произносим слова. Об этом говорит и народная мудрость.

2) Работа с карточками

Карточка

Прочтите пословицы

1) Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

2) Слово лечит, но слово и ранит.

3) Худое слово и сладким мёдом не зальёшь.

4) От одного слова, да навек ссора.

Запишите эти пословицы в тетрадь и постарайтесь их запомнить.

3. Работа с текстом

 

Прочитайте текст.

                                      Речевой этикет.

        Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не унизить другого. Существуют правила поведения и общения человека. Они называются этикетом.

       Речевой этикет устанавливает правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, извинения, слова благодарности и так далее.

Запишите в столбик слова приветствия, прощания, извинения и слова благодарности

V. Самостоятельная работа по тексту « Речевой этикет»

VI. Разыгрывание речевых ситуаций. Работа в парах.

Ситуации:

1) пассажир такси просит передать плату за проезд;

2) прохожий спрашивает о времени;

3) покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

Учитель. Давайте, ребята, запишем речевые этикетные выражения и постараемся их запомнить, для того, чтобы использовать в своей речи.

        

                               Будьте добры…

                               Извините, пожалуйста!

                               Будьте так любезны…

                               Не затруднит ли вас…

                               Не сочтите за труд…

                               Простите, вы не подскажите…

                               Благодарю вас…

VII. Подведение итогов

- Чему посвящён сегодняшний наш урок?

- Что такое речевой этикет?

- Почему воспитанные люди должны соблюдать этикет?

- Что такое сквернословие?

- Как мы должны общаться друг с другом?

- какую силу имеет слово?

Учитель. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижать ни взрослых, ни детей. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху. И мы с вами должны не портить наш язык плохими словами, а беречь его и всё время пополнять только добрым словом.

- Прочтите хором четверостишие  ( запись на доске)

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём

И внукам дадим, и от плена спасём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс

Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....

урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...