Урок русского языка в 3 классе по теме "Берегите наш язык"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка "Берегите наш язык". Урок помогает понять, что родной язык - главный, важнейший предмет,помогает познать смысл слова, развивает интерес к изучению мира слов, создает условия для побуждения у учащихся стремления расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 3 классе по теме "Берегите наш язык" | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Афанасовская СОШ»
БЕРЕГИТЕ НАШ ЯЗЫК
урок русского языка в 3 классе
Учитель начальных классов-
Медведева Татьяна Николаевна
Цель:
формировать навыки культуры деловых отношений;
пробуждение потребности над познанием родного слова и над своей речью;
формирование установки на осознание важности владения речью в жизни каждого человека;
развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;
воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к предмету, уважение к великому русскому языку.
Оборудование: карточки, рабочие тетради
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. - - Каким вы хотите видеть сегодняшний день? ( ответы детей)
- Настроение сегодняшнего дня, ребята, зависит от нас самих. Поэтому, чтобы день был хороший мы должны употреблять в своей речи как можно больше волшебных слов, чаще улыбаться и делать добрые дела.
- Удачи вам, ребята!
- А теперь начнём наш урок.
II. Сообщение темы и целей урока
1. Вступительное слово учителя.
Учитель начинает урок с чтения стихотворения С. Островского « Первородство»
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
« Извини меня!» -
Это значит:
« Исключи меня из вины!»
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
« Защити меня!» -
Это значит:
« Укрой меня за щитом!»
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Учитель. – Сегодня наш урок посвящён декаде по искоренению сквернословия из нашего богатейшего языка мира.
Давайте прочтём девиз нашего урока.
Запись на доске: ( читают дети хором)
« Мы против сквернословия»
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит бабушкины сказки и мамины колыбельные песенки. Через слово человек большой и маленький узнаёт много нового.
Всё, что люди совершают в мире. Совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь.
Нам, ребята, дан во владение самый богатый, меткий, могучий и волшебный русский язык. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. Только так мы будим считаться настоящими гражданами своей страны.
III. Словарная работа
Работа в группах
- Ребята, вы знаете, какие бывают слова?
Слова бывают разные. ( запись на доске)
Вежливые Важные Дорогие
- Кто знает эти слова? Давайте запишем их.
IV. Работа над темой урока.
1. Работа с текстом
Прочитайте текст
Сила слова
В слове великая сила. Она может соединять людей служить добру и любви, звать на подвиг, вдохновлять на добрые дела. Поэт В. Шефнер так написал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Объясните, как вы понимаете эти слова?
Учитель. Да, действительно, учёные доказали, что слово само по себе имеет очень мощное энергетическое воздействие на человека. Это зависит от того, с какими намерениями, с каким настроением мы произносим слова. Об этом говорит и народная мудрость.
2) Работа с карточками
Карточка
Прочтите пословицы
1) Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
2) Слово лечит, но слово и ранит.
3) Худое слово и сладким мёдом не зальёшь.
4) От одного слова, да навек ссора.
Запишите эти пословицы в тетрадь и постарайтесь их запомнить.
3. Работа с текстом
Прочитайте текст.
Речевой этикет.
Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не унизить другого. Существуют правила поведения и общения человека. Они называются этикетом.
Речевой этикет устанавливает правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, извинения, слова благодарности и так далее.
Запишите в столбик слова приветствия, прощания, извинения и слова благодарности
V. Самостоятельная работа по тексту « Речевой этикет»
VI. Разыгрывание речевых ситуаций. Работа в парах.
Ситуации:
1) пассажир такси просит передать плату за проезд;
2) прохожий спрашивает о времени;
3) покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.
Учитель. Давайте, ребята, запишем речевые этикетные выражения и постараемся их запомнить, для того, чтобы использовать в своей речи.
Будьте добры…
Извините, пожалуйста!
Будьте так любезны…
Не затруднит ли вас…
Не сочтите за труд…
Простите, вы не подскажите…
Благодарю вас…
VII. Подведение итогов
- Чему посвящён сегодняшний наш урок?
- Что такое речевой этикет?
- Почему воспитанные люди должны соблюдать этикет?
- Что такое сквернословие?
- Как мы должны общаться друг с другом?
- какую силу имеет слово?
Учитель. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижать ни взрослых, ни детей. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху. И мы с вами должны не портить наш язык плохими словами, а беречь его и всё время пополнять только добрым словом.
- Прочтите хором четверостишие ( запись на доске)
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс
Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Русский язык 1 класс УМК "Школа России" Язык и речь
Конспект урока...
Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".
Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....
урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»...
Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Значение глаголов в языке и речи
УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...