Подготовка к сочинению-описанию
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Цулина Алёна Викторовна

Данный урок можно проводить во 2 классе.Ученики исследуют слово "облако".Узнают его  происхождение и лексическое значение, работают с однокоренными словами, выполняют фонетический разбор и составляют предложения,узнают значение некоторых фразеологизмов. Кроме этого, есть небольшой экологический материал.Урок хорош ещё и тем, что при необходимости можно усложнить материал или наоборот.Конечно же, работа должна сопровождаться слайдами (каждый учитель может это сделать для своих детей, учитывая особенности их восприятия).Ребята получат много удовольствия , выполняя сложную работу на одном дыхании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к сочинению – описанию.

Цели : 1. Совершенствование умения правильно строить предложения и употреблять их в тексте;

             2. Развитие устной и письменной речи , умение создавать собственное высказывание;

             3. Воспитание внимательного и доброго отношения к окружающему.

Оборудование: рисунки облаков, карточки с словами разных частей речи, слова : лексика , фонетика, орфография ,словообразование , синтаксис, фразеология, репродукции картин И.И. Шишкина и Ф.А.  Васильева, рисунок ёлки ,украшенной облаками и конфетами.

Ход урока:

1)Организационный момент.

- Здравствуйте ,ребята! Этот урок русского языка мы проведём вместе.

         

Сядут те , кому понравилось первое облако. Второе. Третье.

Приятно , что у многих из вас хорошее настроение. Надеюсь ,таким оно и будет до конца урока!

В добрый час! Думаю у нас будет «добрый час» и мы сможем говорить всё , что знаем и ничего не будем бояться.

(Дети открывают тетради и записывают дату.)

2)Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать слово , посмотрим на него с разных сторон науки о русском  языке.

Какое это слово , я предлагаю вам угадать , посмотрев слайды.

(На экран проецируется слайд-шоу, где показаны разные виды облаков .Учитель в это время говорит: -Они могут быть перистые, кучевые, грозовые, лёгкие.)  

3)Актуализация знаний.

- О чём же мы будем сегодня говорить?

-Об облаках.

- В этимологическом словаре Шанского говорится , что в современный русский язык слово «облако» пришло из старославянского , где звучало «облакоти» и означало «окружать ,одевать».

Первый раздел науки о языке , который нам поможет

 ЛЕКСИКА

- Что же означает слово облако?

1.Скопление сгустившихся водяных паров в воздухе.

2. Сплошная масса мелких частиц чего - нибудь(переносное значение). Например, облако дыма.

(На экране появляются слайды с каждым значением слова.)

-Способность слова иметь не одно , а несколько значений называется многозначностью. Как назовём слово с несколькими значениями?

-К каждому значению как будто тянутся слова единомышленники- синонимы.

-Дайте определение синонимов.

-Синонимы – слова одной и той же части речи , которые обозначают одно и то же , но могут отличаться оттенками лексического значения.

-Подберём синонимы. Если вам будет трудно , я помогу.

-Облако – туча, туман.

-Произнесём слово.

-Что мы слышим?

-Их называют звуками речи и изучает их следующий раздел науки о языке-

ФОНЕТИКА

- Этот раздел поможет нам выполнить фонетический разбор слова.

(Ребята выполняют разбор цепочкой по одной букве.)

о –[а]- глас., безудар.

б –[б] – согл., зв.,тв., парн.

л –[л] – согл.,зв., тв., непарн.

а –[а] – глас., безуд.

к –[к] – согл., глух., тв., парн.

а–[а] –глас., удар.


6 б., 6 зв.

-Ребята, фонетический разбор мы выполнили для того , чтобы найти расхождения в написании и произношении.

- Где вы видите  расхождение в звуках и буквах?

-Почему?

-Как проверить безударный гласный?

-Правильно написать слово нам поможет следующий раздел науки о языке

ОРФОГРАФИЯ

-Подберём устно родственные слова.

-Какие слова называются родственными?

-Запишем их ,выделяя ударение.

(На доске записываются учениками слова : облако, облачко , облачный , безоблачный , облачность.)

-Разберём каждое слово по составу.

-Ребята , а для чего мы разбирали  родственные слова по составу?

-Есть ли среди записанных проверочные слова к слову облака?

-Слова ,написание которых надо запомнить ,называются словарными.

-С помощью каких частей слова мы образовывали однокоренные слова?

(С помощью приставок и суффиксов.)

-В этом нам помог ещё один раздел науки о языке , который называют

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

(На данном этапе урока проводится физминутка.)

-Мечтая или радуясь ,люди часто смотрят на небо и их завораживает цвет и причудливые формы облаков. Они пытаются их нарисовать . Я предлагаю вам посмотреть на картины великих художников –И.К. Айвазовского ,И.И. Левитана и описать облака.

(Снова на экране показываются картины художников.)

-Какие облака на этой картине?

(Дети высказывают свои варианты и на слайде появляются некоторые из этих слов.)

-Какое действие выполняет облако на этой картине?

-Составьте предложения. Сначала повторим , что такое предложение?

(Ученики придумывают свои предложения и говорят их.)

-Облака мы можем не только увидеть на картинах , но и услышать это слово в художественных произведениях. Например, у Сергея Есенина:

Плывут в страну далёкую седые облака.

(На доске записано предложение с пропущенными буквами.)

- Посмотрите внимательно на пропущенные буквы и попробуйте назвать орфограммы.

-Какие безударные гласные вставили?

- Выполним синтаксический разбор предложения.

-Выпишем словосочетания с вопросами.

Облака (какие?)седые

Плывут (куда?) в страну

В страну (какую?) далёкую

-Какое это предложение по цели высказывания?

-По интонации?

-Простое или сложное?

-Распространённое или нераспространённое?

-Разбор предложения помог сделать другой раздел науки о языке

СИНТАКСИС

- Я хочу напомнить вам ещё об одном разделе языка ФРАЗЕОЛОГИИ , который изучает устойчивые сочетания слов.

- Наверно иногда вам приходилось слышать чей- то адрес фразу учителя : «Вася, ты опять в облаках витаешь?»

- Что же хотел сказать учитель?

Витать в облаках-  пребывать в мечтательном состоянии , не замечая окружающего.

- У вас в классе таких нет?

- Слушать учителя надо всегда очень внимательно , потому что он говорит много нового и интересного.

4)Первичная проверка понимания.

-О каких разделах науки о языке мы говорили?

-Какое слово исследовали?

-Словарное слово. Какие гласные запоминали?

5)Творческое применение знаний.

-Смотрели на картины ,узнали , что с помощью слова можно передать красоту облаков. И теперь я предлагаю вам посмотреть на картины таких художников , как : Шишкин , Васильев и описать облака. Работать будем по рядам.

(На доску вывешиваются три репродукции картин- для каждого ряда своя.)

-Вам надо описать облака на своей картине, составив 4-5 предложений. Начать я предлагаю с такого предложения : На картине я вижу облака. 

Вы   можете воспользоваться словами ,написанными на карточках.

(У каждого ученика лежат карточки со словами разных частей речи ,которые помогут описать облака. На выполнение работы даётся 5 минут. Затем зачитывают несколько сочинений(3-4))

-Вы   написали замечательные работы. Молодцы!

6)Информация о домашнем задании.

- А хотите ли придумать сказку ,главным героем которой будет облачко?

-Это и будет вашим домашним заданием.

7)Рефлексия(подведение итогов).

-Ребята, сегодня 19 января. По православному календарю это Крещение. После него все новогодние и рождественские  праздники заканчиваются. Люди снимали украшения с новогодних ёлок.У меня тоже есть ёлка , но необычная, а украшенная облаками. Я хочу подарить их  вам на память   о нашем уроке. Спасибо вам!

-Возьмите любое облако, которое понравилось больше всего.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Описание берёзы", учитель-логопед Бакулина В.Л.

На уроке проводится подготовка учащихся третьих классов к сочинению «Описание берёзы». Дети знакомятся с произведениями художественной литературы, посвященными березе, отбирают из этих произведений ма...

Разработка урока "Сочинение-описание животного. Лиса"

Разработка урока развития речи в 3 классе...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"

Урок развития речи .Основная цел урока: учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной  форме, систематизировать с...

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Подготовка к сочинению - описанию по теме: "Снег теперь уже не тот". УМК "Школа России" 2 класс

В  методической разработке содержится  подготовительный материал, С  помощью заданий ученики учатся составлять план сочинения, а, используя лексический материал, учатся грамматиче...

"Подготовка к сочинению. Описание природы".

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения...