Урок русского языка в 3 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок развития речи .Основная цел урока: учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной  форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; речевая подготовка учащихся с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинении.                                                                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

                      Урок русского языка (развитие речи)

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона  

                            «Конец зимы. Полдень.»

Цели: обучающая -  учить писать сочинения на материале непосредственных наблюдений; формировать умение строить текст в определённой композиционной  форме, систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения; речевая подготовка учащихся с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинении;                                                                                                           воспитывающая - воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе, живописи, музыке;                                                                                                  развивающая – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развитвать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

Оборудование: репродукция картина К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.», выставка иллюстраций и рисунков детей, выстака книг, лоты (подарки детям), молоточек для проведения аукциона.

Форма: урок – аукцион.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас урок – аукцион. Что же такое аукцион? (отвечает ученик, которому было дано задание найти значение слова в словаре)

- Аукцион – публичная продажа имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

- Аукционер – участник аукциона. Сегодня ими будете вы.

- Аукционист – человек, ведущий аукцион. Сегодня это я. (на доску прикрепляются таблички со словами).

- Что вы можете сказать про эти слова? (они родственные) Докажите.

- Ещё на аукционе имеет место такой термин, как лот –это партия товара, выставляемая на аукцион.

2. Проверка домашнего задания.

Лот 1:

- На дом было задано подобрать пословицы о весне. Этот лот получит тот, у кого самая интересная и редкая пословица.

- Другой группе ребят нужно было самим сочинить четверостишья о весне.

3. Калиграфическая минутка.

Лот 2:

- Сегодня на каллиграфической строке мы прописываем букву Б. Этот лот достанется тому, кто пропишет букву особенно аккуратно, правильно и красиво.

- Что вы можете сказать про эту букву?

4. Словарная работа.

Лот 3:

- На доске вы видите портфель. Мы должны его собрать в школу. Слова, которые вы назовёте должны быть словарными. Допишите эти слова в столбик словарными словами на школьную тему. Этот лот получит тот, кто последним назовёт слово на данную тему.

5. Повторение пройденного.

- Что вы можете сказать про эти слова? (существительные) Докажите.                             – На какие две группы мы можем их разделить? (отвечающие на вопрос кто? и что?)

Лот 4:

- Подберите к этим существительным прилагательные и запишите их рядом во второй столбик. Прочитайте вместе с вопросом. Этот лот получит тот, у кого получилось самое красивое и удачное словосочетание.

6.Физкульт. минутка.

7. Работа по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень.»

- Сегодня нам предстоит творчески поработать по картине Константина Фёдоровича Юона. А вот дать название картины вы попытаетесь сами (дети предлагают свои варианты названия картины).

- Вы близки к цели. Действительно, конец зимы – это преддверие весны.

- Внимательно рассмотрите картину и найдите признаки, характеризующие конец зимы.

- Будем рассматривать детально.                                                                                                   – Обратите внимание на крышу этого дома. Судя по снежному покрову, определите, что зима наисходе. (Снег осел, потемнел, подтаял. Виден край освободившейся крыши.)

- Как вы думаете, долго ли будет лежать этот снег? (Нет. Вот-вот это снежное покрывало сползёт, свалится, рухнет.)

- Как вы думаете, какое время суток изобразил К.Ф.Юон на своей картине? (Полдень.)                                                                                                                                               - Почему вы так думаете?  (Такие тени от деревьев бывают только в полдень.)

- Посмотрите на дрова в поленнице.  Почему мы можем сказать, что зима кончилась? (Дрова на исходе, в ней осталось мало дров, поленница развалилась.)

- Что мы видим на снегу?  (Вмятины, следы, снег стал рыхлым, отдельные участки почвы освободились от снега, дорожка почернела.)

- По двору гуляют куры.  В какое время суток их выпускают?  (В полдень, когда земля прогреется.)                                                                                                                          - Животные тоже чувствуют приближение весны.

- Откуда возвратились лыжники?  (В последние зимние деньки они решили организовать лыжную прогулку.) Они о чём- то оживлённо беседуют.

- Посмотрите на деревья.  Какие изменения произошли в конце зимы?  (Деревья освободились от снежного покрова, плена.  Ветви потянулись к солнцу и теплу.)

- Посмотрите, какие изменения произошли в жизни животных. На заднем плане стоит лошадь. Почему она запряжена в сани? (Начались ранние полевые работы.)                                                                                                                                     - Почему лошадь стоит возле дома? (У хозяина обеденный перерыв. Это ещё раз доказывает, что полдень.)

- Солнечный день или нет? (Солнце ещё скупое, оно греет, но светит не ярко, в воздухе пахнет теплом.)

- Давайте озвучим картину. Я слышу… (Пение петуха, ржание лошади, оживлённую беседу ребятишек, шум падающей глыбы.)

- Что чувствуете? (Прилив сил, энергии, наступление весны.)

- А теперь давайте составим предложения, которые потом объединим в связный рассказ – это будет описание картины или сочинение.

- Что получилось? (Текст.) Докажите.                                                                                               – Определите вид текста. (Текст – описание.)

8. Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что понравилось?