Урок русского языка. Тема: Спряжение глаголов.Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Халиулина Ирина Петровна

 

Данный урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС  по УМК «Школа России»,  учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spryazhenie_glagola._haliulina.rar507.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе.

Тема: Спряжение глагола. Закрепление.

 Цели: совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать личные  окончания глаголов;

  1. создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
  2. способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
  3. способствовать формированию навыков самоконтроля  и взаимоконтроля;
  4. воспитывать любовь к природе.

Тип : урок закрепления знаний

                   

1. Организационный момент

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится.  Работать мы будем под девизом"Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить" Желаю вам удачи!

2. Повторение. Актуализация знаний.

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

(запись разговора)

Что вы любите больше всего?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

-Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что вы можете сказать о своей роли в речи?

- Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

             - О какой части речи будет сегодня  разговор?

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека.  Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

- Скажите, что теперь оно обозначает! ( правило)

3. Постановка учебной задачи.

Внимание на экран:   глаголить   разглагольствовать

-Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. (если ответят)

У вас возникло затруднение?

-Где мы можем узнать значение этих слов? ( в толковом словаре)

На слайде:

Глаголить – говорить. 

(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль.

Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.

Культура речевого общения. - 2010

- Что объединяет эти слова?

(глаголы, н.ф., однокоренные)

- Чем они отличаются? (спряжением)

- Сформулируйте тему  урока. (Спряжение глаголов)

- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)

- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения  глаголов)

             - Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)

- Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?

  1. Что такое спряжение?  (правило)
  2. Какие окончания имеют глаголы 1  и 2 спряжения?
  3. Алгоритм  определения спряжения.
  4. Глаголы-исключения ( стих)

(На доске дети составляют  схему –алгоритм определения спряжения)

4 Решение учебной задачи.

  1. Работа с учебником.

Внимание на экран:   портрет Петра 1 и яблоко

-Что вы видите?

-Какая между ними связь?

Ответить на этот вопрос вам поможет учебник. С. 115 упр.510.

Прочитайте текст.

-О каком яблоке идет речь?

А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ.  А немцы -КАРТУФЕЛЬ Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.

- Какая между картинками связь?

Выпишите из повествовательных предложений 1 абзаца  глаголы.

 Определите их спряжение. ( растут, не едят, варят, жарят)

- Какой глагол не нужно было выписывать?? Почему?

- проверка спряжения с объяснением по алгоритму. (1 у доски)

  1. Работа в паре

« Мой кулинарный рецепт »

Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Назовите самое любимое ваше  блюдо из картофеля? Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре, использовать будем только глаголы.

-Что нужно сделать сначала?  (обсуждение)

На слайде:

Помыть

Отварить

Посолить

Нарезать

Почистить Растолочь

- Работать будем в паре, договоритесь и запишите эти глаголы в нужном порядке, определите спряжение.

-Самопроверка по эталону. Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.

  1. Работа с пословицами.

О  картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя  на столе. Прочитайте.

Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:

- п.в., б.в., неопред. форме.

Ешь картошку и хлеб — проживешь до́ ста лет.

Картошка да каша - еда наша.

Свинье дали картошки, она просит апельсинов.

Картошку копать, не руками махать.

Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.

5.Физкультминутка. 

Как живешь?

- Как идешь?

 А бежишь?

- Ночью спишь?

  Как плывёшь?

- Как берешь?

- А даешь?

- Как молчишь?

- А грозишь?

- Как сидишь?

6. Домашнее задание

Уважают и почитают картофель в России: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи.   Не каждому овощу такая честь! Дома вам предстоит поработать с одой о картошке. С уроков литературного чтения вы помните, что ода это…

Задание: у глаголов определить спряжение, время.

ОДА КАРТОШКЕ

Картошка полезна всем людям на свете:

Больным и здоровым, и взрослым, и детям.

Картошка спасала, картошка кормила,

Картошка – доступна: и вкусно, и мило.

Картошкой насыщены кушанья наши.

Мы любим картошку, не рыбу и каши.

Печёной, варёной бывает картошка,

Её можно много и можно немножко.

Кто любит покушать, кого ждёт диета.

В оладьях и чипсах, пюре и котлетах.

И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое.

А если поход, то картошка – святое!

В подвале картошка, в стихах и в фольклоре.

Поют про картошку и соло, и в хоре.

В застолье семейном, на лоне природы

Картошке – хвала, дифирамбы и оды!

7. Контроль знаний.

Выполнение теста.

(Использование системы голосования SMART Response PE, тест предполагает выбор ответа: да или нет)

Тест "Спряжение глаголов"

  1. Спряжение – это  изменение глагола по числам и лицам?
  2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?
  3. Спряжение можно определять по неопределенной форме?
  4. Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;
  5. У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме, с безударным по окончанию?
  6. Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить ( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?

     7) У глагола прошедшего времени определяется спряжение?

      8) Личные окончания глаголов I спряжения:  ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?

      9) Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?                 10) Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?

Анализ результатов ( на доске в виде диаграммы)

8. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,

 Закончите любое из выражений:

 Мне понравилось…

 На уроке я узнал, что...

 Меня удивило…

 Мне бы хотелось...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Спряжение глаголов.Закрепление"

Урок закрепления и обобщения изученного материала.УМК "Начальная школа 21 века" (4 класс)...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"

Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Спряжение глаголов".

ТИП УРОКА: Урок применения знаний и умений (урок закрепления). ...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Обобщение по теме"Спряжение глаголов""(4 класс, УМК "ПНШ").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о спряжении глаголов.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о спряжении глаголов;Совершенствовать умение определять спряжение ...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Закрепление". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексия.Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся неопределенной форма глагола.Задачи урокаДидактические:1 Организовать работу по закреплению знаний о неопределенной фо...