Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей
статья по русскому языку на тему

Трубачева Наталья Петровна

Задача учителя расширять у детей круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения, научить осознанно, разумно и рационально использовать различные источники информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования  детей.

Лингвист М.П.Панов писал: «Русский язык – явление необычайно загадочное, постоянно меняющееся заставляющее думать …»

Как же учить русскому языку, чтобы дети почувствовали, что действительно им открывается «явление необычайно загадочное …», научились думать, рассуждать, самостоятельно работать с книгой, пользоваться справочной литературой? Подобные вопросы задают себе учителя. Первоклассник, придя в школу, уже владеет языком, речью. Задача учителя расширять его круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения.

Информационная среда вокруг наших детей обширна и богата: ресурсы Интернета, книги (литературные произведения, энциклопедии, справочники, словари), устное и письменное общение со сверстниками (друзьями), родителями, педагогами.  Очень жаль, что не всегда эта информация является положительной. Задача педагога: научить школьников осознанию, разумно и рационально использовать различные источники информации. Организация такой деятельности необходима в младшем школьном возрасте, ведь именно тогда закладывается ряд ценностных качеств и отношений.

С 2004 года работаю  по  УМК «Гармония».  Идея авторов комплекта близка мне, но самое главное, я верю, что эта система помогает моим детям в развитии, образовании.  Учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», входящий в комплект и тетрадь- задачник, формируют у младших школьников интерес к изучению русского языка, помогают им постигать тайны русского языка, развивать языковую личность. В самом названии скрыта интрига, приглашение во что-то неизвестное, таинственное, что всегда интересно детям. Каждый раздел учебника начинается с проблемной ситуации, цель которой – «озадачить» ученика. Во время решения проблем, где ребята являются активными участниками, делают «открытия, происходит восприятие изучаемых объектов, выбирается поисковый путь. Прием диалога с персонажами: дошкольником Антоном и мальчиком – иностранцем положительно влияет на развитие речи детей, на их умение общаться, строить научно-деловые высказывания, анализировать чужую точку зрения и анализировать свою. Сочетания индивидуальной,  парной, групповой формы работы позволяет формировать коммуникативные навыки, не только коллективное мнение, но и стимулировать  мыслительную  деятельность  учащихся.  Уже  с первого класса школьники, работая по учебнику «К тайнам нашего языка» получая разнообразные задания, начинают обращаться к различным словарям: орфографическим, толковым, этимологическим, др. последовательная и целенаправленная работа с различными словарями, несомненно, влияет на уровень культуры речи учащихся. Общение со сверстниками вовлекло моих учеников в исследовательскую деятельность по теме «Семья». Ребята с интересом работали с родственными словами, фразеологическими оборотами речи по теме, пословицами и поговорками. В толковом словаре были найдены слова, подкрепляющие родственные связи.  Работая с текстами учебника, перед глазами ребят проходят высокохудожественные тексты выдающихся авторов литературы, образцы правильности, выразительности и богатства речи. Так на уроке русского языка в 4 классе после отгадывания загадки о гусе, дети читали информацию об этих птицах в энциклопедии «Что такое» Кто такой?», познакомились с лексическим значением в толковом словаре. Потом обратились к словарю В.И.Даля с толкованием слова «Хопер» (так как мы живем в городе Новохоперск на реке Хопер). Русское слово «Хопер» означает: «притон диких гусей». Дальше по содержанию урока дети работали с текстом из учебника русского  языка   А. Куприна  о гусях: искали «заблудившееся»  предложение, решали орфографические задачи. После работы над упражнением детям была рекомендована книга Е.Носова «Белый гусь». Такая работа на уроке помогает детям разобраться с краеведческим материалом, любить свой край, проявлять интерес к общению с книгой, русскому слову.

В результате целенаправленной  систематической  работы вырабатываются требования к хорошему тексту. Учащиеся с удовольствием составляют свои словесные зарисовки, кулинарные рецепты, сочиняют сказки, воспоминания о своей жизни. Которые очень важны для развития речи.

Хочется, надеется, что  «великий могучий русский язык», а не то негативное, нецензурное, которое иногда слышим вокруг, поможет обогатить и сделать добрее, чище всех нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития языковой личности и лингвистического образования детей

Задача учителя расширять у  школьников  круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, обучить школьников созданию речевых жанров, актуальных для общения....

Актуальные проблемы развития профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС ДО

Программа курсов повышения квалификации работников дошкольных образовательных организаций.  Программа имеет рецензию кафедры дефектологии АССОУ...

« Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»

Международная научно-практическая конференция « Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования»...

Актуальные проблемы и перспективы цифровизации в начальном образовании.

Презентация на тему: "Актуальные проблемы и перспективы цифровизации в начальном образовании"...