Урок русского языка во 2 классе. Тема «Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку по теме

Колесникова Людмила Анатольевна

«Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова». 2 класс, 3 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uchebnogo_zanyatiya.doc297 КБ
Файл zvukovoe_oformlenie._prezentaciya.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по русскому языку во 2 классе:

Предмет:

Русский язык

Класс:

2 класс

Место занятия в структуре образовательного процесса:

Урок обобщения. Программа «Планета знаний».

Тема урока по учебно-тематическому плану:

«Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова».

Номер урока по теме:

15урок

Оборудование:

Презентация   «У птичьей кормушки», 1 компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (карточки с разноуровневыми заданиями).

Цель:

Обобщить знания учащихся  о непроверяемых орфограммах в корне слова.

Задачи:








1. Обобщить знания о непроверяемых и проверяемых орфограммах в корне слова.  Учить применять полученные знания грамотного письма при составлении предложений и текстов.

2. Развивать произвольное внимание, память, связную речь, развивать умения находить орфограммы в корне слова, развивать навыки каллиграфического письма, формировать умения создавать тексты.

3.Воспитывать любовь к природе, активность,   самостоятельность, тактичное отношение при работе в группе.

Ожидаемые результаты:

Умения самостоятельно узнавать слова с непроверяемыми орфограммами в корне слова, знать их безошибочное написание.

Этапы урока:

Этапы

Время

1

Организационный момент. Упражнение на концентрацию внимания

2 мин.

2

Каллиграфическая минутка.

3 мин.

3

Сообщение цели и темы урока.

1 мин.

4

Повторение пройденного. Проверяемые орфограммы. Работа в группах

5 мин.

5

Разгрузка

2 мин.

6

Прогулка по лесу.

2 мин.

                                = 15 мин

7

Физкультминутка.

2 мин.

9

Словарная работа. Удвоенные согласные.

4 мин.

10

Составление текста.

13 мин

11

Итог. Рефлексия.

2 мин.

12

Д/з

1 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Цель: Проверим вашу готовность (упражнение для зрения, на концентрацию внимания)

ИТОГ: готовы к работе.

  1. 2. Объявление темы, целей урока:

На уроках русского языка мы много работали и пришло время проверить, на сколько хорошо вы научились решать орфографические задачи, готовы ли к написанию диктанта. В диктантах встречаются разные орфограммы (открывается доска):

Рассмотрите схему и сформулируйте тему урока.

 (Сегодня на уроке мы  проверим ваши знания о словах с  проверяемым и непроверяемым написанием). Будем оценивать цветом уровень знаний. Так же  сделаем одно очень важное и доброе дело.

 Будьте активны, аккуратны и внимательны на уроке, тактичны друг с другом.

  1. 3. Повторение пройденного:

Цель: проверим ваши знания о правописании согласных.

Фронтальная работа. 

  1. Все звуки делятся на две группы. Какие?
  2. Когда согласный звук требуется проверять?
  3. Как проверить парный согласный?
  4. Я буду называть слова, а вы сигнализировать красным цветом, если слово при написании нужно проверять, будьте внимательны: берег, сугроб, слон, лев, голубь, соль, год, день,
  5. Молодцы!

Работа в группах по 2 человека. 

  1. Закрепим. Выполните задание на синей карточке. (приложение 1)
  2. Проверим. Выбери любое слово и объясни его написание.
  3. Проанализируем работу. Оценим цветом.

ИТОГ: проверять парные согласные умеем.

  1. 4.  Минутка чистописания:

Приготовим к работе тетради.

  1. Сегодня пропишем строчную букву «д» с гласными
  2. Дд   да   до   де

Цель: следить за правильностью и аккуратностью написания букв и их соединений, за посадкой при письме 1,2,3.

Работа с деформированным предложением.

Пока вы работали, у нас в классе пошёл снег.

Эти снежинки волшебные, на каждой из них слово. Ветер- озорник раскидал снежинки и нужно собрать их в предложение.

      Жизнь дана на добрые дела.

  1. Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
  2. Над написанием каких слов необходимо задуматься? Как проверить безударный гласный?
  3. Прочитаем орфографически.
  4. Напишите её по памяти, если будет кому-то трудно, то можно немножко «подсмотреть».

 Проверьте свою работу. Кто написал без ошибок?

ИТОГ: будем следить за каллиграфией весь урок.

Какие правила встретились?

  1.  5. Повторение пройденного:

Цель: понаблюдаем за безударными гласными.

Фронтальная работа. 

  1. Я покажу картинки, а вы запишите слова, которые они обозначают, поставите ударение; пишем так, чтобы получилось два столбика: дом, стол. (поставить ударение)
  2. Измените слова так, чтобы первый слог стал безударным: дома, столы.(поставить ударение)
  3. В какой строчке слова требуют проверки?
  4. Почему?
  5. Выделим корень. Какой сделаете вывод?(корни в родственных словах пишутся одинаково.)
  1. Как проверить гласный звук?
  2. Молодцы!

Работа в группах по 2 человека. 

  1. Игра в мяч «Подари мне букву»
  2. Проанализируем работу. Оценим цветом.

ИТОГ: проверять гласные умеем. 

  1. 6. Закрепление нового материала:
  1. Путешествие в зимний лес. Развитие речи, образного мышления.
  1. Хорошо поработали, немножко отдохнём
  2. Закройте глаза. Я буду называть слова,  а вы попробуйте их оживить, силой своей фантазии. Поляна, снег, сугроб, следы, деревья, шишки, тишина. Проказник ветер задел ветку и с неё посыпался стеклянный дождь.
  1. Что смогли увидеть? (зимний лес)
  1. Я предлагаю вам прогулку по зимнему лесу. По календарю уже наступила весна, но в лесу всё ещё хозяйничает зима. Давайте попрощаемся с ней, запомним невероятную красоту нашей природы зимой!
  2. СЛАЙД 1. Беседа. Снежинки-подружки опять с нами
  3. Какими словами вы бы описали  зимний лес? Молодцы!
  4. Замёрзли? Погреемся!
  1. Физминутка. СЛАЙД 2.

  1. Непроверяемое написание

СЛАЙД 3.

Вот сюда я и хотела вас привести. Не далеко от дороги, на самом краю леса растёт старый дуб. Вокруг глубокий снег, который ещё не скоро растает. Мы можем тихонько уйти отсюда, а можем сделать доброе дело – смастерить кормушку для птиц и повесить её здесь. Ведь им всё ещё трудно находить корм. Что выбираете? Молодцы! Остаёмся!

Каждый из вас старался помочь птичкам перезимовать, а сейчас сделаем это вместе.

Изготовим кормушку из очень прочного материала - словарных слов. А какие слова мы называем словарными? (Нельзя или очень трудно проверить. Вернуться к схеме).

Значит, приступаем ко второй части нашей работы.

d) работа с доской.

Цель: проверить, хорошо ли знаем слова с двойной согласной.

  1. Мы много знаем слов с двойной согласной. Чем больше вспомним, тем больше корма появится.
  2. Предлагайте слова для диктанта и объясняйте их написание.
  3. Анализируем работу, оцениваем цветом.

ИТОГ: словарные слова с удвоенной согласной знаем, еду птицам дали. 

e) Составление рассказа.

Коллективная работа

  1. Запишем то, что сейчас сделали, оставив одну свободную строку: (Тишунин И. – индивидуальная работа «Синичкин календарь»)

Ребята пришли в лес и принесли корм. 

  1. Какое словарное слово встретилось? Каким буквам уделяем внимание?

 Цель: повторяем непроверяемые гласные, учимся составлять предложения.

Первыми прилетели воробьи и синички.

Ворона и сорока клюют крошки и зерно.

Рядом на ветке  уселся дятел.

Пожаловал красногрудый снегирь.

(обратить внимание на правила кормления птиц)

Рады птицы нашим подаркам!

- Какое это предложение по интонации? ( Восклицательное).

- Прочитайте его выразительно.

- Итак, давайте прочитаем, что же у нас получилось. ( Хором).

- Что это? ( Текст, рассказ)

- Докажите. ( Все предложения связаны по смыслу. Имеет основную мысль или тему).

- Как можно озаглавить наш рассказ? (Лесная столовая. Хороший поступок.).

  1.  Выступления детей (сочинение Новикова Т. - проанализировать)
  2. Анализируем работу. Оцениваем цветом.

ИТОГ: помогли пернатым друзьям, учились составлять тексты, повторили слова с непроверяемым написанием из группы «птицы».

Птички говорят вам «спасибо!». А нам пора возвращаться в класс.

СЛАЙД 4 Воспитательный момент.

  1. 7. Общий итог урока: к диктанту…

Сделали большую работу:

  1. Учились проверять безударные гласные
  2. Учились проверять парные согласные
  3. Повторили труднопроверяемые слова
  4. Учились составлять тексты, предложения
  5. Готовились к написанию диктанта
  6. Помогли птичкам

Обратимся к пословице.

Мы учились сегодня совершать добрые дела!

Всем на свете, наконец

Нам напомнить нужно-

Ежедневно сто чудес

Совершает дружба!

  1. 9. Рефлексия

Какие новые знания вы « унесёте» с собой?
Какие задания вам понравились? Какие трудности испытывали на уроке? Кому было легко и все понятно? Мы анализировали общую работу, а теперь каждый из вас оценит свои знания по теме «орфограммы в корне слова» (светофорик.)

  1. СЛАЙД 5.

  1. 8. Домашнее задание – разноуровневое.
  2. 10. Оценивание по жетонам.

СЛАЙД 6 – спасибо за работу.

Приложение№1

Игра “Как вы думаете?”.

Распределите данные слова по колонкам. Проверьте друг друга.

Слова: моро…, арбу…, гла…, но…, вку… .

з

с

 

 

Приложение№2

Игра “Как вы думаете?”.

Распределите данные слова по колонкам. Проверьте друг друга.

Слова: т…шина, тр…винка, пт…нцы, в…твистый, з…лёный, л…ства, т…инственный.

а

и

е

 

 

 

- Что объединяет эти слова? (безударная гласная в корне)

АНАЛИЗ УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Колесникова Л. А.

ПРЕДМЕТ: русский язык

КЛАСС: 2 класс

ТЕМА УРОКА: «Обобщение знаний о непроверяемых орфограммах в корне слова».

Цель: Обобщить знания учащихся  о непроверяемых орфограммах в корне слова.

Задачи:

1. Обобщить знания о непроверяемых и проверяемых орфограммах в корне слова.  Учить применять полученные знания грамотного письма при составлении предложений и текстов.

2. Развивать произвольное внимание, память, связную речь, развивать умения находить орфограммы в корне слова, развивать навыки каллиграфического письма, формировать умения создавать тексты.

3.Воспитывать любовь к природе, активность,   самостоятельность, тактичное отношение при работе в группе.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1     Содержание  урока соответствует  требованиям  государственного стандарта, поэтому доступен для  понимания и  посилен  для всех  учащихся. Все этапы урока взаимосвязаны и работали на триединую цель урока.

  1.  На протяжении всего урока учила детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивала внимание, мышление, орфографическую зоркость, навыки каллиграфического письма, способствовала развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса учащихся, обучала способам самопроверки и взаимопроверки. На уроке  создавала  ситуации   для   полемики, использовала репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный методы обучения; применяла фронтальную, групповую и индивидуальную форму работы.
  2. Познавательная  активность была простимулирована на протяжении всего  урока, когда  я использовала презентацию, наглядность, звуковое сопровождение, предлагала выполнить проблемно-творческое задание с  опорой на полученные  знания.
  3. В течение урока большое внимание уделяла воспитанию любви к родному краю, к природе, бережному отношению к птицам, самостоятельности, чувства коллективизм. 

Проверяемые

непроверяемые

Орфограммы

в корне слова



Подписи к слайдам:

6 марта
Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои
Глядит – хорошо ли метелиЛесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?
Идёт – по деревьям шагает,Трещит по замёрзлой воде,И яркое солнце играетВ косматой его бороде… Н. А. Некрасов
Человек! Ты царь природы!О тебе веду я речь!Можешь ты помочь живомуИль на гибель всех обречь.Помоги траве родиться,Белкам жить, а рекам течь.Ты на свете самый главный,Значит, должен всех беречь!
Оцените свою работу цветом.
Жёлтым - не хватает практических навыков, нужно тренироваться.
Красным – необходимо повторить пройденный материал, обратиться за помощью к учителю или родителям.
Зелёным - хорошо усвоил материал, готов изучать следующую тему.
До следующей встречи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном».Цель урока: повторить и обобщить об имени существительном.Задачи урока:   Обучающие: актуализировать знания, приобретённые при изучении...

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Глагол. Обобщение знаний"

Презентация к уроку русского языка 4 класс по теме "Глагол. Обобщение знаний". Школа России...

урок русского языка 3 класс. Тема: «Обобщение знаний о падежах»

Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к разделу «Имя сеществительное»....

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- закрепление у учащихся  знаний об имени прилагательном.Планируемые результатыПредметные:- знать значение термина «прилагательное»;- уметь отличать прилагат...

Конспект русского языка (2 класс). Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний о понятии «прилагательное» (значение, вопросы, роль в предложении); формирование орфографического навыка; развитие умения употреблять имя прилаг...