Программа курса "Развитие речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Программа курса дополнительного образования для учащихся 4 класса "Развитие речи".

Развивающий курспо развитию речевой культуры "В мире правильной речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

курса

Дополнительного образования

для учащихся 4а класса

« Развитие речи»

2012-2013

Цели и задачи:

  1. Раскрыть основные методы и приемы для развития речи во внеклассной работе по русскому языку и литературному чтению.
  2. Осуществлять идейное, нравственное, эстетическое воспитание младших школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях.
  3. Постоянно поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
  4. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
  5. Создавать во внеклассной работе условия для постоянного слушания правильной русской речи.
  6. Постоянно обогащать память учащихся новыми словами, грамматическими формами конструкциями.
  7. Формировать навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению книг.

Развивающий курс по развитию речевой культуры «В мире правильной речи»

Количество часов в неделю – 1 час

Общее количество часов за год – 32 часов

Цели работы по развитию речевой культуры определяются в соответствии с условиями обучения в начальных классах в первую очередь необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, воспитанием интереса и развития их творческих способностей.

 Цель занятий, проводимых по данной программе, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

         Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.

Объяснительная записка.

Особенность  работы по развитию речи состоит в том, что строится она в тесной связи с внеклассной работой по русскому языку и литературному чтению, а также другими предметами курса начальной школы.

Способствует дальнейшему общему развитию младшего школьника, становлению его личности; расширяет и углубляет общественно- политические представления и знания о мире, о своей родине, приобщает к событиям, которыми живет страна, формирует нравственные качества, способствует развитию художественных интересов.

Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьезнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что они не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.

В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д.

Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и выразительно.

Дополнительное занятие обеспечит учащимся возможность:

  1. получить дополнительные знания по темам;
  2. расширить общий кругозор;
  3. развить потребности в познании;
  4. обогатить сферу общения в классе;

         Содержание дополнительного занятия учитывает интересы, склонности и  познавательные способности каждого учащегося.

Занятия выстроены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий

   основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

     3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

 

Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и др.

         

 4 класс.

Речь. Техника и выразительность речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность. Богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, мелодика речи. Монолог и диалог как разновидность речи.

     Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно его оформлять на письме. Драматические импровизации.

      Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

 

                                   Слово

        Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение  многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

        Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, Эпитет- сравнительная характеристика.  Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

         Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

        Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учётом ликсических особенностей текста.

        Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарём.

          Речевой этикет: формы обращения.

       Предложение и словосочетание

     Предложение.  Простое и сложное предложение.  Предложение со сравнительным оборотом.

      Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.          

          Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение с определённой, изъяснительной, причинно-следственной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

                                     Текст

     Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План. Виды плана.

     Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

     Типы текста. Повествование, описание. рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

     Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста.  Средства связи в тексте с параллельным построением. Временная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Использование глагольного времени в переносном значении.  Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение редактировать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

    Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст с заданной композиционной структуры. Умение составлять деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

                                   Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

 

Планирование развивающего курса по развитию речи

4 класс

 

№ занятия

 

 

Тема

1.

Многозначные слова

2.

Омонимы, омоформы и омофоны

3.

Фразеологизмы

4.

Фразеологизмы

5.

Диалектизмы.

6.

Изобразительно- выразительные средства языка

7.

Метафора

8.

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

9.

Сочинение по пословице.

10.

Анализ сочинений по пословицам.

11.

Художественный стиль. Общее понятие

12.

Сочинение – пейзажная зарисовка.

13.

Рифма

14.

Диалог и монолог.

15.

Драматические импровизации.

16.

Драматические импровизации.

17.

Композиция текста. Основные элементы композиции.

18.

Композиция. Работа с деформированным текстом.

19.

Творческая работа.

20.

Сочинение миниатюра в художественном стиле.

21.

Творческая работа.

22.

Публицистический стиль.

23.

Газетно-публицистический стиль.

24.

Деловая игра «Вёрстка газеты»

25.

Официально-деловой стиль.

26.

Тезисы. Конспект.

27.

Аннотация.

28.

Я пишу письмо.

29.

Личный дневник.

30.

Сочинение «Мои любимые стихи»

31.

Сочини сценарий для мультфильма.

32.

Конкурс на лучшее название конфет.

.

                                                   Литература

Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика.- Минск: 1981.

Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике.- М.1977.

Вартаньян Э.А. Рождение слова- М.1970.

Львова С.И. Язык в речевом общении.- М.1992.

Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.-М. 2000.

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.-М. 1966.

Прудникова А.В. На уроке и после урока.- М. 1980.

Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего.- М.1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие речи"

В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее основные стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь...

Рабочая программа спецкурса "Речь" (1 - 4 класс)

Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государ...

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

Программа развития речи учащихся начальных классов

Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использо...

Программа "Развитие речи" 1-4 класс

Программа разработана для занятий с детьми ОВЗ...

Рабочая программа кружка "Речь и культура общения. Художественное чтение" (для детей 3-4 класса)

Работа кружка предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, используя различные методы: ролевые игры, театрализацию, анализ ситуаций взаимодействий, решение проблемных ситуаций, а т...

Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант

Программа Развитие речи 2 класс II отделение III вариант...