"Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Сотникова Марина Юрьевна

Урок проведен по программе "Школа  России". Тип урока - обобщение и систематизация знаний.  Применялась технология проектной задачи, работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»

Автор Сотникова М. Ю.

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

                         в единственном числе».

Личностные результаты:

_ интерес к изучению языка;

_ умение чувствовать красоту речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

_ умение работать в группе, сотрудничать;

_ проявлять инициативу.

Метапредметные результаты:

_ формулировать тему и цель урока;

_ составлять план решения учебной проблемы;

_извлекать информацию;

_ перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

_ строить рассуждения.

Предметные результаты:

_совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний

   имён существительных;

_ развивать умение определять грамматические признаки имён существительных.

                         Ход урока,

Введение в тему. Повторение.

1.Разгадайте шарады, просклоняйте слова-отгадки.

Первый слог от четвёртой ноты,

Второй слог _ фруктовые деревья, посаженные в ряд.

                                                                                           (фасад)

Первый слог от морского млекопитающего очень доброго и умного,

Второй слог от слова, обозначающего вид посуды круглой формы.

                                                                                             (дельта)

Корень слова «закрепить»,

Суффикс слова «радость».

                                                                                          (крепость)

*Дети объясняют значение слов, склоняют слова самостоятельно,

*Повторяют правило о написании безударных окончаний.

*Взаимопроверка в паре.

2,Работа с текстом.

Кадр №1

Во всём мир* не найти человека, который однажды побывав в Санкт-Петербург*, не мечтал бы вернуться сюда. Реки и каналы, как в множеств* зеркал, отражают, повторяют удивительную красот* петербургских зданий. В водной глад* отражаются узоры не только набережных, но и мостов.

_ Спишите текст, вставляя окончания существительных.

_Выпишите эти существительные и укажите их грамматические признаки.

Кадр №2

*Фронтальная проверка.

*Повторение правила написания окончаний.

Работа над проектной задачей.

1.Учитель создаёт модельную ситуацию.

_Представьте, что вы работаете в издательстве «Эрудит» по выпуску справочников для школьников. Вам надо рассказать детям о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе.

_Какое задание (задачу) вы себе поставите?

_Условие главного редактора: надо дать варианты упражнений, по которым дети смогут себя проверить.

*Класс разбивается на команды по 5 человек. Каждой команде выдаётся конверт с карточками-заданиями.

                 Карточка №1.

Техническое задание.

1.Распределить задания внутри группы.

2.Рассмотреть текст и определить способы, которыми можно пользоваться. Чтобы правильно написать окончание.

3.Составить рассказ о том, как правильно написать окончание существительного.

4Проиллюстрировать конкретными примерами способ написания окончания.

5.Придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил тему.

          Карточка №2

Задание №2

Распределить работу в группе и подписать на строке имена исполнителей.

1.Определение способов проверки окончаний____________________________________

2.Составление рассказа о способе и иллюстрирование примерами__________________________________________________________________

3.Составление собственного задания для проверки усвоения темы_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         

Задание №3

Составить рассказ о способах правильного написания окончаний.

Задание №4.

Проиллюстрируйте конкретными примерами из текста описанные вами способы.

Задание №5.

Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данную тему.

Подсказка: пользуйтесь текстом.

Задание №6

Используя полученные материалы и свои знания, составьте на отдельном листе иллюстрированный текст на тему «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Подведение итогов. Выступление команд. Рефлексия.

Тексты для команд

Кадр №3

             №1

В Северной Венеции, как ещё называют Петербург, несколько сотен мостов. Больше. Чем в любом городе. При Петре Первом мостов не строили. Указом императора горожанам раздавали лодки, чтобы приучать их к водной стихии.

Первые мосты были деревянными с использованием металлических деталей. Позже строились мосты металлические, каменные.

Особые петербургские мосты _ разводные. Летом каждую ночь невские мосты разводятся, чтобы дать путь большим грузовым судам. Чтобы увидеть это зрелище на набережных, особенно в белые ночи собирается множество петербуржцев и гостей города.

Кадр №4

             №2

Первым архитектором Петербурга был Доменико Трезини. Его работа в России началась с возведения Петропавловской крепости.

Так в России ещё не строили. Толщина стен бастионов достигала 20 метров: два слоя кирпича _ снаружи и изнутри _ 5-6 метров, а между ними _ земляная насыпка. Высота стен больше 10 метров. На каждом бастионе устанавливали по 50- 60 орудий. В стенах были помещении для защитников. Почти 200 судов доставляли строительные материалы. Работали тысячи строителей.

Кадр №5.

              №3

Морские подступы к Петербургу – Финский залив – тоже необходимо было защищать. Для этого на острове Котлин были поставлены мощные береговые орудия и возникла крепость Кронштадт.

Кронштадт был важен не только для обороны, но и для торговли. Малая глубина Финского залива не позволяла большим торговым судам проходить в Петербург. Поэтому порт находился в Кронштадте, где товары перегружались на небольшие суда. На судах товары везли на Васильевский остров.

Кадр №6

             №4

В островах, реках и каналах история города. Например, река Мойка и канал Грибоедова (раньше назывался Екатерининским) были когда-то маленькими речками. Их называли Мья и Глухая. Вытекали обе из топкого болота на месте нынешнего Марсова поля.

Глухая была грязной речушкой, с берегами, заросшими травой и кустами. В народе её называли Кривушей за петли и зигзаги, которые она выделывала. Кривушу углубили, выпрямили, набережные одели в гранит, назвали Екатерининским каналом.

Кадр №7

             №5

Величаво несёт Нева свои тяжёлые воды из Ладоги В Балтийское море. В ней, словно в волшебном зеркале, отражается удивительная красота петербургских зданий.

В тихий сумеречный час прохладной белой ночи, когда умолкает городской шуми расходятся по своим паркам автобусы и троллейбусы, раскрывают пролёты невские мосты, и тогда по реке начинается большое движение. С весны до глубокой осени тянутся на просторе реки гружёные суда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода.

Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода....

Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе

Материал представляет разработку урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний существительных в единственном числе"....

Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний существительных в единственном числе"

Конспект урока с презентацией обобщения и систематизации знаний по теме, гда учащиеся сами  оценивают свой уровень усвоения темы....

Конспект урока по русскому языку по теме :"Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе".

Развитие умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных. Закрепление знаний о склонении имён прилагательных....

Конспект урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа. Закрепление"

Цель:развивать речь, учить осознанному чтениюповторить существенные признаки имени прилагательного как части речи;развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существите...

Диктант "Безударные падежные окончания существительных в единственном числе"

Диктант "Безударные падежные окончания существительных в единственном числе"...

Тест "Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе"

Тест "Правописание падежных окончаний существительных" для проверки знаний учащихся по данной теме в 4 классе....