Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода.
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Ладина Ольга Александровна

Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

                 

       Конспект  урока  русского языка в 4 классе                    

       по теме:

   

 Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа

                                 Учитель начальных классов

                                                    ГБС (К) ОУ школы-интерната

                                                    № 113 г. Самары

                                                    Ладина Ольга Александровна                            

                                         

                                                                 

                               

                   

           

                         г. Самара, 2012год

Тема:   Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода единственного     числа

 Цели урока:

  1. обеспечить усвоение учащимися особенностей склонения прилагательных женского рода, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написание окончаний, правильно ставить вопрос и распознавать падеж;
  2. развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь учащихся; умения точно применять в устной и письменной речи имена прилагательные;
  3. воспитывать самостоятельность, умение работать в парах,  чувство коллективного сопереживания  и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения, любовь и уважение  к русскому языку.
  4. развивать пространственное восприятие, мелкую моторику рук

Оборудование:  таблица “Окончания имён прилагательных”, учебник с. 7- 8, карточки с заданиями, карточки для  рефлексии;              

                                                                           

                                                                             Ход урок

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1. Организационный момент

- Доброе утро. дети! Прозвенел звонок на урок.

- Какое у вас настроение?

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь , что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

 1 мин

2.

Массаж и пальчиковая гимнастика

 - Сделаем массаж пальцев. Будем перетирать каждый пальчик от основания пальца к ногтю;

- А теперь выполним упражнения: « Пальчики здороваются» ( пальцы одной руки одновременно   «здороваются» с пальцами второй руки); «Ножницы» (одновременное разведение пальцев рук обеих рук в стороны) ; «Пианист» (имитация пальцами обеих рук игры на пианино)

   

Ученики выполняют упражнения по инструкции учителя

 1 мин

3. Орфографическая минутка

4.

Артикуляционная гимнастика

5

Актуализация знаний.

- Сейчас проведем орфографическую минутку.

Откройте тетради, запишите число.

- Приготовьтесь писать слова под диктовку.

Пассажирский вагон, деревенское молоко, заводской коллектив, желтый помидор .деревенское молоко. известная фамилия, интересная беседа, сегодняшняя газета

- Подчеркните  «ошибкоопасные» места в словах, проверьте их написание

- Объясните правописание окончаний имен прилагательных в словосочетаниях

- Выполните поочередно упражнения «Блинчик», «Грибочек», «Футбол»

- С какой частью  речи мы с вами работаем?

- Что вы о ней знаете?

- С какой частью речи связано в предложении  имя прилагательное?  Приведите примеры.

- Что мы делали на прошлом уроке?

- Как склоняются имена  прилагательные единственного числа женского рода с твердой и мягкой основой?

- Заполните таблицу в карточке № 1

- Поменяйтесь карточками. Проверьте работу соседа по парте.

- Повторите  вывод  прошлого урока.

Ученики записывают дату, прописывают словарные слова, проверяют их правильное  написание, объясняют правописание окончание прилагательных

 Ученики выполняют соответствую-щие упражнения

Ученики  фронтально отвечают, доказывают свои ответы примерами, выполняют задание в карточке № 1, проводят взаимопроверку

выполненной работы

 3 мин

1 мин

5 мин

6.Физминутка с творческим заданием

    -Сейчас отдохнем в игровой форме.  Если я называю словосочетание с прилагательным женского рода,  вы поднимаете обе руки вверх, если мужского рода – левую руку, среднего – правую.

.

        Зимний день, чистый воздух,  высокая сосна, белая поземка, хмурое небо, снежная шаль пушистый снег, колючий ветер, лесная опушка.

- Ребята, составьте с вышеперечисленными словосочетаниями по одному предложению, чтобы получился короткий рассказ, и озаглавьте его.

-- Молодцы!

Учащиеся выполняют  

двигательные действия, направленные на развитие пространствен-ного восприятия, составляют предложения и озаглавливают рассказ

2 мин

7. Формирование новых знаний

1. Выполнение упражнения № 7 с.7

- Прочитайте текст. Какой это текст – описание или повествование?

- Обратите внимание на основу выделенных слов

2. .Наблюдение за склонением и окончаниями прилагательных  с основой на  ж и ш

- Определите род и тип основы прилагательных пригожая, хорошая

- Пронаблюдайте с помощью таблицы, как склоняются прилагательные с твердой основой. на ж и ш

- Какую особенность вы заметили в написании падежных окончаний этих прилагательных? Сделайте вывод.

- Верно, имена прилагательные с твердой основой на ж и ш в родительном, дательном, творительном и предложном падежах  склоняются как прилагательные с мягкой основой

Учащиеся читают текст, определяют тип текста;  проводят сравнительные наблюдения  по таблице, формулируют ответы на вопросы  учителя

Учащиеся самостоятельноформулируют вывод

10 мин

8.Физминутка

- Сейчас немного  отдохнем.

Проведем гимнастику для глаз.

Учащиеся выполняют упражнения для глаз «Снежинки»

 2 мин

9. Формирование новых знаний (продолжение)

3. Работа с учебником (продолжение)

- А теперь перейдем к заданию № 9 .

- Определите род и тип основы прилагательных могучая и настоящая

- Пронаблюдайте, как склоняются прилагательные с мягкой основой на ч и щ.

- В каких падежах у имен прилагательных с мягкой основой на ч и щ окончания такие же, как у имен прилагательных с твердой основой?

- Верно, именительном и винительном падежах у имен прилагательных с мягкой основой на ч и щ окончания такие же, как у имен прилагательных с твердой основой

- Какой вывод?

Вывод: окончания прилагательных с мягкой основой на ч и щ такие же, как у прилагательных с твердой основой на ж и ш                                                                

Ученики самостоятельно формулируют вывод

Ученики самостоятельно формулируют вывод

3

мин

10. Закрепление новых знаний

- Возьмите карточку № 2

- Прочитайте задание и выполните работу самостоятельно

- Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Проверьте и оцените его работу.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу в карточке № 2

5 мин

11.Физминутка

- Закройте глаза и на ощупь определите, какая поверхность каждой полоски « Тактильного коврика»

Учащиеся выполняют упражнение на развитие чувствительности кончиков пальцев

1

мин

12. Обобщение.

 - Какие же окончания имеют имена прилагательные женского рода с твердой основой на ж – ш   и с мягкой основой на ч - щ?

- Выполните задание в карточке № 3

Учащиеся формулируют

ответ на вопрос учителя, выполняют работу в карточке

2 мин

13. Итог урока.

- Наш урок завершается. Вспомните, какую тему мы сегодня изучали?

- Вам понравился этот урок?  Каким он был?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Узнайте у меня, какую отметку вы получили за работу на этом уроке.

Учащиеся формулируют свои высказывания

1 мин

14.Рефлексия

- Покажите карточку, символизирующее ваше настроение к концу урока.

1 мин

15. Сообщение домашнего задания

- Для первой группы - стр.  9 № 10 (первых два задания) , для второй группы – № 10 ( все задания)

- Урок окончен. Идите на перемену.                                                                      

Учащиеся записывают задание в дневники

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

Презентация и конспект урока СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ЖЕНСКОГО РОДА

Разработка и конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода"...

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Конспект и презентация  к уроку русского языка в  4 класс, УМК "Школа России" по учебнику В.П.Канакиной. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

"Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?" Русский язык. 4 класс.

Это презентация к уроку-исследованию по русскому языку в 4 классе по теме "Различие падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода в единственном числе, отвечающих на вапрос какой?"Эт...

Конспект урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа. Закрепление"

Цель:развивать речь, учить осознанному чтениюповторить существенные признаки имени прилагательного как части речи;развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существите...

Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Разработка урока  русского языка  4 класс Тема урока: Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе План...