Русский язык.3 класс.Сложные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Оробцова Анна Николаевна

В данном конспекте урока большой набов сложных слов,изучаемых в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon конспект урока6.94 КБ

Предварительный просмотр:

     А.Н.Трапезникова

учитель начальных классов

г.Сергиев Посад

               

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Сложные слова.

Цели: 1. Ознакомить учащихся с новым способом образования слов.

                2. Развивать речь учащихся, словарный запас, умение правильно, грамотно и последовательно излагать свои мысли.

                3. Воспитывать интерес к труду, уважение трудящимся  людям.

Оборудование: рисунок (сталевар), карточки (сложные слова)

Ход урока

I. Организационный момент. 

У. Урок русского языка.

II. Целевая установка.

У. Сегодня мы с вами откроем еще одну тайну словообразования. А какую, думаю вы сами скажете, если будете внимательно, активно и дружно работать.

III. Чистописание.

У. Начнем с чистописания. Отгадайте, какую букву сегодня будем писать?

                   а б в                  г д е                    р ? т

Д. Букву  с (эс).

У. Запишите эту букву, продолжая закономерность

     са     сб      cв …

Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.

( салют, сбивать, сверчок, сгорел, сделать, секунда)

III. Словарная работа.

У. Восстанови слова, которые начинаются  тоже на эту букву.

     с.б..т.    с.в.р       ст.л.в.р

Д. Суббота, север, сталевар.

У. Какое слово лишнее?

Д.- Суббота, т.к. это слово имеет двойную букву б.

     -Север, т.к. это слово состоит из двух слогов, а остальные из трех.

     - Суббота, т.к. это слово ж.р., а остальные – м.р.

IV. Работа по теме.

1.У. Что означает первое слово?

   Д. 6 день недели.

   У. Запишем в тетрадь.(комментир.письмо)

        Что означает второе слово?

    Д. Сторона света. Местность, лежащая в этом направлении.

    У. Запишем под диктовку.

         Что означает третье слово?

    Д. Человек, который варит сталь.

    У. Прочитаем в словаре.

   Д. Сталевар – рабочий по выплавке стали.

   У. Мы с вами правильно объяснили.

        Разберем по составу.(ученики у доски делают разбор данных слов)

       Как образовалось слово сталевар?

  Д. Наверное, от слов: сталь и варить.

  У. Правильно. Два слова сложили вместе и получили какое слово(вспоминаем     математику-простые задачи и сложные)

   Д. Сложное слово.

   У. ДА. А почему так назвали это слово?

Д. Потому что сложили две основы.

 У.    А знаете еще такие слова? Назовите. Как же называется наша тема урока?

Д. Сложные слова.

V.Физкультминутка.

     Топоры мы дружно взяли

     Лесорубами мы стали.

     Раз-два, раз-два,

     Будут на зиму дрова.

     У. Назовите сложное слово из текста?

     Д. Лесорубы.

     У. От каких слов образовалось это слово?

     Д. Лес, рубить.

2. У. Как будем писать эти слова?

    Д. Давайте заглянем в словарь.

    У. Да, можно проверить написание по словарю. Но есть другой способ. Давайте откроем учебники и прочитаем правило. (Учащиеся читают правило ,когда пишется –о-, а когда- е -.

3.У. А сейчас поработаем в группах.

    Игра: «Найди пару».

                  1 группа

    -рыба, ловить – рыболов

    - снег, падать – снегопад

    - лед, колоть – ледокол

                  2 группа

    - вода, падать – водопад

    - звери, ловить – зверолов

    - сталь, варить – сталевар

                  3 группа

     - пыль, сосать – пылесос

     - сам, летать – самолет

     - сам, катить – самокат

    У. Как получили сложные слова?

    Д. Путем сложения двух основ.

    У. При помощи чего можем образовать новые слова?

    Д. При помощи суффикса, приставки и сложением двух основ.

    У. Когда пишется соединительная гласная –о-, а когда –е- ?

    Д. Если первая основа оканчивается на твердый согласный звук – пишем –о-, а если на мягкий согласный звук или на шипящий, или на букву – ц -, то пишется –е-.

4. Самостоятельная работа.

    У. Напишите по два сложных слова с соединительными  буквами –о-, -е-.

5. Творческая работа.

    У. Выберите любое сложное слово и составьте мини-сочинение, включая это слово.

   Д.                                                       Хлебороб.

   Мой дядя Миша хлебороб. Он работает на комбайне. Осенью он намолол много зерна.

                             

                                                              Птицеферма.

   Я ездила с мамой и сестрой на птицеферму. Там мы увидели очень много разных птиц. Нам очень понравилось на птицеферме.

                                                           

                                                             Оленевод.

        Я живу на севере. Мой папа оленевод. У моего папы много оленей. Он за ними ухаживает. Я помогаю ему. Мне нравится его профессия.

 

                                                                 Самовар.

            Мама купила самовар. Она налила туда воду. Мы смотрели телевизор и пили чай из самовара.

                                                               Оленевод.

            Я живу на севере. У нас есть оленеводы. Они разводят оленей. Олени едят ягель и мох.

                                                                  Листопад.

            Наступила осень. Начался листопад. Ветер срывает с деревьев разноцветные листики и опускает их на землю. Как красиво!

                                                                    Кассета.

            Летом мы с мамой ходили гулять. По пути зашли в магазин. Я попросил маму купить кассету.

                                                                   

  VI. Итог урока.

У. С чем познакомились на уроке?

    Когда пишется соединительная гласная – о -. когда -е-?

    Как образуются новые слова?

      (ответы учащихся)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

1 класс урок русского языка Тематические группы слов. Слова-названия предметов, отвечающие на вопросы кто? и что? Вежливые слова.

Первые уроки русского языка должны включать в себя игровые моменты. Представлен конспект + презентация....

Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект урока по русскому языку        Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...

Конспекту урока русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку русского языка 2 класс « Слово и формы этого слова. Родственные слова»

Это комбинированный урок русского языка по  программе ПНШ. К уроку есть 3 приложения и презентация....

Проверочные работы по русскому языку на тему: "Слова, слова, слова..." 2 класс.

Данные проверочные работы могут использоваться на уроках русского языка в разделе: "Слова. слова, слова..."...