Главные и второстепенные члены предложений. Закрепление изученного материала.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мозговая Татьяна Николаевна

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Начальная школа XXI века», автор учебника С.В. Иванов) по теме "Главные и второстепенные члены предложений. Закрепление изученного материала."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnye_chleny_predlozheniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Главные и второстепенные члены предложений. Закрепление изученного материала.

Цели: 

-создать условия для формирования умений у учащихся находить и выделять главные и второстепенные члены предложения;

-содействовать проведению пропедевтической работы по формированию умения находить в предложении и определять части речи; развивать речь учащихся, мышление, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы;

- воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку.

Коллективная работа по усвоению алгоритма действия.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

                                                              Ход урока

I. Организационный момент

Весёлый прозвенел звонок,                                                                                                                              Мы начинаем наш урок.

- Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я надеюсь, что мы с вами проведём этот урок с пользой для всех нас.

Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём –                                                                                                                        Листья сыплются дождём,                                                                                                                                           Под ногами шелестят.                                                                                                                                                И летят, летят, летят... (Осень)

А, что обозначает слово «осень»? Найдите у себя в словариках. Что обозначает слово «осень».

Слайд №3

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас при слове осень? (дождь, плоды, золотая и т.д.). - Посмотрите на доску, здесь собраны некоторые ассоциации к слову осень. Как можно назвать написанные на доске слова? (словарные слова).

Слайд №4 (словарные слова на доске с пропущенными буквами).

м..рковь  ..г..род  шел...ст   ябл..ко    ..сина

- Запишите эти слова и обменяйтесь тетрадями для проверки друг с другом.                                     Слайд (словарные слова написанные правильно). - Проверьте правильность данных слов.

При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень,- когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя,- когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зеленых до пурпурных. Красный, желтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительной

III. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока (сформулировать задачи урока). Мотивация.

- Осень - прекрасная пора. Многие поэты, художники, композиторы посвятили ей свои произведения.

- У многих поэтов осень тоже была любимым временем года. Самый известный русский поэт А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда " роняет лес багряный свой убор " и "роща отряхает последние листы ". Ему приятны и " редкий солнца луч, и первые морозы ... Осень в стихах у Пушкина торжественно - печальна и величаво - красива.

- Но не только поэтов, но и художников восхищала красота осени.

IV. Применение знаний и способов действий. показ образца применения комплекса знаний .

- С наступлением осени, природа меняет свои краски. Многие писатели и поэты, описывая осень, называют ее «золотой». Как вы думаете, почему?

- Посмотрите на доску. Вы видите репродукцию знаменитой картины. Кто автор этой картины? Как она называется? (И. Левитан «Золотая осень»).

Слайд №6 репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

- Ребята, внимательно посмотрите на эту удивительную картину.

- Давайте, все вместе составим устно несколько предложений по этой картине

- Но не только можно встретить осенью яркие цвета. Ведь осень бывает разная. Например, поздней осенью листва с деревьев опадает, улетают птицы, идут дожди. И нам с вами становится грустно, потому что наша природа одевает серые тона, превращается в унылую пору.

Унылая пора! Очей очарованье…!                                                                                                  Приятна мне твоя прощальная краса.                                                                                                    Люблю я пышное природы увяданье                                                                                                                    В багрец и золото, одетые леса.

- Так об осени говорил А.С. Пушкин.  Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

Вам необходимо вставить пропущенные буквы и доказать, почему именно эту букву вы вставили.   Ребята, скажите, из чего состоит текст? (Из предложений)

Сегодня на уроке пойдёт речь о предложении. Скажите из чего состоит предложение? (Из слов, которые связаны между собой по смыслу. )

Что обозначает предложение? ( Законченную мысль) Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу

Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)

Сейчас вам необходимо будет определить предложение по цели высказывания.

• 1. Уж небо осенью дышало.                                                                                                                   • 2. С чего начинается Родина?

• 3. Что же ты, соловушка, песен не поешь?

• 4. Любите родную природу.

• 5. В лес грибной тебя зову тихим утром осени.

• 6. Берегите наши леса.

Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

- Какие здесь предложения по интонации? (Невосклицательные)

- Попробуйте сделать предложение (слайд) Берегите наши леса. восклицательным. Какой знак препинания теперь будет стоять в конце предложения? (Восклицательный)

Предложения по интонации бывают: восклицательные или невосклицательные

На какие две группы делятся все члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

Назовите второстепенные члены предложения.

Давайте выполним синтаксический разбор предложений. (Устно)

• Наступила скучная осень.

• Падают на землю жёлтые листочки.

• Часто льют дожди.

• Ласточки и соловьи улетели на юг.

Самостоятельная работа. Записать предложения, самостоятельно выполнить синтаксический разбор предложений.

С деревьев облетают последние листья.

Солнце светит редко.

Умолкают птичьи голоса

V. Физкультминутка (на 20 минуте).

Солнце спит и небо спит.

(Сложение ладоней к левой и к правой щеке).

Даже ветер не шумит.

(Качаем поднятыми вверх руками).

Рано утром солнце встало,

(Подняли руки вверх, подтянулись).

Все лучи свои послало.

(Качаем поднятыми руками).

Вдруг повеял ветерок,

(Качаем раскрытыми в сторону руками).

Небо тучей заволок,

(Закрываем лицо руками).

V I. Самостоятельное применение знаний

Какой месяц осени сейчас идёт. Верно, ноябрь. Ноябрь – последний месяц осени. Он подготавливает всю природу к зиме. И совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.

У вас на партах карточки. Нужно спасать текст, вместо пропусков вставить слова из подсказок. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Осень.

Пришла _____. По небу плывет большая ___________. Часто льет ___________ дождь. Дует сильный __________. Ребята ждут ___________ снега. Скоро наступит ______________.

Подсказки: туча, осень, проливной, ветер, пушистого, зима.

- Каждый видит и понимает осень по-своему. Кто-то находит осень красивой, золотой, кто-то приметил легкий осенний ветерок, кто-то видит в ней только непогоду.

Работа в парах.

- Следующее задание, работа в группах по карточкам с деформированным текстом.

Составить распространенное предложение.

1) в, Березы, уборе, стоят, золотом.

(Березы стоят в золотом уборе)

2) Солнце, за, Низкое, скрылось, деревьями.

(Низкое солнце скрылось за деревьями)

- Борис Пастернак написал такие строки:

Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки…

Расстраиваться только не надо -

У осени краски свои…

- Используя ваши опорные слова, выполните задание:

(Задание выполняется на доске и в тетрадях.)

1 группа:

-Со словом желтый составить и записать предложение по схеме:

(когда?) (с чего?) (что делают?) (какие?) (что?)

сущ. сущ. глаг. прил. сущ. 4

Осенью с деревьев опадают желтые листья.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Составить предложения, записать их и провести синтаксический разбор.

- Умницы, все группы хорошо поработали и справились со своими заданиями.

Сделайте вывод: предложения могут состоять не только из главных членов, но и второстепенных членов предложения. А также членами предложения.

VIII. Творческое задание

Добавь последующую строку. Слайд №13

Листопад,

Листопад –

Пенится

Тропинка,

И …

(весить на дереве последняя рябинка;

летит по ветру листик с багровинкой;

блестит на дереве чистая дождинка).

IX. Подведение итогов + рефлексия.  Сегодня на уроке я … (составлял предложения, находил главные члены предложения).

- какие члены предложения называются главными? (подлежащее и сказуемое).

- что такое подлежащее?

- что такое сказуемое?

находили второстепенные члены предложения.

- что такое второстепенные члены предложения? (остальные члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).

- как подчеркнуты главные члены предложения? - как подчеркнуты второстепенные предложения?

Продолжи высказывание. Слайд №14

Психологический тест: Лесенка знаний

Возьмите, пожалуйста, ту букву, которая соответствует вашей ступеньке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

Презентация по русскому языку на тему:" Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения"

Презентация по русскому языку для 3 класса на тему : "Закрепление главных и второстепенных членов предложения"....

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...

Интересные задания на тему: "Предложение. Виды предложения. Главные и второстепенные члены предложения" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Однородные члены предложения. Закрепление изученного материала

Презентацию с теоретическим материалом и практическими заданиями учитель может использовать на уроках русского языка при закреплении темы "Однородные члены предложения"....