Изучение словарных слов блоками
методическая разработка (русский язык) по теме

В статье представлен опыт по организации словарно-орфографической работы в начальной школе. Все слова с непроверяемыми орфограммами сгруппированы по темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_slovarnyh_slov_blokami.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучение словарных слов блоками».

Пояснительная записка.

          Одной из трудных тем при изучении в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Я ознакомилась с интересной методикой изучения таких слов и  решила использовать в своей работе. Автором методики является доцент кафедры методики начального обучения русскому языку РГПУ им. А.И.Герцена, кандидат педагогических наук Л.В.Савельева. Особенность этой системы в том, что в основу работы  положены индивидуальные особенности ребёнка.  Сама целесообразность такой дифференциации  методики обучения орфографии, была сформулирована ещё в трудах К.Д.Ушинского.

Организация работы.

         Учебно-тренировочные задания составлены по блокам. Это облегчает запоминание трудных написаний слов. Один блок включает 5-7 слов, объединенных определенным смыслом. На изучение каждой группы слов отводится 5 дней. Работу провожу в начале каждого урока русского языка в течение 5-7минут.

Система включает три модуля: ознакомительно-тренировочный, учебно-тренировочный, тестирующий.

 1 урок- этап первичного восприятия группы слов. Предъявляется слово через загадку, ребус. После объяснения лексического значения, этимологического анализа слов, их написания учащиеся выполняют задание: составить предложения или рассказ. Задания предполагают развитие самостоятельных исследовательских навыков у учащихся (работа со словарями разных видов).

Уроки 2,3,4 – уроки отработки правописания группы слов. На этом этапе проводятся различные виды работ и заданий, с целью закрепления и запоминания словарных слов (подбор синонимов, антонимов, составление тематического мини-текста, работа по картине и серии картинок, «вставь слово», «допиши слово», «раздели на группы», «подобрать однокоренные слова» и т.д.) Упражнения, выполняемые учащимися на данном этапе, направлены на практическое применение знаний и умений по орфографии, а также на развитие речи, для активизации и обогащения словаря , выработки умений по словообразованию. Такие виды работ помогают оживить словарную работу, повышают познавательный интерес обучающихся, способствуют лучшему запоминанию словарных слов.

Урок 5-этап контроля и самоконтроля .Предлагаю для выполнения различные упражнения. Работа может проводиться в паре. Один раз в две недели проводится контрольный диктант.

Практические материалы.

I группа слов: карандаш, класс, пенал, тетрадь, ученик, учитель.

1 урок

Карандаш- тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной оболочке, употребляемой для письма, рисования, черчения.

Класс-1) определенная ступень общеобразовательной школы, соответствующий какому-либо году обучения.Вы идете в первый раз, в первый класс учиться.

  1. группа учеников одного и того же года обучения. Возвращался третий класс с книжками с урока.
  2. Комната для занятий в школе.

В классе уютном просторном утром стоит тишина.

Пенал- длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.

Тетрадь- сшитые листы чистой бумаги в обложке.Покажи свои тетради, и я скажу кто ты.

Ученик- 1) Тот, кто учится в школе или в среднем учебном заведении.
2) Тот, кто обучается какой- либо профессии у кого- либо.

Учитель- тот, кто преподает какой-либо учебный предмет в школе, преподаватель. Синонимы: учитель, преподаватель, педагог, учительница.

2урок

Запиши одним словом ответ на вопрос.

Кто учит детей?Кто учит уроки?Коробочка для хранения ручек.

Чем рисуют, чертят?В чем пишут ученики?Комната для занятий в школе.

3урок

Составьте и запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы.

К.р.ндаш (какой?)        ,клас(.) (какой?)        , п.нал (какой?)        ,

Т.традь(какая?)        ,ученик(какой?)        ,учитель(какой?)        

4урок

Написать сочинение- миниатюру « В школе», используя слова данного блока.

                                                               5        урок

Спишите, вставьте пропущенные слова.

Пришел домой художник наш, взял        и        .

В        уютном, просторном утром стоит тишина.

Каков        , таков и его дневник.

Опыт- самый лучший        .

В        лежат ручки и карандаши.

II группа слов: капуста, береза, урожай, ягода.

1урок

Береза-лиственное дерево с белой корой.

Капуста- огородный овощ, растущий обычно кочаном, т. е. шаром, состоящий из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев. Название капуста получила от латинского слова «капут», которое имело значение «голова», «кочан».
Урожай- количество, уродившихся злаков, плодов, трав.
Ягода- небольшой сочный плод кустарников и трав.

2        урок

Запиши одним словом определение (  Слова из первого урока).

3        урок

Выборочный диктант.

Белая береза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром.
Капуста любит воду, да хорошую погоду.
Урожай! Урожай! Наше лето провожай.

Земляника- самая вкусная, самая душистая ягода русского леса.

4        урок

Подобрать и записать родственные слова.

Березка, березовый, березонька, подберезовик, березняк.

Капуста, капустный, капуста, капусточка.

Ягода, ягодка, ягодный, ягодник.

Урожай, урожайный.

5        урок

Собери слово. Составь любое предложение. Работа в паре.

ре, бе, за. пус, ка, та. у,жай, ро. я, да, го.

III группа слов : воробей, ворона, петух, сорока.

1        урок

« Кто правильнее?» Объяснить значение слов.
Воробей-  маленькая птичка с коричневато- серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.

Ворона-1) Птица с черным или серым оперением.

2) О рассеянном, невнимательном человеке. Проворонила ворона вороненка, (скороговорка) Сорока- птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик-стрекотание.Сорока без причины не стрекочет.

Петух- домашняя птица, семейства куриных.

2        урок

Картинный диктант.

3        урок

Диктант с использованием загадок.

Бела как снег, черна как жук, вертится как бес, а повертка в лес.( сорока)

Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает, по полям ночует, коноплю ворует.( воробей)

Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто она? (ворона).

Не король, а в короне. Не гусар, а при шпорах. На часы не взглядывает, а время знает. ( петух).

4        урок

« Когда так говорят?» Запишите словарные слова.

Стреляный воробей. Воробью по колено. Ловить ворон. Сорока на хвосте принесла. Голосистый как петух.

5        урок

 Игра « Подсказка». Спиши, вставь букву. Самооценка

-о-о          воробей

-о -о - - ворона

  1. е            петух
  2. о-о-- сорока

IV группа слов: город, деревня, Москва, Родина, Россия.

1        урок

Город-крупный населенный пункт, административный, промышленный и культурный центр. Москва- столица России, город-герой. Этому слову не менее 4-5 тыс. лет.
Москва- всем городам мать.

 Родина-страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Отечество.
Россия- устаревшее-« росс».Наше Отечество, наша Родина- матушка Россия.
Деревня-1) Крестьянское селение. Наша деревня стоит на высоком месте.

  1. Сельская местность. Мы жили в деревне.
  2. Сельские жители, сельское население. Деревня по ту сторону уже спала.

Что в деревне не родится, то в городе пригодится.(пословица

2        урок

Выборочный диктант.

Наша деревня стоит на высоком месте. Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия-Москва- мать городов русских. Любимый город может спать спокойно.

3        урок

Диктант с комментированием. (эти же предложения).

4        урок

Диктант по памяти. Взаимопроверка.

5        урок

Составь словосочетание.   

Гор…д  

 Д…ревня  
 М…сква
Род…на
Р….сия  

Великая

 единственная
красивая
большая
маленькая

V группа слов: заяц, корова, лисица, медведь, медведица, собака.
1 урок

Заяц   1) Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и

длинными ушами.2) Пассажир не имеющий билета.

Лисица - 1) Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
2) О хитром льстивом человеке, (перен.)
Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.

Медведь ( медведица ) -1) Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. Бурый, белый медведь.

2) О крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке, (перен.)
Корова - крупное домашнее животное, которое дает молоко.

Собака - домашнее животное, семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте.

2 урок

Диктант с использованием загадок.

  1. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком.
  2. Голодная мычит, сытая жуёт, всем ребятам молоко дает.
  3. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, кур крадет.
  4. Летом шубку серую, а зимою белую носит попрыгайчик - боязливый        
  5. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза  прячет  нос.

3 урок

« Когда так говорят?».Записать словарные слова.

Медведь на ухо наступил.

Верный как собака.

Хитрый как лисица.

Убить двух зайцев. Проехать зайцем.

Как корова языком слизала.

4 урок

« Составь пару».Запиши словосочетание.                

Белый

Пестрая
Рыжая

Черная

   Бурый

к.рова
л.сица
с.бака
м.дведь

за.ц

                              5 урок

Проверка. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

За.и, л.сица, м.дведь -это дикие животные, а с.бака и крова - домашние. 
VI группа слов:
одежда, пальто, платок, сапоги.

1        урок

Одежда - совокупность предметов ( из ткани, меха и т. д. ), которыми покрывают тело. По одежке встречают, по уму провожают. Не одежда красит человека, а добрые дела.

Пальто -1)род верхней одежды, надеваемой поверх платья, костюма.
Мама с бабушкой для Кати принесли пальто и платье.

Платок-предмет одежды - кусок ткани или вязаное трикотажное изделие, обычно квадратной формы. На чужой роток - не накинешь платок.
Сапоги - обувь с высокими голенищами. Всегда шагаем мы вдвоем похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью под кроватью.

2        урок 

Списать, вставить пропущенные буквы.

С. п.ги, б.тинки -это обувь, а п.льто -одежда. Пл.ток одевают на голову.

3        урок

Диктант по памяти. Взаимопроверка.

4        урок

Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составить предложение с любым словом.

Одежда - одежонка, пальто - пальтецо, платок -платочек , сапоги - сапожки.

5        урок

Дано прилагательное, подберите имя существительное. Составьте словосочетание.
Красивая        , старое         , большой         , новые         

VII группа слов: девочка, народ , ребята, товарищ, фамилия.

  1. урок

Девочка - ребенок или подросток женского пола. Гуляла девочка в саду погожим утром ранним.
Народ - 1)Население государства, жители страны. 2)О нации, национальности

3)Основная трудовая масса населения страны. Произошло от основы род ( люди одного племени). Синонимы: люди, народ, публика.

Народы нашей страны дружбой сильны. Ребята - мн. ч. 1) К слову ребенок. 2)

Молодые люди, парни. Ребята, дети, детвора, ребятня.

В любом краю любой страны ребята не хотят войны.

Товарищ -человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни и т. д Сам погибай, а товарища выручай.

Фамилия- наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к личному имени, переходящее от отца ( или матери ) к детям. Кем был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси.

2        урок

Самодиктант ( слова записаны с пропущенной буквой ). Взаимопроверка.

3        урок

Игра « Собери слово». Работа в паре.

воч, де, ка,  род, на, бя, ре, та, ва, то ,рищ, ми, фа, ли, я.

4        урок

Списать предложения, вставить слова или выборочный диктант.

5        урок

« Допиши слово».Составить предложение.

        чка

        род

        бята

        варищ

        милия

VIII группа слов: лопата, посуда, работа, молоко.

1        урок

Лопата- орудие с длинной, обычно деревянной ручкой и широким плоским концом для копания земли, насыпания, сгребания чего- либо.

Посуда- 1) Хозяйственная утварь для приготовления и подачи в ней пищи, для хранения припасов.2)        Сосуд, предмет, в который можно налить или положить что- либо.
Работа- 1) Занятие, труд, деятельность.

2)Та или иная деятельность по созданию, изготовлению, обработке чего-либо.

3)        Служба, занятие, труд на каком-либо предприятии, в каком- либо учреждении.

Молоко- продукт питания, белая жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных.

2        урок

Запиши одним словом.

  1. Сосуд, предмет, в который можно что-либо положить или налить.
  2. Продукт питания, белая жидкость, получаемая от коров.
  3. Орудие с длинной, обычно деревянной ручкой и широким плоским концом для копания земли.
  4. Занятие, труд, деятельность. Синоним.

3        урок

Вставь слово.

Всякая         мастера хвалит.

Битая         два века живет.

Всем дает здоровье        коровье.

Большие        стоячи в сарае.

4        урок

Допиши слово. Составь предложение.

        пата

        суда

        бота

        локо

5        урок

« Когда так говорят?»
Кровь с молоком. Во все лопатки. Работа горит в руках.

IX группа слов: русский, суббота, язык, дежурный.

1 урок

Русский-1) Нация, основное население России, а также лица, относящиеся к этой нации. 2)Принадлежащее русским, созданное русскими.

Суббота- шестой день недели , общий день отдыха.

Язык 1) Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса. 2) Орган человека, участвующий в образовании звуков речи.

Загадка: Тридцать два молотят, один переворачивает.

Дежурный- исполняющий в порядке очереди какие- либо служебные или общественные обязанности. Дежурный по классу. Дежурный по станции.

2 урок

Диктант с комментированием.

Русский народ создал русский язык.
Суббота-шестой день недели.
Дежурные поливают цветы.

3 урок

Выборочный диктант.

На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова.

Не спеши языком, спеши делом. Я дежурю в первый раз, прибрала я первый класс.

4 урок

Составь словосочетание. Придумай и запиши одно предложение.

Русский                     класс
суббота                     человек
язык                           праздничная
дежурный                 иностранный

5 урок

Напиши мини- сочинение, используя слова данной группы.

X группа слов: коньки, мороз, ветер, машина.

1        урок

Коньки- 1) Узкие, стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания по льду. 2) Вид спорта.

Металлические коньки впервые появились почти 300 лет назад. Молодой царь Петр I собственноручно выковал для себя железные коньки.
Мороз- 1) Холод, стужа. 2) Холодная зимняя погода, холода.

Ветер- движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
Машина 1) Автомобиль, автомашина.2) Механизм или совокупность механизмов, совершающих какую- либо полезную работу. ( Швейная машина, стиральная, печатная.)

2        урок

Отгадай загадку, отгадку запиши.

Есть ребята у меня два серебряных коня, езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? Какой это мастер на стеклах нанес и листья , и травы, и заросли роз.
Без рук, без ног дверь отворяет.

Маленькие домики по улице бегут. Мальчиков и девочек по улице везут.

3        урок

Запись предложений с комментированием.

Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки- зимы. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Коньки появились очень давно.
Нажимаю на педаль и машина мчится  вдаль.

4        урок

Подбери родственные ( однокоренные) слова.

5        урок

Сравни значение слов. Составь предложения с одной парой слов.

Коньки-  конёчки
мороз- морозище
ветер-ветерок, ветрище машина- машинка

XI группа слов: быстро, весело, спасибо, скоро, хорошо.

1 урок

Спасибо- 1) Выражение благодарности. Спасибо за угощение.

2) В значении « хорошо, удачно». Спасибо и на том (разг.)-благодарность за что- нибудь немногое.Спасибо тому, кто поит и кормит, а два тому, кто хлеб- соль помнит. /пословица/

Хорошо- 1) Наречие к прилагательному хороший. Хорошо мы учимся, смелыми растем.

  1. Об окружающей обстановке, доставляющей удовлетворение, наслаждение. На Волге так хорошо, свободно, светло.
  2. О чувстве удовлетворения, удовольствия, радости. В гостях хорошо, а дома лучше. ( пословица)
    Весело- наречие к прилагательному веселый.1)Полный веселья, жизнерадостный.

2) О наличии веселья, о радостном настроении. О чувстве веселья, испытываемом кем-либо.

Быстро, скоро- Когда употребляем эти слова?

        2         урок

Спиши слова, вставь пропущенные буквы. « Буква потерялась».

3        урок

Письмо с комментированием.

Быстро, весело, спасибо, скоро, хорошо- все кончается на « о».

4урок

Зрительно- слуховой диктант. Взаимопроверка.

Сп_.сиб_ тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб- соль помнит.
Ему стало очень вес_.л. и он громко рассмеялся. Ум х_.р_. ш_ , а два лучше.

Быстр_ лето пролетело, наступил учебный год. Скор_наступит холодная зима.

5        урок

Самодиктант слов группы. Самопроверка с доской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехнические приёмы при изучении словарных слов.

Использование мнемотехнических приёмов на уроках русского языка помогает лучше запомнить словарные слова....

Изучение словарных слов с помощью стихов-рифмовок"

В  уроке показан один из способов изучения словарных слов с помощью ритмичных четверостиший...

Презентация для изучения словарных слов на тему "Зима".

Изучение словарных слов с использованием игрового приёма, приёма самопроверки и ярких, с душой подобранных иллюстраций оживит урок русского языка в любом классе начальной школы....

Использование мнемотехнических приёмов русского языка при изучении словарных слов

Презентация содержит материал об эффективных способах запоминания словарных слов в начальной школе....

Использование мнемотехнических приёмов русского языка при изучении словарных слов

Презентация содержит эффективные способы запоминания слов с непроверяемыми написаниями...

Презентация "Профориентационная работа на уроках русского языка на примере изучения словарных слов"

Данная презентация может использоваться как наглядное пособие при изучении словарных слов....

Система упражнений при изучении словарных слов

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная,  требующая от современного учителя большой творческой работы. Я ...