Сценарий праздника "Деревенские посиделки"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Козлова Ольга Михайловна

Праздник является продуктом проектной деятельности учащихся в рамках изучения темы "Устное народное творчество". Подготовка к празднику проходит как на уроках литературного чтения, русского языка, окружающегго мира, музыки, технологии, так и во внеучебное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevenskie_posidelki.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Деревенские посиделки

Цель: изучение культуры России, воспитание патриотизма, любви к Родине; развитие творческих способностей и одаренности детей, умения работать в коллективе, чувства ответственности за общее дело;развивать умения отбирать нужную информацию, анализировать и обобщать, планировать свою работу и следовать плану.

Этапы работы:

  1. Изучение данной темы на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ритмики.
  2. Посещение музеев: «Жили-были» ( музей сказок), Палаты бояр Романовых.
  3. Подборка дополнительной информации и материала:

- малые формы фольклора;

- пословицы и поговорки об осени и урожае;

- народные приметы погоды;

-древние и современные загадки.

      IV.       Исследования:

                    - особенности построения русских народных волшебных сказок;

                     - особенности древних загадок и сравнение их с современными;

                    -русские народные игры;

                     - русский костюм;

                     - быт древней Руси.

      V.    Творческая работа :

                    - лепка народных игрушек из глины:

                    - сочинение загадок;

                    - сочинение волшебных сказок;

                     - изготовление макета русской избы.

Продукты данного проекта:

Книга сказок

Макет деревни

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Данный проект выполнялся на протяжении 1 четверти всем классом.

Праздник «Деревенские посиделки» был представлен родителям учащихся.

                     

На сцене стоит стол с самоваром ,пирогами, блинами, предметы деревенского быта. На стенах плакаты с пословицами и поговорками об осени и урожае, поделки и рисунки детей.

Учитель. Каждый из нас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого- с нашего дома, улицы , города.Нам прежде всего открывается дверь в большой светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое.

   На уроках литературного чтения, окружающего мира мы знакомимся с далеким прошлым нашего народа, узнаем, что собой представляло наше древнее государство, какие народы его населяли, какова их культура, традиции. Узнаем, как тяжела и опасна была жизнь наших предков .

        Но и в часы горя и в часы радости наш  народ не терял душевной теплоты, верил в свое светлое будущее. Все это находило отражение в его легенд не создал он! Радости и печали, надежды и ожидания,  мечта о счастье- все отразилось в творчестве наших далеких предков. Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.

         Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь избе для веселых посиделок.

    Их встречают хозяин и хозяюшка. Звучат шутки, песни смех.

Появляются ведущие: мальчик и девочка в русских костюмах.

Хозяйка    Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин      Веселья вам да радости!

Хозяйка   Давно мы вас ждём, поджидаем. Праздник без вас не начинаем!

Хозяин     У нас для каждого найдётся и словечко, и местечко.

Хозяйка    Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

На сцену выходят гости в русских костюмах. Кланяются хозяевам и рассаживаются.

Хозяин   Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

  1. Гостям-то , известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин   В тесноте да не в обиде.

Хозяева усаживаются.

Хозяйка  Небылицы в лицах,

                  Сидят в теремах- светлицах,

                  Щелкают орешки,

                  Да творят насмешки.

Гости исполняют шутливые диалоги.

  1. Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

 Можно зашить?

-Да иглы нет.

А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

  1. Фома, что из леса идёшь?

- Да медведя поймал.

Так веди его сюда!

-Да он не идёт.

Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

  1. Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

-Что ж раз мать велит – надо идти!

  1. Что ваши девчата делают?

-Шьют да поют.

А матушки?

-Порют да плачут.

   6.Фома, у тебя в избе тепло?

    - Тепло. На печи в шубе согреться можно!

7.А вы ,девчата, с чем пришли?

    Что на торги принесли?

     Может, ниток клубок?

     Может вязаный носок?

8. дев.Некогда нам с тобой говорить!

            Некогда зубоскалить!

            Нам бы новость рассказать,

            Да друг с дружкой поболтать!

9.дев. Шли четверо  мужиков.

  Говорили они про торги

  Да про покупки,

 Про крупы да про подкрупки…          

         10.дев. А я слыхала про купцов,

                        Удалых молодцов.

                        Про коней говорят,

                        Про сбрую да жеребят!

          11. дев.  А я видела купца?

                          Продавал он два кольца.

                         Одно -  мне носить,

                         А тебе теперь водить!

1-ая девочка догоняет вторую, та берет с лотка вьюнок.

            12. дев.  Гляди, гляди, вьюн-вьюнок!

                             Зови подружек в хоровод!

           13. дев.  Подружки, выходите!

                            Хоровод заводите!

Хоровод « Во поле березка стояла»         

  14. маль. Эх, Ерёма, Ерёма!

                     Сидел бы ты дома!

                     Точил бы веретёна!

                     У тебя жена-то пряха

                     По ниточке пряла,  

        Корову купила.

                     Корова –то с кошку.

                     Надоила с ложку,

                     Корова-то пала,

                     Вся дразнилка пропала!

15. маль. Ах, ты так! Ты ещё дразнишься? Ну я тебе:

                  Стучит , бренчит по улице-

                  Фома едет на курице,

                  Тимошка  на кошке-

                   Туды ж по дорожке.

                  -Куды Фома едешь?

                    Куды погоняешь?

                 - Сено косить.

                 - На что тебе сено?

                 - Коровок кормить.

                 - На что тебе коровы?

                 - Молоко доить.

                 - На что тебе молоко?

                 - Ребяток поить.

  16. маль. Девица, девица,

                    Сходи по водицу!

17. дев.    Я волка боюсь.

18. маль. Волк на работе.

                  Девица, девица,

                  Сходи по водицу!

19. дев. Я медведя боюсь!

20. маль. Медведь на охоте.

                  Девица, девица,

                  Сходи по водицу!

21. дев. Я лисицы боюсь!                

22. маль. Лисица на болоте!

                  Платьице мыла,

                 Валек опустила,

                  Сама трясётся…

23. дев. Почему трясётся?

24. маль. Над тобой смеётся!

25. дев. Иванушка-простота,

                Купил лошадь без хвоста,

               Поехал жениться,

                Привязал корытце.

                Корытце мотается,

                Невеста улыбается,

                Корытце упало-

                Невеста попала.

26. маль. А ты- Танька –егоза,

                  Съела мышку без хвоста,

                  Одну овцу,

                  Свинью-пакостницу,

                 Пятьдесят поросят,

                 Одни ножки висят!

 С концом дразнилки мальчик убегает, девочка его догоняет. Мальчик прячется за самого рослого мальчика. Тот его закрывает грудью. Начинается «Кадриль».

27. дев. Эх, топни нога, топни правенькая,

                 Я плясать пойду, хоть и маленькая.

                 Пойду плясать по соломушке,

                 Раздайся народ по сторонушке!

Четыре девочки исполняют частушки.

28. дев. Шире круг, шире круг,

                Дайте круг пошире.

               Не одна иду плясать,

               Нас идёт четыре. 

29. дев. А у нас во дворе

                Квакали лягушки,

                А я печки босиком,

               Думала-подружки.

30.дев. Я плясала в три ноги,

               Потеряла сапоги.

              Оглянулася назад:

              Сапоги мои лежат.

31. дев. Балалаечка-гудок

                Своё дело знает.

                Она в Ваниных руках

                Хорошо играет.

32.дев. Сидит ёжик на берёзе

               Белая рубашечка…

               На головке сапожок,

               На ноге фуражка.

33. вместе Если б не было воды,

                     Не было б и кружки.

                     Если б не было девчат,

                     Кто бы пел частушки?

 На середину выбегают мальчики, танцуют вприсядку, один поёт.

34. маль.  На горе стоит телега

                   Слёзы капают с дуги.

                   Под горой стоит корова

                   Надевает сапоги.

Танец «Гуси»

 

Мальчики кончают пляску, две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает

35.дев. Лодыри да бездельники – им праздник и в понедельник.

36. дев.  Нынче гуляшки, завтра гуляшки – останешься и без рубашки.

37. маль.  Акуля, что шьёшь не оттуля?

38. дев. А я , батюшка, ещё пороть буду.

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

Хозяйка угощает всех конфетами, в это время готовится инсценировка сказки «Курочка Ряба»

39. маль. Жили-были дед да баба,

                   Была у них курочка – ряба.

                   Снесла курочка яичко.

                   Не простое- золотое.

Баба.  Эй, старик, проснись быстрее!

Дед. Волки, что ли у дверей?

Баба. Да смотри , что я нашла.

           Под кустом яйцо снесла.

Дед. Ну ,снесла какое дело!

Баба. Да яйцо-то не простое,

            А, гляди-ка ,золотое.

Дед. Золотое, в самом деле?

           Мы с тобой разбогатели.

Баба. Погляди , горит как жар.

Дед. Не случится ли пожар?

Баба. Ох, горит, слепит глаза!

Дед и баба. Чудеса!

Дед.  Ты в сундук запри его.

Раздаётся стук в дверь.

Баба. Нету дома никого!

            Ишь, соседей, как назло,

            Ненароком принесло.

Дед. Ты пойди запри засов,

           Да спустить бы надо псов.

Баба. ( возвратившись)

             В среду в город я поеду.

             Там базар бывает в среду.

             Богатеев много там!

             Им яичко и продам.

            Как дадут мне денег груду,

             Накидают мне рублей,

             Я салоп себе добуду

             И сибирских соболей.

             Вот обновок накуплю я!

             Разных юбок сорок штук,

             Шаль в цветочках голубую.

            До краёв набью сундук.

Дед. Что ты мелешь небылицы?

           Ишь, сыскалась молодица

           Наряжаться в разный хлам.

            Нет уж, если мы богаты,

            Я построю вместо хаты

            Трёхэтажные палаты

            И беседки по углам.

Баба.  Наказанье с глупым мужем!

            Что ты, старый, не блажи!

             Мы живём других не хуже,

             Ни к чему нам этажи!

             А за эти за беседки

            Засмеют тебя соседки.

Дед. Пусть смеются, мне не жалко!

Баба. Да уймись, ты, не кричи,

           Вон упала на пол скалка,

           Чугуны гремят в печи.

           Ох, не мил мне белый свет!

Дед. Я хозяин или нет?

Баба. Ой, яичко покатилось,

           Покатилось и разбилось.

          И скорлупки не осталось,

          Всё куда-то подевалось!

Дед. Ну чего ты затужила?

          От чудес одна беда.

          Будем жить, как прежде жили,

          И работать , как всегда.

Баба. И шубёнку справить можно,

          И подправить можно дом.

Дед. Только то, видать , надёжно,

           Что даётся нам трудом.

            Открывай ,старуха ,дверь,

           Что нам прятаться теперь!

            Эй, соседка!

Баба. Эй, сосед!

            Забывать друзей не след.

            Заходите на часок,

            У меня хорош квасок,

            И варенья, и соленья.

Дед и баба. Заходите без стесненья!

40. маль. На Руси всегда любили весёлую шутку. До нас дошло много игр-шуток, поддёвок…

- Скажи: «Медь»….

- Твой отец – медведь!

-Скажи: «Двести»…

- У тебя голова в тесте.

-Сенька, под ногами грязь.

        Где?( наклоняется)

- Не кланяйся, я тебе не князь!

- Вам поклон прислала.

        Кто?

- Маша.

        Какая Маша?

- Свинья наша.

Обращаясь ко всем.

Тарин, барин, пощипай

Ехали на лодке.

Тарин, барин упонул,

Кто остался в лодке?

         Пощипай.

Ведущий бегает и легонько щиплет детей.

Учитель. А теперь пускай посоревнуются наши гости и отгадают загадки.

Родители отгадывают загадки.( Загадки подготовлены детьми)

41. маль. Хорошо у нас на посиделках, весело. Ни одни посиделки на Руси не обходились без весёлых игр. Славились наши чудо-богатыри своей силой да удалью. Вот что писал один заморский гость , который приезжал в Москву много-много лет назад.

Достаёт из-за пояса свиток и читает.

«Мосхи весьма способны переносить всякого рода трудности, так как их тела закалены от рождения холодом.  Они не страшатся выходить с открытой головой под снег и дождь, равно как и на зной, словом, в какую бы то ни было погоду. Дети 3-4 лет от роду зачастую ходят в жесточайшие морозы босыми и играют во дворе, бегают в запуски. Последствием сего являются знаменитые закалённые тела, и мужчины, хоть не велики по росту, но хорошо и крепко сложены, из которых иные, совершенно безоружные вступают в борьбу с медведем и, схватив его за уши, держат, пока тот не выбьется из сил.

42.  маль. Любили добры молодцы и красны девицы весёлую игру «Тяни-толкай».

Игра «Тяни –толкай» пары соревнуются в беге. Взявшись за руки, пары бегут касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу , возвращаются назад не разворачиваясь.

Игра «Ручеек» вместе с родителями.

Учитель  Осень на дворе, дождь и холод. А в избе тепло, весело потрескивают дрова в печке.Закончены работы в поле и на огороде,собран урожай. Пора печь блины да пироги.

43. маль. Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

44.дев. Большого здоровья!

45. маль. С новым вас урожаем!

46. дев. С вкусными блинами!

Все встают полукругом и поют песню «Блины»

47 . Мы давно блинов не ели.

        Мы блиночков захотели.

        Ой блины, блины, блины,

        Ой блиночки мои.

48.  Кадки новы растворили,

       Два часа блины ходили.

        Ой блины, блины, блины,

        Ой блиночки мои.

49. Растворили на дрожжах,

       Не удержишь на вожжах.

       Ой блины, блины, блины,

        Ой блиночки мои.

50. Моя родная сестрица

       Печь блины-то мастерица.

      Ой блины, блины, блины,

        Ой блиночки мои.

51.  Напекла она поесть.

        Сотен пять, наверно, есть.

      Ой блины, блины, блины,

        Ой блиночки мои.

52.  На поднос блины кладёт

        И сама к столу несёт.

       Ой блины, блины, блины,

        Ой блиночки мои.

53. Гости, будьте же здоровы!

       Вот блины мои готовы!

 Дети поют песню « Моя Россия»

Ну а теперь, как в старые добрые времена, приглашаем вас на пир .

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Старинные посиделки"

Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора;  развивать артистические и сценические способности детей. ...

Сценарий "Осенние посиделки" + "грибная" презентация

В сценарии "Осенние посиделки" стихи, песни, инсценировки, конкурсы, загадки об овощах и "грибная" презентация. В празднике с удовольствием участвуют не только дети, но и их родители. Они тоже участву...

Сценарий "Осенние посиделки"

Сценарий к празднику осени «Осенние посиделки»Ведущая:  Осенние мелодии уже вокруг звучат.Растрепанные листья волнуются, шумят.Сегодня паутинки куда-то вдаль плывут.Холодные дождинки печально так...

Сценарий "Русские посиделки"

Сценарий"Русские посиделки"...

сценарий"Осенние посиделки"

фрагмент к празднику "Золотая осень"...

сценарий"Осенние посиделки"

Сценарий "Осенние посиделки" фрагмент утренника про осень...