Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство.
Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.
2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.
3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_teksta._vosstanovlenie_deformirovannogo_teksta._2_klass.zip | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс
Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста
Цель: раскрыть одну из особенностей текста - его тематическое единство.
Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.
2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.
3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.
Ход урока
На доске:
- Где текст?
Белка - это маленький пушистый - Белка - это маленький пушистый
зверек. зверек.
Мальчик увидел бабочку. У нее рыжая шерсть.
Художник нарисовал птицу. Еще у белки большие глаза.
Она высоко летает. Она хорошо видит.
I. Постановка учебной задачи
•. Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст? (Учитель читает детям запись на доске.).
•. Попробуйте определить, чем отличаются эти две записи?
•. В каком столбике записаны отдельные предложения, а в каком, по-вашему, текст?
•. Попробуйте доказать!
•. Научимся сегодня отличать текст (слово текст записано на доске) от группы предложений.
I. Сравнение текста и группы предложений
•. Прочитайте предложения, записанные слева.
•. Сколько предложений в первом столбике? О чем в них говорится? (В первом предложении говорится о белке. Во втором - о мальчике. В третьем - о художнике. В четвертом - о птице.)
• Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи?
Что будет изображено на каждом из них? .
•. Что же записано слева? (Предложения.) Можно ли к ним подобрать заголовок? Почему?
- Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном.)
- Сколько предложений во втором столбике?
- О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)
- Сколько рисунков можно нарисовать к ним? (Один. На нем будет изображена белка.)
- Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике? А к предложениям в первом столбике?
- Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о белке. То есть эти предложения объединяются тем, что все они на одну тему - о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.
- Как бы мы его назвали? (Белка.)
- Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А теперь ответьте на вопрос, о чем этот рассказ? (В рассказе говорится о том, что белка - маленький зверек с рыжеи шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит).
Какой можно сделать вывод о связи предложений в тексте?
Вывод: В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывают не о разном, а об одном и том. же. Предложения в тексте как бы держатся за руки - расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст рассыплется и получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор. Сказка, сообщение, рассказ, стихотворение - это тексты. Каждое предложение в тексте имеет свои границы. Первое предложение в тексте начинают писать с красной строки, т. е. отступив несколько букв от поля страницы.
III. Работа с деформированным текстом
• Из этих слов составьте предложения.
1. Живет, большого, белка. В дупле, дерева, рыженькая.
- Гнездышко, а, птички, в его ветвях, маленькой.
- Целый, они, хлопочут.
4. Собирает, грибочки, белочка.
- Червячков, а, птичка.
- В ночной, в, лесу, час, затихают. Шум и воняя.
- Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поет.
Прочитайте то, что получилось. Это текст? Докажите.
- Можно ли сказать, что во всех предложениях сообщается что-либо об одном и том же предмете или предметах? Докажите.
- Что сообщается о белке? А что - о птичке?
- Связаны ли по смыслу эти сообщения?
- Обозначьте орфограммы в тексте. Какие в из них вы можете проверить?
- Автор назвал этот текст «В лесу», как вы думаете, почему?
IV. Запись текста
- С чего начнете запись? (С заголовка.)
- Как начнете писать текст? (С красной строки.)
- В каком предложении встретятся знаки препинания, кроме точки?
В лесу
В дупле большого дерева живет рыженькая белка. А в его ветвях гнездышко маленькой птички. Целый день они хлопочут. Белочка собирает грибочки. А птичка - червячков.
В ночной час в лесу затихают шум и возня. И птичка поет всем лесным жителям колыбельную песню. (43 слова)
V. Беседа по содержанию
- Где живет белочка?
- Чем заняты белочка и птичка?
- Что слышно в лесу в ночной час?
VI. Проверка