Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Харченко Любовь Михайловна

Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство.

Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.

 2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в   тексте.

 3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс

Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста

Цель: раскрыть одну из особенностей текста - его тематическое единство.

Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.

 2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в   тексте.

 3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.

Ход урока

На доске:        

 - Где текст?

Белка - это маленький пушистый        - Белка - это маленький пушистый

зверек.        зверек.

Мальчик увидел бабочку.        У нее рыжая шерсть.

Художник нарисовал птицу.        Еще у белки большие глаза.

Она высоко летает.        Она хорошо видит.

I. Постановка учебной задачи

•. Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст? (Учитель читает детям запись на доске.).

 •. Попробуйте определить, чем отличаются эти две записи?

 •. В каком столбике записаны отдельные предложения, а в каком, по-вашему, текст?

•. Попробуйте доказать!

•. Научимся сегодня отличать текст (слово текст записано на доске) от группы предложений.

I. Сравнение текста и группы предложений

•. Прочитайте предложения, записанные слева.

•. Сколько предложений в первом столбике? О чем в них говорится? (В первом предложении говорится о белке. Во втором - о мальчике. В третьем - о художнике. В четвертом - о птице.)

• Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи?

Что будет изображено на каждом из них? .

•. Что же записано слева? (Предложения.) Можно ли к ним подобрать заголовок? Почему?

  1. Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном.)
  2. Сколько предложений во втором столбике?
  3. О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)
  4. Сколько рисунков можно нарисовать к ним? (Один. На нем будет изображена белка.)
  5. Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике? А к предложениям в первом столбике?
  6. Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о белке. То есть эти предложения объединяются тем, что все они на одну тему - о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.
  7. Как бы мы его назвали? (Белка.)
  8. Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А теперь ответьте на вопрос, о чем этот рассказ? рассказе говорится о том, что белка - маленький зверек с рыжеи шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит).

Какой можно сделать вывод о связи предложений в тексте?

Вывод:      В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывают не о разном, а об одном и том. же. Предложения в тексте как бы держатся за руки - расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст    рассыплется     и    получится    бессмыслица.     Все     вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор. Сказка, сообщение, рассказ, стихотворение - это тексты. Каждое предложение в тексте имеет свои границы. Первое предложение в тексте начинают писать с красной строки, т. е. отступив несколько букв от поля страницы.

III. Работа с деформированным текстом

•   Из этих слов составьте предложения.

        1. Живет, большого, белка. В дупле, дерева, рыженькая.

  1. Гнездышко, а, птички, в его ветвях, маленькой.
  2. Целый, они, хлопочут.

4.        Собирает, грибочки, белочка.

  1. Червячков, а, птичка.
  2. В ночной, в, лесу, час, затихают. Шум и воняя.
  3. Всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поет.

Прочитайте то, что получилось. Это текст? Докажите.

  1. Можно ли сказать, что во всех предложениях сообщается что-либо об одном и том же предмете или предметах? Докажите.
  2. Что сообщается о белке? А что - о птичке?
  3. Связаны ли по смыслу эти сообщения?
  1. Обозначьте орфограммы в тексте. Какие в из них вы можете проверить?
  2. Автор назвал этот текст «В лесу», как вы думаете, почему?

IV. Запись текста

  1. С чего начнете запись? (С заголовка.)
  2. Как начнете писать текст? (С красной строки.)
  3. В каком предложении встретятся знаки препинания, кроме точки?

В лесу

В дупле большого дерева живет рыженькая белка. А в его ветвях гнездышко маленькой птички. Целый день они хлопочут. Белочка собирает грибочки. А птичка - червячков.

В ночной час в лесу затихают шум и возня. И птичка поет всем лесным жителям колыбельную песню. (43 слова)

V. Беседа по содержанию

  1. Где живет белочка?
  2. Чем заняты белочка и птичка?
  3. Что слышно в лесу в ночной час?

VI. Проверка