Главные вкладки

    Типы текстов. Восстановление деформированного текста.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Киселёва Лариса Николаевна

    Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rrrrr.docx19.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Текст. Типы текстов. Восстановление деформированного текста.

    Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

    Предметные:  способствовать формированию восстанавливать деформированный текст с опорой на цепочки связей в тексте.

    Метапредметные:

    - познавательные: формировать умение делить текст на части и выделять их при записи; составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

    - коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;

    - регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;

    - личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    II. Проверка домашнего задания.

    - О чём говорит А. И. Куприн?

    - Объясните значение выделенных слов.

    - Для чего нужен язык?

    III. Актуализация опорных знаний.

    1. Каллиграфическая минутка.

    - Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание.
    О о ос со

    - Посмотрите в окно. Какое время года? (Осень.)

    - Запишем это слово: ос_нь.

    - Какую букву вставим? Как проверить? (Осенний.)

    Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.

    - Обозначим ударение в словах, подчеркнём безударную гласную. Найдите главные члены предложения.

    2. Работа с предложениями.

    - Разделите текст на предложения и запишите его.

      Звенит звонок он зовёт детей на урок

    - Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

    1) севера, резкий, с, дует, ветер

    2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают

    3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

    IV. Самоопределение к деятельности.

    - Прочитайте.

    Лес обнажился, поля опустели.

    Поздняя осень. Грачи улетели,

    Грустную думу наводит она...

    Только не сжата полоска одна...

    - Это текст? Почему? (Предложения не связаны между собой.)

    - Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

    - Сформулируйте тему урока.

    V. Работа по теме урока.

    1. Повторение признаков текста.

    - Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

    •   Это много предложений.

    •   Это предложение, записанное в тетрадь.

    •   Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

    Признаки текста.

    1. Текст состоит из группы предложений.

    2. Предложения расположены в определённой последовательности.

    3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

    4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

    5. Текст выражает законченную мысль.

    6. Текст имеет название, заголовок.

    2. Работа по учебнику.

     Упр. 11 (с. 12).

    - Прочитайте на стр. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете.

    - Прочитайте.

    - Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

    - О чём говорится в тексте?

    - Определите главную мысль текста.

    - Какое название подойдёт к этому тексту?

    - Выполните письменные задания к упражнению.

    - Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

     Упр. 12 (с. 12-13).

    - Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

    - Определите главную мысль текста.

    - Сколько частей в этом тексте? (Три.)

    - Почему текст разделён на части?

    - Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

    - Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

    - Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

    - Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки.)

    - Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

    - Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

    Физкультминутка.

    VI. Продолжение  работы по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

    - Рассмотрите схему на стр. 13. Назовите типы текстов.

    - Kакой текст называется текстом-повествованием?

    - Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

    - Какой текст называется текстом-описанием?

    - Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

    - Какой текст называется текстом-рассуждением?

    - Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению?

     Упр. 13 (стр. 13). (Работа в парах. Проверка.)

     Упр. 14 (стр. 14).

    - Что вы можете сказать о тексте? (Это текст-описание.)

    - Докажите.

     Упр. 15 (стр. 14).

    - Что вы можете сказать о тексте? (Это текст-повествование.)

    - Докажите. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

    2. Работа с текстом.

    - Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

    Мимо города большого:

    Он бежит себе в волнах

    Пушки с пристани палят,

    Ветер по морю гуляет

    Кораблю пристать велят.

    Мимо острова крутого,

    И кораблик подгоняет;

    Кораблю пристать велят.

    - Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

    - Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

    VIII. Рефлексия.

    - Прочитайте. Определите тип каждого текста.

    Сластёна

    Наша Мурка - странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

    Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

    Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

    По А. Дорохову

    Янтарь

    Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

    Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

    А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

    По В. Сейраняну

    - Какой тип текста вы ещё знаете?

    - Оцените свою работу на уроке.

    IX. Подведение итогов урока.

    - Что вы знаете о тексте?

    - Как отличить текст от набора предложений?

    X. Домашнее задание: карточка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Восстановление деформированного текста

    Очень часто на уроках русского языка требуются задания творческого характера. Много времени затрачивается на их поиск. Некоторые из них предлагаю Вам. Надеюсь, что этот материал поможет Вам в работе....

    Конспект по русскому языку 2 класс. Восстановление деформированного текста

    Научить детей восстанавливать и записывать деформированный текст; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, обогащать словарный за...

    Признаки текста. Восстановление деформированного текста.

    Урок развития речи во 2 классе, целью которого является раскрытие одной из особенностей текста - его тематическое единство. Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложен...

    Восстановление деформированного текста "Медвежата"

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе , УМК "Школа России", Зеленина....

    Конспект урока развития речи. Восстановление деформированного текста. 2 класс( 1-4).

    Урок составлен в соответствии с технологией критического мышления с применением разноуровневых заданий. Он позволяет расширить словарный запас учащихся,  закрепить знания о тексте и сформировать ...

    Урок русского языка во 2-м классе по теме "Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение"

    Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение...

    ДЕФОРМИРОВАННЫЙ ТЕКСТ. УПОРЯДОЧЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА.

    Назначение даннной методической разработки: помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запа...