Работа над словами с непроверяемым написанием.
методическая разработка по русскому языку по теме

Лазарева Валентина Георгиевна

 

       Данная работа выполнена на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Кемеровской области по образовательной программе

      «Психолого – педагогические аспекты развития системы образования».

       Содержит теоретический и практический материал по работе над словами с непроверяемым написанием.

       Представляет собой опыт работы, методическое пособие, методические рекомендации  автора и может оказать помощь в работе учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_slovami_s_neproveryaemym_napisaniem.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Содержание

     Введение…………………………………………………………..3

  1. Задачи и источники словарной работы………………………….5
  2. Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием……………………………………..7
  3. Работа  над словами из «Словаря»……………………………..12
  4. Объяснение новых и непонятных слов………………………...14
  5. Работа по уточнению словаря………………………………….17

Заключение………………………………………………………….22

Используемая литература………………………………………….23

                             

                                   Введение

Дети, поступающие в школу, конечно, имеют известный круг представлений и знаний об окружающей действительности. Но, во-первых, этот круг реальных знаний о природе и обществе мал, и задача школы в первую очередь заключается в том, чтобы этот круг расширить и на этой основе расширить словарь ребенка.

Во-вторых, часто бывает, что слова у ребенка имеются, а за этими словами нет точных представлений и понятий, и задача школы в том, чтобы наблюдения и знания ребенка уточнить, обогатить, а вместе с ними уточнить и обогатить словарь ребенка. Ребенок, например, знаком со словом аист, но он мало что знает об аисте и поэтому может смешать его с журавлем, с цаплей, со страусом. Надо показать ему картинки или муляжи, кое-что рассказать, чтобы он умел правильно называть вещи их именами.

В-третьих, словарь детей не упорядочен и не систематизирован; слова живут отдельно друг от друга, не зная «родства» между собой, дети пользуются словами, не видя сходства и различия между многими близкими, но не тождественными по значению словами; кроме того, дети иногда соединяют несоединимые слова; понятной становится задача школы — упорядочить и систематизировать словарь.

В-четвертых, словарь бывает развит односторонне: в нем имеются конкретные, обиходные слова, но нет отвлеченных и обобщающих слов, мало терминов, относящихся к разным областям знаний.

В-пятых, ребенок, кажется, понимает некоторые слова при чтении или при слушании, но не употребляет или употребляет неправильно в своей речи. Перед школой стоит задача — активизировать словарь детей, сделать так, чтобы они смогли употреблять слова, которые они получают в процессе обучения.

В-шестых, речь детей не только в I и во II классах, но и в III, IV классах отличается часто вялостью, невыразительностью, повторением одних и тех же слов; в словарном запасе детей нет ярких, выразительных слов и выражений.

В-седьмых, учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их в письменных работах, так как не умеют пользоваться орфографическим словарем, пли же пишут их ошибочно. Задача заключается в том, чтобы как-то примирить задачи грамотности и развития речи.

Как видим, недостатков в словаре начинающих учиться детей немало. Тем серьезнее учителю следует относиться к устранению этих недостатков. Положительные же задачи состоят в том, чтобы работать над обогащением  детского словаря: его уточнением, упорядочением и активизацией.

                   1. Задачи и источники словарной работы

Каковы прежде всего задачи развития словаря учащихся?

1) расширение представлений, понятий о предметах и явлениях действительности, а вместе с тем и расширение словаря; 2) уточнение знаний учащихся о тех предметах и явлениях; о которых они имели недостаточно четкое понятие, а вместе с тем уточнение значений слов, которыми дети пользовались, не отдавая ясного отчета об этих значениях; 3) обогащение словаря изобразительными и выразительными средствами языка: яркими словами и выражениями, словами в переносном значении и т. п.; 4) активизация словаря: употребление в своей собственной речи слов и выражений, которые дети встречают в читаемых текстах, в речи учителя и т. д.; 5) усвоение правильного произношения и написания слов.

Каковы цели развития словаря детей?

1) наблюдение над окружающей действительностью (природой, общественной и трудовой деятельностью людей, учебной и игровой деятельностью детей); 2) общение со взрослыми и детьми (беседы, совместная работа); 3) чтение классное и внеклассное, сопровождаемое обычно анализом и обсуждением содержания; 4) изучение грамматики и правописания, сопровождаемое специальными грамматическими и орфографическими упражнениями; 5) специальные речевые упражнения, связанные с диализом языка произведений, с пересказами, изложениями и сочинениями. Эти источники обогащения словаря являются одновременно источниками развития речи (устной и письменной) вообще.

Существует несколько направлений словарной работы, из которых важнейшие следующие:

1)        расширение   и   обогащение   словаря   при   проведении   прогулок, экскурсий, предметных уроков, уроков по всем учебным предметам в связи с расширением   и   обогащением   представлений   и   понятий,   учащихся   об окружающей действительности; сообщение новых слов и терминов;

  1. объяснение новых и непонятных слов при чтении и на некоторых
    других занятиях;
  2. словарно-логическая работа (группировка предметов и их названий
    при обучении грамоте и при изучении грамматики в I — II классах);
  3. словарно-грамматическая работа при изучении грамматических тем (I—IV классы);

5)        словарно-стилистические   упражнения   (в   связи   с   чтением   художественных произведений, подготовкой к сочинениям и их разбором).

Все эти направления, или области, словарной работы варьируются в зависимости от того, на каких уроках проводится работа: на уроках обучения грамоте, на уроках русского языка и литературного чтения.

Уроки чтения больше всего призваны способствовать расширению и уточнению    словаря    учащихся,    как    в    процессе    анализа    читаемых

произведений, так и во время наблюдений и предметных уроков; объяснение новых и непонятных слов проводится также на уроках чтения. На уроках обучения грамоте идет объяснение новых и непонятных слов в связи с чтением по букварю; в этот же букварный период большое значение имеют словарно-логические упражнения. Занятия по грамматике и правописанию требуют логических упражнений в порядке подготовки к грамматическим занятиям, но основное здесь — словарно-грамматические упражнения словарно-орфографическая работа. Упражнения в связной речи требуют специальных словарно-стилистических упражнений.

В старшем классе начальной школы большое значение приобретают словарно-стилистические упражнения. Зато в младших классах особенное значение имеют словарно-логические и словарно-орфографические упражнения.

Остановимся на методике занятий по каждому виду словарной работы .

2.  Использование игровых приёмов при изучении

              слов с непроверяемым написанием

Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запоминать. Существует много способов по запоминанию таких слов, а мы остановимся на таких, которые, дают больше эффекта, разнообразят урок, вносят элементы игры, делая его более интересным и привлекательным.

При первом изучении словарного слова обращаем внимание детей на признак, который присущ только этому слову, и затем связываем этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает берёзу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: берёза белая.

Белая берёста у берёзки нашей,

Нет на свете деревца

И милей, и краше.

Да,  у  березы  белая  береста.  А дальше  даем  строчки для запоминания безударной гласной е.

                                               Белые березы все,

                                              После «б» пишите «е».

На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме.  Для этого на

доске пишем изучаемое на уроке слово, выделяя цветным мелком нужную орфограмму.

Далее следует закрепить написание изучаемого слова. Для этого надо дать слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой загадочной форме. В этом случае прибегаем к ребусам или кроссвордам. С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова корова, ворона, ворота и другие, написанные в виде ребусов.

Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово молоко. К такому кроссворду обычно дается загадка.

о

 о

о

                                   Хочешь бегать далеко,

                                  Хочешь прыгать высоко,

                                 Пей почаще…(молоко)!       

Дети хором подсказывают отгадку.

Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.

А

У

А

Две гласных «а» и «у» одна.

Угадайте-ка, друзья,

Очень много хруста

Издаёт... (капуста).

Е

И

Ц

В поле выросла она,

Колосом своим горда.

Может колосом гордиться

Лишь хорошая... (пшеница).

О

Р

О

Прошу вас все слова назвать,

Где -оро- надо написать.

К этому кроссворду можно предложить игру «Подскажи словечко».

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков... (горох).

(Е. Благинина.)

Дедушка Pox

                                               посеял... (горох).

        

  1. Уродился я неплох,

  1. С грядки хвастался…(горох).

Привезли во двор песок


Золотую гору:

Без гвоздей и без досок

 

Можно строить... (город).

(И. Кононов.) Берегите уши, нос.

Здесь ведь прячется... (мороз).

Для правильного закрепления написания словарного слова использую шуточные вопросы, загадки, например:

  1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета).
  2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога и др.)

3.        Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина (1), сорока (40),
однажды (1) и др.)

4.        Все слова хороши, но где-то спрятались ёж и ужи. (ДЕЖурный, УЖин.)

5.        Какие   слова  любит   ворона?   (КАРандаш,   КАРтина,   КАРтофель.)   А
лягушка? (КВАртира, МосКВА.)

6.        В каких словах ель растет? (Карто-фЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

       Мой первый слог крик птицы.

                                             Два других на дне пруда,

                                            А целое в музее

                                           Найдете без труда.        (Картина)

Или:

      Прибавьте 40 к единице длины,

  И вмиг она преобразится.

       А как? Подумать вы должны.

                                         

                                           Скажу  лишь:   под   землёй   помчится.

        (Метро)

После того как написание слова хорошо усвоены и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка — словарное слово. Загадываем загадку, а дети пишут отгадку. Кроме обычных загадок, используем загадки с хоровыми ответами. Мы «помогаем» поэту, вставляем пропущенное слово.

«Подскажи словечко».

1. Рано утром всех на луг Собирает нас пастух.

А к вечеру всем молока

                                           Я людям дать готова

                                           Угадали, кто же я?  

                                            Конечно же, ... (корова).

2.        Дремучий лес к стеклу прирос
Нарисовал его... (мороз).

(Г. Соколов.)

3.        Трещала с самого утра:

«Пора! Пор-р-ра!»

 А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

     (Е. Серова.)

И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово к письменной работе. С этой целью даю такие работы, как:

  1. написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;
  2. учитель читает стихотворение, а учащиеся    после    его    прослушивания
    должны записать   все   словарные   слова,   например:

Однажды, в студёную зимнюю пору,

 Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(Однажды, мороз.)

3. Работа над словами из «Словаря»

В начальной школе младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Что надо сделать, чтобы лучше усваивали написание таких слов, меньше допускали ошибок? Приведу несколько приемов, которые помогают детям лучше запомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными.

Составляем таблицу, куда включаем те слова, которые рекомендуются программой, т.е. слова из «Словаря». Таблица выглядит так:

Таблица

Слова из «Словаря»

м...роз

п…нал

(Список  слов                  слов

уч...ник

р...бота

продолжается.)

з…вод

…зык

к...р...ндаш

за...ц

л...сица

л., .пата

м…шина

...ктябрята

п…льто

учит... ль

т...традь

р...бята

р...бочий

м...дведь

п...тух

п...суда

Изучаемые орфограммы написаны крупнее, обозначены красным цветом и закрыты полосками бумаги, легко откидывающейся. Работа по такой таблице активизирует деятельность учащихся, особенно при закреплении написания определенных слов,  экономит время. На каждом уроке проводим «пятиминутки» с помощью данной таблицы. Таблица также используется и при выполнении разнообразных заданий. Вот некоторые из них:

  1. запись слов по порядку. Диктуем слова, учащиеся записывают их.
    Затем проверяем по таблице написание слов, открывая полоски бумаги;
  2. устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны
    гласные  
    а,   о,   и,   е,  я.   Называем  слова из таблицы,  а обучающиеся  поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой;
  1. выписывание   из  таблицы   слов   с   непроверяемыми   безударными
    гласными по вариантам (1-й вариант с гласной
    а, 2-й вариант с гласной о);
  2. выписывание из таблицы слов, отвечающих на вопросы кто? или
    что?;

5)        выписывание из таблицы слов, в которых два слога (мороз, завод и т.
п.), три слога
(карандаш, ученик и т. п.);

6)        выписывание  из  таблицы   слов,   которые   соответствуют  разным
схемам (схемы заранее вычерчиваются к словам из таблицы);

7)        выписывание из таблицы слов по заданной теме, например: «Учебные
принадлежности», «Животные» и т. д.

Предлагаемые задания соотносятся с изучаемой по программе темой.

В конце учебного года первоклассники пишут на доске и в тетрадях изученные слова по памяти. Такая работа также активизирует память детей, выявляет пробелы в их знаниях, формирует у них навыки написания слов с непроверяемыми безударными гласными, т.е. слов из «Словаря».

4. Объяснение новых и  непонятных слов

В столбиках букваря часто встречаются слова, которые детям младшего возраста непонятны: ваза, лото, рысь, аэродром и др. Для объяснения их значения учитель проводит с детьми беседу, дает отдельные слова в предложениях или в словосочетаниях (ваза для цветов; лото — это игра; самолет вылетел с аэродрома) или показывает рисунок (самолет), картинку (играют в лото).

Работа над словом па уроках чтения в букварный период не ограничивается только объяснением непонятных слов. Дети группируют слова, объединяя их по признаку сходства (мебель: стул, стол, шкаф, кровать; посуда: стакан, чашка, ваза, тарелка), или по признаку различия (высокий - низкий, левый правый и т. д.). Понятия усваиваются детьми и путем сравнения различных предметов, находящихся в классе или нарисованных на картинках (например, стол выше парты, карандаш толще ручки, тетрадь тоньше книги и т. п.).

Объяснение непонятных слов и выражений продолжается дальше, при проведении чтения. При объяснении непонятных слов в читаемом произведении очень важно выделять для объяснения слова, которые впервые встречаются детям или, по их признанию, непонятны им и потому могут

мешать правильному пониманию смысла читаемого. Таких слов в произведениях обычно бывает немного, так как учебные книги составляются с учетом словарного состава произведений. На словах, которые не мешают пониманию всего текста в целом, не имеет смысла специально останавливать внимание учащихся. В стихотворении П. А. Некрасова встретилось слово в сумерки («В зимние сумерки нянины сказки Саша любила»). Учитель задает учащимся вопрос: «В сумерки — когда это?» Ответ детей покажет учителю, верны ли их представления о смысле слова: «В сумерки — под вечер или когда вечереет». Подобные ответы показывают, что обучающиеся понимают смысл слова, и нет необходимости останавливаться более подробно на его значении. Не следует специально разъяснять и такие слова, которые не совсем ясны, если их взять изолированно от текста, но понятны в тексте произведения. Например, в стихотворении З.Александровой «Зима» дети читают:

Снежок порхает, кружится, на улице бело, и превратились лужицы в прозрачное стекло.

Что объяснять здесь учащимся? Что лужи замерзли? Что идет первый снег? Но ведь это знакомое детям содержание, выраженное лишь в стихотворной форме.

Дети в I классе рисуют картинки к прочитанному. Конечно, далеко не все они нарисуют так хорошо, что на рисунке будут изображены и лужи, как стекло, и «розовые снегири на ветках яблони», но дети в своих рассказах о том, что они изобразили карандашом или красками, покажут, насколько хорошо понято ими содержание прочитанного стихотворения. Пересказ учащимися содержания прочитанного произведения помогает учителю выяснить степень понимания детьми значения слов. В этом случае учитель попутно исправляет лексические ошибки детей, требует от них правильного и точного употребления слов.

Излишне подробное растолковывание учителем каждого слова, встретившегося в читаемом тексте (стихотворении, рассказе, статье), часто мешает на уроках чтения, так как делает эти занятия неинтересными для детей. Ребенок должен иметь возможность на уроке чтения самостоятельно думать и, может быть, немножко воображать. Во всяком случае, излишние разъяснения учителя снижают поэтическое впечатление от художественного произведения, особенно лирического стихотворения.

Надо отметить, что в школьной практике нередко детям объясняются не только те слова, которые им никогда не встречались при чтении, в их игровой, учебной и другой деятельности, смысла которых дети не понимают, но и те слова, смысл которых понятен. Получается словотолкование вместо упражнений, способствующих обогащению словаря учащихся. Чтобы избежать подобного положения, учителю целесообразнее обратиться к детям с вопросом, что им непонятно в прочитанном стихотворении, рассказе, статье. В таком случае выясняется значение тех слов, словосочетаний и даже

целых отрывков прочитанного, непонимание которых затрудняет детей, мешает   им   понять   смысл   всего   произведения   и   употреблять   слова   в правильном их значении.

Нельзя требовать, как это иногда бывает, от детей того, чтобы они отвечали на вопросы о том, как и почему автор употребил это, а не другое слово и т. п. Подобные вопросы для детей неразрешимы. Здесь важнее убежденность детей в том, насколько яркой получается картина, которая «нарисована» словом, группой слов. В этом смысле можно говорить об удачном выборе автором-художником слова (ср. выбор красок для картины). Такое «взвешивание» слов повышает речевую культуру детей.

Или еще более простой пример. Подобрав слова-синонимы к слову буря, дети могут подумать над тем, как звучала бы в известном стихотворении А. С. Пушкина первая его строка «Буря мглою небо кроет», если бы мы заменили слово буря другими словами вроде: ураган, буран, метель, насколько согласованы были бы с этой строкой последующие строки стихотворения и т.д. Учителю в таком случае не придется объяснять детям, как важно уметь подобрать наиболее подходящее слово для выражения своих впечатлений и мыслей, в частности для выражения их в стихотворной форме.

Такие и подобные упражнения обучают не только чтению и пониманию читаемого в узком смысле слова, но вместе с тем учат, и владеть русской речью, умению пользоваться словарным богатством русского языка.

5. Работа по уточнению словаря

Читаемые в классе художественные произведения дают богатый материал для речевых упражнений, способствующих уточнению словаря учащихся.

Например, в процессе чтения и разбора стихотворения Н. А. Некрасова «Мороз-воевода» возможны упражнения по подбору синонимов к целому ряду слов: бор, дозор, тропы, вершины и др. Подбирая синонимы, например, к слову вершина: верх, макушка — и сопоставляя найденные таким образом слова с тем, которое употреблено Некрасовым в его стихотворении, обучающиеся смогут составить представление о том, как следует выбирать и употреблять слова. Надо учить не только понимать слово, но и целесообразно употреблять его.

На уроках грамматики при подборе частей речи необязательно подбирать слова-синонимы, возможны и другие упражнения. Например, даются существительные в творительном падеже: топором, пилой, ножницами, косой, нужно подобрать глагол (что делают?): рубят, пилят, режут, косят и т. д.

При изучении имен прилагательных как особого разряда слов, обозначающих разнообразные признаки предметов, целесообразны упражнения в подборе синонимов. Даны слова большой, быстрый, веселый,

дети подбирают синонимы:  огромный, громадный;  скорый,  проворный; радостный и т. д.; или к тем же словам надо найти антонимы: большой маленький, быстрый медленный, веселый грустный.

Подбирая родственные слова к тому или иному прилагательному, дети составляют с ними предложения или словосочетания, причем они отдают себе отчет в значениях образованных ими слов. Например, от существительного пух образуют другое существительное — пушок (корень пухпуш), от этих слов образуют, прилагательные и вводят их в, словосочетания: пухлый (пухлая щека), пуховый (пуховый платок), пушной (пушной  зверь), пушистый (пушистый котенок).

Вообще трудно себе представить грамматические занятия без упражнений словарного, лексического характера. Чем больше слов привлекается для выяснения и закрепления грамматических знаний, тем осознанней и прочней эти знания.

Дети не всегда умеют подобрать к данному слову, обозначающему предмет, другое, которое бы точно обозначало признак или действие этого предмета, хотя реальная основа для такого обозначения у них имеется. Нужно лишь научить детей дифференцирование обозначать признаки, действия тех или иных предметов. Надо учить детей, например, подбирать подходящие по значению глаголы. При этом могут быть использованы разнообразные виды упражнений.

  1. Учитель называет животных, а дети подбирают слова, обозначающие
    движения животных:
    лошадь скачет, бежит, мчится; бабочка летает,
    порхает.  
    Или  учитель   называет  животное,   а  учащиеся  говорят  слова,
    обозначающие, как это животное голос подает (кричит):
    корова мычит;
    лошадь
    ржет; собака лает; кошка мяукает и т. п.
  2. К названиям орудий труда дети подбирают названия действий: пилой
    (что делают?) пилят; иголкой (что делают?) шьют; граблями (что делают?);
    косинкой (что делают?). Или дается название человека по его профессии,
    надо подобрать глагол, обозначающий его типичное действие:
    врач (что
    делает?)
    лечит; учитель (что делает?) учит; портной (что делает?) шьет.

Формы подобной работы могут быть разнообразными: то ответы на вопросы (как в приведенных примерах), то соединение названий предметов и названий действий, данных в двух столбиках (в одном столбике записаны слова: учитель, врач, портной, в другом — лечит, шьет, учит и т. д.), то подбор к данному слову одного или нескольких из списка слов для справок (дано слово бабочка, а внизу, в особом списке, слова: бегает, летает, ходит, порхает, мчится, нужно выбрать из этих слов подходящее).

Наблюдения показывают, что младшие школьники употребляют в своей речи мало прилагательных, не обозначая, таким образом, признаки предметов. Учитель, желающий обогатить речь учащихся, должен учить детей наблюдать предметы и явления объективной действительности, выделять в этих предметах признаки и отражать выделенные признаки в слове. Кроме натуральных предметов, для наблюдений могут быть использованы рисунки. Учитель предлагает, например, рассмотреть картину,

изображающую  зайца зимой.  Он задает вопросы,  отвечая  на которые учащиеся    должны    описать,    каков    заяц    зимой.    С    этой    целью    к существительным хвост, уши,   глаза,   шерсть (шубка),  (передние) лапки, (задние) лапки дети подбирают прилагательные. Затем учитель предлагает детям составить связный рассказ о зайце.

Применимы также загадки, в которых перечисляются признаки предмета, дети по этим признакам угадывают предмет.

Наиболее ценные упражнения словарного характера связаны с понятиями «синоним» и «антоним». Синонимы — это слова, близкие, но не одинаковые по смыслу (храбрый, смелый, отважный, бесстрашный). Антонимы — слова с противоположным значением (новый старый, смелый трусливый, чисто грязно, тихо громко, хвалить бранить или порицать, закричать замолчать.

Работа над синонимами и антонимами важна потому, что умение подобрать подходящий синоним или антоним позволяет: 1) разнообразить речь (плохо, когда повторяется в детском сочинении несколько раз одно и то же слово); 2) употреблять в речи более точные слова и выражения: например, котенок (развязывает или разматывает) клубок ниток; собака язык (высунула или выставила). Последнее особенно важно для развития речи.

При выборе того или другого слова из ряда синонимов важнее не то, что синонимы сходны по значению, а то, что они отличаются друг от друга оттенками и своих значениях.

Упражнения в подборе синонимов и антонимов особенно полезны для выработки точности речи. Для этих целей можно иногда брать и отдельные слова:

синонимы: шалун озорник, баловник; работа труд, дело; большой

—        громадный,  огромный; храбрый смелый, отважный,  бесстрашный;
бежать
нестись; мучить беспокоить, терзать, волновать; скоро
быстро;

антонимы: враг друг, правда ложь, болезнь здоровье, шум тишина, полезный вредный, трудный легкий, старый молодой, тупой

—        острый,  обрадовать опечалить,  спешить медлить,  начать
кончить, говорить молчать, слабо сильно, хорошо плохо, медленно

—        быстро, долго скоро, тепло холодно, весело печально.

Упражнения в употреблении синонимов и антонимов, однако, лучше всего проводить в связи с составлением словосочетаний, предложений и даже связных текстов, потому что только в связи с другими словами слово, имеющее несколько значений, обнаруживает свое конкретное значение. В самом деле, к слову чистый могут быть подобраны разные синонимы в зависимости от того, с какими словами оно связано; к слову горячий можно подобрать синоним теплый, если говорят о печке, о воде, о хлебе, но к тому же слову горячий в словосочетании горячий человек синонимами будут слова решительный, а может быть раздражительный (смотря по смыслу связного текста — рассказа или описания); тому же слову горячий могут соответствовать   по   значению   слова   напряженный,   трудный   в   таком,

например, словосочетании: горячее время. А раз к одному и тому же слову можно подобрать разные синонимы, то разными для него будут и антонимы: горячая вода холодная, горячий человек — спокойный или хладнокровный; слову мелкий в словосочетании мелкая река можно противопоставить слово глубокая, но к тому же слову в словосочетании мелкая рыба придется подобрать антоним крупная и т. д.

Вначале, для того чтобы объяснить, что такое синонимы или антонимы (можно обойтись и без этих терминов, а говорить о близких и противоположных по смыслу словах), можно взять отдельные слова и к ним подбирать синонимы или антонимы. В дальнейшем же, в процессе упражнений, в работе над синонимами важно научить детей выбирать для своей речи такие слова из синонимических, т. е. близких по значению, какие подойдут к определенному контексту. Это уже, в сущности, словарно-стилистическая работа.

Вот несколько примеров для подобных упражнений.

В предложении предлагается уничтожить скобки и оставить из слов, стоящих в скобках, одно, наиболее подходящее: «Из (ветхого, старого, древнего) железа мы сделали ведро», «Лошади очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону».

Возможны такого рода упражнения: вставить в данный текст наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: брызгать, плескаться:

«Вода…сквозь щели по полу. Искры…из-под молота. Волны тихо…у берега. Дождь…как из ведра».

В таком же роде должна быть поставлена и работа над словами с противоположным значением (с антонимами).

Учащимся может быть дано задание — подобрать к данным словам слова с противоположным значением, при этом при выборе слов с противоположным значением надо иметь в виду контекст и выбирать то слово, которое отвечает смыслу речи в целом.

Например, в связи с чтением В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» обучающиеся, характеризуя Рукодельницу и Ленивицу, используют слова с противоположным значением: Рукодельница трудолюбивая, добрая, отзывчивая, заботливая, а Ленивица ленивая, неблагодарная, невнимательная, равнодушная.

 Заключение

Экскурсии, наблюдения, опыты и практические занятия, предметные уроки представляют собой источник расширения словаря и дают неограниченные возможности для формирования природоведческих и обществоведческих представлений и понятий у младших школьников. Это, пожалуй, самый надежный источник начального образования детей, формирования у них конкретных представлений, а на их основе — общих понятий; вместе с тем это — самый лучший путь для развития детского словаря. Ведь слово, если за ним не стоят конкретные, живые впечатления, всегда рискует остаться пустым, бессодержательным, вследствие чего возникает опасность вербализма, когда ребенок говорит, не имея конкретного представления о том, о чем он говорит. Чтобы расширить словарь детей и научить пользоваться словами в соответствии с их значениями, следует возможно лучше использовать экскурсии, наблюдения в живом уголке, предметные уроки, практические занятия, демонстрацию опытов в связи с чтением или изучением природоведения, кинофильмы, муляжи, картины, таблицы и другие приемы наглядного обучения. Учитель направляет внимание и мысль детей на наблюдаемый предмет или явление, на его существенные признаки, дети рассмотрят его с разных сторон и одновременно получат слово, обозначающее этот предмет или явление. Такое слово, наполненное реальным содержанием, прочно войдет в словарный запас и будет потом сознательно употребляться в речи детей. После этого соответствующий круг слов закрепляется при помощи работы над литературным материалом (загадки, стихи, рассказы).

                    Используемая литература

  1. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для
    учителя.- М.: Просвещение, 1995.

2.  Методика  преподавания  грамматики,  правописания  и развития речи.

Учебно-методическое    пособие     для    преподавателей     и    студентов

педагогических    учебных    заведений    (по    специальности    «Учитель

начальных     классов»).- М.,     Издательство     «Институт   практической    психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

3.  Нечаева  Н.В.   Организация  литературного  творчества.:  Методические
    рекомендации.- М.: МП «Новая школа», 1992.

4.  Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя. — Под ред. Т.А. Ладыженской.-        

     М.: Педагогика. 1990.

5.  Романовская З.И. Чтение (2 класс): Методические рекомендации.- М.:

МП «Новая школа», 1992.  

6.  Угляница Г.В. Современные технологии обучения русскому языку в      

начальных классах. Учебно-практическое пособие.-Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Материал поможет молодым специалистам и учителям со стажем по-новому взглянуть на работу над словами из словаря. Учить слова можно легко и с удовольствием. для этого ипользуйте методические приемы для...

Статья на тему: "Как работать над словами с непроверяемыми написаниями"

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями,  предлагаемая некоторыми авторами учебников, не совершенна.  Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анал...

Работа над словами с непроверяемым написанием в классе ЗПР

В статье представлены наиболее эффективные приемы  работы над словми с непроверяемым написанием...