Открытый урок по русскому языку в 4 классе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Ланкина Марина Викторовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4-ом классе 

Ланкина Марина Викторовна
учитель начальных классов




Тема урока:
 Обобщение по теме: «Местоимение».

Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме «Местоимение».

Задачи: 1. Совершенствовать навык правильного употребления

                    местоимений в речи;  

               2. Закреплять умения заменять имя существительное

                    местоимением соответствующего рода;

               3. Формировать навык правописания местоимений с предлогами;

               4. Развивать речь, память, внимание учащихся;

               5. Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а

                    так же навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и

                    самооценки.

               6. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать

                   в коллективе.

Оборудование: 

                                                 Ход урока.                                                                                         I.  Организационный момент.

   

Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!

 II. Введение в тему урока.

Учитель: - А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Учитель читает стихотворение.)

Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него как не крутись,

В речи нам не обойтись!

         - Ребята, вы узнали, о ком идёт речь?

 Верно, это наши друзья местоимения.                                                          

Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо      знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

Итак, тема нашего урока «Местоимения». На уроке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.

III. Психологический настрой  

Учитель: 

 -  Сначала  предлагаю вам настроиться на работу.

                                 1 вариант хором:

                    Я смогу выполнить все задания

                               2 вариант хором:

                    У меня все получится

                              Все вместе:

                   Желаю успехов себе и друзьям

Учитель: 

   (Число, классная работа) 

   

IV. Чистописание.

Учитель:

-У рас будет необычное чистописание

-И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?  

                                                                       

В, НА, А, НОС,  Я,  МНИ, ОН, НО, ПОД, ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ      

                 

Дети: - Здесь записаны разные части речи.

Учитель: - Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычёркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их).

Предлоги - в, на, под.

Союзы - а, но.

Им. существительное - нос.

Глаголы - мни, мнём.

Местоимения - я, он, ты, нас, мне, вы  

Учитель: Я предлагаю вам записать эти местоимения в тетрадях. (Я, он, ты, нас, мне, вы)    

                                         

 (Работа в парах - взаимопроверка)

 Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.

Словарная работа-

Учитель: - Вы, наверное, уже поняли, что местоимения народ весёлый, озорной. И они снова приготовили для вас загадки. А поручили загадать вам её мне. Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?

 Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Кто же он, оно, она?

В тетрадях в три столбика запишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, оно.

(Метро, яблоко, молоко, малина, ягода, помидор, огурец, капуста, картофель, земляника)

 Проверка.

V.   Актуализация знаний

  1. Разбор предложения по членам предложения. 

Учитель: - И в благодарность за это наши друзья-местоимения хотят подарить вам небольшой подарок. Но как вы сами понимаете этот подарок не простой, это предложение с местоимением, которые вам нужно будет, во-первых, правильно написать, а во-вторых, разобрать по членам предложения.

Я иду по осеннему лесу.

(У доски работает 1 ученик)           

2) Выбор правильного определения местоимения.

Учитель: - Вот мы и в гостях. Впустили нас местоимения. А у них для нас приготовлено много заданий.

                                                                         

А вот и одно из них. Послушайте внимательно одно стихотворение.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ 
При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы: 
Я плавать - не могу! 
МЫ ВАМ  ЕЁ, ОНА НАМ  ИХ, 
ВЫ ИМ, обратно, НАС. 
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, 
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… 
Хоть МНЕ известно, что ОНО 
ИХ любит больше ТЕХ, - 
Всё ЭТО тайной быть должно 
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

- Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему?

Дети: - Потому что тут одни местоимения. А местоимения не называют предмет.

3) Редактирование текста.

Учитель: - Когда в тексте только местоимения это плохо, ничего не понятно мы в этом с вами только что убедились. А если в тексте только существительные и нет, ни одного местоимения? Вот как раз такой текст и приготовили для вас наши друзья-местоимения. Что в этих предложениях не так не так?

Учебник №389 1 в. -1,3.  2 в.-2, 3.  

 Учитель: - Молодцы, ребята! Я думаю, что местоимения рады, что у вас получился такие красивые  предложения! Справились и с этим заданием! Слова, какой части речи заменяют местоимения?

Сейчас, я думаю, пришло время отдохнуть.

Физминутка.                                                                             
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)  


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).


Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –


Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

                                                                                                             

Учитель: - А сейчас мы с вами вспомним, что называется местоимением. Для этого на столах у каждого из вас лежат карточки с определениями, вы должны выбрать правильное и полное  определение местоимения.   (работа по карточкам) 

                                     

Обведи кружочком правильный ответ:

              А) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет;

              Б) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет, но

                   не             называет его.  

               В) местоимение - это часть речи, которая обозначает предмет и    

                    называет его.        

         (Работа в парах - взаимопроверка)                                                            

                                                                                       

Учитель: - Молодцы, ребята, и снова вы справились с заданием!

       

4) Определение лица личных местоимений.

Учитель: А теперь вас ждёт следующее испытание. Что это за местоимения? Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.                                                                                  

Дети: - Это личные местоимения.

Учитель: В своём городе построили местоимения новый дом. А как заселиться в него не знают. Начали спорить, ругаться. Наша задача помирить их, правильно  расселив. Я предлагаю сейчас поработать в группах. Вот вам точно такие же домики, ваша задача расселить местоимения правильно и как можно быстрее.

Работа в группах.

Давайте проверим, все ли группы справились с заданием.  (Работы детей вывешиваются на доску)

 1 лицо – ед.ч. Я,  мн.ч МЫ

2 лицо – ед.ч. ТЫ, мн.ч ВЫ

3 лицо – ед.ч. ОН, ОНА, ОНО,  мн.ч. ОНИ 

    (Самопроверка у доски)

        Учитель: - Какие вы молодцы, ребята! И с этим заданием вы легко справились.

-Назовите местоимения ед. числа, мн. числа.

-Что вы знаете о местоимениях 3-его лица?

Дети: - Местоимения  третьего  лица ед. числа изменяются по родам. И когда эти местоимения употребляются с предлогами, то в начале местоимения пишется буква н.

5) Написание предлогов со словами.                        

Поставить местоимения в нужный падеж и определить его.

Работа в группах

  Т__нулся к (он)______________        Тянулся к (ней), к (нему)  (для 3гр.)

 беспокоился о (она)_________        беспокоился о (ней), о (нём)

 наблюдал за (они)____________        наблюдал за (ними), за (ими)

 разговаривал с (он)__________        разговаривал с (ним), с (ней)

 спр__сил у (он)______________        спросил у (неё), у (него)

 остановился перед (он)________        остановился перед (ним), перед (им)

 возвышался над (она)_________        возвышался над (ней), над (ним)

 прив-зли к (она)______________         привезли к (нему), к (ней)

 х-дил за (она)________________   ходил за ней

Учитель: - Молодцы! Вспомнили ещё правило!

ПРОВЕРКА

6) Склонение местоимений.   

       Учитель: - Поскольку все хорошо поработали, наши друзья местоимения приглашают вас  на новоселье.  

                                                                                       

   1 группа  идёт пить чай к местоимению МЫ (склоняют местоимение МЫ)

   2 группа идёт пить чай к местоимению ТЫ (склоняют местоимение ТЫ)

   3 группа идёт пить чай к местоимению ОНА (склоняют местоимение ОНА)

 (дети работают на больших листах, взаимопроверка в группах)

7) Самостоятельная работа

1 группа - спишите текст, вставляя пропущенные окончания имён существительных, и замените, выделенные слова местоимениями с предлогами.

Около деревн__ растёт огромный старый дуб. Много легенд сложено о дубеНа дубе ребята пристроили скворечник. Весной и летом в скворечник__ живёт семья скворцов. Когда наступают холода, в скворечнике прячется от стуж__ воробей. Для воробья ребята сделали на дерев___ кормушку.

2 группа – спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами, определите падеж.

Чижа захлопнула злодейка западня: бедняжка в ней и рвался, и метался. А Голубь молодой над ним же издевался. Голодная кума-Лиса залезла в сад; в нём винограда кисти рделись. Известно, что слоны в диковинку у нас, - так за Слоном толпы зевак ходили.

3 группа – спишите текст, подчеркните местоимения.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе. Такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

ПРОВЕРКА

VI. Итог урока   (заполнение схемы)

- Ребята, сегодня местоимения очень довольны вашей работай, вы им очень помогли. Сейчас вам нужно ещё раз вспомнить всё, что вы теперь знаете о местоимениях.

Учитель: - Посмотрите, какой красивый цветок мы сегодня подарили нашим друзьям местоимениям. Они очень довольны.

       

 VI. Домашнее задание.

 Домашнее задание приготовили вам тоже местоимения. Они хотят, чтобы вы дома поработали так же хорошо, как и на уроке.

Упр., №391-по заданию, №392 (устно)

                                               

Приложение к уроку.

Предложения для разбора.

Он хорошо играет в шахматы.

Я иду по осеннему лесу.

Они сажали в саду цветы.

Мы взяли Шарика на прогулку  в лес.

Я проснулся поздней ночью от шума.

Петя быстро побежал за ним.

Мама рассказала нам интересную историю.

На нём висели спелые ягоды.

Дедушка подарил мне интересную книгу с картинками.

Я проснулся от громкого, ночного шума.

У нас в клетках живут кролики.

       На уроке мы познакомились со сказками Пушкина.

  Засели в домик местоимения.

      1 лицо

      2 лицо

     3 лицо

Ед. число

               Я

        ТЫ

ОН  ОНА  …

Мн. число

      1 лицо

      2 лицо

     3 лицо

Ед. число

               Я

        ТЫ

ОН  ОНА  …

Мн. число

Информационное табло (для каждого уч-ся)                                

           

                    Этапы урока

                Баллы

1.Минутка чистописания

2.Разбор предложения

3.Выбери правильно!

4. Редактирование текста

5.Заселение домика местоимений

6.Склонение местоимений

7.Написание предлогов со словами

8.Дополнительные баллы

Всего:

3.

Т__нулся к (он)_________________________________________

        

беспокоился о (она)______________________________________        

   наблюдал за (они)_______________________________________

2.

 разговаривал с (он)______________________________________

        

 спр__сил у (он)___________________________________________        

остановился перед (он)___________________________________

        

1.

 возвышался над (она)___________________________________        

 прив-зли к (она)_______________________________________         

 х-дил за (она)__________________________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....