4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тагиева Эллада Сардаровна

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Конспект урока и технологическая карта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Технологическая карта урока.

1. Ф.И.О. учителя: ____________________________.

2. Класс: 2В. Дата:__ апреля.  Предмет: русский язык. № урока по расписанию: 2.

3. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме «Разграничение приставок и предлогов».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

5. Цель урока: создать условия для освоения новых знаний по теме «Разграничение приставок и предлогов».

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Организация начала урока

3

Цели деятельности: 1) проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

2) определить содержательные рамки урока

Цели деятельности: 1)Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

2) определить содержательные рамки урока

Организует учащихся на начало урока.

Проверяют готовность к уроку Проверяют готовность к уроку

II этап.  Актуализация опорных знаний учащихся

10

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Вспомним состав слова.  Посмотрите на схему, из каких частей состоят слова?

-Для чего служит приставка?

-Ещё какие части слова вы с вами знаем?

- А что такое корень?

Ещё, какие части слова мы знаем?

Для чего нам нужны суффиксы?

 И ещё какая часть слова?

-Окончание-какая часть слова?

Беседа,  

П

Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.

Работа в парах.

Дети работают с карточками, повторяя, что такое предлог и приставка слова. Рассказывают друг другу правила, приводят примеры. Самооценка и взаимооценка работы в парах.

III этап. Изучение нового материала

15

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Планируемый результат: уметь разбирать слова по составу.

Уметь правильно оценивать результат коллективной работы ( самооценка + внешний контроль

-Сейчас, ребята, посмотрите на доску(экран опущен, слайд 1).

-С помощью приставки, образуйте новые слова.

-Приставки очень дружат со словами-действия ( в, до, по, у, от, с, ехал).

И как  приставки пишутся со словами?

Посмотрите на доску. Читаем вместе, хором (на,за,с,по,над,около,в)

-Как вы думаете что это?

-А у нас есть приставка около?

-Нет ребята, это предлоги. Повторим хором. Пред-ло-ги.

-Они отдельные слова.

-Как вы думаете, похожи они на приставки  (см. на доску)?

Уч. нет, да.

-Потому что у нас есть приставка на?

-А ещё какие приставки похожи на предлоги?

Уч.-на, за, с, под, над.

-Ребята, послушайте меня внимательно. Сегодня на уроке мы будет исследователями.  Подумайте, что мы будет сегодня изучать?

Уч.: Изучать предлоги и приставки.

Игра «найди лишнее слово».

Записаны три столбика слов. Каждому ряду нужно найти 1 лишнее слово в своём столбике.

покраска                  захотеть                           пожелтеть

позолота                      загрустить        поломать

поздно        зайчонок        подарок

поливка                   загадка        портной

-Почему выбрали именно эти слова? (Нет приставок)

Беседа, наглядные методы, практические методы

Ф

Объяснение нового материала на основе имеющихся знаний, демонстрация слайдов

Работа в тетради, чтение правил,

Выполнение упражнений, работа в паре по карточкам

IV этап. Закрепление изученного

9

1) закрепить умение разбирать слово

А сейчас мы поиграем в игру « Найди свой дом».

Мы работаем в парах, друг другу советуем.

Одна девочка-будет приставка, а другая-предлог.

Для Андрея и для Юры я дам другую работу(слабые дети). Вам нужно будет выполнить работу на карточке под звёздочкой.

Я вам раздам слова, а вам нужно будет найти свой дом.

Подумайте, что у вас предлог или приставка.

Приставка-(за) шить, (вы) шла, (на) шёл, (по) сидеть, (с) делать.

Как пишутся приставки со словами? Уч.: слитно. Молодцы!

Предлог - (за) грибами, (в) гараж, (к) доске, (с) горы, (на) полу.

Как пишутся предлоги со словами? Уч.:  Раздельно.

Беседа, наглядные методы, практические методы

Ф И

Закрепление изученного материала на основе игры

Дети выполняют задания

Итог урока Рефлексия.

3

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Чему мы с вами научились?

Чем отличается приставка от предлога?

А как узнать это предлог или приставка?

После предлога можно подставить новое(другое) слово.

Для чего нам нужны приставки/предлоги?

Чтобы образовать новое слов/для связи слов  в предложении

Беседа

Ф

Анализ деятельности на уроке

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Учиться  совместно с учителем и другими детьми определять степень успешности выполнения своей и чужой работы.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

 6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока:___________________________________________________________________________________________


2.Технологическая карта урока. 

Предмет, класс

 Русский язык, 2В.

Учитель

Тема урока,

№ урока по теме

Разграничение приставок и предлогов

Цель урока

Формирование умения различать предлоги и приставки на письме.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять корень, суффикс в словах

 Познакомить с отличительными признаками приставок и предлогов.

Развивать умение распознавать предлоги и приставки;

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.

Актуальность использования средств ИКТ

позволяют повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя; подбор иллюстративного материала к уроку 

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

 Презентация в программе PowerPoint

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

мультимедийный компьютер

Образовательные ресурсы Интернет

 http://www.moi-universitet.ru/;  https://sites.google.com/site/interaktivps/razgranicenie-pristavok-i-predlogov

Организационная структура урока

 Название этапа

 

Задачи

Длительность

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды

деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Примечание

Изучение нового материала

Наглядное представление приставок и предлогов, задание для практической работы со словами, предлогами и приставками

Наглядный метод обучения

Объяснение нового материала

Фронтальная,

Взаимопроверка

        

3.Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя:

2. Класс: 2В. Дата:26 апреля. Предмет: русский язык. № урока по расписанию: 2.

3. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов. 

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме «Разграничение приставок и предлогов».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

5. Цель урока: создать условия для освоения новых знаний по теме «Разграничение приставок и предлогов».

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Проверяют готовность к уроку

 Организует учащихся на начало урока.

 

  

 Коммуникативные

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

Работа в парах.

Дети работают с карточками, повторяя, что такое предлог и приставка слова. Рассказывают друг другу правила, приводят примеры. Самооценка и взаимооценка работы в парах.

 Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.

 Работа в парах, выполнение заданий по карточкам Работа в парах, выполнение заданий по карточкам

 Понимать и воспроизводить алгоритм разбора слов по составу, выделять в словах приставку и отличать предлог от приставки

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). 

Закрепление нового материала

 

Выполнение заданий

Организация игрового момента

Дети выполняют задания

 Уметь отличать предлоги от приставок, разбирать слово по составу

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного без помощи учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). 

Контроль

         Выполнение упражнений по учебнику

Объяснение заданий из учебника 

 Выполнение упражнений

 выполнение заданий без помощи учителя

 Познавательные

Регулятивные

Рефлексия

         Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников

         Анализ деятельности на уроке

         Ответы на вопросы учителя

 

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). 

        

        4.Технологическая карта с методической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя:

2. Класс: 2В. Дата:26 апреля.  Предмет: русский язык. № урока по расписанию: 2.

3. Тема урока:  Разграничение приставок и предлогов.        

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме «Разграничение приставок и предлогов».

Тип урока: урок освоения новых знаний.

5. Цель урока: создать условия для освоения новых знаний по теме «Разграничение приставок и предлогов».

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

         Словесные

 Фронтальная

         Беседа

         учебники

 Опорная схема

 Воспроизведение изученного материала

Сообщение нового материала

 Словесные наглядные методы, практические методы

 

Фронтальная

Парная

 Объяснение

Презентация

         Визуальные, учебники

 Графические

 Освоение нового материала

Закрепление изученного материала

 Словесные наглядные методы, практические методы

 Фронтальная

индивидуальная

 Работа с учебником

учебник 

 Графические

 Применение изученного материала

Подведение итогов

 Словесные наглядные методы, практические методы

 Фронтальная

индивидуальная

 Беседа

 Визуальные

 

         Осознание полученных знаний и умение их применять

Домашнее задание

 Словесное, наглядные

 фронтальная

Презентация  

Визуальная

         графическая 

 Самостоятельное применение полученных знаний на практике



Предварительный просмотр:

        Таблица.        22 апреля.

                                               Классная работа.

                                        Митя побежал по тропинке.

                                       

                                       Митя побежал по узкой тропинке.

запись д./з.

                                                                  закрыть.

Приставки и предлоги:

   на, за, с, под, над.

Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Ход урока.

1.        Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, нужно поздороваться!

Уч. Здрав-ствуй-те!

-Повторим стихотворение.

Уч. Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно

И к уроку всё готово!

-Садимся, ребята. Сейчас у нас урок русского языка.

- Вы, наверное, заметили, как ярко светит солнышко и улыбается нам.

- Сегодня каждый из вас нарисует  своё солнышко. После каждого этапа урока вы будете пририсовывать к солнышку лучик. Если с работой справитесь без ошибок к солнышку добавляем  длинный лучик, если задание вызовет затруднение – средний, а кому будет очень трудно и непонятно -  короткий лучик.

2.        Актуализация знаний.

-Вспомним состав слово.  Посмотрите на таблицу, из каких частей состоят слова?

Уч. Из приставки.

-Для чего служит приставка?

Уч. Чтобы образовать новые слова. Правильно!

- Ещё какие части слова вы с вами знаем?

Уч. Корень.

- А что такое корень?

Уч. Корень - это главная часть слова. В корне заключён смысл слова.

Ещё, какие части слова мы знаем?

Уч. Суффиксы.

-Для чего нам нужны суффиксы?

Уч. Для образования новых слов.

-Молодец! И ещё какая часть слова?

Уч. Окончание.

-Окончание-какая часть слова?

Уч. Изменяемая часть слова.

3. Постановка учебной задачи.

-Хорошо. Сейчас, ребята, посмотрите на доску (экран опущен, слайд 1).

-С помощью приставки, образуйте новые слова.

-Приставки очень дружат со словами-действия ( в, до, по, у, от, с, ехал).        

И так, приставки дружат со словами-действия. И как  приставки  пишутся со словами?

Уч. Приставки со словами пишутся вместе.

4.        Поиск решения учебной задачи.

-Молодец! Посмотрите на доску. Читаем вместе, хором (на,за,с,по,над,около,в)

-Как вы думаете что это?

Уч. суффикс, приставка, корень.

-А у нас есть приставка около?

-Нет ребята, это предлоги. Повторим хором. Пред-ло-ги.

-Они отдельные слова.

-Как вы думаете, похожи они на приставки  (см. на доску)?

Уч. нет, да.

-Потому что у нас есть приставка на?

-А ещё какие приставки похожи на предлоги ?

Уч.- на, за, с, под, над.

-Ребята, послушайте меня внимательно. Сегодня на уроке мы будет исследователями.  Подумайте, что мы будет сегодня изучать?

Уч.: Изучать предлоги и приставки.

-Правильно! А почему предлоги пишутся раздельно со словами, мы узнаем из сказки "Ссора предлогов с другими словами". Послушайте.

Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так поссорились со словами – предметами и те очень обиделись на задир (зачинщик ссор и драк, забияка). Когда с Предлогами ставили другие слова, те далеко отодвигались от Предлогов. И Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так Предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог - это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

5.        Первичное закрепление.

И мы с вами ребята должны запомнить! Читаем хором.

Предлог-это слово, и он пишется отдельно от других слов. Предлоги нужны для связи слов в предложении.

-А сейчас откройте тетради, пропустите две строчки и  запишите число, классная работа.  Сели правильно и пишем красиво.

-Мы сказали, что сегодня на уроке будем учиться различать приставки и предлоги.

Работа у доски.

-Посмотрите на доску. Прочитайте предложение. Читает Семён. Правильно!

-Спишите предложение с красной строчки. Семён к доске.

Подумай, в каком слове есть приставка?

Уч.: побежал. Выдели на доске приставку.

-А в каком слове предлог?

Уч.: по тропинке - это предлог. Подчеркни.

-Как пишется приставка с корнем ( побежал)?Уч.: Слитно.

-Как пишется предлог со словом? Уч: думают.

В русском языке много есть секретов. Сегодня я открою вам ещё один.

Виталина, прочитай второе предложение.

 -Кто догадался, какой секрет в предложении?

 Уч.: Добавили новое слово-узкой.

-В первом предложении есть это слово? Уч.: нет.

-После чего мы добавили, это слово?

Уч.: После предлога по.

-А после приставки по можно поставить это слово?

Уч.: Нет.

-Какой мы можем сделать вывод?

Уч.: После предлога можно поставить другое слово, а после приставки-нельзя.

-По какой тропинке? Уч.: по узкой.

Запишите это предложение.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на странице 112, проверить правильно ли мы сделали вывод. Прочитайте правило. Вопросы по правилу.

Выполним упражнение 521.стр.111. Прочитай задание, с объяснением.

Слайд 4. Предлог - это слово, и он пишется ОТДЕЛЬНО от других слов!  

Предлоги нужны для связи слов в предложении (повтори).

-Как пишутся слова с приставками? Слитно.

-Как пишутся предлоги со словами? Раздельно.

Какой вы можете сделать вывод: Значит мы после предлога можем поставить другое слово.

-А сейчас послушайте меня внимательно, вы будете работать в паре с соседом по парте или соседкой (Проверь!)

Карточка 1.Спишите без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

(На) балконе ящики  (с) цветами.

 Солнце (за) шло (за) тучу.

Проверяем. Где здесь предлог? На. Можем поставить слово? Да. На каком балконе? На большом и т.д.

-Приставки - живут дружно со словами - действия, а вот предлоги не дружат.

Карточка № 2.Девочки поработают со словами 1 варианта, а мальчики со словами 2 варианта. Взаимопроверка.

 Найдите  слова-названия действия. Выдели приставку в словах.

1 в. прилетят, запоют, переехать, отрежут, выписать, уехать.

2в. вылить, перелить, подписать, уехать, подписать, запоют.

Поднимите руки, кто справился с работой? А кому было сложно?

6. Физкультурная минутка.

А сейчас мы выполним физ. Минутку ( включи проигрыватель).

7.        Продолжение работы по теме урока.

А сейчас мы поиграем в игру « Найди свой дом».

Мы работаем в парах, друг другу советуем.

Одна девочка-будет приставка, а другая-предлог.

Я вам раздам слова, а вам нужно будет найти свой дом.

Подумайте, что у вас предлог или приставка.

Приставка-(за) шить, (вы) шла, (на) шёл, (по) сидеть, (с) делать.

Как пишутся приставки со словами? Уч.: слитно. Молодцы!

Предлог - (за) грибами, (в) гараж, (к) доске, (с) горы, (на) полу.

Как пишутся предлоги со словами? Уч.:  Раздельно.

 

Игра «найди лишнее слово».

Записаны три столбика слов. Каждому ряду нужно найти 1 лишнее слово в своём столбике.

 покраска                  захотеть                           пожелтеть

 позолота                      загрустить                       поломать

   поздно                      зайчонок                                 подарок

    поливка                   загадка                                портной

-Почему выбрали именно эти слова? (Нет приставок)

Дополнительно задание. Если есть время!

 -Сели красиво. Слушаем меня внимательно. Спишите предложение с Карточки № 3. Прочитай предложение, Каролина.

К доске Вероника. Машина съехала с дороги.

Пишем предложение с новой строчки. Тетради положили правильно. Сели правильно и пишем красиво.

Проверяем предложение. Машина съехала с дороги.

Пишем второе предложение. К доске ….. Машина съехала с широкой дороги.

Обсуждаем, в каком слове приставка, а в каком предлог.

Ребята проверьте, нет ли на доске ошибок.

-В каком слове есть опасное место? Уч.: съехало.

-Какой знак пишем? Уч.: разделительный твёрдый знак.

-Когда пишем разделительный твёрдый знак?

Уч: Перед гласными е, ё, ю, я.

-После приставок, если приставка оканчивает на согласную.

8. Итог урока.

Итак, ребята, мы с вами были исследователями.

Мы с вами выполнили упражнения, поработали в паре, поиграли.

9. Рефлексия деятельности.

Чему мы с вами научились?

Чем отличается приставка от предлога?

А как узнать это предлог или приставка?

После предлога можно подставить новое (другое) слово.

Для чего нам нужны приставки/предлоги?

Чтобы образовать новое слов/для связи слов  в предложении.

10. Домашнее задание.

Сейчас ребята открыли дневники. Дома вы должны выполнить упражнение 525 страница 113. И обязательно выучить правила.

Слайд(последний). Оцените свою работу:

«+»- справился/справилась

«?»- сомневался/сомневалась

«-»  не справился/не справилась

Оцени свою работу на полях в тетради.

Попрощайтесь с гостями. До сви-да-ния!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему" Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать».

Учебный предмет - Русский язык Класс - 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»Программы по учебным предметам: 1-4 кл.: в 2 ч/Сост Р.Г. Чуракова- М.: Академкнига/Учебник, 2011. -Ч.1: 240 с.Уче...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Родительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Родительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и пре...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать; одевать, одевать. По программе "Перспективная начальная школа&quo...