Урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний о глаголе"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме

Котенкова Тамара Ильинична

Урок - аукцион знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aukcion_znaniy_russkiy_yazyk.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

                   А У К Ц И О Н     З Н А Н И Й

Тема:  - Обобщение знаний о глаголе, как части речи

Цель:  - Формирование  умений давать  полную характеристику  глагола.

             - Совершенствование коллективных форм работы

             - Развитие интеллекта, ощущение радости от успеха в проявлении

                                своих   знаний.

                                         ( НА ДОСКЕ:  ПОРЯДОК МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА).

     Часть речи

     Начальная форма

     Вид (совершенный,  несовершенный).

     Спряжение число ,время,

     Лицо (настоящее и будущее время)

     Род (прошедшее время)

     Член предложения                                                  

                                                                   ХОД УРОКА.

  1. Как вы  понимаете эту пословицу?  (ответы детей)

 Сегодня мне бы хотелось познакомить вас  со словом « Аукцион», а для чего это нужно вы чуть позже поймёте ( на  мониторе «АУКЦИОН)

. Как вы думаете, а мы могли бы что –  нибудь  выставить на аукцион?  Ведь  у нас

 с вами нет имущества. Да, ребята, у нас есть другое богатство – это наши знания, Их мы накопили немало за 4 года. И вот сегодня мы проведём аукцион знаний по русскому языку.  А вот по  какой теме, вы сейчас назовёте сами.  Это - часть речи,

о которой говорят, что она «самая живая, обладает огромной возможностью выражать бесчисленные действия предметов».  ( на мониторе  «ГЛАГОЛ»). Да, мы достаточно много узнали о глаголе ( смотрим на запись на доске) и постараемся представить свои знания.

Мы разделимся  на две команды, ваши ответы будет оценивать жюри (представить).

 Капитаны сейчас начнут  торг – угадают название своей команды ,кто первый отгадает,  той команде и начинать. Итак:  торг начинаем. Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в коллективе.

                         (на мониторе: ТО КИЗ НА   И  МО ГРА ТЕН)

 Далее следует перекличка знаний. Команды показывают знание правил.

-  Это часть речи

- Обозначают действие предмета

- Глаголы в неопределённой форме отвечают на  вопросы «что делать?, что  сделать?

- Неопределённая форма считается начальной формой глагола».

- Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида,

- Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы « что делает? , что делали?

   что делаю?, что буду делать?» и показывают, что действие не закончено.

- Глаголы совершенного вида  отвечают на вопросы:  что сделал?, что сделать?, что сделаю? и показывают, что действие уже  закончено.

- Глаголы изменяются по временам:

* настоящее время  отвечает на вопрос что делает? – играет

* прошедшее время отвечает на вопрос что делал? , что сделал? – играл, поиграл

*  будущее время отвечает на вопросы что будет делать?, что сделает?- поиграет…

- Глаголы настоящего и будущего времени   2-го лица единственного числа имеют окончания  «ешь- ишь» .  На конце пишется –ь.  Это орфограмма.

- Глаголы изменяются по числам: единственное  и множественное – живёт, живут

- Глаголы изменяются по лицам:

 1 лицо  – я, мы;    2лицо -  ты, вы;   3лицо – он, она,  оно, они.

- Глаголы в пошедшем времени единственного  числа изменяются по родам:

       м.р - он  звенел,      ж.р.- она звенела,      ср. р. -  оно звенело.

-Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс «л».

- Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется  спряжением.

- Если форма будущего времени состоит из двух глаголов, то при спряжении             изменяется только глагол «буду».

-У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания

     пишутся одинаково.

- Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют

     по неопределённой форме.

- Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на «ить» это глаголы

     2 спряжения.   глаголы – исключения: брить, стелить. Это глаголы 1 спряжения.  

- Глаголы, которые оканчиваются на «ать - ять, уть-еть. » относятся к  глаголам

    1 спряжения.      - Глаголы – исключения:  

                                                 Слышать, видеть и обидеть,

                                                 Гнать, держать  и ненавидеть,

                                                 Не  дышать, смотреть, вертеть

                                                 И зависеть, и терпеть.                                 (11 глаголов)

    - Не с глаголами пишется отдельно.

Посмотрите,  (на доске порядок морфологического  разбора)

Сколько   много  мы узнали о глаголе и  устно отвечали по теме . (слово жюри)    

Сейчас  нам предстоит  показать, как мы можем пользоваться этими знаниями практически.   Для этого выполним несколько заданий.

 На мониторе:  ЕШЬ – ИШЬ,  ИШЬ  - ЕШЬ   Желаешь, горишь

Где вы встречались с такими  окончаниями в глаголах?  Запишите в тетради.

    Словарная работа:  - Что вы можете сказать об этих словах? ( словарные)

  Задание1: Нужно образовать  от слов глаголы в неопределённой форме

  Сеялка  -  сеять;     беседа  -  беседовать;    жёлтый  желтеть;    молоток -  молотить.

 - Как определить спряжение глаголов?   ( по окончаниям). Какие глаголы относятся к теме весны?      ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Получено СМС  - послание.

            Получите распечатку! Отыщите опечатку.  

  Задание2:  Собрать из слов предложение, исправить ошибки ,

  1. разобрать по членам предложения, подписать части речи
  2. определить время глагола.

         ФИЗМИНУТКА:   Я называю глагол, вы выполняете действие:

 ВСТАТЬ, ПОТЯНУТЬСЯ, РАСПРЯМИТЬСЯ,ПРИСЕСТЬ, ПОДНЯТЬСЯ, УЛЫБНУТЬСЯ,СЕСТЬ

-  Ребята, сейчас мы посмотрим    как    изображают приход весны- художники, музыканты, поэты и попытаемся назвать глаголы о действии весны.  ( называют глаголы    о весне. Слово жюри   )

     

 - Задание 3:    В  стихотворении найти глаголы, указать время, вид ,спряжение  .

 -  Задание 4: определить  спряжение глаголов по личным окончаниям  и

    поставить  их в :  2л. ед ч.;  3 л. мн. ч. ;   н.ф   (журчат, слепите, видите)

    Вывод:  по н.ф  можно проверять только безударные окончания глаголов.

. – Задание 5:  восстановить пословицы,

вставить окончания глаголов определить  спряжение, лицо

Задание 6: ребята, так это же и есть схема морфологического разбора. И теперь  мы можем  по ней рассказать о каждом глаголе. Давайте попробуем подвести итог знаний о глаголе. (Работа в группах )

 * Зима ещё хлопочет.

 * За весной, красой природы,  лето знойное придёт.

 Вот и закончился наш аукцион.( Слово жюри).

Ну а мы сейчас оценим работу на уроке так:

  1.  солнце ясное – получил удовольствие от урока.
  2. солнце  с  тучкой  - не всегда понимал.
  3. тучка- ещё не совсем усвоил тему.

Подведение итогов. На мониторе (МОЛОДЦЫ!)

Я был когда-то просто мальчишка недоросток                   Домашние заданья, уроков расписанья          

И во дворе играла со мною малышня                                  Теперь мне надо рано ложиться и вставать Теперь я первоклассник                                                            Я выучу все буквы, я стану очень умным, и в нашем доме праздник                                                          Я буду, как взрослый,

 Ведь в школу сегодня отправляюсь я                                      читать, писать  , считать.

               Вот бегут неуклюже                                                   Второкласснику снится
Второклашки по лужам,                                                                        Умноженья таблица
На уроки бежать им не лень.                                                               Он умеет читать и писать
И понятно прохожим                                                                              Уравненья решает
В этот день непогожий                                                                          Очень много он знает
У ребят впереди школьный день.                                                    И стремится побольше узнать

                                                           Припев.

                                            Сочиненья, изложенья                                           Можно в этот день писать.
                                           Потому что мы готовы                                             Получать оценку «пять».

Всем, всем, всем и каждому скажу:       Я, я, я секретов не держу
Чтоб, чтоб, в третий класс попасть         Уметь должны вы умножать.
Что, что шестью восемь 48.                      Что, что шестью шесть 36.
Что, что пятью пять 25                                Вот это всем вам надо знать.

Припев: Ля, ля, ля  Жу, жу, жу. -2 раза. Вам таблицу умноженья  По секрету расскажу.

Из чего же -3 раза.                                      Из чего же - 3 раза.  ?
Сделаны наши мальчишки?                     Сделаны наши девчонки
Из бумажек и промокашек,                      Из косичек и ресничек
Из ошибок и ушибов                                   Из оценок и переменок
Сделаны наши мальчишки - 2раза.        Сделаны наши девчонки- 2 раза

Из чего же - 3 раза.                                        Из склонений и спряжений
Сделаны все третьеклашки?                      Из контрольных и сочинений
                              Сделаны все третьеклашки - 3 раза

Нагружать все больше нас Стали почему-то. И для нас четвертый класс  Вроде института.

Нам учитель задает с иксами задачи. Кандидат наук и тот  Над задачей плачет.

Припев. То ли еще будет, То ли еще будет, То ли еще будет  Ой- ой – ой!-

А у нас стряслась беда:    Сочиненье снова. Лев Толстой в свои года Не писал такого
Не бываю я нигде,  Не дышу озоном,Занимаюсь на труде  Синхрофазотроном.
Припев То ли еще будет, То ли еще будет, То ли еще будет  Ой- ой – ой!-

. Нагружать все больше нас  Стали почему-то: И для нас четвертый класс  ьВроде института.
В пятый класс всего идем,   Как в аспирантуру. Будем ум свой укреплять, развивать культуру...
Припев:То ли еще будет (3 раза), Ой – ой – ой!

.

Школа, школа – белый потолок                                          Как уроков много разных тут.

Школа, школа – вновь звенит звонок                                 Физкультура, музыка и труд                                                                                          Школа, школа – без тебя нельзя.                                          Хоть учитель нас ругал порой                                                                                                      Школа, школа – там мои друзья                                           Но мы знаем он за нас горой.                                        

Что за остров?  2р.  Жить на нем легко и просто. И при этом очень удивительно.

Что за остров ?    Но когда ты станешь взрослым    О годах этих вспомнишь обязательно    

 Если с другом вышел в путь(2).  Веселей дорога   Без друзей меня чуть- чуть(2) А с друзьями много        Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной  Когда мои друзья со мной (2раза )                                      

 Там ,где трудно одному(2раза)   Справлюсь вместе с вами

Где чего то не пойму (2раза)   Разберём с друзьями

Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной  Когда мои друзья со мной (2раза)

На медведя я ,друзья (2 р.),  Выйду без испуга   Если с другом буду я (2р.),  А медведь без друга

Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной  Когда мои друзья со мной (2раза)

Отвлекитесь на минуту,                                            Если к двум мы сто прибавим,

Наш послушайте рассказ                                          Получается сто два..                                                                                                  

Умноженье – это круто!                                            Если два на сто умножим:  “200!” - выдаст голова        

Мы докажем вам сейчас                                          Знаем, вы не захотите, 200 на 100 поменять

                                                                                        Даже если очень долго  Мы вам будем предлагать.

           Так что круто поступайте –  Вы не будете жалеть!

      Умножайте, умножайте,  Больше будете иметь!                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                           

Я на чтении сижу, долго в книгу я гляжу.   Всё сижу и гляжу, смысла в ней не нахожу.

  Мне бы комикс почитать, поиграть и помечтать,   Ну а здесь я сижу и в учебник всё гляжу.

Я учу и так и сяк, Не влезает мысль никак  Я зубрю и зубрю, Но запомнить не могу.

Вот по книгам всем давно Сняли лучше бы кино.  Я б отличником был , Все б по телеку  учил.

Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь, Мы английский знаем теперь.

Мы готовы книжки читать   И про Лондон смело болтать.

Мы учились, тексты зубря, Знаем — это было не зря. Все уроки были не зря Не напрасны были...  

Вы помните желтую осень, Когда мы пришли в первый класс?

И первый звонок - колокольчик волшебный  Для нас прозвенел в первый раз,

Для нас прозвенел в первый раз.  Нам мамы банты поправляли,

Слезинки роняя из глаз, А мы на "отлично" учиться мечтали,

Чтобы порадовать Вас, Чтобы порадовать Вас.

Учитель, учитель, учитель, Хоть годик еще поучите,

Не хочется нам расставаться После четвёртого класса.

Учитель, учитель, учитель, За шалости нас уж простите,

Пожалуйста, нас уж простите, Учитель.

Вы помните желтую осень? Пришли в первый класс малыши...

Букеты цветов Вам с улыбкой дарили От чистой детской души,

От чистой детской души. И солнышко нам улыбалось,

Своим согревая теплом... Мы в жизненный путь непростой отправлялись

Под Вашим надежным крылом, Под Вашим надежным крылом.

Учитель, учитель, учитель,  Хоть годик еще поучите,

Не хочется нам расставаться  После четвёртого класса.

Учитель, учитель, учитель,  За шалости нас уж простите,

Пожалуйста, нас уж простите, Учитель

Ехать замечательно на плечах на папиных, Доставать макушкою до сигнала "Стоп".

 Папы даже важные - все одноэтажные,  А вот так, с добавкою, папа-небоскреб.

Припев:

  Неразлучные друзья, неразлучные друзья   Есть на белом свете.

  Неразлучные друзья, неразлучные друзья -    Взрослые и дети!

До чего же вкусная, булка калорийная,  Постовой не сердится, транпорт - подождет:

 Переходит улицу мама двухсерийная,  А вторую серию за руку ведет!

3.

 Дети смогут по морю плавать капитанами,  Докторскими каплями насморки лечить,

 Управлять послушными башенными кранами,  Этому лишь только их надо научить

В юном месяце апреле  Просыпался в речке рак.

 Мы учиться не хотели, Занимались кое-как.

Позабыто все на свете,    Мы с утра бежим гулять

В голове гуляет ветер,  А хотим оценку «5»,

 Но всего сильней на свете  Любим мы оценку «5».

  В юном месяце апреле  Просыпался в речке рак.

 Мы учиться не хотели, Занимались кое-как.

Позабыто все на свете  Мы с утра бежим гулять

В голове гуляет ветер,  А хотим оценку «5»,

 Но всего сильней на свете  Любим мы оценку «5».  

 Припев: 

 Взмывая, будто птица Не ведая преград, В тетради единицы

Летят, летят, летят.  К нам снова единицы  Летят, летят, летят.

1. Наступило время- мы постарше стали  За  четыре года много мы  узнали

Нам с начальным классом надо расставаться  Как бы нам хотелось с ним ещё остаться.

Припев:

Солнце всходит и заходит Жизнь бежит за часом час

До свиданья, до свиданья, Дорогой начальный класс.

. Пусть печаль уносит  ласковые очи Милый наш учитель, мы вас любим очень

Все мы ваши дети- Коли , Вали, Ленки  не забудем бегать к вам на переменке.

Припев:

3. Будем обучаться мы другим наукам  И за это скажем мы спасибо буквам

Благодарны очень  Мы игрушкам, сказкам Мы их оставляем нашим первоклашкам.

Припев

В нашем классе становится тише, Слышно даже биенье сердец.

До свиданья, начальная школа,  Эта школа – дорога чудес.

Как всегда мы грустим, расставаясь,  Вспоминая счастливые дни,

Как пришли мы сюда малышами  И какими от вас мы ушли.

Расстаются друзья,  Остаётся в сердце нежность. Будем дружбу беречь,

До свиданья, до новых встреч!

  В этом классе Вы с нами мечтали И дорогою знаний вели, Здесь друзей мы своих повстречали,

Здесь открытия делали мы.  Не грусти, наш любимый учитель,

Прибежим мы к тебе, и не раз,  Пусть придут нам на смену другие, Мы такие одни лишь у вас.

Расстаются друзья,  Остаётся в сердце нежность. Будем дружбу беречь,

До свиданья, до новых встреч!

1.Зовет за парты ласковый звонок.  Веселый смех на время умолкает.

Учитель начинает свой урок   И все вокруг как будто замирает.

Все годы нас учили понимать  И трудные и легкие предметы.

Учитель не умеет уставать. Тетради проверяет до рассвета.

ПРИПЕВ:

Мой добрый учитель, ну что ж вы молчите. Слезинки нежданно блеснули в глазах.

Вы мир нам открыли и где б мы не жили, А школа всегда будет в наших сердцах.

Бывали мы не сносны иногда. Как будто бес вселялся в наши души.

Учитель тихо скажет: « Не беда». Ведь мой учитель самый, самый лучший.

Промчались годы быстрой чередой   И вдруг наступит времечко прощаться.

Учитель мы же знаем, что с тобой  Нам очень трудно будет расставаться.

 А школа всегда будет в наших сердцах (3 раза)

2 – лицо, единств. число.

2 – лицо, множеств. число.

3– лицо, множеств. число

Неопределён. форма

                ТЫ

              ВЫ

          ОНИ

Журч . шь

Слеп . шь

 Пада . шь

2 – лицо, единств. число.

2 – лицо, множеств. число.

3– лицо, множеств. число

Неопределён. форма

                ТЫ

              ВЫ

          ОНИ

Журч . шь

Слеп . шь

 Пада . шь

2 – лицо, единств. число.

2 – лицо, множеств. число.

3– лицо, множеств. число

Неопределён. форма

                ТЫ

              ВЫ

          ОНИ

Журч . шь

Слеп . шь

 Пада . шь

2 – лицо, единств. число.

2 – лицо, множеств. число.

3– лицо, множеств. число

Неопределён. форма

                ТЫ

              ВЫ

          ОНИ

Журч . шь

Слеп . шь

 Пада . шь

2 – лицо, единств. число.

2 – лицо, множеств. число.

3– лицо, множеств. число

Неопределён. форма

                ТЫ

              ВЫ

          ОНИ

Журч . шь

Слеп . шь

 Пада . шь

2 – лицо, единств. число.

2 – лицо, множеств. число.

3– лицо, множеств. число

Неопределён. форма

                ТЫ

              ВЫ

          ОНИ

Журч . шь

Слеп . шь

 Пада . шь

2 – лицо, единств. число.

2 – лицо, множеств. число.

3– лицо, множеств. число

Неопределён. форма

                ТЫ

              ВЫ

          ОНИ

Журч . шь

Слеп . шь

 Пада . шь

Слово

Часть речи.

Вид (совершенный,

несовершенный)

Спряжение.

 Число.

Время.

Лицо (в настоящем

и будущем времени).

Род  (в прошедшем времени).

 Член предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

Технологическая карта урока по русскому языку Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Обобщение   знаний   о глаголе....

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся умений определять число глаголов, и...