Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

    Воличенко Светлана Юрьевна

    Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Русский язык 4 класс-ГЛАГОЛ27.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воличенко Светлана Юрьевна

    УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

    ТЕМА: «ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ (глагол как часть речи)»

    ЦЕЛИ: -формировать умения различать глагол среди других частей речи по вопросу и значению;

                 -повторить и совершенствовать знания о существенных признаках глагола;

                  -развивать умения составлять предложения и правильно оформлять на письме;

                  -развивать мышление, память, речь учащихся, навыки красивого и чистого письма;

                   -воспитывать бережное отношение к природе.

    ХОД УРОКА:

    I  Организационный момент.

     II Вводная беседа.

    - Ребята, сегодня мы отправимся в страну Речь. А живут в этой стране разные части речи.

    - Какие части речи вы знаете?

    III Чистописание.

    - Угадайте, на чем мы отправимся в страну речь?

    - Братцы в гости снарядились,

      Друг за друга уцепились

      И помчались, путь далек.

    Лишь оставили дымок.   (Паровоз и вагоны)

    - Элементы каких букв спрятались в паровозе?

    - Эти буквы мы и напишем:

    Бер.ги растения ,бер.ги ж.вотных - все это ч.стица  твоей Родины!

     - Объясните, какие орфограммы пропущены?

    -Как вы понимаете это высказывание?(нужно охранять, любить природу)

    -Что обозначают слова: береги, охранять? (действие)

    -На какие вопросы отвечают эти слова? (что делай? что делать?)

    -Как называются такие слова? (глаголы)

    IV  Знакомство с темой урока.

    - Глагол- один из жителей страны Речь. Сегодня мы побываем у него в гостях.

    Я, страшное дело, какой деловой!

    В любые дела ухожу с головой,

    Задачи решаю, на скрипке играю,

     Сынишку соседки  в коляске катаю.

    Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

    На стадионе голы забиваю.

    Укроп поливаю, кусты подстригаю

    И чисто-пречисто весь двор подметаю.

    Дорожки в саду я песком посыпаю,

    А после работы в тени отдыхаю.

    - Назовите глаголы, которые встретились в этом стихотворении.

    -На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)

    -Что обозначают глаголы? (действие)

    V   -Игра « Кто что делает?»

    -А сейчас мы немного поиграем.

    -Бросаю мяч ученику и называю животное, а он отвечает  что оно делает.

    Лягушка… , белка… , бабочка… , пчела… , грач… , медведь… , петух… , комар…, волк…. (квакает, прыгает, летает…)

    - Что же называется глаголом?

    - Что мы еще знаем о глаголе? (изм-ся по числам, временам)

    VI  - Работа над предложением.

    - Следующее задание: составить предложения, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы.

    1) Л.сные, мурав.и, санитары.

    2)По.дают, гусениц, они, вредных.

    3)Кучу, не, мурав.иную, разрушайте.

    4) Если разорить муравейник- пог.бает  мурав.иная  с.м.я.

    - Разобрать 2-ое предложение по членам предложения.

    -Разобрать глаголы настоящего времени по составу.

    - Чему учит этот рассказ?

    -Что еще знаете о муравьях?

    -Каким членом предложения является глагол?(сказуемым)

    VII – Физкультминутка.

    Мы едем(3р.) в страну большую Речь

    И как  Тургенев будем язык родной беречь

    Еще друзья(2р.) сбережем

    поля, леса,

    реки и долины,

    шум ветвей калины.

    Океаны и моря

    Это все страна моя.

    VIII  –Упражнения.

    1. –Повторение не с глаголами.

    -Давайте вспомним что  еще знаем о глаголе.

    -Природа как израненная птица кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства. Первым услышал этот зов человечек, который ближе всех к природе- Лесовичок.

    - Он пришел к нам на урок и принес запрещающие знаки, хочет проверить, как  мы их понимаем и выполняем ли сами?

    1) Не ломай ветви деревьев и кустарников.

    2) Не повреждай кору деревьев.

    3) Не рви в лесу, на лугу цветов

    (Фиалки, ландыши для нас

    Веселый май в садах припас

    Но мы их рвать не будем-

    Пускай цветут на радость людям).

    4) Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень  нужны в природе.

    5)Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

    6)Не разоряй муравейники.

    7)Не лови диких животных и не уноси их домой.

    8)Не разоряй птичьи гнезда.

    9)В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

    (Дерево, трава, цветок и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни)

    - Как же пишутся не с глаголами?(отдельно)

    - Не выучил-не делай

    Не знаешь- не спеши.

    С глаголами отдельно

    Частицу не пиши.

    1. Запись текста под диктовку с выборочным комментированием.

    - Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка- это маленькая рана, нанесенная природе.

    А природе очень трудно ее залечить. Мы должны быть с вами друзьями природы.

    Друзья природы.

    Каждый из нас должен быть другом природы. Природу надо охранять. Друг не портит деревья в лесу, не режет кору, не ломает ветки. Друг не разрушает птичьи гнезда, не разводит костры в лесу, не разоряет  муравейники.

        Друзья природы не оставляют в лесу мусор. Они не рвут в лесу и в поле редкие цветы.

    IX – Кроссворд.

    - Вы очень хорошо и быстро работали. За это Лесовичок приготовил вам кроссворд. Если вы его правильно отгадаете, то получите тему над которой мы сегодня работали.

    - А слова нам подскажут, кого мы должны беречь и охранять.

    -- О многих из них мы говорили сегодня на уроке.

    л

    я

    г

    у

    ш

    к

    а

    б

    е

    л

    к

    а

    м

    у

    р

    а

    в

    ь

    и

    г

    р

    а

    ч

    б

    а

    б

    о

    ч

    к

    а

    п

    ч

    е

    л

    а

    1) Скачет  зверушка,

          Не рот, а ловушка

          Попадут в ловушку

          И комар, и мушка  (лягушка)

    2)С ветки на ветку,

        Быстрый, как мяч,

       Скачет по лесу рыжий циркач.

       Вот на лету он шишку сорвал,  

       Прыгнул на ствол

       И в дупло убежал. (белка)

    3)Кто они? Откуда? Чьи?

        Льются черные ручьи.

       Дружно маленькие точки

         Строят дом себе на кочке (муравьи)

    4)Летом за пахарем ходит,

    А под зиму с криком уходит. (грач)

    5)Спал цветок и вдруг проснулся-

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, встрепенулся,

    Взвился вверх и улетел.(бабочка)

    6)Домовитая хозяйка

       Полетает над лужайкой,

       Похлопочет над цветком-

    Он поделится медком (пчела)

    - Над какой  же темой мы сегодня  работали?(глагол)

    - А путешествие наше заканчивается.

    - В путь! Домой!

    Садитесь поудобнее.

    Ведь к концу подходит наш урок.

    Чтоб закончить наше путешествие-

    Надо подвести его итог.

    X  - Подведение итогов.Рефлексия.

    - Чему учились на уроке?

    -Что нового узнали?

    -Что называется глаголом?(это часть речи…)

    -Что  без меня предметы?

      Лишь названия.

      А я приду-все в действие придет:

    Летит ракета,люди строят здания.

    Цветут сады,и хлеб в полях растет.

    XI –Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе "Местоимение как часть речи"

    Данный урок проводился в 4 классе по программе "Школа России". На уроке учащиеся знакомятся с новой для них частью речи - местоимением, выполняют задание Деда Всеведа. В конце урока выполняют интракти...

    Конспект урока русского языка во 2 классе.«Предлог, как часть речи».

    Цель урока: Знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урока:Образовательные:Расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке;Учить писать предлоги ...

    План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное , как часть речи"

    Конспект урока русского языка по теме "Имя существительное, как часть речи" в 3 классе по УМК "Школа 2100" . Авторы учебника "Русский язык" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....

    Урок русского языка Понятие об имени прилагательном как части речи

    Понятие об имени прилагательном как части речи.Цели: О- ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи; Р- углубить представление учащихся об именах прилагатель...

    Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

    Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

    Конспект урока русского языка в 3 классе "Местоимение как часть речи"

    Открытый урок русского языка  по теме "Местоимение как часть речи" 3 класс  "Школа 2100"...

    Урок русского языка в 4 классе « Наречие как часть речи».

    Исследовать новую часть речи - наречие по заданному плану...