Как я работаю над составом слова (из опыта)
статья по русскому языку по теме

Кантур Татьяна Ивановна

Большое место в работе над темой "Состав слова" занимают упражнения словообразовательного характера , в процессе выполнения которых дети соотносят лексическое значение слова с его морфемным составом , усваивают словообразовательные элементы русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_ya_rabotayu_nad_sostavom_slova.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Как я работаю над составом слова. ( Из опыта )

При разборе слов по составу учащиеся испытывают много трудностей. Например, неправильно выделяют корень , не подбирая родственные слова. В результате этого происходит  расширение корня за счёт приставки. Так, в словах ПОЕЗДКА, ПОХОДЫ вместо корней –езд- и –ход- дети выделяют корни «поезд», «поход». Всё это происходит потому, что на уроках русского языка и литературного чтения работа над лексическим значением слов ведётся ещё не на должном уровне, недостаточен у детей и словарный запас.

При изучении родственных слов дети часто подменяют словообразование (дуб, дубовый) словообразованием (дуба ,дубу, дубом),считая последние слова родственными. Я объясняю , что слова эти представляют собой изменение одного и того же слова ДУБ, что все эти слова обозначают один и тот же предмет , а каждое из таких слов , как ДУБ, ДУБОВЫЙ , имеет своё смысловое значение. Нелегко даётся детям понимание смысловой близости слов. Они часто не считают родственными слова САД и САДОВНИК, так как слово САД обозначает группу фруктовых деревьев, а слово САДОВНИК – человека. В этом случае предлагаю детям составить предложения с этими словами:

На опушке леса рос раскидистый дуб. Дубовая кора крепкая и прочная.

У школы посадили большой фруктовый сад. Садовник переходил от яблони к яблоне.

Предлагаю детям задание: найти родственные слова, подчеркнуть их и  выделить корень. Доказать , почему эти слова являются родственными (имеют общую часть и близкие по смыслу.)

В процессе работы над суффиксами  наибольшую трудность для ребят представляет правописание суффиксов –очк- ,-ечк-, а также произношение мягких звуков на стыке корня и суффикса –ск- вместо долгого твёрдого звука (ц) в словах ФЛОТСКИЙ, ДЕТСКИЙ,ЛЕНИНГРАДСКИЙ.

При изучении приставки как части слова наи большую трудность дети испытывают при написании приставок С- и В-. Часто ошибаются школьники в правильном переносе слов с приставками. При знакомстве с корнем обращаю внимание на то , что мало сказать, что корень это общая часть родственных слов , надо отметить, что родственные слова близки по смыслу и , что общая часть сохраняется во всех родственных словах.

Например, дети затрудняются выделить корень в слове УЧЕНИК . Начинаем подбирать однокоренные слова или предлагаю следующие вопросы:

-Кого называют учеником? (Того,  кто учится.)

-А как называют того, кто учит? (Учитель)

-Какую вы знаете пословицу про учёбу?  ( Ученье – свет, а неученье- тьма.)

На доске открываю запись:

УЧЕНИК, УЧИТЕЛЬ, УЧИТ, УЧЕНЬЕ, НЕУЧЕНЬЕ.

Дети сравнивают эти слова , отмечают , что все они близки по смыслу, имеют одну общую часть –уч-, поэтому называются однокоренными.

В процессе работы по подбору  однокоренных слов вырабатываю у детей понимание того, что родственниками могут быть слова,  обозначающие предметы, признаки , дейстаия.Поэтому подбираем слова разных частей речи.

При обобщении изученного о корне спрашиваю у детей:

-Можно ли находить корень по одному данному слову?

-Нет .Потому, что корень –это общая часть не одного , а нескольких слов.

Понятие приставка и суффикс дети изучают одновременно. Потому что, это части слова , с помощью которых образуются новые слова .В этом их смысловая роль и сходство: ЛЕТАТЬ-ЛЁТЧИК, ГОРОД- ПРИГОРОД. Однако здесь есть и различия: приставка стоит перед корнем, а суффикс – после корня.

В процессе изучения темы «Состав слова» на уроках информатики изготавливают карточки, чтобы лучше запомнить названия частей слова, правильно их употреблять и писать.

Окончание как часть слова меньше всего вызывает трудностей у учащихся. Здесь необходимо усвоить, что это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов с другими словами в предложении. На доске текст:

Книга- лучший друг человека. Без( книга) трудно прожить. Мы многому обязаны (книга).Надо любить и беречь( книга) .В ( книга) много интересного и поучительного.

Рассматривая предложения, дети устанавливают , что надо сделать , чтобы предложения стали понятными; надо окончания слов в скобках изменить. Делаем вывод: окончание –это изменяемая часть слова, служит для связи слов с другими словами.

В конце урока спрашиваю у детей:

-Как найти в слове окончание?

Нужно изменить слово, выделить ту часть, которая изменяется и стоит в конце слова.

Для улучшения усвоения темы «Состав слова» дети на компьютере набирают друг для друга ряд упражнений.

1.Най дите в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близкие .. Выделите в них корень

Родиной мы зовём нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорят на родном языке и всё в ней для нас родное.

2.Подберите родственные слова к данным словам.

Веселье-

Корм-

Море-

Зима-

3.Выберите слова одного корня.

Дом, печь, гора, домик, гористый, печник, домашний , горка, пригорок.

4.Образуйте слова с помощью суффикса –ник-от данных слов.

Сапог-

Огород-

Печь-

5.Замените слово признак на слово предмет. В  однокоренных словах выделите корень и суффикс.

 Стальной нож-

Багажный вагон-

Школьный сад-

Берёзовый сок-

Убедившись, что дети хорошо усвоили эту тему провожу контрольные срезы. Дети показывают презентации для одноклассников и для родителей. Готовят рефераты и выступают перед другими классами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальных классах на тему "Работа над морфемным составом слова" (суффиксы)

В курсе русского языка есть такие темы, которые вызывают трудность в усвоении, что приводит к ошибочному написанию слов. неправильному выполнению заданий. Одной из таких тем является изучение морфемно...

Статья "Работа со словарными словами" (Из опыта работы)

В статье  описывается  приём  работы  со  словарными  словами  в  начальной  школе  на  уроках  русского  языка....

Статья "Работа со словарными словами" (Из опыта работы)

В статье  описывается  приём  работы  со  словарными  словами  в  начальной  школе  на  уроках  русского  языка....

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....

Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.

Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз....