Правописание О Ё В корнях слов после шипящей
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Евсеева Светлана Ивановна

Урок русского языка на тему "Правописание О Ё в корнях слов после шияпщей" является уроком изучения нового материала для учащихся 4 класса УМК: Перспективная начальная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

УМК: Перспективная начальная школа.   4 класс.

Цель урока: Формирование навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.

Задачи: Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.

Оборудование: карточки со словами, учебник.
                                                              ХОД УРОКА
I. Организационный момент

«Звенит звонок, зовёт звонок.
И в классе начинается урок».

II. Словарная работа

Игра «Назови другим словом»

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу -  пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Границу по-другому называют – рубежом.

Невежливого, грубого человека – невежей.

III. Повторение изученного, применение правила на практике.

 Карточка со словами

I              Над чертеж..м,   с кирпич..м,  за ландыш..м,  с малыш..м,

               с врач..м,  пейзаж..м,  пляж..м.

II         За туч..й,  над рощ..й,  со свеч..й,  с лапш..й,  перед встреч..й,

            удач..й, каланч..й.

III        С  овц..й,  за больниц..й,  с птиц..й,   сердц..м,  синиц..й,  мудрец..м,  

            продавц..м,   перед огурц..м.

4.         Пищ..вая сода,  ситц..вое платье,  песц..вый воротник, перц..вый

           пластырь, алыч..вое варенье,  замш..вые перчатки,  парч..вый халат.

5.        Мужич..к,   друж..к,  овраж..к, старич..к, луж..к, жуч..к,  знач..к.

ПРОВЕРКА.

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим знакомство с правописание букв О и Ё после шипящих у существительных.

V. Открытие новых знаний.

(На доске) Ш.рох,  ш.лковый,  капюш.н,  ш.пот,  ш.ссе,  ж.лтый,  ш.рты,  ш.л,  пч.лка, ш.колад,  ш.фёр.

Прочитайте слова, проставим ударение. (В одних словах пропущенный гласный ударный, в других – безударный)

Дети могут предложить написать под ударением – О, без ударения- Ё

Сравните данные слова со словами , написание которых регулирует правило.

В правиле речь идёт о каких частях речи?  (СУЩ., ПРИЛАГ,)

На доске какие части речи? (СУЩ., ПРИЛАГ, и ГЛАГОЛЫ)

Правило регулирует правописание в каких частях слов? (СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ)

В какой части слова пропущены буквы в словах на доске? (В КОРНЕ)

Можно ли применить изученное правило к данным словам? (НЕТ)

Знакомство с правилом на стр. 138 в учебнике.

Какие слова подчиняются первой части правила? (Шорох, капюшон, шорты)

(Записать в столбик, поставить ударение, выделить корень, к каждому слову написать родственное слово или другую форму слова с ударной буквой О)  

Шорох – шорохи,    капюшон -    капюшончик,    шорты – шортами.

Физминутка

Какие слова подчиняются второй части правила? (Шоссе, шоколад, шофёр)

Записать слова, поставить ударение, выделить корень.

Это слова с непроверяемой безударной гласной. Правописание их нужно запомнить. (Словарные слова).

- Объясните их лексическое значение и составьте с ними словосочетания.
- Шофёр опытный,
\    - Шоссе широкое,      - Шоколад вкусный.
Составьте предложение, используя как можно больше словосочетаний.

(Опытный шофёр  уверенно вёл автобус по широкому шоссе)

Знакомство с правилом на стр. 139 в учебнике.

К первой части правила какие отнесём слова? (Шёлковый – шелковистый, жёлтый – желтизна, пчёлка- пчела)

Ко второй части правила какие отнесём слова? (Шёпот – шепчет, шёл – шедший)

Тренировочные упражнения (На карточках)

VI. Итог урока. Домашнее задание.
- Что я узнал нового?.......

- Чему я новому научился?......

- Что для меня было трудно?

Стр. 141, упр. 110, правило на стр. 138, 139.

           Отметьте слова, в которых после шипящих в корне пишется «о».

1. ш..лк

2. беч..вка

3. ж..лудь

4. ш..пот

5. ш..рох

6. ж..лтый

7. ч..рствый

8.  ч..лка

9. ж..нглер

10. щ..тка

1. трещ..тка

2. выч..ркивать

3. ш..колад

4. ч..рточка

5. расч..ска

6. капюш..н

7. ч..ткий

8. ж..нглер

9. ж..рнов

10. реш..тка

1. щ..чки ребенка

2. ш..пот листьев

3. ч..рствый хлеб

4. услышал ш..рох

5. щ..лканье белки

6. густая ш..рстка

7. варенье из крыж..вника

8. искусный ш..в

9. воздать поч..т

10. красивый капюш..н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока "Правописание мягкого знака у имён существительных после шипящих на конце». ________________________________________

Способствовать формированию умения писать слова с мягким знаком (ь) на конце у имен существительных после шипящих, распознавать существительные по родам.             ...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Правописание Ь на конце слов после шипящих.

План конспект урока русского языка в 4 классе....