Урок "Первое склонение имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Локтева Вера Сергеевна

Цель урока:

формирование первоначального представления о склонении имен существительных; знакомство учащихся с названием падежей.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Чистописание

Л// Лл //  Ллл// М//Мм//

Зима морозная -лето жаркое.

- Объясните выделенные орфограммы.

- Найдите все известные вам части речи.

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

 

- Поиграем в игру.

Перед вами три тропинки вопросов и заданий разного уровня сложности:

«Зелёная » - простые вопросы и задания;

«Жёлтая » - средней сложности вопросы;

«Красная » - сложные вопросы и задания.

Проведём отборочный тур игроков.

Вопросы для отборочного тура:

1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

[правильно ответивший «двигается» по зеленой ]

2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

[правильно ответивший «двигается» по желтой ]

3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

[правильно ответивший «двигается» по красной ]

- Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной тропинке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.

На доске:

Александра нар_совала  д_ревья и цв_ты.

Проверка.

- С этим предложением мы будем работать на тропинках вместе с игроками.

Приглашаем первого игрока к «зелёной ».

1. Назови в предложении имена существительные.

2. Определи, каким членом предложения являются существительные?

3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?

(Одушевлённость, неодушевлённость.)

Какой ещё постоянный признак определим?

(Род.)

- Приглашаем второго игрока к «жёлтой ».

IV. Постановка темы и целей урока

На доске:

Зима, зимы, зиме, зимой.

- Это однокоренные слова?

(Нет, это формы одного и того же слова.)

- Поставьте к данным словам вопросы. Какие изменения со словам вы наблюдаете при изменении вопроса?

(Изменяется окончание.)

- Сегодня на уроке мы будем изменять имена существительные по вопросам и узнаем, что такое склонение имен существительных.

V. Физкультминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

(Ежедневные физкультминутки).

VI. Работа по теме урока

Положите перед собой листочки, на которых написано стихотворение. Прочитайте его про себя.

Б.Заходер:

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей. читаем в слух

 находим в стихотворении слова которые изменяются

 проговариваем все формы этого этих слов;

 находим слова с которыми связаны эти слова

 ставим вопросы от этих слов к существительному и записываем их в тетрадь

- Выделяем ту часть слова которая изменяется(окончание).

Для чего изменялись окончания ?

Окончания имен существительных изменяются в связи с другими словами в предложении.

Т.е.– формы одного и тогоже слова Такие формы называются падежными .В русском языке 6 падежей.

На доске

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ(есть кто что )

РОДИТЕЛЬНЫЙ(нет кого чего )

ДАТЕЛЬНЫЙ(дать кому чему )

ВИНИТЕЛЬНЫЙ(винить кого что)

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ(творить кем чем)

ПРЕДЛОЖНЫЙ(думать оком очем )

- Чтобы вам было легче запомнить названия падежей расскажу сказку

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ

Он еще не родился а уже думали какое ему дать имя и решили назвать– Именительный

Родился– стал Родительный

Пока был малышом ему все давали и он стал Дательный

Но он был и большим озорником за всяческие проделки его винили и он стал Винительный

Потом подрос стал творить добрые дела и называться стал Творительный

Он всем предлагал свою помощь о нем заговорил и назвали теперь Предложный

VII. Физкульт минутка 

VIII. Закрепление нового материала

1. Будем вместе склонять имена существительные-отгадки на мои загадки

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

(Снег)Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(капуста)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы, рот)

– Записываем в тетради вопросы и имена существительные

(Учащиеся работают у доски по цепочке  -выделяют окончания)

– Какой вывод мы сделаем? (В каждом падеже свое окончание имен существительных)

– Поощряю кто хорошо справился с заданием

2. Найдите существительные и определите падеж  имен

существительных.

Наступила долгожданная зима.Зимой все деревья стоят в снегу.Ребята рады зиме.

IX. Итог урока

Задаю вопросы учащимся.

– Чему мы сегодня учились?

Получаю развернутые ответы.

- Изучали название падежей.

– Познакомились с падежными вопросами

– Учились изменять имена существительные по падежам то есть склонять имена существительные

X. Рефлексия

- Мне понравилось..

- Я даже и не думал..

- Я сегодня узнал..

Задание на дом

Упражнение: 130 стр.56. Выучить правило.

    

Список использованной литературы
•Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. — М.: ООО «Обучение», 2006.
•Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 — М.: Просвещение, 2010.
•Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. А. В. Поляковой/авт. –сост. Дмитриева О.– М.: Вако, 2004.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervoe_sklonenie.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

формирование первоначального представления о склонении имен существительных; знакомство учащихся с названием падежей.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Чистописание

Л// Лл // Ллл// М//Мм//

Зима морозная -лето жаркое.

- Объясните выделенные орфограммы.

- Найдите все известные вам части речи.

III. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса

1. Повторяем то, что знаем об имени существительном.

- Поиграем в игру.

Перед вами три тропинки вопросов и заданий разного уровня сложности:

«Зелёная » - простые вопросы и задания;

«Жёлтая » - средней сложности вопросы;

«Красная » - сложные вопросы и задания.

Проведём отборочный тур игроков.

Вопросы для отборочного тура:

1. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть речи?

[правильно ответивший «двигается» по зеленой ]

2. На какой вопрос отвечают и что обозначают имена существительные?

[правильно ответивший «двигается» по желтой ]

3. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных.

[правильно ответивший «двигается» по красной ]

- Прежде чем пригласить первого игрока к «зелёной тропинке», запишем предложение, вставим пропущенные буквы в словах.

На доске:

Александра нар_совала д_ревья и цв_ты.

Проверка.

- С этим предложением мы будем работать на тропинках вместе с игроками.

Приглашаем первого игрока к «зелёной ».

1. Назови в предложении имена существительные.

2. Определи, каким членом предложения являются существительные?

3. Какие постоянные признаки этих существительных можем определить?

(Одушевлённость, неодушевлённость.)

Какой ещё постоянный признак определим?

(Род.)

- Приглашаем второго игрока к «жёлтой ».

IV. Постановка темы и целей урока

На доске:

Зима, зимы, зиме, зимой.

- Это однокоренные слова?

(Нет, это формы одного и того же слова.)

- Поставьте к данным словам вопросы. Какие изменения со словам вы наблюдаете при изменении вопроса?

(Изменяется окончание.)

- Сегодня на уроке мы будем изменять имена существительные по вопросам и узнаем, что такое склонение имен существительных.

V. Физкультминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

(Ежедневные физкультминутки).

VI. Работа по теме урока

Положите перед собой листочки, на которых написано стихотворение. Прочитайте его про себя.

Б.Заходер:

В лесочк…, над речк..й,

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей. читаем в слух

 находим в стихотворении слова которые изменяются

 проговариваем все формы этого этих слов;

 находим слова с которыми связаны эти слова

 ставим вопросы от этих слов к существительному и записываем их в тетрадь

- Выделяем ту часть слова которая изменяется(окончание).

Для чего изменялись окончания ?

Окончания имен существительных изменяются в связи с другими словами в предложении.

Т.е.– формы одного и тогоже слова Такие формы называются падежными .В русском языке 6 падежей.

На доске

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ(есть кто что )

РОДИТЕЛЬНЫЙ(нет кого чего )

ДАТЕЛЬНЫЙ(дать кому чему )

ВИНИТЕЛЬНЫЙ(винить кого что)

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ(творить кем чем)

ПРЕДЛОЖНЫЙ(думать оком очем )

- Чтобы вам было легче запомнить названия падежей расскажу сказку

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ

Он еще не родился а уже думали какое ему дать имя и решили назвать– Именительный

Родился– стал Родительный

Пока был малышом ему все давали и он стал Дательный

Но он был и большим озорником за всяческие проделки его винили и он стал Винительный

Потом подрос стал творить добрые дела и называться стал Творительный

Он всем предлагал свою помощь о нем заговорил и назвали теперь Предложный

VII. Физкульт минутка

VIII. Закрепление нового материала

1. Будем вместе склонять имена существительные-отгадки на мои загадки

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.

(Снег)Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(капуста)

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы, рот)

– Записываем в тетради вопросы и имена существительные

(Учащиеся работают у доски по цепочке -выделяют окончания)

– Какой вывод мы сделаем? (В каждом падеже свое окончание имен существительных)

– Поощряю кто хорошо справился с заданием

2. Найдите существительные и определите падеж имен

существительных.

Наступила долгожданная зима.Зимой все деревья стоят в снегу.Ребята рады зиме.

IX. Итог урока

Задаю вопросы учащимся.

– Чему мы сегодня учились?

Получаю развернутые ответы.

- Изучали название падежей.

– Познакомились с падежными вопросами

– Учились изменять имена существительные по падежам то есть склонять имена существительные

X. Рефлексия

- Мне понравилось..

- Я даже и не думал..

- Я сегодня узнал..

Задание на дом

Упражнение: 130 стр.56. Выучить правило.

Список использованной литературы
•Журжина Ш. В. Дидактические материалы по русскому языку. — М.: ООО «Обучение», 2006.
•Полякова А. В. Русский язык. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 — М.: Просвещение, 2010.
•Русский язык 3 класс: поурочные разработки к учебнику. А. В. Поляковой/авт. –сост. Дмитриева О.– М.: Вако, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...