Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Обанина Елена Николаевна

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подход, использованы игровые технологии, элементы театрализации. Решаются задачи развития у школьников коммуникативной функции. Дети знакомятся с различными словарями, учатся пользоваться словарной статьёй. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal._slovari.doc53 КБ
Office presentation icon prezentaciya_slovari.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

«Незаменимые помощники – словари»

Провела: Обанина Е. Н.

 -- Давайте прочитаем тему нашей встречи с перемещением логического ударения.

 -  Чем являются для нас словари? (незаменимые помощники – словари)

 -  Какие помощники – словари?  (незаменимые помощники – словари)

 -  Что является для нас незаменимыми помощниками? (незаменимые помощники – словари) 

 При употреблении некоторых слов мы можем испытывать затруднения: например, не совсем ясно, что значит то или иное слово, как его надо произносить и писать, как оно сочетается с другими словами и т. д. Чтобы находить выход из подобных затруднений, человек обращается к словарям.

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чём и как рассказывают их словарные статьи. Этому мы и будем учиться сегодня.

Открываем первую страницу журнала «К несметным сокровищам Страны слов»

Страница

«К несметным сокровищам Страны слов»

Знакомство с Толковым словарём. К доске выходит мальчик, в шапочке с надписью: «Толковый словарь»

Ученик. Я – Толковый словарь. Моё назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи принадлежит слово, даю его формы и привожу примеры употребления в речи. Существует несколько толковых словарей. Среди них: «Толковый словарь» С. И. Ожегова и «Школьный толковый словарь» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Снетовой.

Учитель. В самом большом толковом словаре 17 томов, в нём объясняется 120 тысяч слов.  

Показ имеющихся толковых словарей.

На уроках русского языка и чтения мы с вами пользовались словарями. Вспомните, как располагаются слова в словаре?

Полное описание каждого слова называется словарной статьёй.

Как вы думаете, в каком стиле построена словарная статья?

В научном стиле, потому что основная цель словарной статьи – сообщить точную информацию о слове.

Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Начнём с буквы А. Объясните с помощью словаря значение слова «авторитет».

- Какой человек пользуется авторитетом у окружающих?

- О ком из ребят вашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?

- Из каких же частей состоит словарная статья?

  1. Заглавное слово с ударением;
  2. Грамматические характеристики слова;
  3. Объяснение значения слова;
  4. Пример употребления в речи.

Толковый словарь кроме основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, из него можно узнать, как пишется слово, на каком слоге произносится с ударением.

- Найдите слово «корысть»

Один ученик читает грамматические формы слова, второй – значение слова, третий – пример употребления в речи.

  1. Корысть, сущ. ж.р., р.п. корысти, только ед. ч.
  2. Выгода, польза для себя.
  3. В корыте много ль корысти? (А. С. Пушкин)

             - Из какого произведения этот пример? Кому принадлежат эти слова? Какой была старуха? А старик?

 Открываем вторую страницу «Какого роду -  племени?»

Страница

«Какого роду -  племени?»

Знакомство со Словарём иностранных слов.

 Издавна, помимо обычных толковых словарей, существуют специальные словари иностранных слов.

 Русский народ исстари славился гостеприимством и миролюбием. Ещё во времена глубокой старины русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в язык проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, и поможет нам Словарь иностранных слов.

К доске выходит мальчик в шапочке с надписью «Словарь иностранных слов».

Ученик. Я – словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг часто встречаются слова, вошедшие в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря – В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая, Е. И. Голанова, И. А. Василевская.

Показ имеющихся словарей иностранных слов.

Среди общеизвестных слов немало таких, которые перестали осознаваться большинством говорящих по-русски как иноязычные. Многие слова, заимствованные из других языков, давно укоренились в нашем словаре, в речевом обиходе, и многие из нас сейчас не подозревают, что, например, слова арбуз, сахар, котлета, вата, лампа, карандаш и многие другие «иностранцы».

Знакомство со словарной статьёй (можно раздать детям карточки с ксерокопией статьи из словаря).

- Объясните, значение слова «комплимент». О чём рассказала словарная статья?

Игра «Комплименты»

А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто приходится слышать похвалу в свой адрес? А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, своё доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите вот это сердце (мягкая игрушка или рисунок) вместе с комплиментом кому-то из ребят. Принявший комплимент благодарит вас и передаёт сердце следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях и т. д.

Проводится игра.

Послушайте песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», вспомните приятные слова, которые вы услышали в свой адрес. Помечтайте, что бы вам ещё хотелось услышать или сказать.

Звучит песня.

Ребята, эту страничку мы закрываем словами поэта В. Бокова: «Следуйте хорошему примеру – продляйте добрым словом жизнь людей»

Открываем третью страницу «К словам разнообразным, близким, но чуточку разным».

Страница

«К словам разнообразным, близким, но чуточку разным»

Знакомство со Словарём синонимов.

Русский язык – один из самых выразительных языков. В нём очень много слов, близких по значению, например: бежать – мчаться, быстрый – стремительный, бегемот – гиппопотам.

-  Как называются такие слова?

Синонимы – это слова, которые обозначают что-то близкое, иногда очень близкое, но почти никогда – одно и то же. В общем, это слова-друзья. Они отличаются друг от друга оттенками значений или тем, где употребляются (в обычном разговоре, в научном  докладе, в художественной книге и т. д.).

Настоящие друзья есть не у всех, и синонимы тоже бывают не у каждого слова, но, к счастью, у многих. Благодаря тому, что в языке существует несколько слов для обозначения одного и того же предмета, признака или действия, можно яснее выразить мысль, точнее описать конкретную ситуацию, сделать речь более яркой. И в этом нам поможет Словарь синонимов русского языка.

 К доске выходит мальчик в шапочке с надписью «Словарь синонимов».

Ученик. Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. Я помогу вам сделать речь яркой, избежать повтора. В словаре 9000 синонимических рядов. Автор словаря – З. Е. Александрова. ( В. Н. Клюева. Краткий словарь синонимов русского языка. Приблизительно 1500 слов. 1956 год)

Учитель. Пользуясь словарной статьёй, назовите синонимы к слову «беседовать».

- Как построена словарная статья?

Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы. Прочитайте текст и скажите, в каком стиле он написан?

На доске текст:

- Здравствуй, Вася! Куда ты идёшь? – сказал Саша.

- В кино, - сказал Вася.

- А билеты ты ещё не купил? – сказал Саша.

- Вот они. Есть и на твою долю, - сказал Вася.

- Ура! – сказал Саша.

- Ура-а-а! – сказали оба.

Учитель. - Как построен текст: диалог или монолог?

-  Какой речевой недочёт вы заметили?

-  Какие синонимы можно подобрать к слову «сказал»?

По ходу работы над текстом слово «сказал» изменяется синонимами: спросил, ответил, поинтересовался, предложил, обрадовался, воскликнули.

Подберите синонимы к словам «знаменитый» (известный, признанный, небезызвестный, популярный, славный, прославленный, великий), красный (алый, гранатовый, кровавый, кумачовый, пунцовый, рдяный, рубиновый).

Учитель. Открываем четвёртую страницу.

                    «Минус – плюс, огонь – вода,

                    Дерзкий – осторожный.

                    Все антонимы всегда

                    Противоположны».

Страница

«Минус – плюс, огонь – вода ...»

Знакомство со Словарём антонимов.

- Минус – плюс, огонь – вода, белый – чёрный, друг – враг, рано – поздно – что это за слова?

У антонимов очень далёкие значения, и не просто далёкие, а противоположные. Получается, что это как бы синонимы «наоборот»: не слова-друзья, а слова-противники.

 К доске выходит мальчик в шапочке с надписью «Словарь антонимов».

Ученик. Я – словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Ещё рано или уже поздно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого члена пары, из литературных произведений приводятся примеры употребления антонимов. Автор словаря – М. Р. Львов.

Учитель. Подберите антоним к слову «веселье».

- Прочитайте словарную статью, скажите, как она построена. Сравните со словарными статьями других словарей.

- А сейчас потренируемся в подборе антонимов.

Игра «Магнит»

На доске рисунок магнита, на красной половине которого нарисовано солнышко, цветы, на синей – небо с чёрными тучами, голые поля, пни. Красная часть магнита со знаком «+» притягивает добрые слова, синяя – со знаком «-» - слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами: ласково, трудолюбивый, храбрец, щедрый, любить, внимательный, грубо, ленивый, трус, жадный, ненавидеть и т. п. (можно прикреплять картинки, на которых изображены противоположности)

Знакомство с выставкой словарей.

Учитель. Мы познакомились с несколькими словарями. Их же гораздо больше. Вы познакомитесь с ними в старших классах.

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке», - сказал французский писатель Анатоль Франс. И действительно в них вы можете получить ответы на множество вопросов. Главное – уметь и желать пользоваться словарём. Эти книги призваны помочь тем, кто стремится лучше овладеть родным языком, повысить культуру речи, обогатить свой словарный запас, глубже понять произведения русских писателей.

- Что вам запомнилось о словарях?

- Что удивило? Что понравилось?

Прощаться настала пора...

Журнал наш закрывается.

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их

Не зря урок наш был потрачен.

Конкурс «Такие старые слова».

Учитель читает слово и даёт два толкования этого слова. Игрок выбирает один из вариантов, если ответ дан верно, то он получает жетон, позволяющий приобрести приз.

Слова:

  1. Отопки – это несгоревшие дрова или стоптанные башмаки?
  2. Книгочей – это любитель чтения или библиотекарь?
  3. Пыльник – это пылесос или лёгкое летнее пальто?
  4. Вертун – это вертлявый человек (непоседа) или ветряная мельница?
  5. Весёлка – это смешливая девчонка или лопатка для размешивания жидкого теста?
  6. Катанки – это санки или валенки? 
  7. Каракуль -  это ценный мех или непонятная запись?
  8. Танцулька – это танцовщица или танцевальный вечер?
  9. Светёлка – это лампа или небольшая комната?
  10. Сирый – это волк или сирота?
  11. Чашник – это поднос или человек, ведавший напитками?
  12. Армяк – это житель Армении или крестьянская одежда?
  13. Фирман – это модно одетый человек или указ султана?
  14. Хмарь – это темнота, пелена тумана или преступник?
  15. Тараторка – это тот, кто много говорит или сорока?
  16. Тамтам – это домовой или музыкальный инструмент?
  17. Сушняк – это засохшие деревья жаркая, сухая погода?
  18. Карла – это ворона или человек маленького роста?
  19. Балдахин – это высокая шапка или нарядный навес из ткани над троном?
  20. Чуни – лапти или дома чукчей?
  21. Шамкать – есть не спеша или говорить невнятно?

Подводятся итоги: подсчёт жетонов. Выявляются победители, среди тех, кто заработал жетоны.

Подведение итогов.

             

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "Большие буквы" 2 класс

Игра «БОЛЬШИЕ БУКВЫ». Во время игры дети отгадывают загадки, решают ребусы, вспоминают некоторые правила русского языка, говорят о лесе и его обитателях, а также находят лучшего знатока русского...

Внеклассное занятие по русскому языку:"Путешествие в страну "Словария".

Тема: " Путешествие в страну  "Словария" (звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова)....

Внеклассное занятие по русскому языку "Царица Фонетика" 3 класс

Материал разработан для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку с учащимися 3 класса. может быть использован при проведении "Недели русского языка" в начальной школе....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для умственно отсталых детей «Устаревшие слова»

Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Устаревшие слова»Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа учащихся, повышение уровня языкового развития.Задачи: познакомить уча...

Внеклассное занятие по русскому языку «Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля»

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуален и интересен «Толковый словарь живого русского слова» Даля для современного общества....

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 класс

Внеклассное занятие по русскому языку «Путешествие в страну Словарию», 2 классЦели:1.Разширить знания в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и ...