Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс
    рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

    Толстова Жанна Леонидовна

    Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk.docx61.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    РУССКИЙ ЯЗЫК.

                                                                                                                                   Пояснительная записка.

     

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  примерной программы по русскому языку и авторской программы Канакина В. П.,  Горецкий В. Г. Учебно-методический комплекс и авторская программа Канакина В П., Горецкий В. Г. соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить совокупность задач начального образования.

    Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

    Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.  

    Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

    • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

    • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

    Общая характеристика курса.

    Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

    — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

    — развитие коммуникативных умений;

    — развитие нравственных и эстетических чувств;

    — развитие способностей к творческой деятельности.

    Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

    • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

    Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

    Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

    Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

    Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

    • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

    • орфография и пунктуация;

    • развитие речи.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

    Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

    Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

    Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

    Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

    Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

    Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

    Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

    Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

    Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

    Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

    Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

    Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

    Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Формы обучения: урок, практические работы, экскурсии, игры, путешествия, внеклассная работа, а также групповые, коллективные и индивидуальные.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский, проектный.

    Авторская программа полностью соответствует ФГОС и Примерной программе по русскому языку, поэтому никаких изменений нет.

    Место курса «Русский язык» в учебном плане

    На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте  и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 24 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                                                                                                                Тематическое планирование.

                                                                                                                          Русский язык.  

                           Реквизиты программы:    «Школа России» Канакина В. П, примерная программа по русскому языку

                               Учебник: Прописи (4 части), Русский язык.

                               Автор: Горецкий В. Г.     Канакина В. П.

                   

                                                         

    № п/п

    Тема

    Количество часов

    В том числе

    Лабораторные, практические работы/

    Творческие работы (сочинения, изложения)/

    Экскурсии

    Контрольные работы/диктанты

    тесты

    зачеты

    1.

    Добукварный период. Обучение письму.

          17ч.

    2.

    Букварный период. Обучение письму.

          67ч.

    3.

    Послебукварный период.

          31ч.

       

     

           

    Всего:

          115ч.

      5.

    Наша речь.

           2ч.

      6.

    Текст, предложение, диалог.

           3ч.

      7.

    Слова, слова, слова.

           4ч.

      8.

    Слово и слог. Ударение.

           6ч.

      9.

    Звуки и буквы.

           35ч.

     

    Всего: 

           50ч. 

     Всего за год:

         165ч.

                                                                                            Результаты изучения курса.

     Личностные результаты:

                1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

    7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

    8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

              Метапредметные результаты:

                1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    3. Использование знаково-символических средств представления информации.

    4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

    6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

    12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

               Предметные результаты:

                  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

    2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

    3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

    4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

    5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

    6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

    7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

    9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

     

          Универсальные Учебные Действия   к концу 4 года обучения:  

        Познавательные (общеучебные)  :

    ---работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    --ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта, в корпусе учебных словарей: находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях;

    --работать с разными видами информации(представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

     

      Коммуникативные:

    в рамках инициативного сотрудничества—освоит разные формы учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя); в рамках коммуникации как воздействия: научится понимать основания для разных заявленных точек зрения, позиций и мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения, корректно критиковать альтернативную позицию; использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения(словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

      Регулятивные: 

    осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения работы и полученным результатом.

                                                                                               

                                                                                                     Содержание курса.

    Виды речевой деятельности.

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

    Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

    Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

     

             Обучение грамоте.

    Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

    Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

    Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

    Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

    Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

    Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

    Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

    Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

    Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

    Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

    Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

    Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

    Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

    • раздельное написание слов;

    • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

    • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

    • перенос слов по слогам без стечения согласных;

    • знаки препинания в конце предложения.

    Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

     Систематический курс.

    Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

    Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

    Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

    Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Лексика . Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

    Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

    Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

    Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

    Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

    Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

    Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

    Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

    Наречие. Значение и употребление в речи.

    Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

    Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

    Частица. Частица не, её значение.

    Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

    Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

    Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

    Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

    Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

    Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания и пунктуации:

    • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

    • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

    • перенос слов;

    • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    • проверяемые безударные гласные в корне слова;

    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    • непроизносимые согласные;

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

    • разделительные ъ и ь;

    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

    • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

    • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

    • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    • безударные падежные окончания имён прилагательных;

    • раздельное написание предлогов с именами существительными;

    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    • раздельное написание частицы не с глаголами;

    • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

    • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

    • безударные личные окончания глаголов;

    • раздельное написание предлогов с другими словами;

    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    • запятая при обращении в предложениях;

    • запятая между частями в сложном предложении.

    Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

    Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

    Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

    Последовательность предложений в тексте.

    Последовательность частей текста (абзацев).

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

    План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

    Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    Знакомство с жанрами письма и поздравления.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

    Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

                                                       

                                                                                                         Программное и учебно-методическое оснащение.

    Реквизиты программы: «Школа России», авторская программа Канакина В. П.  Москва «Просвещение» 2011год.

    для учителя:

    1.Горецкий В. Г. , Канакина В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.  Москва «Просвещение» 2011год.

    2.Горецкий В. Г. Азбука. Учебник. 1класс. В2 частях. Москва «Просвещение». 2011год.

    3.Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 1 класс. Москва «Просвещение». 2011год.

    4. Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 2 класс. Москва «Просвещение». В 2 частях.

    5. Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 3 класс. Москва «Просвещение». В 2 частях.

    6. Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 4 класс. Москва «Просвещение». В 2 частях.

    7.Горецкий В. Г.  Обучение грамоте. Прописи. В 4 частях. Москва «Просвещение».2011г.

    8.Канакина В. П.Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Москва «Просвещение». 2011г .

    9. КанакинаВ. П. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс. Москва «Просвещение». В 2 ч .

    10. КанакинаВ. П.Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. Москва «Просвещение».В 2 ч .

    11. КанакинаВ. П. Русский язык. Рабочая тетрадь.4 класс. Москва «Просвещение».В 2 ч .

    12.Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс. Москва «Просвещение».

    13.Горецкий В. Г. Обучение грамоте. Методическое пособие. Москва «Просвещение».

    14.Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие. 1-4 классы.Москва «Просвещение».2011год.

    15.Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. Москва «Просвещение».2011год.

    16.Канакина В. П. Работа с трудными словами.1- 4классы.Москва«Просвещение».

    17. Электронное приложение к учебнику Канакиной В. П.

    для учащихся:

    1.Горецкий В. Г. Азбука. Учебник. 1класс. В2 частях. Москва «Просвещение». 2011год.

    2.Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 1 класс. Москва «Просвещение». 2011год.

    3. Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 2 класс. Москва «Просвещение». В 2 частях.

    4. Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 3 класс. Москва «Просвещение». В 2 частях.

    5. Канакина В. П.  Русский язык. Учебник. 4 класс. Москва «Просвещение». В 2 частях.

    6.Горецкий В. Г.  Обучение грамоте. Прописи. В 4 частях. Москва «Просвещение».2011г.

    7.Канакина В. П.Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. Москва «Просвещение». 2011г .

    8. КанакинаВ. П. Русский язык. Рабочая тетрадь.2 класс. Москва «Просвещение». В 2 ч .

    9. КанакинаВ. П.Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. Москва «Просвещение».В 2 ч .

    10. КанакинаВ. П. Русский язык. Рабочая тетрадь.4 класс. Москва «Просвещение».В 2 ч .

    11.Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс. Москва «Просвещение».

                                                                                                       

                                                                                                                  Основное содержание тем 1 класса.

                                Обучение грамоте.

    Добукварный период(14 часов).

    Речь (устная и письменная)—общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах(выделение голосом), определение количества сло8гов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных(твёрдых и мягких, звонких и глухих) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков(гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов(установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слоговую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами а,о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам( изолированно и в составе слова, в различных позициях) правильное соотнесение звуков и букв. Знакомство с элементами прописи (обложка, титульный лист). История становления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме. Правила посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма. Подготовка руки к письму. Разные типы штриховки. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия), узоров, бордюров. Классификация предметов на основе общего признака. Сравнение печатной и письменной букв. Сравнение строчной и заглавной букв.  

    Букварный (основной) период (53часов).

    Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твёрдости и мягкости согласных.. Заглавная буква в именах собственных. Деформированное предложение. Запятая в деформированном предложении. Списывание с письменного шрифта. Письмо под диктовку. Правила оценивания выполненной работы. Восклицательное, вопросительное и повествовательное предложения. Оформление границ предложения на письме(. ! ? дефис). Интонирование восклицательных, вопросительных и повествовательных предложений. Сравнение предложений с различными видами интонации. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. Двоеточие. Кавычки.

     Работа по развитию речи: составление устного рассказа по заданной учителем теме или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Работа с поговорками. Дополнение предложений словами по смыслу с опорой на схему-модель. Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов—названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и отличие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов названий. Умение быстро находить нужное слово, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, развитие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов. Составление и запись текста из 2—3 предложений по теме, предложенной учителем. Письменный ответ на вопрос. Анализ предложений. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами, 1—2 предложений. Запись текста по опорным словам

    Двойная роль букв   ё, ю, я, е. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Единственное и множественное число существительных (один — много). Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Тире. Вопросительные слова «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных). Списывание с печатного шрифта. Наращивание слов с целью получения новых слов (Анна — Жанна). Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко — ниже). Оглушение (озвончение) звуков   на конце слова. Подбор проверочных слов.   Образование существительных — названий детёнышей животных по образцу. Правило правописания жи—ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,нч. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Правописание имён .Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку.

    Послебукварный период (15час).

    Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе  обучения письму. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями письменной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание текста. Составление предложений на определённую тему (о маме, о школе, о детях), по  картине, по сюжетным картинкам, по личным наблюдениям детей.  Речевая этика. Культура общения. Правила вежливого обращения. Слова , используемые при приветствии и прощании. Речевые ситуации с включением слов, употребляемых при приветствии, прощании, при выражении извинения и благодарности. Знакомство со словами с непроверяемым написанием (словарные). Создание проектов.

    Русский язык(50 часов).

         Синтаксис и пунктуация (5ч).

    Предложение, его смысловая и интонационная законченность. Предложения, различные по    цели    высказывания    (без    терминологии)    и    интонации    (восклицательные, невосклицательные).  Оформление предложения в устной речи  и  на письме.  Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

    Слово (10 ч).

    Предмет и слово. Действие и слово. Признак и слово. Имена собственные.

    Фонетика и графика (35ч).

    Звуки речи и слово. Гласные и согласные. Гласные звуки и буквы. Звук и буква и. мягкие и твердые согласные, обозначение мягкости согласных на письме ь, гласными буквами е, ё, к>, я. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Соотношение звуков и букв в словах типа мел-мель, яма, ель. Перенос слов. Ударение. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Произношение и обозначение на письме парных согласных в конце слова и перед гласными.

    Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

    УУД к концу 1 класса.

    Познавательные:

    Обучающиеся должны знать и понимать:

    • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной
      окраске, предложения восклицательные и невосклицательные;
    • оформление предложений на письме;
    • смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
    • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
    • различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы, их обозначение;
    • звук и буква и;
    • слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги и для переноса;
    • гласные ударные и безударные;
    • согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
    • согласные только твёрдые, согласные только мягкие;
    • согласные, парные по звонкости и глухости;

    •        соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель.

    Коммуникативные:

    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
    • соблюдение орфоэпических норм в наиболее употребительных словах;

    Личностные:

    • оформление на письме предложений;
    • деление слов на слоги и для переноса;
    • определение ударного слога в слове;
    • использование прописной буквы в именах собственных;
    • написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу;
    • обозначение в словах мягкости согласных звуков на письме;
    • правильного написания слов типа пень, яма;
    • правописание слов с непроверяемыми орфограммами;
    • четкого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
    • правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и
      рукописным шрифтом;
    • письма под диктовку текстов (15-17 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
    • устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определенную тему.

    [1] 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

        Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

    В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

    Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

    Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

    Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

    Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...