Игра как форма и средство в воспитании интереса к русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Васильевна

Данный материал включает в себя теоретическую  и практическую части.  В теоретической части описывается опыт работы по данной теме. В практическую часть входит конспект урока русского языка в 3 классе по программе Зелениной и Хохловой и конспект внеклассного занятия по русскому языку с включением игр и игровых ситуаций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  Игра как форма и средство в воспитании интереса к русскому языку.

        

г. Боровичи, 2012 г

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        

В Концепции модернизации Российского образования отмечается, что необходимы условия достижения нового, современного качества общего образования, которые должна создавать и осуществлять общеобразовательная школа, как базовое звено модернизации образования. В их числе:

  1. Законодательное закрепление продолжительности школьного образования;
  2. Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт реальной разгрузки содержания  образования, использования эффективных методов обучения;
  3. Личностная ориентированность, дифференциация и индивидуализация образования.

Происходящие в последнее время процессы становления системы социально-психолого-педагогической поддержки детства, активное включение развивающих и коррекционных технологий в работу образовательных учреждений делает актуальным вопрос использования и целесообразности игровой деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста, в их обучении и воспитании.

С рождения и до школы у ребёнка главным и основным видом деятельности является игра. В школе же по отношению к нему применяют совершенно иные средства обучения, очень далёкие от игры: ему показывают, рассказывают, его убеждают, от него требуют, его контролируют, одобряют или порицают. Такие приёмы педагогического воздействия вполне допустимы, с их помощью можно добиться определённых успехов у младших школьников. Но каким долгим, безрадостным и утомительным покажется этот путь ребёнку.

В последние годы происходит увеличение роста детей с пониженной успеваемостью, с отклонениями в развитии.

Основными предпосылками такого роста числа детей является:

  1. Нарушение экологического равновесия в окружающей среде, которое отражается на здоровье матери и приводит к нарушениям у новорождённых;
  2. Рост алкоголизма;
  3. Низкая культура семейного воспитания;
  4. Возрастание числа неполных семей, которые создают почву для развития у детей нервно-психических отклонений.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР».

Дети с трудностями в развитии – это одна из наиболее актуальных проблем настоящего времени. Учёные и педагоги ищут оптимальные пути обучения и воспитания таких детей.

В Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации Российского образования, в других нормативных документах уделяется внимание детям с проблемами в развитии, где отмечается, что такие дети должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, для них необходимо создавать специальные (коррекционные) учреждения (классы, группы), обеспечивающие их воспитание и обучение. А основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их реабилитации и адаптации.  

В сельских, в малокомплектных школах дети с проблемами в обучении занимаются в обычных массовых классах, редко встречаются со специалистами – психологом и логопедом, поэтому основная работа ведётся учителем и это усложняет её.

 Обеспечение успешности таких детей включает в себя возможность широкого применения игровой деятельности. Причём, не всякая деятельность развивает способности и корректирует недостатки, а только эмоционально приятная.

Коррекционно-развивающий потенциал детских игр является значимым в решении задач профилактики и преодоление неблагополучий в социально-личностном, познавательном и физическом развитии младших школьников.

Таким образом, использование игровой деятельности в диагностической и коррекционной работе является актуальным вопросом в современной педагогике.

Игра – неизбежный спутник детства. Об игре сказано много хороших и добрых слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. И все определения правильны, ибо игра для ребёнка – сама жизнь со всеми её прелестями, волнениями, тревогами, удачами и огорчениями.

На значение игры обращали внимание многие классики отечественной педагогики. Это и К. Д. Ушинский, и А. С. Макаренко, и В. А. Сухомлинский и многие другие.

А. С. Макаренко писал: «…несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребёнка. В детском возрасте игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело.… Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». (Макаренко А. С. «Некоторые выводы из педагогического опыта» - Москва, 1958 г. – т.5)

В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «…игра огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая «огонёк» пытливости и любознательности». (Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения в 3 томах». – Москва, 1979 г. – т. 1)

Игры в младшем школьном возрасте не теряют своей привлекательности и занимают значительное место в режиме жизнедеятельности, выступая:

 во-первых, как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности (учение);

 во-вторых, как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и обеспечивающая психологический комфорт;      

      в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьников в среде сверстников;

      в-четвёртых, как превосходное средство и метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставаний в развитии.

Значение игры в жизни младшего школьника очень велико. Игра влияет на многие стороны жизнедеятельности ребёнка. В игровой деятельности формируется правильность психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и др.). Например: в условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить.

Ситуация игры оказывает также постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка. Он должен быть готов к любым неожиданностям, которые тут же надо правильно решить.

Игра способствует развитию рефлексии (способности человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей). В игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. В ролевой игре заложены большие возможности для развития рефлексии, как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей.

Великое значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться. На эту особенность обратил внимание   Д. Б. Эльконин: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности». (Эльконин Д. Б. «Психология игры». – Москва, 1978 г.)

Большое влияние игра оказывает на развитие личности ребёнка. Именно здесь он знакомится с поведением и взаимоотношениями, приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Игровая деятельность воспитывает и развивает в ребёнке целеустремлённость, организаторские умения и гуманные чувства. Например: наиболее полно заметно проявление этих качеств в творческих и ролевых играх, где ребёнок самостоятельно выбирает сюжет, берёт на себя определённую роль.

Несмотря на то, что ведущим видом деятельности для младших школьников является учение, этот возраст по-прежнему считается игровым. Именно в этом возрасте у детей усиливается познавательная сущность их игровой деятельности.

Замечено, что дети, не доигравшие в детстве, при неблагоприятной воспитательной ситуации страдают «игровой дистрофией» и сохраняют её на всю жизнь (Зинченко В. П.). «…Игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности детей. «(Шмаков С. А. «От игры – к самовоспитанию». Москва, Новая школа, - 1996 г.).

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих игр, которые специфически направлены на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребёнка, на развитие памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач.

Ещё одна причина, побуждающая активнее включать игры в учебный процесс начальных классов, - возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними.

Возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода.

Следует также отметить, что игровой увлекательный характер заданий снижает стрессовый фактор проверки уровня развития. Позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

В младших классах игра, как известно,  занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр следует иметь в виду,  что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определённой системе и последовательности, с учётом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

Необходимо, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы не отвлекала от учения, а способствовала интенсификации умственной работы.

Успешно решать задачи по формированию навыка грамотного письма и развития речи можно, предложив учащимся  комплексные и игровые задания, учитывающие и сферу общения, и речевую ситуацию. При таком подходе роль ученика не сводится к роли пассивного наблюдателя. Выполнение заданий требует от него умения одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных  с запоминанием материала, изучать и закреплять материал на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует заметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложилась определённая методика их подготовки и проведения, накоплен богатый материал, существует целый ряд интересных методических пособий по данной теме. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как к личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

Научить ребёнка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения – главная задача творческой игры. Эффективность её во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников. Важно,  чтобы у всех (и у слабых, и у сильных) создавалось впечатление равноценности их участия. Задача педагога – создать ситуацию успешности для каждого ребёнка, помочь ему раскрыться в полной мере.

Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того, чтобы интерес к ней не снизился, её можно модифицировать за счёт замены оборудования (вводятся новые картинки, условные обозначения, предметы) или введения новых правил. Полезно также привлекать к этому процессу и самих учащихся. Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

Цель игр, проводимых на уроках русского языка, - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игра по своему назначению – это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, к соревнованию в качестве и глубине знаний. Она должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

Учебная игра имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения:

- дидактическая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее они, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

Существует огромное количество игр прекрасных, занимательных, интересных , азартных, развивающих самые разные способности. Любая игра информативна, любая игра – познание. Она, как особая форма активной деятельности детей, направлена на познание окружающего мира и воздействия на него. Именно поэтому, как считает С. А. Шмаков («От игры – к самовоспитанию») её стоит включать в арсенал педагогических средств обучения, расширения кругозора, гимнастики ума школьников.

Таким образом, из выше сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка, а также помогает решать и более узкие педагогические задачи.

Для педагога начальной школы игра может и должна стать одним из инструментов активизации познавательной способности учащихся, формирования у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности,  совершенствования широкозначимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения в целом.

Правильно подобранную, уместно и умело проведённую педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Следовательно, она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в которой это необходимо для гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, эффективной коррекции и стимулирования всех сторон детского развития.

В своей работе я использую различные игра и игровые упражнения, которые помогают развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие, внимание, речеслуховую память, костно-мышечные ощущения (кинестезию). Эти упражнения и игры не занимают много времени, но зато позволяют разнообразить деятельность учащихся на уроке, во много раз увеличить частотность упражнений в закреплении тренируемого навыка.

Приступая к работе, необходимо помнить, что каждый ребёнок любит и хочет работать, что только положительные эмоции, радость от работы будут создавать дальнейшую мотивацию овладения устной и письменной речью.

Основные группы игр:

  1. На воспитание звуковой культуры речи
  1. Игры – инсценировки, работа с чистоговорками, скороговорками.  

«Повторяй, не зевай!»//Цель: точно, чётко и правильно повторить//

  1. «Не ошибись!»//Цель: закрепить знания о гласных и согласных звуках и буквах, их обозначающих//.
  2. «Камень – вата»//Цель: развитие фонематического слуха//.
  3. «Накорми друзей»//Цель: закрепить навыки звукового анализа, развивать фонематический слух, память, внимание//.
  4. «Не ошибись, проверь»//Цель: различать глухие и звонкие парные согласные.//
  5. «Звук заблудился»//Цель: находить требуемый звук и заменять его на правильный, чтобы получилось точное высказывание//, и др.

II. На уточнение и расширение словарного запаса

  1. «Рифмы»//Цель: умение подобрать слово в рифму//.
  2. «Чья вещь?»//Цель: согласование существительного и местоимения//.
  3. «Какой предмет?», «Опиши предмет», «Найди различия»//Цель: умение правильно употребить прилагательные, совершенствование речевого общения//.
  4. «Составим слово»//Цель: расширять объём словаря, закреплять правописание слов//.
  5. «Доскажи словечко»//Цель: расширение словарного запаса, умение точно подбирать слова//.
  6. «Собери пословицу»//Цель: умение точно составить известную пословицу, расширение кругозора, развитие памяти//.
  7. «Испорченный телефон».
  8. //Цель: заменив одну букву в предлагаемом слове, умение получить новое; нахождение нескольких вариантов//.
  9. «Больше слов, больше яблок».//Цель: активизация употребление лексики по определённой теме, на определённое правило и т. п.//.
  10. «Разговор за стеклом».//Цель: работа над артикуляцией, узнавание слов, «читая по губам» и «произносить» слова, чтобы их поняли другие наблюдающие//.
  11. «Объясни, покажи».//Цель: развитие умения узнать, объяснить и подобрать точную иллюстрацию к предлагаемому фразеологизму//и др.

III. На развитие внимания, зрительной, слуховой и тактильной памяти.

  1. «Попугайчики».//Цель: точное и чёткое повторение фразы//.
  2. «Эхо».//Цель: повторение и продолжение рифмовки//.
  3. «Добавь следующее».//Цель: игра-эстафета; умение быстро подобрать слово на нужное правило//.
  4. «Кто у нас самый зоркий?»//Цель: умение правильно написать слово, быстро найти слова на определённое правило//.
  5. «Рассыпанные буквы».//Цель: изменение порядка букв и умение получить словарное слово//.
  6. «Снежный ком».//Цель: формирование правильной последовательности слов с сохранением предыдущих//.
  7. «Кот в мешке».//Цель: идентификация скрытого предмета с объяснением его признаков// и др.

     IV. На формирование и развитие сознательного, беглого, правильного и выразительного навыка чтения.

  1.  «Почини стихи».//Цель: умение восстановить стихотворение из фраз с соблюдением последовательности //.
  2.  «Подбираем рифму».//Цель: умение продолжить стихотворение, выбрав из предложенных вариантов слов, фраз//.
  3. «Собери пословицу».//Цель: умение быстро составить пословицу из букв по данным «дорожкам»//.
  4. «Расшифруй!».//Цель: умение правильно расшифровать фразу по предлагаемым подсказкам// и др.

  1. На развитие двигательной сферы, костно-мышечных ощущений.
  1. «Фигурки из пальцев».//Цель: развитие мелкой моторики с обязательным проговариванием рифмованной фразы//.
  2. «Весёлая зарядка».//Цель: развитие крупной моторики в движении с проговариванием (физминутки).//
  3. «Треугольники».//Цель: развитие мозолистого тела, межполушарных связей, при рисовании и штриховки обеими руками сразу (можно с закрытыми глазами)//.
  4. «Пылесос и пылинки».//Цель: психомышечная тренировка//.
  5. «Артикуляционная гимнастика (речевая)».//Цель: развитие, уточнение и совершенствование основных движений органов речи через статические упражнения для языка, динамические упражнения для языка и губ//.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдульменова З. З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку в условиях двуязычия. -  ж-л Начальная школа № 11 (2008), с 62.
  2. Бойнова Н. И. Творческие игры на уроках русского языка. -  ж-л Начальная школа № 10 (2005), с 38.
  3. Воронцов А. Б.  Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования. -  ж-л Начальная школа № 3 (2002), с 89.
  4. Годовникова Л. В. Сотрудничество учителя и психолога. -  ж-л Начальная школа, № 12 (2004), с 57.
  5. Закон РФ «Об Образовании».
  6. Концепция модернизации российского образования на период до    2010 г.. -  ж-л Начальная школа № 4 (2002), с 4.
  7. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. -  М., 2001 г
  8. Мухина С. А. О проблемах начального образования. -  ж-л Начальная школа № 10 (2006), с. 29
  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми // Под редакцией Дубровина И. В. -  ж-л Начальная школа.
  10. Седова И. Психологические сопровождения образовательного процесса. -  ж-л Начальная школа,  № 49( 2002) г
  11. Соломатимн А. М. Начальное образования крупного города.
  12. Тарасова В. И. Личностно –ориентированное обучение младших школьников.
  13. Теплякова С. О. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка. -  ж-л Начальная школа № 4 (2006), с 36.
  14. Тюрина И. А. Игра на уроках русского языка. -  ж-л Начальная школа № 2 (2008), с 28.
  15. Языканова Е. В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников.- М.: Чистые пруды, 2006. (Библиотека «Первого сентября»)

Работу выполнила:

Тимофеева Т. В., учитель начальных классов  МАОУ СОШ № 11



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

КОНСПЕКТ   УРОКА   РУССКОГО  ЯЗЫКА  

 В 3  КЛАССЕ

ПО   ТЕМЕ: « ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Цель:

Закрепление представлений о сложных словах, способах их образования и правилах написания.

Задачи:

- отработать умения разбирать сложные слова по составу;

-способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха;

- развивать умения самостоятельно распознавать орфограммы и проверять их;

- развивать речь, расширять словарный запас.

Особенности контингента:

В процессе работы учитываются особенности ребёнка, отражённые в «карте развития личности», рекомендации психолога.

Основы обучения:

Применение в работе с детьми с особыми образовательными потребностями дифференцированного и индивидуального подхода.

Методы работы:

Словесные, практические, частично-поисковые.

Тип урока:

урок-путешествие, урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Средства обучения:

Учебник «Русский язык 3 класс» Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е., рабочая тетрадь, карточки с заданиями для дополнительной и индивидуальной работы, «Толковый словарь».

План урока:

1. Организационный момент.

2. Чистописание

КАРТОЧКА № 1

Гимнастика для рук.

3. Сообщение темы и цели урока.

4. Актуализация опорных знаний и понятий.

Игра.

КАРТОЧКА № 2

5. Работа по теме урока. Закрепление.

КАРТОЧКА № 3

ФИЗМИНУТКА

КАРТОЧКА № 4.

На доске.

6. Итоги урока.

 Домашнее     задание.             (по выбору)

Посмотрите-ка, ребятки,

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок!

Грамзапись :

Сегодня мы отправимся путешествовать по стране «Грамматике» вместе с учёным котом. Цель нашего пути – сказочный дворец, где мы должны отыскать и прочитать письмо. А  не заблудиться в сказочной стране нам поможет «Карта путешествия».

Отправная точка нашего путешествия – станция Чистописание  

еее // ссс

её ел сс се св со сл ос

сенокос сапоги снегопад север садовод самосвал

Большой пальчик мы потрём,

Указательный пожмём,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный мы  пощиплем,

А мизинчик разотрём.

Кистью дружно мы стряхнём

И писать уже начнём.

- Приступаем к работе. Проверьте как вы сидите, как лежит тетрадь, как держите ручку….

- Что общего у этих слов? (начинаются с одной и  той же буквы)

- Выделите корень.

- Значение каких слов вам было не понятно?  (обратиться к «Толковому словарю»)

- На какие две группы можно разбить эти слова? (1 корень – одна основа, 2 корня – две основы).

- Как называются слова, которые состоят из двух основ? (сложные слова)

Во время путешествия мы продолжим учиться образовывать сложные слова, записывать их, разбирать по составу, находить в предложении.

- Какие слова мы называем «сложными»? (сложены из двух основ)

- Как соединяются основы сложных слов? (с помощью соединительных гласных –о, -е)

Путешествие продолжается. Перед нами озеро Словарное.

Игра «Угадай словечко» (угадать слово и сигнальной карточкой показать соединительную гласную в сложном слове)

- Отгадайте и запомните слова.

Несмотря на непогоду,                  Есть специалист такой

Делает сквозь льды проходы.       Для работы под водой.

Режет их, как масло нож,              Раз надел костюм – ко дну,

Как корабль назовёшь?                 Кто он? В толк я не возьму?

                 (ледокол)                                                   (водолаз)

Раз в горах я побывал,                  Парень дюжий он и крепкий

Видел там камней обвал.             Без труда глотает щепки.

Перевал весь завалило.                Всё семейство вечерком

Отгадай, что это было?                Угощает он чайком.

                (камнепад)                                                  (самовар)

- Машина для измельчения овощей (овощерезка).

- На полу – крошка-слон,

  На колёсиках он,

  Гладит хоботом ковёр,

  Будет гладить до тех пор,

  Пока всю пыль не втянет

  И чистым пол не станет.  (пылесос)

- Машина, которая летает сама и перевозит пассажиров.           (самолёт).

- Вспомните слова, о которых говорили. Запишите их в тетрадь вместе с прилагательными, которые подходят по смыслу.

Кому трудно вспомнить и придумать слова, воспользуйтесь карточкой № 2.

Давайте проверим, что у вас получилось. (дети зачитывают словосочетания).

- Какие соединительные гласные употребили в сложных словах?

Молодцы!

Продолжаем наше путешествие.

Идём мы дальше и оказываемся в маленькой деревушке Предложение.

- Какую роль играют сложные слова в русском языке?

(для краткости речи, вместо того, чтобы использовать словосочетание).

Чтобы пройти через эту деревню, нам необходимо составить предложения, используя сложные слова.

I вариант (для детей с ЗПР)

Составь предложение, используя данные слова. Запиши.

Снегопад, одеялом, сосны, и, укрыл, тёплым, сильный, ели.

Найди сложное слово и разбери его по составу.

II вариант. (остальным ученикам)

Используя данные слова, составь три предложения. Запишите их. Сложные слова разбери по составу.

Небосвод, снегопад, снегоуборочные машины.

Проверка работы.

Молодцы!

Перед нами поляна Спортивная.

Встаньте-ка, ребятки,                      Грудь подняли, подтянули.

Сделаем зарядку.                              Раз присядка, два прыжок,

Раз – направо.                                   И опять присядка,

Два – налево.                                    А потом опять прыжок -

Повернулись дружно, смело.         Вот и вся зарядка!

Плечи ловко развернули,

Следующая остановка  дворец Текстовых Редакторов.

Чтобы отыскать письмо, ради которого мы отправились в это путешествие вам необходимо выполнить ответственное задание -   отредактировать предложения, т. е. восстановить. Каждый из вас получит карточку с заданием. С этого момента вы стали придворными редакторами.

I вариант. (для детей с ЗПР)

Вставь, где нужно правильную букву. Запиши в тетрадь.

На железн..дорожных путях пров..дили  замену рел..сов. Голуб..глазая д..вчушка г..нялась по лугу за разн..цветными бабоч..ками. Трёхдневное пут..шествие на  электр..поезде можно заменить семью ч..сами полёта на сам..лёте.

Найди сложные слова и разбери их по составу.

Если тебе трудно, обрати внимание на подчёркнутые слова и разбери их по составу.

II вариант

Восстанови предложения, вставляя подходящие по смыслу  слова. Используй слова для справок.

На __________путях пров..дили  замену рел..сов. _________д..вчушка г..нялась по лугу за __________бабоч..ками. Трёхдневное __________на  _____________можно заменить семью ч..сами полёта на _________.

Слова для справок:

Пут..шествие, разн..цветные, железн..дорожные, голуб..глазая, сам..лёт, электр..поезд.

Найди сложные слова и разбери их по составу.

Самопроверка. ( на доске выписаны сложные слова и разобраны, детям необходимо самостоятельно проверить и оценить свою работу).

Молодцы! Вы справились с заданием!

Наше путешествие подходит  к концу. А вот и само письмо:

«Ребята!

Надо дружить с грамматикой, учить правила, и если не лениться, можно всему научиться! Дальнейших успехов вам и удачи! Царица Грамматика.»

- Чем мы занимались на уроке?

- Кто с полной уверенностью может сказать, что он не испытывает проблем с написанием сложных слов?

Я рада за вас!

1. Найти загадки, отгадками которых являются сложные слова.

Записать одну из них в тетрадь.

2. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Они облегчают жизнь человека». (о технике, которая облегчает человеку труд). Использовать в тексте сложные слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

                                 

                             КАРТОЧКА № 1

 1. Выполни красиво и аккуратно.

еее // ссс

её ел сс се св со сл ос

сенокос сапоги снегопад север садовод самосвал

2. Что общего у этих слов?

3. Выдели корень.

                                          КАРТОЧКА № 2

Слова для справок:

Смелый,    удобная,    огромный,     сильный,     мощный,      горячий, сверхзвуковой.

                    

                      

                               

                               КАРТОЧКА № 3

                                                     I вариант

                                         

Составь предложение, используя данные слова. Запиши.

Снегопад, одеялом, сосны, и, укрыл, тёплым, сильный, ели.

Найди сложное слово и разбери его по составу.

                               КАРТОЧКА № 3

                                                     II вариант

                                         

Используя данные слова, составь три предложения. Запишите их. Сложные слова разбери по составу.

Небосвод, снегопад, снегоуборочные машины

КАРТОЧКА № 4.

I вариант.

Вставь, где нужно правильную букву. Запиши в тетрадь.

На железн..дорожных путях пров..дили  замену рел..сов. Голуб..глазая д..вчушка г..нялась по лугу за разн..цветными бабоч..ками. Трёхдневное пут..шествие на  электр..поезде можно заменить семью ч..сами полёта на сам..лёте.

Найди сложные слова и разбери их по составу.

Если тебе трудно, обрати внимание на подчёркнутые слова и разбери их по составу.

КАРТОЧКА № 4.

II вариант

Восстанови предложения, вставляя подходящие по смыслу  слова. Используй слова для справок.

На __________путях пров..дили  замену рел..сов. _________д..вчушка г..нялась по лугу за __________бабоч..ками. Трёхдневное __________на  _____________можно заменить семью ч..сами полёта на _________.

Слова для справок:

Пут..шествие, разн..цветные, железн..дорожные, голуб..глазая, сам..лёт, электр..поезд.

Найди сложные слова и разбери их по составу.

                          Письмо-обращение.

«Ребята!

Надо дружить с грамматикой, учить правила, и если не лениться, можно всему научиться! Дальнейших успехов вам и удачи! Царица Грамматика.»



Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

//3-4 КЛАССЫ//

«ВРЕМЯ ВЕСЁЛЫХ ВОПРОСОВ»

Цель:

развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу.

Задачи:

- обучение детей активному использованию знаний и навыков, получаемых в школе, в нестандартных условиях;

- привитие потребности в самосовершенствовании, с акцентом внимания на речевой культуре, аналитических способностях, логическом мышлении;

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;

- привитие интереса к познавательной деятельности и любви к предмету.

Оборудование:

  1. плакат с названием занятия «ВВВ – время весёлых вопросов»
  2. карточки с заданиями
  3. мешочки с буквами
  4. жетоны за правильные ответы
  5. грамоты за участие и дипломы для награждения победителей.
  6. таблица для подсчётов баллов
  7. дипломы для награждения.

План занятия:

I.Организационный момент

II. Постановка цели и задач

Ведущий:

1 чтец:

2 чтец:

3 чтец:

4 чтец:

Ведущий:

5 чтец:

6 чтец:

7 чтец:

Ведущий:

III. Приветствие команд

Приветствие жюри:

IV. Конкурсы.

Карточки для каждой команды

Задание каждой команде по очереди.

Карточка каждой команде

Карточки для каждой команды

Карточки вытаскивают по очереди

Карточки для каждой команды

V. Подведение итогов.

Ведущая:

VI. Награждение команд.

Раскрывайте шире двери!

Заходите поскорей.

«ВВВ» скликает тут

Всех друзей и всех подруг.

Будем думать – не гадать!

Пора «Время Весёлых Вопросов» начинать!

Добрый день, друзья! Предлагаем вам сыграть в увлекательную игру «ВВВ – Время Весёлых Вопросов». Пусть на нашем занятии царят СМЕКАЛКА, ОСТРОУМИЕ и ЮМОР. Сегодня будут звучать самые необычные, самые запутанные, самые весёлые вопросы.

В нашей игре будут принимать участие 2 команды.

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Будем в ВВВ играть!

Мы отвечаем дружно.

И здесь сомнений нет,

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

И, соревнуясь вместе с вами,

Мы все останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба крепнет с ней.

Ребята, освоить наш родной русский язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня снова убедимся.

Грамматика, грамматика,

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я!

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё:

Не составить телеграмму

И открытку не отправить.

Даже собственную маму

С Днём рождения не поздравить!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

А сейчас вам необходимо в ваших командах выбрать капитанов.

//каждый капитан получает карточку с названием команды и с девизом//

Слово предоставляется командам.

Команда «СЛОВО»

Девиз: Победу, не поражение

            Мы вам желаем, предложение.

Команда «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Девиз: У нас приветствие готово

            Ребятам из команды «Слово»:

            Соперник наш, не позабудь,

            К победе очень труден путь!

Вам и слава, и почёт!

Все мы любим точный счёт!

// у жюри лежат бланки для записи и подсчётов баллов, где подводятся итоги после каждого конкурса///

Конкурс «РАЗМИНКА»

1. К словам мужского рода подобрать однокоренные слова женского рода.

Повар - …, портной - …., кассир - …, купец - …..

2. К словам женского рода подобрать однокоренные слова мужского рода.

Тигрица - …, львица - …, коза - …, волчица - ….

                       /

Конкурс «МОЛОДЕЦ»

Назовите одним словом, которое должно заканчиваться на «-ец»

- умный человек - …..(мудрец);

- торговал на Руси -… (купец)

- делает подковы - …(кузнец);

- школьная сумка - …(ранец);

- горькое растение-овощ - …(перец);

- убегает от преследователей - …(беглец).

Конкурс «ОТГАДАЙ СЛОВО»

1. Корень из слова СКАЗКА

    Суффикс из слова ИЗВОЗЧИК

    Приставка из слова РАСХОД

    Окончание из слова ДОМ

                                   (РАССКАЗЧИК)

2. Корень из слова СНЕЖИНКА

    Приставка из слова ПОДЪЕЗЖАЛ

    Суффикс из слова ЛЕСНИК

    Окончание из слова СТОЛ

                                  (ПОДСНЕЖНИК)

Конкурс «ПУТАНИЦА»

1. В реке там рыба на бугре

    Мычит корова в конуре

    Собака лает на заборе

    Поёт синичка в коридоре

    Играют дети на стене

    Висит картина на окне

    Узоры инея..

2. В печурке

    Горят дрова в руках девчурки

    Нарядная там кукла в клетке

    Ручной щегол поёт салфетки

    Там на столе лежат коньки

    К зиме готовят там очки

    Лежат для бабушки тетрадки

    Всегда содержатся в порядке.

Конкурс капитанов

«ДОПОЛНИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Без труда …..
  2. Нет друга – ищи, а…….
  3. За двумя зайцами …..

  1. Поспешишь - ….
  2. Семеро - …..
  3. Ученье – свет, а ….

Конкурс «СОСТАВЬ СЛОВО»

//Взять по 10 букв из мешочка на удачу. Составить слово. Выигрывает та команда, которая смогла больше использовать букв для составления слова//

Конкурс «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

1. – во весь дух … (быстро)

    - рукой подать ….(близко)

   -  прикусить язык ….(замолчать)

2. – сломя голову ….(быстро)

    -  знать назубок ….(выучить)

   -   зарубить на носу….(запомнить)

Жюри подводит итоги по всем конкурсам //обработка результатов///

* Конкурс «ВЕСЁЛЫЕ ВОПРОСЫ»

  1. Сколько горошин может войти в стакан? (сами не войдут)
  2. Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)
  3. Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложкой)
  4. Как разделить 5 картофелин точно на двоих? (сделать пюре)
  5. Что произошло 31 февраля? (нет такого числа)
  6. В каком году люди больше едят? (високосном)

Я хочу вам сказать, что вы МОЛОДЦЫ! Своей игрой вы показали не только свои знания, но и умения прийти на помощь в нужную минуту, выдержку, а так же узнали много нового о нашем русском языке

Я надеюсь, что вы и дальше будете пополнять свой багаж о родном языке, искать ответы на интересующие вас вопросы и узнавать много нового и интересного.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ВНЕКЛАССНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО РУССКОМУ

ЯЗЫКУ.

                                                           

За участие в конкурсе

« Время Весёлых Вопросов»

Помни:

Успех решает не судьба, а только наши знания!!!

КОМАНДА:      

ДЕВИЗ:  

Победу, а не поражение

Мы вам желаем, предложение!!!

КОМАНДА:     

ДЕВИЗ: У нас приветствие готово ребятам из команды«Слово».Соперник наш не позабудь – к победе очень труден путь!!!

1. К словам мужского рода подобрать однокоренные слова женского рода.

Повар - …,           портной - ….,

 кассир - …,         купец - …..

2. Корень из слова СНЕЖИНКА

   Приставка из слова ПОДЪЕЗЖАЛ

    Суффикс из слова ЛЕСНИК

    Окончание из слова СТОЛ

1. Корень из слова СКАЗКА

    Суффикс из слова ИЗВОЗЧИК

    Приставка из слова РАСХОД

    Окончание из слова ДОМ

2. К словам женского рода подобрать однокоренные слова мужского рода.

Тигрица - …,        львица - …,

 коза - …,             волчица - ….

1. В реке там рыба на бугре

    Мычит корова в конуре

    Собака лает на заборе

    Поёт синичка в коридоре

    Играют дети на стене

    Висит картина на окне

    Узоры инея..

2. В печурке

    Горят дрова в руках девчурки

    Нарядная там кукла в клетке

    Ручной щегол поёт салфетки

    Там на столе лежат коньки

    К зиме готовят там очки

    Лежат для бабушки тетрадки

    Всегда содержатся в порядке.

        

        

           «ДОПОЛНИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Без труда …..
  2. Нет друга – ищи, а…….
  3. За двумя зайцами …..

        

«ДОПОЛНИ ПОСЛОВИЦУ»

  1. Поспешишь - ….
  2. Семеро - …..
  3. Ученье – свет, а ….

«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

1. – во весь дух … (быстро)

    - рукой подать ….(близко)

   -  прикусить язык ….(замолчать)

«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

2. – сломя голову ….(быстро)

    -  знать назубок ….(выучить)

   -   зарубить на носу….(запомнить)

Таблица для подсчёта баллов

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

Итого

1 команда

2 команда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА, КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА

В настоящее время немало способов и возможностей для качественного обучения иностранному языку. Сегодня школа нуждается в современном подходе, что   поможет не только качественно обучить, но...

Воспитание интереса к русскому языку в начальной школе

Воспитание интереса к русскому языку в начальной школе...