урок обучение грамоте по теме: написание буквы Рр.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. тема урока: Написание буквы Рр. Учебник: Русская азбука, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, стр. 68-69, Чудо-пропись, стр. 6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

Тема: написание буквы Рр.

Учебник: Русская азбука, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, стр. 68-69, Чудо-пропись, стр. 6.

Буквы, которые уже изучены детьми: а, о, и, ы, у, с, н, к, т, л.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- учить детей писать строчную и заглавную букву Рр

- учить соединять эту букву с другими буквами

-развивать мелкую моторику рук

- развивать память, внимание, устную речь

- воспитывать аккуратность, усидчивость

Основные понятия: звук, буква, слово, слоги. Предложение, элементы букв, заглавная буква, строчная буква.

Оборудование: демонстрационная таблица, иллюстрации, элементы букв, азбука в картинках, схемы-модели для слого-звукового анализа.

Методы и приемы: словесный 9объяснение), наглядный (иллюстрации); методы обучения письма: копировальный (обводка по точкам, письмо по образцу с доски или прописи); приемы обучения письма: конструктивный (выяснение элементного состава буквы).

План урока:

1) орг.момент (1 мин).

2) формирование мотивации ( 1 мин).

3) изучение нового материала:

-переход от звука к букве (5мин)

-знакомство с образом строчной буквы (ознакомительный этап) (1 мин)

-элементы буквы (аналитический этап) (1 мин)

-написание буквы (5 мин)

-навык (автоматизация) (3 мин)

-буква в слове, разбор слова (1 мин)

-разбор предложения (3мин)

-физкультминутка (1 мин)

-знакомство с образом заглавной буквы (1 мин)

-элементы буквы (1 мин)

-написание заглавной буквы (5 мин)

-работа с предложениями (5 мин)

-работа с пословицей (3 мин)

4) итог

5) дом. Задание.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок письма. На этом уроке мы будем работать в прописи, разбирать слова и предложения. Для этого у каждого из вас должны лежать пропись, ручка, карандаш. Проверьте свою готовность к уроку.

Начнем урок со скороговорки. Послушайте её.

Ехал грека через реку,

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека цап.

Какой звук в этой скороговорке слышится чаще?

Сравните этот звук в словах «грека», «рак». Всегда ли этот звук слышится одинаково?

Подберите, пожалуйста слова, где звук [р] твердый.

Назовите такие слова, где [р] мягкий.

Молодцы!

А теперь я вам предлагаю отгадать загадки:

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

Правильно! В слове «радуга», где мы слышим звук [р]?

Верно! мы слышим этот звук в начале слова.

Серый, маленький, проворный,

Я люблю жучков и зёрна.

В теплый край я не лечу,

Здесь под крышей жить хочу.

Правильно! в слове «воробей», где слышится звук [р]?

Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит.

Верно! А в этом слове где слышится звук [р]?

Итак, ребята, звук [р], который бывает твердым и мягким, на письме обозначается буквой Рр (эр).

Ребята, а что нам напоминает буква Р прописная, на что она похожа?

А теперь откройте Чудо-пропись на странице 6. Прочитайте первое слово, которое нам встречается.

Слово «ракетка». Что оно обозначает?

Да, это спортивный снаряд для удара по мячу или волану при игре в теннис, бадминтон.

Разберем это слово по слогам.

Работаем с карточками. Составьте у доски схему этого слова.

Молодцы!

Прежде чем начать писать эту букву, вспомним, как правильно нужно сидеть на уроке письма: спина прямая, ноги на полу, тетрадь лежит с наклоном. Также не забывайте, что элементы письма несколько раз обводить нельзя.

Посмотрите из каких элементов состоит буква Рр: это прямая длинная наклонная линия (учитель показывает элемент на доске    ). И дугой элемент – прямая короткая наклонная линия с закруглениями вверху и внизу (учитель показывает элемент на доске     ).

Ребята, внимательно слушаем и смотрим, как нужно писать строчную букву: начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем руку вниз, пишем прямую длинную наклонную линию, заканчиваем линию чуть ниже середины нерабочей строки и пишем прямую короткую наклонную линию с закруглениями вверху и внизу.

(одновременно с объяснением учитель прописывает букву на доске).

Теперь попробуйте написать эту букву в прописи сначала по штриховке, а потом без штриховки до конца строки.

Закончили писать. Посмотрите на строчку и подчеркните простым карандашом самую красивую на ваш взгляд букву.

Хорошо!

Посмотрите на следующую строчку. На этой строчке сочетания букв и слоги: ра, рл, ри, ро. Видим, что буквы соединяются нижним соединением. Напишем по одному образцу к каждому сочетанию.

Хорошо!

Читаем слово на следующей строчке. Слово «рана». Разберите это слово по слогам.

Обведем это слово по штриховке, а затем допишем строчку до конца.

Работаем с предложением. Прочитайте предложение на следующей строчке: «Кто уколол руку?»

Разберите это предложение.

Это предложение вопросительное, значит прочитать его нужно с вопросительной интонацией. Прочитайте предложение правильно.

Запишем предложение.

А сейчас немножко отдохнем. Один из сказочных героев предлагает нам разминку. Повторяем движения за мной:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Продолжаем работу. Теперь мы будем учиться писать заглавную букву Р. Из каких же элементов она состоит: это плавная линия (наклонная) с закруглением внизу и полуовал, который расположен горизонтально.

Итак, объясняю, как нужно писать заглавную букву Р: начинаем писать чуть выше середины нерабочей строки, ведем руку вниз, пишем плавную линию с закруглением внизу и приписываем полуовал.

(одновременно с объяснением учитель прописывает букву на доске).

Прописываем заглавную букву по штриховке.

Переходим на следующую строчку, обводим штриховку и дописываем букву без штриховки.

Подчеркните самую красивую заглавную букву.

Теперь пишем строчку заглавная и строчная буква Рр в соединении. Обводим штриховку и дописываем строчку без помощи штриховки.

Работаем с предложениями. Читаем первое предложение: «Рита раскрасила лилии.»

 Разберите это предложение.

Дружно хором прочитаем это предложение. Записываем предложение в пропись, печатные буквы заменяем письменными.

Прочитайте второе предложение: «Лара раскрасила астры.»

Разберите это предложение. Записываем предложение в пропись, заменяя печатные буквы на письменные.

Ребята, скажите, какие слова мы пишем с заглавной буквы?

Вот теперь на следующей строке пропишем имя Рита. Сначала обводим штриховку, затем пишем без помощи штриховки.

Переворачиваем страницу. Причитайте пословицу: «Семь раз отмерь – один раз отрежь.»

Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Это значит, что прежде чем что-то сделать нужно хорошенько подумать и не один раз. Приведите пример из жизни к этой пословице. Запишите пословицу.

Подведем итог нашему уроку. Внимательно посмотрите, все ли у вас получилось? все ли вы выполнили без единой поправки? поднимите руку те дети, кто выполнил работу без ошибок?

Выходите к доске. За чистую и аккуратную работу вы получаете «волшебные пятерки».

Проверка готовности к уроку.

Слушание скороговорки.

Чаще слышится звук [р].

Этот звук в этих словах бывает твердым и мягким.

Ответы детей.

Радуга

В этом слове звук [р] слышится в начале слова.

Воробей

В слове этот звук в середине.

Самовар

В этом слове звук слышится в конце слова.

Ответы детей.

Ракетка – это то, чем играют в теннис или бадминтон.

Это трехсложное слово, второй слог ударный, 7 звуков.

Первый слог ра, гласный звук а, который находится в первом ряду ленты памяти указывает на твердость согласного, поэтому карточка сине-красная.звук ке, гласный е находится во втором ряду и  указывает на мягкость согласного, значит карточка зелено-красная. Звук т находится вне слияния, поэтому он обозначается синим квадратом. И звук ка обозначается сине-красной карточкой.

Восприятие объяснения учителя.

Дети пишут в строчку строчную букву р. Оцениваю написанное, подчеркивают саму аккуратную и красивую букву.

Дети прописываю сочетания букв.

Слово рана.  Это слово двусложное, первый слог ударный, 4 звука.

В этом предложении 3 слова,  предложение начинается с заглавной буквы, в конце предложения вопросительный знак, значит предложение вопросительное.

Дети пишут предложение.

Дети  декламируют стихотворение, выполняя движение.

Восприятие объяснения учителя.

Учащиеся пишут букву по штриховке.

В этом предложении 3 слова. Предложение начинается с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, значит это предложение повествовательное.

Дети записываю предложение в прописи.

В этом предложении три слова. Предложение начинается с заглавной буквы. Имя девочки пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.

Работа в прописи.

Ответы детей.

Ответы детей.

 

Самоанализ.

Урок начинается с приветствия: дети молча приветствуют учителя. Учитель готов к уроку. Оборудование подготовлено: демонстрационная таблица, азбука в картинках, схемы модели для слого-звукового анализа. Для организации урока и порядка учитель проверяет готовность учеников , называет цели урока.

Данный урок имеет важное значение, так как на этом занятии дети учатся писать букву Рр, соединять ее с другими буквами, продолжают работать со звуками, словами, предложениями.  Урок способствует развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, которая влияет на развитие речи. Урок связан с предшествующими занятиями письма, потому что дети учатся писать букву, которая состоит из уже известных элементов.

Главная цель этого урока: учить детей писать строчную и заглавную букву (Рр).  На уроке обеспечивается комплекс образовательной (учить писать букву), развивающей (развивать внимание, память, мелкую моторику рук, устную речь), и воспитывающей цели (воспитание аккуратности, трудолюбия, усидчивости).

Учитель использует следующие методы обучения: словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации, демонстрационные таблицы, схемы модели). При изучении нового материала был использован копировальный прием обучения письму (обводка буквы по точкам, письмо по образцу с доски или прописи).

Для включения учеников в работу учитель проговаривает скороговорку и просит назвать звук, который чаще слышится, таким образом, учитель подводит детей к теме урока. Также на этом уроке учитываются возрастные особенности детей: отгадывание загадок, работа с иллюстрациями, проведение разминки. Для лучшего освоения материала дети несколько раз прописывают букву и слова с этой буквой, выполняют аналитико-синтетичкские упражнения (выделяют звук из слов, разбирают слова по слогам, выполняют слого-звуковой анализ слова).

В ходе урока были опрошены некоторые ученики. Поэтому можно сказать, что дети умеют различную подготовку. Во время самостоятельной работы учитель наблюдал за деятельностью учеников.

В конце урока подводится итог: сначала дети сами оценивают свою работу, что способствует развитию объективной оценки своей деятельности. Затем учитель оценивает работы учеников и ставит «волшебные пятерки».

Вывод: тип урока изучение нового материала. Содержание  урока соответствовало его теме. На уроках письма дети будут приобретать умение соотносить звуки и буквы, умение различать звуки и буквы. Умение переводить звуки в буквы. Цели урока реализованы.

Нижегородский педагогический университет

Контрольная работа по методике русского языка.

Конспект урока обучения грамоте.

Выполнила студентка 3 курса

(ППФ, специальность ПиМНО)

заочного отделения

Образумова С.Е.

Нижний Новгород

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте по теме "Заглавная буква Д"

Этот урок проводится в 1 классе по УМК " Планета знаний"...

Конспект урока обучение грамоте (письмо). Тема: Письмо букв ч,Ч. 1 класс УМК "Гармония"

Тема урока: Письмо букв ч,Ч.Тип урока: овладение новыми знаниями. Задачи урока: Предметные задачи урока: развитие у учащихся умений: писать строчную и заглавную буквы Ч, ч...

Методические рекомендации к проведению урока обучения грамоте по теме "Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу." (Школа 2100)

Данный урок составлен с учетом всех этапов, требуемых  ФГОСом. В процессе урока использованы разные формы рефлексии, позволяющие определить настроение учеников, уровень усвоения нового материала,...

Презентация к уроку обучения грамоте на тему: "Строчная буква д".

Данная презентация составлена для работы с УМК "Перспектива".  Она позволит обучающимся научиться планировать свою деятельность при знакомстве с написанием новой буквы....

Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я». Зарепление пройденного".

Урок обучения грамоты на тему « Гласные буквы «Я», «я»....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Конспект урока обучения грамоте (письмо) Тема: «Написание строчной буквы н»

Конспект урока обучения грамоте (письмо)Тема: «Написание строчной буквы н»...