Методическая разработка и презентация урока русского языка во втором классе "Употребление заглавной буквы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Бобылёва Светлана Николаевна

Разработку урока сопровождает яркая презентация. Много игровых моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_bukva.rar1.55 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

        

Употребление

заглавной буквы

Программы общеобразовательных учреждений,

Русский язык, автор Т. Г. Рамзаева

Учебник: Т. Г. Рамзаева Русский язык, учебник для 2 класса в 2ч - М: Просвещение, 2007г.

Тема: Употребление заглавной буквы

Цель: закрепить понятие «большая буква» в именах и фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях;

Развивать память, внимание, мышление;

Воспитывать любовь к животным.

Ход урока:

  1. Оргмомент  

Звонкий прозвенел звонок

Начинаем наш  урок

  1. Постановка задачи

1 СЛАЙД:  СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

Разделить на слова.

2 слайд: СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну больших букв.

  1. Актуализация знаний.

 Мы вспомним, какие слова пишутся с большой буквы. Поможет нам стихотворение.

3 СЛАЙД:       Буква обычная выросла вдруг,

                         Выросла выше всех букв-подруг.

                          Буква расти не сама захотела.

                          Букве поручено важное дело.

                         Ставится буква у строчки в начале,

                         Чтобы начало все замечали.

                          Имя, фамилия пишутся с нею.

                         Чтобы заметней им быть и виднее,

                         Чтобы звучали громко и гордо

                        Имя твое, имя улицы, города.

                         Буква большая — совсем не пустяк!

                       В букве большой уважения знак!

Какие же слова пишутся с большой буквы?

  1. Чистописание.

Мы сегодня на чистописании пропишем заглавные буквы. Но буквы потеряли свои элементы. Помогите собрать их и скажите, какие буквы мы будем писать

4 СЛАЙД

5 СЛАЙД БУКВЫ

Написание букв М Л П Т Г

Придумайте, какие слова можно записать, чтобы они начинались с этих заглавных букв.

Запись слов.

  1. Работа по теме урока.

1. 6 СЛАЙД:  Прочитайте слова, замените, где нужно, строчные буквы на заглавные.

Учитель пётр ильич, мальчик илья яшин, кот пушок, река дунай, город киров,

корова ночка.

Дети выходят к доске, записывают словосочетания, объясняют орфограммы.

2. Словарная работа.

Ребята. Сегодня на уроке мы выучим новое словарное слово. Какое, вы узнаете, отгадав мою загадку.

От него – здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.

Слово на доску.

Запись словарного слова, подчёркивание букв.

7 СЛАЙД: Составьте предложение с новым словарным словом.

Наша, вкусное, корова, даёт, Бурёнка, молоко.

Наша корова Бурёнка даёт вкусное молоко.

Запись предложения, какое слово написано с большой буквы? Почему? Почему слово «наша» написана с большой буквы?

3. Физкультминутка.

Встали. Если называю слова, которые пишутся с большой буквы, то поднимаем руки вверх. Если называю слова, которые пишутся с маленькой буквы, приседаем.

Собака, кот, Москва, город, Рекс, Волга, река, озеро, Болва,  Миша, Петровы,

конь, Анна Ивановна.

4. Послушайте стихотворение. Всё ли в нём верно?

 Жили-были                                             8 СЛАЙД С КАРТИНКАМИ              

Дед да баба                                                   ЖИВОТНЫХ.

С маленькою внучкой.

 Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

 Звали жеребёнка.

 А еще была у них

 Курица Буренка,

 А еще у них была

 Собачонка Мурка,

А еще была корова,

Звали её Бурка

Что в этом стихотворении заставило вас улыбнуться? Что перепутал поэт?

Давайте наведём порядок.

9 СЛАЙД

кошка                      Жучка

жеребёнок               Хохлатка

курица                      Бурёнка

собачонка                 Мурка

корова                       Бурка

Почему так распределили клички животных? Клички животным дают по их качествам.  

Почему слова кошка, жеребёнок, курица, собачонка, корова написаны с маленькой буквы?

5. Выполнение упражнения 244 на стр. 15.

Дети комментируют с места.  

 

6. Физкультминутка

10 СЛАЙД Снятие напряжения с глаз

7. Работа по карточкам.

11 СЛАЙД

  1. Выпишите сначала клички животных, а потом названия животных.

Щенок Уголёк. Собака Найда. Корова Пеструха. Кот Пушок. Поросёнок Борька.

Клички: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Названия:____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркни букву в скобках, которую надо писать в слове.

(М, м)ама (Г, г)алина (И, и)вановна подарила (С, с)ыну (В, в)италику аквариум с (Р, р)ыбкой. (В, в)италик назвал (Р, р)ыбку (З, з)латопёрка.

У (В, в)италика жил (К, к)отёнок  (М, м)урзик. (М, м)урзик очень любил смотреть на (Р, р)ыбку (З, з)латопёрку.

Самопроверка. Кто выполнил задание под знаком  без ошибок ставит себе 4, кто выполнил два задания без ошибок ставит себе 5.

12 СЛАЙД:

  Клички: Уголёк, Найда, Пеструха, Пушок, Борька.

     Названия: щенок, собака, корова, кот, поросёнок.

 (М, м)ама (Г, г)алина (И, и)вановна подарила (С, с)ыну (В, в)италику аквариум с (Р, р)ыбкой. (В, в)италик назвал (Р, р)ыбку (З, з)латопёрка.

У (В, в)италика жил (К, к)отёнок  (М, м)урзик. (М, м)урзик очень любил смотреть на (Р, р)ыбку (З, з)латопёрку.

8. Составьте устно предложения со словами рыжик и Рыжик.(Слова на слайде)

13 СЛАЙД:  Рыжик           рыжик

Чем отличаются эти слова? Какое из них отвечает на вопрос «кто?», а какое на вопрос «что?».

Запишем под диктовку мои предложения.

У Кати живёт кот Рыжик. Коля нашёл в лесу гриб рыжик.

13 СЛАЙД:  У Кати живёт кот Рыжик. Коля нашёл в лесу гриб рыжик. (подчеркнуть орфограммы, подчеркнуть главные члены предложения)

Проверка, объяснение орфограмм, подчёркивание.

9. Послушайте стихотворения и найдите слова, которые одинаково звучат, а значение разное. Какие из них будут писаться с большой буквы?

Собирала Маргарита        В поле Поля-Полюшка        

Маргаритки на горе.        Полет поле-полюшко,

Потеряла Маргарита        Сорняков не будет в поле,

Маргаритки во дворе.        Если полет поле Поля.

10. Игра «Подарки»

Подберите подходящие по смыслу имена детей. Работаем устно.

Читают по строчке, вставляя свои имена.

14 СЛАЙД

Вырос слонёнок в Москве, в зоопарке.

    Дети готовят слонёнку подарки.

     Вяжет ________ слонёнку носочки.

    ________ ему вышивает платочки.

   ________ плетёт для слонёнка корзину.

  ________ рисует слонёнку картину.

11 Найди лишнее слово

15 СЛАЙД

корова, поросёнок, Пушок, собака.

дети, Катя, Дима, Лена.

Дунай, Кама, Ивановы, Болва.

  1. Домашнее задание

С. 15 упр. 245, повт. правило.

  1. Итог урока

1.Заканчивается наше путешествие в страну больших букв. Что же мы сегодня узнали и повторили о больших буквах? Когда мы пишем слова с большой буквы?

Выберите правильный ответ на этот вопрос. Составьте по одному предложению.

         16 СЛАЙД

Мы пишем с                              имена людей

заглавной буквы                        названия улиц

                                                            клички животных  

                                                             названия животных

                                                              фамилии людей    

                                                             отчества людей

                                                              названия городов

                                                              все слова русского языка

                                                              начало предложения

                                                              названия деревьев

Назовите мне примеры слов, которые пишутся с большой буквы.

2. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Каждый из вас получил оценку за карточку.

У меня есть волшебная кисть. И сейчас посмотрим, какую же оценку она вам поставит.

Молодцы ребята. Вы отлично сегодня поработали.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах"

Урок знакомит детей с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, учит детей  отличать имена собственные от нарицательных и применять знания на практике.Урок соответствует требова...

Урок русского языка в 1 классе "Заглавная буква в словах"

Урок знакомит детей с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных, учит отличать имена собственные от нарицательных  и применять знания на практике.Урок соответствует требованиям н...

Урок русского языка в 1 классе "Заглавная буква в кличках животных"

Урок - игра - наиболее используемая форма проведения нестандартных уроков. Выбранная мною форма проведения урока поможет сделать сложный научный материал доступным для понимания учащихся 1 класса. На ...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных".

Презентация предназначена для урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных".Презентация является интересным, красочным, наглядным материалом для учащихся на уроке....

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)...

Урок русского языка во втором классе "Заглавная буква в географических названиях"

В файле представлен конспект урока русского языка во втором классе на тему "Заглавная буква в географических названиях". Также дополнением прикрепила презентацию к уроку....