Правописание слов с безударными гласными в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе. На данном уроке дети знакомятся с общим приёмом умственных действий при написании безударных гласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi_v_korne.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание слов с безударными гласными в корне

Цель урока: Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова; осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; формировать интерес к поэтическому слову.

Ход урока

1.Организационный момент

 Учитель начинает урок с чтения стихотворения С. Острового «Первородство»:

К словам привыкаешь день ото дня,

А она первородного смысла полны…

И когда я слышу:

«Извини меня!» -

Это значит:

«Исключи меня из вины!»

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

«Защити меня!» -

Это значит:

«Укрой меня за щитом!»

Вслушайся! Вникни! Не позабудь:

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро.

Учитель. Ребята! О чем говорит поэт в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями и впечатлениями.

Дети. В этом стихотворении рассказывается о русском языке.

- Из него я узнал, что означают слова извини и защити и как они образовались.

- Это стихотворение учит нас вслушиваться в слова и запоминать их.

Учитель. Молодцы! Вы правильно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять смысл, знать правописание.

( открывается левая часть доски. На ней написан  отрывок из этого стихотворения. Дети сначала читают самостоятельно, а затем один из учеников читает в слух.)

 

На доске:

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

«Защити меня!» -

Это значит:

«Укрой меня за щитом!»

-Подумайте, можно ли по содержанию этого отрывка определить тему сегодняшнего урока.

Дети. Да, мы будем работать с родственными словами.

-Мы будем учиться находить в словах корни.

(Учитель подчеркивает на доске слова корни, родня)

Учитель: У каждого  у нас есть родня. Кого мы так называем?

Дети. Это дяди, тети, братья, сестры, родители и другие родственники.

Учитель. А какая родня может быть у слов?

Дети. Это родственные, или однокоренные, слова.

Учитель. Правильно, ребята! Кстати, сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их.

Дети. Это слова родня, родители, родственники, родственные.

Учитель. Докажите их родство.

Дети. Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род.

Учитель.  А теперь  найдите родственные слова в тексте стихотворения.

Дети. Слова защити и за щитом.

 

(Учитель пишет эти слова на доске под стихотворение и просит детей записать их в тетради)

Учитель. Ребята, а теперь сравните записанные слова.

Дети. Одно слово с предлогом за, поэтому оно написано раздельно. Другое слово с приставкой за, поэтому оно написано слитно.

- Эти слова относятся к разным частям речи.

- Первое слово отвечает на вопрос что сделай? и обозначает предмет, то есть существительное.

Второе слово отвечает на вопрос за чем? и обозначает предмет, то есть существительное.

- Эти слова очень похожи по звучанию. Они близки по смыслу, у них общий корень щит.

Учитель. Спасибо, ребята! Вы дали правильные ответы. Попробуйте теперь сами образовать родственные  слова с этим корнем. Мы вместе будем их записывать.

 (Ученики образовывают слова, в результате на доске появляется запись на доске)

Защити, защитник, защищать,

 за щитом, защита, защитный.

-Что вы еще можете сказать о словах первого столбика кроме того что они родственные?

Дети. Они относятся к разным частям речи.

(Дети устно определяют, что обозначают эти слова, ставят к ним вопросы и называют соответствующие части речи.)

Учитель. Расскажите о значении каждого из этих слов. Придумайте с ними предложения.

(Ученики объясняют слова. Устно составляют предложения. Вот некоторые из них: Родину нужно защищать!

У воинов одежда защитного цвета.

Я хочу научиться играть в хоккей и быть защитником.

-Отлично! Молодцы! Кто из вас знает, что обозначают выражения вернуться на щите и вернуться со щитом.

(Ученики пробуют дать свои объяснения этим фразам. Учитель обобщает ответы детей.)

- Вернутся на щите  означало в Древней Греции, что воин погиб. А вернуться со щитом – возвратиться победителем. Эти словосочетания используются в нашей речи и по сей день, но имеют немного другое значение: «побежденный» и «победитель». Как вы думаете, в какой столбик нужно записать слова из данных выражений? Объясните почему?

Дети. Во второй столбик, так как там уже записано одно слово с предлогом.

-Нужно записать слова во второй столбик, так как все слова будут являться формами одного и того же слова – щит.

Учитель. У кого другое мнение?

(Дети соглашаются с ответами своих товарищей. Учитель дописывает слова.)

На доске:  

Защити                          за щитом

Защитник                     на щите

Защищать                    со щитом

Защита

Защитный

- Поставьте знаки ударения над словами того столбика, где  записаны родственные слова. Выделите в них корень. Что вы заметили?

Дети. Я заметила чередование согласных в корнях т-щ.

 - В некоторых словах корни с безударной гласной, поэтому их можно написать неправильно.

- А вот в корнях других слов – ударные гласные, и они слышатся ясно.

Учитель. Вы очень наблюдательные и внимательные дети, если чувствуете в словах опасные места. Что же надо делать, чтобы избежать ошибки?

Дети. Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Учитель. Вот и отлично! Найдите и подчеркните среди родственных слов проверяемые. Какой способ проверки вы используете?

Дети. С помощью родственных слов.

Учитель. А как называется такой вид работы?

Дети. Словообразование.

Учитель. А как называется другой вид проверки и другой вид работы?

Дети. Словоизменение.

- Эту работу мы провели бы со словами второго столбика и проверили безударную гласную в корне словом щит.

Учитель диктует:

Сиротливо в лесу холодной зимой.

-Объясните, почему человек (вовсе не сирота) испытывает чувство сиротства в зимнем лесу.

Дети. Потому что зимой в лесу нет ни зверей, ни птиц, ни цветов, ни листьев. Тишина! Человек как будто остался совсем один.

Учитель. Смысл предложения вы поняли правильно. А вот грамотно ли вы написали предложение, мы сейчас проверим.

 (Дети объясняют написание безударных гласных в корнях всех слов и подчеркивают эту орфограмму.)

-Холодной зимой в лесу действительно сиротливо. А в нашем школьном дворе? Давайте все подойдем к окну и посмотрим, что там происходит.

(Дети видят, как малыши весело катаются на санках с горы. Ребята замечают и великолепное снежное убранство, и падающие пушистые снежинки. Продолжая обмен впечатлениями, они рассаживаются за свои парты.

Учитель открывает центральную часть доски, на которой написан текст.)

На доске:

Вышло из-за туч солнце.

Свет залил поле и лес.

Разным цветом заискрился снег.

Учитель. Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне.

Дети. Слово заискрился. Проверочное слово – искры.

Учитель. Какие еще орфограммы в корне слова вы нашли?

Дети. Написание звонких согласных на конце слова – снег. Проверочное слово – снега.

Учитель. Я тоже нашла орфограмму, которую вы пока не знаете. Непроизносимая согласная л в слове солнце. Подберите проверочное слово, чтобы эта согласная ясно слышалась.

Дети. Это слово солнышко.

Учитель. Правильно. Как видите, ребята, наш текст не очень богат орфограммами. Предлагаю интересную и необычную работу. Давайте сами займемся насыщением текста орфограммой «Безударная согласная в корне слова». Не будем больше бояться безударной гласной, а пойдем навстречу и пригласим ее в слова, которые мы образуем. С первым предложением поработаем все вместе, а остальные изменяйте самостоятельно. В конце урока посмотрим, кто был грамотнее, изобретательнее и находчивее других. Итак, вышло из-за туч солнце. Ваши варианты. Предлагайте! Только чтобы смысл предложения резко не менялся.

Дети. Вместо слово вышло я напишу появилось. Проверю словом явится.

- А я напишу выглянуло. Проверю словом глянул.

- Я заменю словом показалось. Проверю словом кажется.

Учитель. Пробуем заменять следующие слова.

Дети. Здесь есть только один вариант. Заменить из-за туч на из-за облаков.

(Дети пробуют проверить две безударные гласные в корне, но удается проверить лишь одну: облако, поэтому они делают вывод, что вторая безударная гласная а непроверяемая. Слово записывается в словарик.)

Учитель. Все ребята поняли задание? Тогда приступайте. Думайте! Творите! Пробуйте!

Дети работают самостоятельно. Учитель ходит по классу, оказывая индивидуальную помощь ученикам. На эту работу отводится около 10 минут. Слабые дети заменяют 2-3 слова и без ошибок списывают текст с доски. Сильные учащиеся пытаются заменить большинство слов. По окончании работы дети зачитывают свои мини-сочинения. Ученики сами оценивают творчество товарищей. Потом ребята создают общий текст усилиями всего класса. Результат коллективного творчества учитель записывает на правой части доски.

На доске:

Выглянуло из-за облаков солнце.

Осветились поля и леса.

Заискрился снежок цветными огоньками.

Учитель. Ребята! Какие виды работ вам пришлось использовать при создании нового текста? 

Дети. Словоизменение: поле-поля, лес-леса.

-Словообразование: снег-снежок, свет- осветились, цветом-цветными.

-Замену слов на близкие по смыслу: вышло- выглянуло, из-за туч- из-за облаков.

-Добавление новых слов: огоньками.

Учитель. Ребята! Заканчивается наш урок. Вы сегодня хорошо потрудились! Что помогало вам легко справится с работой?

Дети. Умение находить в словах безударную гласную и правильно проверять.

(Учитель благодарит детей за работу. Урок окончен.В последнее время в русском языке идет интенсивный процесс сращивания приставки с корнем. Так и произошло и со словом защита.

Для учащихся начальной школы не является ошибкой выделение корня щит. Он более доступен и понятен детям.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

«Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

Данный урок составлен по ФГОС. Учебная задача: Отработать умение распознавать в словах проверяемые  и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфог...

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Правописание слов с безударными гласными в корне слова. (из опыта работы)

Данный материал содержит различные задания по работе с безударными гласными в корне слова....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....