Русский язык. 3 класс. Части речи.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Сапожникова Наталья Вячеславовна

Урок обощение полученных знаний о частях речи и их синтаксической роли в предложении. Работая на уроке в группе, ученики обмениваются мнениями, сотрудничают, учатся быть внимательными к своей работе и работе товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema2.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Части речи (3 класс)

Цель: обобщить знания учащихся  о частях речи русского языка.

I.Организационный момент.

  1. Слово учителя.  Перед вами карта, на ней вы видите страну Лингвинию (на доске). /Лингвистика – наука о языке/.

Наш корабль причалит к берегу большого острова морфология. Сосчитайте, сколько городов на этом острове. (14 частей речи)

Многие города вам еще неизвестны, знакомство с ними впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные города: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол.

Ну что, маршрут принят?  Тогда вперед!

  1. На доске: прилагательное

                   приставка

                   существительное

- Какое из слов лишнее? Почему?

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)  

II.  Разминка.

Задание:

Каждая команда получает карточку-таблицу. Ее  нужно заполнить, распределив слова в таблице

правильно.  (Слова в таблице закрепить с помощью клея).

Части речи

Члены предложения

Части слова

имя  существительное

подлежащее

сказуемое

корень

приставка

суффикс

окончание

имя прилагательное

глагол

предлог

определение

дополнение

Проверка.

III.  Словарная работа.

- Составьте словарный диктант. Включите в него 10 слов:  4 названия действий, 3 названия признаков, 3 названия предметов. ( Первые пять человек получат оценки.)

IV. Повторение. Мозговой штурм.

Команда (ряд) за 1 минуту должна правильно ответить на возможно большее количество вопросов. Другие команды прошу следить за ответами и временем.

Вопросы первой  команде:

  1. Часть речи, обозначающая предметы, явления природы, состояние человека, отвечающая на вопросы  кто? что? /Имя существительное/
  2. Слова противоположные по значению. / Антонимы/
  3. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы сто делать? что сделать? /Глагол/
  4. Часть слова служит для связи слов в предложении. /Окончание/
  5. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? /Неодушевленные/
  6. Часть слова, стоит после  корня, служит для образования новых слов? /Суффикс/
  7. После приставки, оканчивающейся на согласную букву и перед корнем, начинающимся на гласные е,ё,ю,я пишется… /Разделительный твердый знак/
  8. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова  «он,мой»? /Мужского рода/
  9. Окончание, не обозначенное звуком… /Нулевое окончание/
  10. Слова, у которых 2 корня называются… /сложными/

  Вопросы второй  команде:

  1. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог – это… /Части речи/
  2. Общая часть родственных слов, в  которых заключено их лексическое значение. /Корень/
  3. Слова, близкие по значению … /Синонимы/
  4. Подлежащее, сказуемое … /Главные члены предложения/
  5. Бывает ли слово без суффикса? /Да/
  6. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? /Одушевленные/
  7. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образования форм слова? /Окончание/
  8. Неизменяемая часть речи./ Наречие/
  9. Нельзя задать вопрос к этой части речи.  /Предлог/
  10. Вся часть слова без окончания… /Основа слова/

  Вопросы третьей  команде:

  1. Часть слова, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? /Имя прилагательное/
  2. Указывает на предмет, но его не называет… /Местоимение/
  3. Буквы, расположенные в определенном порядке… /Алфавит/
  4. Бывает ли слово без корня? /Нет/
  5. Какие существительные пишутся с большой буквы? /Имена собственные/
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? /Приставка/
  7. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова  «она, моя»? /Среднего рода/
  8. Слово или несколько слов, выражающих законченную мысль называется … /предложением/
  9. Часть речи, обозначающее количество или порядок предметов при счете… /Числительное/
  10. Чтобы в слове выделить окончание, надо … /изменить слово/

V. Физкультминутка

- Я скажу существительное – стоим, глагол – идем на месте, прилагательное – наклоны влево, вправо.

Дождевой, проснулся, тюль, встал, хлебный, предложение, улыбался, спектакль, тетрадный,

классный, остановка.

- Как вы определяли части речи?

VI. Синтаксический разбор предложений

  1.  Елка ветки свои опустила.

                Белый иней осыпал ее.

                                   (Г.Галина)

        2) На горе высокой дуб растет могучий.

VII.  Проверка – самооценка.

У каждого на парте лежит лист. Впишите фамилию.  

На полоске пять чисел. Я прочитаю пять предложений. Не согласны с утверждением – зачеркните число, согласны – число пропустите .

Фамилия…………………………………………………..

1

2

3

4

5

  1. Имена прилагательные в предложении являются главным членом предложения и отвечают на вопрос кто? что?
  2. Имена существительные имеют постоянные признаки: род, одушевленность и неодушевленность.
  3. Род имени прилагательного зависит от глагола.
  4. Имя существительное – служебная часть речи.
  5. Глагол обозначает признак предмета.

Ответ: (зачитать утверждение и выслушать комментарии учеников).

Самопроверка.

Самооценка.

VIII. Обобщение материала.

Заполним таблицу, работая коллективно.

Часть речи

Что обозначает

вопросы

Роль в предложении

Имя существительное

предмет

кто? что?

подлежащее

Имя существительное

предмет

вопросы косвенных падежей

дополнение

Имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

определение

Могут быть другие вопросы, зависит от существительного.

глагол

действие

что делать? что сделать?

сказуемое

I Х. Самостоятельная работа.

 Проверим на практике, насколько хорошо усвоили материал. Работа по карточкам.

- Выберите себе ту карточку, которая вам по силам.

Разноуровневые задания.

А

  1. Составить предложение, записать.
  2. Разобрать  по членам предложения.
  3. Указать части речи.

В

  1. Дополнить предложение, записать.
  2. Разобрать по членам предложения.
  3. Надписать части речи.

…  играли  во дворе.

С

  1. Предложение списать.
  2. Разобрать предложение по членам предложения
  3. Надписать части речи

Стайка птиц помчалась за лес.

Х.  Домашнее задание.

- Выбираете то задание, которое вам  интересно и не вызывает затруднений.

1)  Придумать 3 красивых предложения и выполнить их разбор.

2)  Подобрать из книг 3 простых предложения и выполнить разбор.

3) Записать слова разных частей речи, но не менее 15 слов.

Х I.  Итог урока.

- Что запомнилось из урока ?

- Что удалось?

- Что не понравилось?

- А мне, ребята, понравились ваши ответы, ваше отношение к русскому языку. Вы говорили  

уверенно, грамотно, и мне не удалось вас запутать. Вы были очень внимательными на уроке.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Служебные части речи" 3 класс, система Л.В.Занкова

Урок русского языка отвечает современным требованиям. В нем расписаны все УУД, как того требует ФГОС....

Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс

Тест по русскому языку. Тема " Части речи" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Части речи". 3 класс.

ТК разработана в соотвествии с УМК "Начальная школа 21 века". В рамках повторения известных частей речи (имя сущ., им прил., глагол) На данном уроке я использовала предметные картинки. Можно испо...

Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.

Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....