Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Семенова

Данный урок предназначен для учителей начальных классов при изучении темы "Сложные предложения" в качестве закрепления данной темы и введения новых знаний по теме "Запятая в сложном предложении и перед союзами а, но"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Запятая в предложениях  с однородными членами , соединенными союзами и, а, но.

Цель и задачи:

актуализировать знания, приобретенные при изучении русского языка по данной теме;

сформировать понятие какую роль в  предложении играют союзы И,А,НО;

развивать умения ставить запятые в  предложении с союзами; конструировать предложения;
составлять схемы предложений;

дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

воспитывать любовь к родному языку;

Ход урока.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

Открывается запись на доске:

Урок

интересный
познавательный
развивающий
плодотворный   (слайд1)


- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики?

Запись на доске

Ученики

активные
думающие
работоспособные
внимательные
аккуратные
дисциплинированные  (слайд2)

- Сможете стать такими?

Языковая разминка. Словарная работа

Спишите предложение и обозначьте орфограммы

Наш к-лодец –зто дом

С озорным ж-л-цом – в-дром. (слайд3)

Какое слово в зтой строчке имеет значение «задорный, нарушающий порядок,поведение»

 Замените словосочетания одним словом и запишите слова:

1ребенок,который озорничает (озорник)

2заниматься озорством (озорничать)

Какие слова вы записали?(однокоренные)

Составьте предложения. Запишите и составьте схему. Дайте характеристику предложению, кто забыл посмотрите на стр.143

Новые знания

Посмотрите и прочитайте предложения

3Журавли и утки, и гуси,и лебеди улетают осенью в теплые края.

2Дети бегали по лужам и промочили ноги.

4Листья желтели ,но не опадали на землю.

1Школьники собрали большой урожай свеклы, моркови,капусты.

5  Труд человека кормит, а лень портит.

 (слайд4)

Что объединяет все эти предложения? (предложения с однородными членами)

–  Как при чтении  произносятся однородные члены? (с интонацией перечисления)

Как на письме они разделяются? (запятой)

Когда ставится запятая между однородными членами? (когда перечисления однородных членов).      А когда не ставится запятая?(когда между однородными членами союз и)

А как же в этом предложении запятые стоят перед союзом и?

Используя эти предложения  определите тему урока. (Запятая в предложениях с однородными членами,соединенными союзами и , а, но) записываем тему урока

- На какие вопросы, как вы считаете, мы должны дать ответы в ходе урока?(почему ставится запятая в одних предложениях,а в других нет перед союзом и? при помощи каких союзов могут соединяться однородные члены?)

Откройте  учебник с. 46 и прочитайте правило. Оно нам поможет ответить на поставленные вопросы.

 Попробуйте записать содержание каждого абзаца в виде схем.

Союзы а ,но- противительные.

Союз и- соединительный.

Работа по учебнику 

Давай те применим наши первоначальные  знания при выполнении упр. 57 .

На все ли случаи постановки запятой есть примеры в этом упражнении?

Физминутка

С.47 прочитайте рядом с восклицательным знаком,проиллюстрируйте эту мысль с помощью схемы.

Составление алгоритма

1 Нужно убедиться в том, что(в предложении есть однородные члены и обозначить их графически)

2 Посмотреть ,как соединены(однородные члены- с помощью союзов или без помощи союзов)

3 Если(союзов нет,между однородными членами),то (надо ставить запятую).

4 Если(союзы есть, надо посмотреть,какие: а,но- ставим запятую; и- смотрим если одиночный - не ставим запятую  или если повторяющийся ставим запятую

5 Проверить написанное.(слайд)

Упр.59 прочитай схемы предложений и составь к ним предложения.

Работа с доской

Прочитайте предложения, подберите подходящий по смыслу союз, расставьте знаки препинания:

Любит кошка рыбу … в воду лезть не хочет.

Надо, надо умываться по утрам … вечерам.

Летучая мышь днем спит … ночью летает.

Мальчик был очень слабый … смелый.

В зоопарке ребята видели животных слона… тигра… медведя.(слайд)

А сейчас выполним тест на закрепление

Тест для нетбуков

1. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Я кормил кролика хлебом травкой морковкой, капустой.

Я кормил кролика хлебом, травкой, морковкой капустой.

Я кормил кролика хлебом, травкой, морковкой, капустой.

2. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

У меня дома живут кот, и собака.

День стоял пасмурный, но теплый.

Не купайся и не ныряй, в незнакомых местах.

3. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Зазеленели поля, луга и леса.

Наша речка была не глубокая а мелкая

Делай сам что-нибудь, и помоги нам.

4. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Собачка маленькая но злая.

Ночью сильнее пахнут и мята, и полынь и ромашка.

В зоопарке я видел жирафа, медведя, лису и носорога.

5. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Рабочие трудились днем, и ночью.

Иди гуляй но сначала помоги маме по хозяйству.

Во время салюта небо расцветает желтыми, красными, зелеными букетами огней.

6. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Мальчики увлекались не охотой, а рыбалкой.

У меня есть чай ,и кофе.

Белки питаются и желудями и орехами и грибами.

7. Выбери предложение, в котором правильно расставлены знаки препинания.

Цветок издавал не резкий а нежный запах.

Мой брат увлекается туризмом и, рыбалкой.

Птичка сидела на кормушке и клевала зерно.

Тест для всего класса

Возьмите в руки листочки, подпишите и поставьте вниз номера от 1 до 9. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте "+", если запятая не нужна – "–".

1. По склонам гор видны сосны и кедры.

 2. Многие горные хребты Алтая покрыты вечным снегом и ледниками.

 3. Антон бросился к берегу и сел в лодку.

 4. Мы очень спешили к отправлению поезда, но опоздали.

 5. Свистнул паровоз, загудел.

 6. До Подольска много дач и складов.

 7. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.

 8. Высокий рост, длинная шея позволяют верблюду далеко видеть в пустыне.

 9. Для защиты от жарких ветров и вихрей ноздри верблюда могут закрываться.

Ответы детей.

1 –, 2 –, 3 –, 4 +, 5 +, 6 –, 7 +, 8 +, 9 –.(слайд)

Итог урока Как найти в предложении однородные члены?(однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

 Перед какими союзами ставиться запятая , а перед какими нет?

Смогли мы быть с вами внимательными, работоспособными?

“Учите русский - годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда - в нем самом”.

 Сколько правил! правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным - и только!

Все запомнишь, всё поймешь!(слайд)

Спасибо за урок (все похлопали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Урок закрепления пройденного материала по теме "Предложение. Главные члены предложения"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс

КонсКонспект урока по русскому языку на тему "Простое, сложное, предложение с прямой речью" 4 класс...

Проверочная работа по русскому языку на тему "Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами" 4 класс

Данная проверочная работа разработана в двух вариантах, что позволяет учителю проверить качество знаний каждого ученика....

Презентация к уроку русского языка, тема: запятая в сложном предложении с бессоюзной связью (повторение).

На уроке использована презентация. Современное техническое средство обучение способствует повышению эффективности изучения учебного материала. В ходе урока использованы инновационные технологии: ...

Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...

урок русского языка в 4 классе "Сложные предложения" умк : школа России

Цели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о сложном предложении, о способах соединения простых предложений в сложное предложение, о постановке запятой в сложном предложении.К консп...