урок русского языка в 3 классе по теме "Снова о мягком знаке""
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тимофеева Надежда Алексеевна

Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса,  ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М.С.«Русский язык 3 класс. К тайнам нашего языка».

В данном разделе  урок стоит под № 9. Урок объяснения нового материала.

Урок развивающий. Задания направлены не только на прочное усвоение знаний, но и на развитие учащихся.

Процесс выполнения заданий не сводился только к воспроизведению, а дополнялся наблюдением, сравнением, анализом задания и вызывал обдумывание, рассуждение, т.к. на уроке были использованы приёмы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, большая часть урока отведена операционному компоненту учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_konkursa.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово

Разработка урока по русскому языку

в 3 классе

по теме: «Снова о мягком знаке»

программа УМК «Гармония»

                                                   Тимофеева Надежда Алексеевна

                                                    учитель начальных классов

                                                    первой квалификационной                        

                                                    категории

                                                    педагогический стаж 26 года

                                                  Аннотация к уроку

Разработка данного урока по русскому языку для 3 класса,  ориентирована на работу по учебнику автора Соловейчик М.С.«Русский язык 3 класс. К тайнам нашего языка».

В данном разделе  урок стоит под №9. Урок объяснения нового материала.

Урок развивающий. Задания направлены не только на прочное усвоение знаний, но и на развитие учащихся.

Процесс выполнения заданий не сводился только к воспроизведению, а дополнялся наблюдением, сравнением, анализом задания и вызывал обдумывание, рассуждение, т.к. на уроке были использованы приёмы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, большая часть урока отведена операционному компоненту учебной деятельности. Учащиеся приняли задачу и удерживали на протяжении всего урока. Развитие познавательной мотивации на основе проблемной ситуации с применением частично-поискового метода. При выведении алгоритма сформировывается пошаговый самоконтроль. С применением дифференцированного задания каждый ученик получал задание в зоне ближайшего развития.

На уроке используются ИКТ(презентация компьютерная и использование интерактивной доски), что способствует развитию интереса у детей к предмету русского языка.  Урок направлен на решение образовательных задач, формирование устойчивой мотивации и познавательных интересов учащихся.

Считаю, что урок получился результативным. Каждый этап урока построен по принципу преодоления познавательной трудности, самостоятельности.

Для домашнего задания учащимся предлагался свободный выбор задания.

Я считаю, что новый материал усвоен всеми учащимися, т.к. они выполнили самостоятельно работу. Чёткой организации урока способствовали средства обратной связи.

Поставленные цели и задачи урока соответствовали характеристике класса. Содержание, структура урока, методы и приёмы, использованные на уроке, были направлены на реализацию целей и задач. Цели и задачи на уроке реализованы полностью.

На всех этапах урока учащиеся выполняют универсальные учебные действия, требуемые Федеральными Государственными Образовательными Стандартами Начального Общего Образования.

Содержание методической разработки урока

Тема  урока:  Снова  о  мягком  знаке.  3 класс.

 

Тип  урока: объяснение  нового  материала

Цели  урока: Формирование и развитие общеучебных навыков: умение планировать, осуществлять целенаправленную деятельность, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность.

Формирование  умения  правильного написания буквы «Ь» после шипящих на конце имен существительных

Задачи урока:

Обучающие:

Расширить  знания  учащихся  о  мягком  знаке.

Формировать  умение  определять  род  и  число.

Развивающие:

Развивать  орфографическую  зоркость.

Развивать  логическое  мышление  через  операции  анализа  и  классификации.

Воспитательные:

Прививать  уважение  к  русскому  языку.

Воспитывать  взаимопомощь  и  уважение  друг  к  другу  при  работе  в  группах. Развивать  коммуникативные навыки( готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение)

Оборудование.

Магнитофон

Диск  П.И.Чайковского

Магнитная  доска

Интерактивная доска

Проектор

Дидактический  материал  для  групповой  работы

Учебник  «Русский  язык»  3  класс  (часть  2)

Печатная  тетрадь  по  русскому  языку  (часть  3)

Таблица  Базарова  (для  зрительной  гимнастики)

Этапы урока и их продолжительность

Оргмомент – 2 мин.

Планирование работы – 1 мин.

Минутка чистописания – 5 мин.

Постановка учебной задачи – 1 мин.

Работа над новым материалом – 11 мин.

Зарядка для глаз – 2 мин.

Обобщение знаний –2 мин.

Закрепление знаний – 14 мин.

Рефлексия – 1 мин.

Домашнее задание – 1 мин.          Итого – 40 мин.

Ход урока

Психолого-педагогическое  обоснование деятельности  учителя

Предполагаемые результаты деятельности учащихся

1.Оргмомент

Музыкотерапия.

Звучит тихая музыка.

Уч.: Сядьте  прямо,  закройте  глаза. Представьте, что вдыхаете аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох –выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох -выдох.

Эта музыкотерапия поможет вам настроиться на серьезную работу и сделать ее более  плодотворной.

Эмоциональный настрой на работу – мотивационный компонент учебной деятельности.

Создание доброжелательной обстановки в классе.

Создание у детей хорошего настроения, включение в совместную деятельность – мотивация к учебной деятельности.

Самоопределение (Личностное УУД)

2.Планирование работы.

Уч.: А теперь давайте прочитаем  на доске,  что мы будем делать на уроке. (презентация  слайд 2)

Дети:  - решаем орфографические задачи

 - выполняем «проблемное»

   задание

 - делаем выводы

 - закрепляем полученные знания

Какую тему мы сейчас изучаем?

И вновь о частях речи.

Сейчас мы проведем минутку чистописания

3.Минутка чистописания.

Открываем тетради и проверяем правила посадки при письме.

 Уч.: Ножки …  

Дети:на месте.

Уч.: Спинка..

Дети: прямая.

Уч. Тетрадочка..

Дети: с наклоном.

Уч.: Будем правильно и красиво

писать букву ь с разными соединениями и слова: счастье, здоровье, бодрость.

Какое общее значение имеют все слова?

Дети: человек счастлив, когда здоров и бодр.

Уч.:Что нужно для того, чтобы быть здоровым?

Дети: Правильно питаться, заниматься спортом, закаляться.

Уч.: Что общего в написании всех слов?

Дети: Есть мягкий знак.

Уч.: Какую роль он выполняет?

Дети: Служит для обозначения мягкости  в  слове бодрость. А в

остальных словах отделяет

согласную от гласной.

Уч.:Случайно ли я взяла слова с ь?

Дети: Нет, мы снова будем говорить о ь.

Предварительное знакомство с целью и способами деятельности.

Развитие операционного  компонента учебной деятельности.

Контроль за посадкой детей.

Здоровьесберегающая технология.

Репродуктивная работа с целью формирования каллиграфического навыка письма.

Аналитическая деятельность учащихся.

Здоровьесбережение

Обобщение ранее полученных знаний

Создание проблемной ситуации.

Прогнозирование учебной деятельности.

Осознание детьми необходимости планирования предстоящей деятельности. (Коммуникативные УУД)

Овладение детьми культуры труда.

Анализ – познавательные УУД

познавательные УУД

Участие в целеполагании

4.Постановка учебной задачи.

Уч.: Сегодня мы продолжим узнавать «секреты» русского языка, работая  с  ь. Будем разгадывать «секрет» написания буквы ь после шипящих на конце имен существительных.

Дальше будем работать в группах. А чтобы работа в группе была слаженной, постарайтесь прислушиваться к мнению друг друга.

Формулирование задачи урока совместно с учащимися.

Деятельностный подход в обучении.

Настрой на успешную деятельность

Принимают  учебную задачу (Познавательные УУД)

(Коммуникативные УУД)

Овладение основами культуры учебного труда.

5.Работа над новым материалом.

Задание для группы 1 (слабые учащиеся)

Упражнение в печатной тетради 503.

Задание: Найдешь то, что объединяет слова каждого столбика и отличает их от другого, - укажи над ними.

      ------        -------

     речь           грач

      ночь            мяч  

     вещь          плащ

     мышь         малыш

Какой вывод помогли сделать эти слова?

Задание для группы 2  на карточках (средний уровень).

Даны слова: дочь, мышь, стриж, багаж, ночь, врач, силач, помощь, гараж, вещь.

Подумай, по какому признаку их можно разделить на две группы.

Задание для 3 группы (сильные)

Даны  слова: дочь, мышь, стриж,

багаж, ночь, врач, силач, помощь, гараж, вещь.

Подумай, по какому признаку их можно разделить на две группы.

Выведи схему или правило, относительно данной орфограммы.

Проверка работы  с помощью интерактивной доски (слайд 1 SMART)

На карточках записаны те же слова, что были в группах 2 и 3. Они прикреплены с помощью магнита.

Уч.: По какому же принципу вы в группах разделили данные слова в столбики?

Дети: Имена существительные женского и мужского рода.

Учащиеся цепочкой выходят к доске и делят слова по группам.

 Уч.: В какой форме стоят имена существительные?

Дети: В начальной.

Уч.: На какую букву заканчиваются все слова?

Дети: Буквы шипящих.

Уч.:Какую схему вы нарисовали к данной орфограмме?

На слайде – презентации появляются схемы: (слайд2 -3)

Ж.р.  ж/ч/ш      м.р. ж/ш /ч    

----------   Ь       --------- Ь/

Уч.: А подойдет ли эта схема?

С.р.

_____-0/е

Дети.: Нет.

Уч.: Почему?

Дети: Эта схема обозначает,  что имя существительное среднего рода имеет окончание Е - О.

Совместное составление алгоритма данной орфограммы.

1.Если шипящий на конце слова – определи часть речи.

2.Если имя существительное в начальной форме – определи род. 3.Если имя существительное женского рода – пиши ь.

Если мужского – не пиши ь

(слайд4)

Работа в группах

Дифференцированная работа по объему и степени сложности. Идет работа – подведение под понятие.

Развитие операционного компонента учебной деятельности – обобщение

Поисковая деятельность

Выделение лишнего.

(Регулятивные УУД)

Формирование самооценки и самоконтроля (Познавательные УУД)

(Познавательные УУД)

(Коммуникативные УУД)

(Познавательные УУД)

Использование знаково – символических средств

(Познавательные УУД)

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (Коммуникативные УУД)

Установление причинно – следственных связей

(Познавательные УУД),

Овладение азами исследовательской деятельности (Познавательные УУД)

Развитие логического мышления

Учащиеся делают выводы

6.Зарядка для глаз. (тренажер Базарнова)

Здоровьесберегающая технология

Овладение учащимися способа профилактики нарушения зрения

7.Закрепление полученных знаний.

Работа с упражнением 513 в печатной тетради.

Задание: Узнав слова, правильно запиши их, отмечая орфограммы. Пользуйся всеми словарями учебника.

Человек, играющий на скрипке -…….

Человек, выступающий в цирке - …..

Мелкие деньги- …

Учащиеся читают выражения и по алгоритму рассказывают написание слов с буквой шипящего на конце слова.

Фронтальная работа помогает выявить уровень сформированности знаний

Учатся применять полученные знания

Выполнение действий по алгоритму (Познавательные УУД)

Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать применяя новые правила.

8.Самостоятельная работа в группах.

Задание для 1 группы.

1.Соедини пары синонимов стрелками.

Беседа            сушь          

Жара               речь

Друг                смерч

Богатство         товарищ

Ураган           роскошь

Рожок            сторож

Охранник       калач

2.Собери пословицу:

На, надейся, а сам, помощь, не плошай.

1 ученик из группы работает на компьютере.

Задание для группы 2.

1.Подобрать и записать к данным словам  имена существительные -антонимы с буквой шипящего на конце слова .

Правда               старики

Смех                  крупные деньги

День                  бедняк

2. Собрать пословицу из слов: помощь, но, не, а, сам, плошай, надейся.

1 ученик из группы работает на интерактивной доске.

Задание для группы 3.

1.Подобрать и записать к данным словам  имена существительные -антонимы с буквой шипящего на конце слова .

Правда               старики

Смех                  крупные деньги

День                  бедняк

2. Вспомнить и записать пословицу или народную мудрость со словом ложь.

Класс проверяет выполненное задание с помощью интерактивной доски. (Слайды «2-3, 4,5 SMART)

Учащиеся 3 группы зачитывают пословицу: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Уч.: Как вы понимаете смысл этого выражения  и где оно чаще всего встречается?

Дети: Это выражение часто встречается в сказках. А говорится в нем о том, что в любой сказке есть доля правды. Любая сказка учит нас добру. Уч.: А как вы понимаете составленную вами пословицу: На помощь надейся, а сам не плошай?

Дети: выполняя какую –то работу нужно самому решать, а не надеяться на чью –то помощь.

На данном этапе урока идет дифференцированная работа в группах  по объему, степени трудности.

Взаимопроверка

Частично –поисковая деятельность

Актуализация знаний, полученных на уроке литературного чтения. Воспитание любви к книге.

Воспитание самостоятельности

Осознание и произвольное построение речевого высказывания (Познавательные УУД)

Синтез, анализ (Познавательные УУД)

(Познавательные УУД)

Развитие самоконтроля

Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей (Регулятивные УУД)

9.Подведение итогов.

Уч. Что нового мы сегодня узнали?

Дети: Разгадали еще одну «тайну» русского языка – написание буквы ь на конце букв шипящих в именах существительных.

Уч.: Давайте еще раз повторим алгоритм нахождения данной орфограммы.(презентация слайд 5)

Выполнение действий по алгоритму(Познавательные УУД)

10.Рефлексия.

Уч.: Если работа на уроке принесла вам удовлетворение – поблагодарите друг друга добрыми улыбками.

Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.

Рефлексивно –оценочный этап. Создание ситуации успеха. Анализ и оценка учебной деятельности.

Развитие самооценки. Осознание значимости работы. (Личностные УУД) (Коммуникативные УУД)

Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.

11. Домашнее задание.

На выбор: Подобрать пословицы с буквами шипящих на конце слова, где встречается ь в разных частях речи или выполнить упражнение 514.

Дифференцированное задание по степени творчества и уровню сложности, ситуация выбора.

Дети выбирают задание по желанию, развивается творческое воображение. (Познавательные УУД)

Список литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Программа к курсу «Русский язык» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. 2 издание. Смоленск, Ассоциация 21 век, 2006.
  2. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям – задачникам для 3 класса. Пособие для учителя.4 издание. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2007
  3. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса, часть 2.,6 издание. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009.
  4. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. Русский язык: К тайнам нашего языка: Тетрадь - задачник  для 3 класса, часть 3 , издание 6. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В двух частях. Часть 1 – 4 изд., перераб. – М.Просвещение.2010 (Стандарты второго поколения).
  6. Ш.В.Журжина, Н.В.Костромина. Дидактический материал по русскому языку. З класс. Пособие для учащихся. Издание 2. Москва, Просвещение. 1990.
  7. Т.В.Корешкова. «Потренируйся!» Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 класса. 2 издание. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Урок русского языка 2 класс "Перенос слов с мягким знаком"

Урок русского языка 2 класс "Перенос слов с мягким знаком"...

Урок русского языка по теме "Обозначение мягкости согласного мягким знаком". 2 класс.

Урок русского языка. 2 класс. Школа России. Урок с элементами применения мнемотехнического плана....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.УМК "Планета Знаний" "Мягкий знак после шипящих"

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс УМК "Планета Знаний" Желтовская...

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020