обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ильина Марина Геннадьевна

Это урок-проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Цель: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, как части речи, формирование навыка употребления прилагательных в речи.

Задачи:

1. Обобщить знания детей об имени прилагательном;

2. Формировать навык употребления прилагательных в речи;

3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

4. Формировать любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока

I. Орг. момент

                Запись числа и названия работы

II. Повторение изученных орфограмм

                Задание. Прочтите слова на доске, определите, какие орфограммы будем использовать, чтобы вставить пропущенные буквы, вспомните правила написания этих орфограмм.

На доске: Бур_ян, путни_, _пельсин, ра_, бад_я, язы_, бар_ер.

                - написание разделительного мягкого знака. Разделительный мягкий знак пишется после согласного, перед гласными е, ё, и, ю, я

                - написание парных согласных. Чтобы определить написание парного согласного, надо изменить слово, или подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

                - написание безударных гласных в корне слова. Чтобы определить написание гласного, надо изменить слово, или подобрать проверочное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.

                Задание.

        1 группа – выписать слова с разделительным мягким знаком

        2 группа – выписать слова с парным согласным

        3 группа – выписать слова с безударным гласным, вспомнить и записать еще два слова, начинающихся на эту же гласную

                1 группа – бурьян, бадья, барьер

                2 группа – путник, рак, язык

                3 группа – апельсин, автомобиль, арбуз

Объясните написание орфограмм в словах

        III. Работа со словарями

1 группа. Что такое «бадья»? Где можем посмотреть значение этого слова? Найдите значение этого слова в орфографическом словаре Ожегова.        

2 группа. Как вы понимаете фразеологизм «Где раки зимуют»? В каком словаре можно найти значение этого выражения? Найдите значение выражения во фразеологическом словаре.

3 группа. В каком словаре можно найти историю и происхождение слова? Найдите в этимологическом словаре происхождение слова «апельсин»

                1 группа. Бадья – широкое низкое деревянное ведро (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

                2 группа. Выражение это тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были достать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки и часто после этого заболевает. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют» (Занимательный фразеологический словарь В.В. Волиной)        

                3 группа. Апельсины в России появились давно. Уже в 16 веке московские богатеи охотно лакомились привозимыми из Голландии «китайскими яблоками». Родина апельсина – Южный Китай. По-голландски аппель – «яблоко», Сина – Китай. Так заморское словечко прибыло в нашу страну одновременно с продуктом, его обозначающим (Этимологический словарь В.В. Волиной)

        IV. Сообщение темы и цели урока

        Задание. Найдите среди слов на доске многозначное.

Язык – средство общения;

- орган речи;

- пленный, от которого можно получить нужные сведения.

Сегодня на уроке мы будем говорить о языке, как о средстве общения.

Константин Георгиевич Паустовский  писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Одной из составляющих, которые делают наш язык могучим и волшебным, являются имена прилагательные. Поэтому сегодня на уроке мы обобщим наши знания об именах прилагательных и будем учиться правильно использовать их в речи.

V. Обобщение знаний об имени прилагательном (защита проекта)

Давайте вспомним, что такое «имя прилагательное»

        - это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Задание. Подберите и запишите имена прилагательные к тем существительным, которые записаны в тетради

1 группа – по одному слову к каждому существительному

2 группа – по два слова

3 группа – как можно больше прилагательных к слову «апельсин»

Проверка задания

        В течение последних уроков вы готовили проекты по теме «Имя прилагательное». Сегодня мы заканчиваем работу над проектом. Вам необходимо защитить ваши проекты. Работать будете в группе, поэтому давайте вспомним правила работы в группах

                - слушать друг друга

                - с уважением относиться друг к другу

        У вас есть несколько минут, чтобы проверить, все ли вы отразили в своих проектах и обсудить, как вы будете проводить защиту своего проекта.

        Защита проектов.

        VI. Выявление значения имен прилагательных в речи.

        Во всех проектах написано, что прилагательное обозначает признак предмета. Как вы понимаете, что такое «признак предмета» и зачем нужно указывать признаки?

                - с помощью признаков мы отличаем один предмет от другого

На доске:                 Значения прилагательных

 

        Помогают

        различать

        предметы

Проверка домашнего задания

        Хорошо в березовой роще! Деревья покрыты ранней листвой. Солнце освещает верхнюю часть березок, проникает сквозь редкую сетку молодой листвы.

        Зеленеет свежая травка на соседней полянке.

Задание. Читаем орфографически, проверяем правильность написания. Объясните, почему поставлена запятая в выделенном предложении.

- в этом предложении однородные сказуемые: солнце (что делает?) освещает, проникает.

Прочтите текст еще раз. Скажите, для чего еще, кроме обозначения признаков, автор использует прилагательные в этом тексте. Только ли для того, чтобы показать, чем эта роща отличается от других?

        - с помощью прилагательных автор описывает красоту березовой рощи

На доске:                 Значения прилагательных

Помогают                передают

различать                красоту

предметы

Работа с учебником стр. 25, упр. 37

Задание. Прочтите текст, найдите описание птички и подумайте, какую еще роль могут играть прилагательные в речи

На крайнее мое удилище села удивительной красоты птичка. Но пышный ее наряд не шел к ее лицу. В ее облике было что-то скорбное, печальное. Вот тонкая удочка перестала качаться. Птичка замерла на ней неподвижным комочком. Сколько я не следил за незваной гостьей, она ни разу не пошевелилась.

- по описанию мы можем представить себе эту птичку, т.е. создать ее образ.

На доске:                 Значения прилагательных

Помогают                передают                 помогают

различать                красоту                создать

предметы                                        образ

Какие средства выразительности использовал автор, чтобы создать образ птички? Приведите примеры.

        - он использовал сравнения и олицетворения и эпитеты

VII. Домашнее задание.

Прочтите задание к этому тексту. Дома первая группа списывает текст и выполняет задание к тексту.

2 группа выписывает из текста описание птички и выполняет задание.

3 группа составляет и записывает свой образ птички.

VIII. Закрепление (работа в группах)

        Какие значения имеют прилагательные в речи?

- помогают различать предметы

- передают красоту окружающего мира

- помогают создать образ

1 группа – подбирает признаки (описывает пропавшего щенка)

2 группа – передает красоту зимнего леса

3 группа – создает образ ели (используя сравнения и олицетворения).

Проверка написанного

IX. Оценка в группах

5 – активно работал, придумал много слов

4 – работал, придумал мало слов

3 – старался, но слов не придумал

2 – не принимал участия в работе группы, не слушал других

X. Вывод по уроку:

Что нового узнали об именах прилагательных?

        - они не только обозначают признаки предметов, но с помощью них передают красоту окружающего мира, помогают создать образ.

XI. Итог урока.

Сегодня на уроке мы увидели, насколько огромен, велик и волшебен русский язык. Русский язык – единственный язык в мире, который обладает таким богатством, разнообразием и красотой. Поэтому закончить урок я хочу словами Паустовского «Человек, равнодушный к своему языку – дикарь». И чтобы не стать дикарями мы с вами должны беречь и сохранять наш язык, а не засорять его бранными и ненужными словами.

Анализ урока.

Количество учащихся – 15.

Из них 6 девочек, 9 мальчиков.

1 учащийся находятся на индивидуальном обучении.

Из 14 учащихся

        имеют высокий уровень умственного развития – 5 учащихся (Глазков Дмитрий, Москальчук Данила, Сарычева Анастасия, Солдатов Дмитрий, Кузьменко Александра)

        средний уровень развития – 6 учащихся

        низкий уровень развития 3 учащихся (Горелова Света, Новиков Владислав, Маслихин Сергей)

Тема урока. Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, как части речи, формирование навыка употребления прилагательных в речи.

Задачи:

1. Обобщить знания детей об имени прилагательном;

2. Формировать навык употребления прилагательных в речи;

3. Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

4. Формировать любовь и бережное отношение к русскому языку.

        Так как данный урок являлся продолжением ранее проведенных уроков, то базировался он на ранее приобретенных детьми знаниях имен прилагательных и их отличительных признаков, умении писать слова с изученными орфограммами, умении пользоваться различными видами словарей.

        Целью работы с предложенными словами было повторение изученных орфограмм. Данные слова также послужили материалом для последующих видов работы.

Работа со словарями позволила углубить знания детей в области этимологии, фразеологии, а также расширить их кругозор.

        Перед учащимися была поставлена цель, которая была ими принята.

         Задачи каждого последующего этапа урока были связаны с данной целью.

        Для обобщения знаний об имени прилагательном использовался метод проектов. Использование данного метода позволило детям перейти от исполнительской к творческой активности и более глубокому осмыслению изученного материала.

        Использование сотрудничества между детьми привело к более глубокому усвоению знаний каждым учеником, позволило выполнить больший объем, развивало коммуникативные умения детей.

        Для создания благоприятных условий задания были предложены детям с учетом дифференциации, что позволило детям работать в едином темпе и создало благоприятные условия для совместной деятельности детей.

        Оценка работы в группах способствовала формированию адекватной самооценки детей и повышало их мотивацию.

        Домашнее задание также носило дифференцированный характер. Дети, имеющим высокий потенциал смогут развивать свои творческие способности, а дети с низким потенциалом не будут испытывать переутомления при выполнении домашнего задания.

        Смена видов деятельности позволило до конца урока концентрировать внимание учащихся и снизить их утомляемость.

        Проведенные виды работы позволили развивать  внимание и мышление детей, учили их обобщать информацию и делать выводы.

        На протяжении всего урока шел процесс приобщения детей к красоте родного языка, формировался навык употребления этих слов в речи.

        Считаю, что поставленных целей урок достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» «Путешествие в Цветоград»

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное»                  ...

Урок русского языка "Имя прилагательное.Обобщающий урок"

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное.Обобщающий урок."...

Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».

Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой  (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса.

Конспект обобщающего урока русского языка на тему "Имя прилагательное" для 3 класса. Презентация....

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». 2 класс

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное". Цель урока: создание условий для систематизации изученных признаков имени прилагательного....

Степени сравнения прилагательных, обобщающий урок в 4 классе

Тема:"Степени сравнения прилагательных". Цели:Образовательные: обобщение  грамматического материала “Степени сравнения прилагательных”. Развивающие: разв...

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...


 

Комментарии

Ильина Марина Геннадьевна

Это урок-проект