Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное» «Путешествие в Цветоград»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

  

Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное»

                     «Путешествие в Цветоград»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщающий урок русского языка в 4 классе Л по теме « Имя прилагательное»

                     «Путешествие в Цветоград»

 Цели урока: 1)познавательная: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

                       2)практическая: закрепление умений ограничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, умения грамотно логически рассуждать на грамматическую тему;

                       3)воспитывающая: воспитание интереса к уроку русского языка.

Форма: дидактическая игра.

Структура урока:1.Разъяснение целей урока и правил игры;

                              2. Актуализация опорных знаний;

                              3. Выполнение специально подобранных заданий;

                              4. Подведение итогов.

                                           Ход урока:

Прилагательное:          Со мною ваша речь красива и точна.

                                      Когда же нет меня она, увы, бедна.

                                      Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
                                     Соцветьем дивных слов легко определю я!

Учитель: Ребята, вы. конечно, узнали нашу героиню и мою сегодняшнюю помощницу?

Прилагательное: Я приглашаю вас совершить путешествие в столицу «Страны Прилагательных», в город  «Цветоград»

Учитель: Но прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?(Ответы детей)

                  А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются»,присоединяются прилагательные?

Прилагательное: Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без меня, прилагательного, вы не могли бы общаться.

Ученик: А я могу без тебя обойтись. Вот послушай, какой рассказ о весне я сочинил.

Слайд:            Наступила весна .Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. А в лесу запели птицы.

Прилагательное: Ребята, неужели вам понравился этот скучный рассказ? Как украсить текст, который мы слушали? Может вам помогут мои друзья-прилагательные?

Вот они.

Слайд: говорливый,весёлые,яркое,тёплые,озорная,долгожданная,прозрачный.счастливаые.

Учитель:--- А вы знаете, на какие вопросы отвечают эти слова?

               --- А какими членами предложения они являются7

Работа с текстом. Запись в тетрадях. Проверка работы.

 Учитель: Ребята, теперь вы готовы совершить путешествие в Город Цветоград?

      Оно будет не лёгким, вам понадобятся хорошие знания, ведь нам предстоит пройти по морям, горам и долам. Я думаю это будет вам по силам. В путь!

Ученик: Если б всё на свете было одинакового цвета,

               Вас бы это рассердило или радовало это?

               Кто решился бы отныне, приходя домой усталым.

               На зелёной спать перине. под зелёным одеялом?

               И зелёною водою на рассвете умываться,

               И зелёным -презелёным полотенцем утираться?

               Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

               Над зелёными долами ярко солнце зеленеет?

               Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным.

               Пусть же всё вокруг нас будет удивительным и разным.

Учитель: Да ,уж, каждому -свой цвет: зелёными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях. а небо должно быть голубым, моря- синими, маки-красными. Согласны? Но наш путь в Цветоград лежит через цветные моря.

  --- Какие цветные моря вы знаете?

  --- Почему они так названы?

Слайды:   Белое море- было значительное время покрыто льдом и снегом.

                     Жёлтое море- названо так из-за мутно-жёлтого цвета воды: река Хуан-хе, впадающая в море, приносит большоё количество лёсса жёлтого цвета.

ЛЁСС- светло-жёлтые отложения, в смешении с перегноем, образующие чернозём.

Красное море -расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды, который придают ей водоросли, растущие у берега.

Чёрное море- было очень бурным ,опасным для мореплавателей ,и во время штормов казалось свинцово-серым ,почти чёрным, с 9-го века его иногда называли Русским морем.

Учитель: Мы преодолели  Цветные моря и теперь высаживаемся в « Долине дождей.»

   

-- Что вы знаете о дождях?

     Какие «дождевые» слова вам знакомы? (Ответы детей)

--- Запишите предложение.   Дожди бывают моросящие, слепые, обложные, грибные, косые, окатные, ливневые.(Характеристика имён прилагательных)

-Но вернёмся к дождям. С дождями связано много примет. Какие приметы вы знаете?

__ Запись под диктовку: 1. Если солнце яркое, тёмно-розовое- может пойти дождь.

                                           2.Звёзды частые- к дождю.              

                                           3.На молодом месяце появилась чёрная отметина- к дождю.

 -- Задания:  Солнце яркое- морфологический разбор.

                     3- предложение- синтаксический разбор.

-- Проверка.

И последним испытанием на  пути  в наш город  « Цветоград»через «Радужные ворота»

Слайд:   Красный-цвет крови, мака, помидоров.

                  Оранжевый- цвет апельсинов.

                  Жёлтый- цвет солнца.

                   Зелёный-цвет травы и листьев.

                   Голубой- цвет ясного, безоблачного неба.

                   Синий- цвет моря в ясный день.

                   Фиолетовый- цвет фиалок, которые появляются на исходе зимы.

Задание: Дома составить рассказ о радуге, используя эти прилагательные.

Учитель: Теперь на нашем пути лежит  « Озеро золотое»

Слайд:  Ветерок спросил ,пролетая:

                 Отчего ты, рожь, золотая?

                 А в ответ колоски шелестят:

                 « Золотые руки растят!»

           Лексическое значение слова «золотой»-рожь, руки, сердце, человек, осень,          слово, кольцо. В каком значении употреблено слово  золотой?

( Ответы детей)

Учитель: - Ну вот уже показался  Цветоград.

                   Но, чтобы туда попасть, нужно найти ключи от ворот города.

-=- Запишите под диктовку предложение.

- Синее море-это человеческие мечты о счастье, о будущем, о прекрасном на земле.

(фонетический разбор всех имён прилагательных).

  Учитель: А вот и ключ от Цветограда.

Прилагательное: Добро пожаловать, ребята, в мой Цветоград.

                             Спасибо за путешествие!

Итоги урока.

                             

                                     

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Имя прилагательное»

Слайд 2

Наступила весна. Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. А в лесу запели птицы.

Слайд 3

Слова помощники говорливый, весёлое, яркое, тёплые, озорная, долгожданная, прозрачный, счастливые

Слайд 4

Почему они так названы? Белое море - было значительное время покрыто льдом и снегом.

Слайд 5

Жёлтое море - названо так из-за мутно-жёлтого цвета воды: река Хуанхэ, впадавшая в море, приносит большое количество лёсса жёлтого цвета.

Слайд 6

Красное море - расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды, который придают ей водоросли, растущие у берега.

Слайд 7

Чёрное море - было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти чёрным, с 9- века его иногда называли Русским морем.

Слайд 8

Красный - цвет крови, мака, помидоров. Оранжевый - цвет апельсинов. Жёлтый - цвет солнца. Зелёный -цвет травы и листьев. Голубой - цвет ясного, безоблачного неба. Синий - цвет моря в ясный день. Фиолетовый - цвет фиалок, которые появляются на исходе зимы.

Слайд 9

Ветерок спросил, пролетая: «Отчего ты, рожь золотая?» А в ответ колоски шелестят: «Золотые» руки растят!»

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 2 класс УМК "Школа России" "Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в речи"

Презентация к уроку русского языка составлена учителем начальных классов по программе 2 класса УМК "Школа России". Можно использовать для работы с интерактивной доской....

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное.

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное....

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема:имя прилагательное как часть речи

Конспект урока по русскому языку «Имя прилагательное как часть речи».Цели деятельности учителя: формирование знаний о прилагательном как часть речи; выяснение лексико-грамматичес...

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Перспектива Тема: имя прилагательное как часть речи (Рефлексия)

Конспект урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи».Цели деятельности учителя: формирование знаний о прилагательном как часть речи; выяснение лексико-грамматических...

Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"

Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...