Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)
Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продуктовой целью - издание газеты на основе материалов урока. Форма работы учащихся на уроке - групповая. Перспективная цель - издание газеты по собственным материалам. Форма работы учащихся над перспективным продуктом любая - групповая, в парах или индивидуальная. Результат работы - презентация газеты в классе, в школе и т. д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс.
Пояснительная записка.
Тема урока | Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных» |
Предмет | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Программа | Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко. Горецкий В. Г. , Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1- 4 классы. /Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2011/ |
Класс | 4 класс, 28 учащихся. Класс по уровню подготовки и филологическим способностям средний |
Учебник | Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 частях. М.: Просвещение. 2014 Материал учебника на уроке не использовался, т. к. все упражнения выполнены на предыдущих уроках, а данный урок задуман учителем как надучебный в форме деловой игры «Редакция «Лесная газета» |
Разделы учебника | Имя существительное (40ч в год), Имя прилагательное (26ч в год) |
Автор/ы урока (ФИО, должность) | Бадирова Жанна Борисовна, учитель начальных классов |
Тип урока | Комбинированный(с элементами проектирования). |
Цель урока | Обеспечить усвоение знаний грамотного письма безударных окончаний имён существительных и прилагательных на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
Формируемые УУД | I Познавательные
IIКоммуникативные
IIIРегулятивные
IV Личностные
|
Педагогическая технология | Личностно – ориентированное, развивающее обучение с использованием современных информационных технологий, развитие исследовательских навыков. Урок- проект, деловая игра «Редакция «Лесная газета» |
Методы и приемы | - использование ИКТ, здоровьесберегающие приёмы (физкультминутки), - проектная деятельность, - диалог, монолог, - самостоятельная работа, самоп . |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 1 урок (45 минут) |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Актуализируют: - знания правописания безударных гласных в корне и в окончаниях имён существительных и имён прилагательных - качества, необходимые для работы самостоятельной, в парах, в малых группах, в коллективе класса. Закрепят: - умениеизвлекатьинформациюизиллюстраций, текстов; - умениедоказывать и обосновыватьсобственноерешение; умение находить и исправлятьсобственныеошибки, основываясь на их причину. Приобретут: - умение проверять собственные умения на примере выполнения тестовых заданий и их проверке; |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | ru.wikipedia.org |
Дополнительные источники | Сладков Н. И. Капли солнца. Рассказы. Л., Лениздат, 1978. |
Работа учителя. | Работа учеников. |
I Активизация опорных знаний.
- Профессий существует много. Назовите те из них, в которых необходимо знание родного языка. - 13 января отмечался международный день журналиста. Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли журналиста. - Кто такой журналист? - Какими качествами должен обладать успешный журналист? - У нас сегодня будет комбинированный урок – проект «Лесная газета». В чём цель нашего проекта? - Изданием газет и журналов занимаются редакции. Вот так выглядит офис современной редакции. - И мы будем работать по группам. Каждая группа – это редакция. Получите макет вашей будущей газеты. - Прочитайте их названия. - О чём будут ваши газеты? | слайд журналистика слайд Журналист – это человек, занимающийся литературной деятельностью в журналах, газетах, на телевидении; автор сообщения в средствах массовой информации о текущих событиях. Качества журналиста:
Издание газеты. слайд «Лисичкин хлеб» - рассказ М. Пришвина «Синичкин календарь» - сборник В. Бианки «Зелёный шум» - произведение Н. А. Некрасова «Лесные домишки»- рассказ В. Бианки О событиях в природе. |
II Практика применения знаний.
- В каждой редакции будет свой редактор. - Чем занимается редактор? - Какими знаниями должен обладать редактор? - Теперь определимся с редактором в каждой газете. - Прочитайте текст на карточке. - Что заметили? (в тексте допущены ошибки) - Какова обязанность редактора? (Надо найти ошибки, исправить на карточке, сделать работу над этими ошибками в рабочей тетради.) - Первый, справившийся без ошибок, и будет редактором. Все остальные сотрудники редакции показывают свои работы редактору. Как только вся редакция справится с заданием, она получает готовую статью. Итог I этапа. - Итак, каждая редакция определилась с редактором. Редакторы будут направлять работу своих сотрудников, проверять их работы, оказывать помощь. К ним можно обращаться за советом и помощью. Как только все сотрудники редакции справляются с заданием, редакция получает одобренную статью. Постарайтесь, чтобы именно ваша редакция получала одобренную статью первой. Для этого работать надо быстро, ответственно и слаженно. Сейчас вы уже получили свои первые одобренные статьи. Приберегите их. Эти статьи понадобятся вам во второй половине урока. ************************************************
- Вам выдаются заготовки новой статьи. Но в статьях некоторые слова требуют дополнительного расследования. Вам надо провести эти расследования, а результаты зафиксировать в тетрадях. 1. Необходимо вставить пропущенные буквы, а в рабочих тетрадях доказать свой выбор. - Какую орфограмму мы повторили? - Как проверить безударную гласную в корне слова? 2. Каждый сотрудник редакции за короткий срок должен выполнить заданные разборы и одобрить их у редактора. Редакторов жду на совет. Физкульт. минутка. ***********************************************
- Каждый журналист должен обладать культурой грамотного письма. Но иногда журналисты на месте происшествий работают с такой большой скоростью, что не успевают грамотно оформить свою работу. В заготовках новой статьи вам надо доказать правильность написания указанных орфограмм. Готовую работу одобряем у редакторов. Редакторов вызываю на пятиминутку. - Какую орфограмму повторяли? - От чего зависит написание безударного окончания имени существительного? - Как определиться с написанием окончания имени прилагательного? ***********************************************
- Работа журналиста нелегка. Иногда он попадает в такие стрессовые ситуации, в которых необходимо сохранить не только собственную жизнь, но и наработанный материал. Представьте, что вы попали как раз в такую ситуацию. Когда принесли материал в редакцию, он оказался в беспорядке. За крайне короткий промежуток времени вам надо из этих обрывков материала собрать готовую статью. Наклеить этот материал на лист в правильном порядке. Надо восстановить заголовок, который вы не успели зафиксировать и записать его в начале статьи. А затем сдать готовый материал редактору. Редактор должен успеть справиться с заданием до своих сотрудников и одобрить свой материал у директора. Как только вся редакция справится с заданием, получает готовую статью. ********************************************* Итог II этапа. - Итак, каждая редакция теперь имеет по 4 статьи, готовые к изданию. | Слайд. Редактор – человек, который редактирует, то есть проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. Редактор руководит изданием журнала или газеты. Качества редактора:
Учащиеся получают карточки с текстами, в которых предусмотрены ошибки. Ошибки исправляются в карточках. Работа над ошибками выполняется в рабочих тетрадях. Редактор показывает работу учителю, а затем проверяет работы у своих сотрудников. Варианты текстов см. в приложении ***************************************** Ученики вставляют буквы в карточки. В тетрадях доказывают орфограммы. Варианты текстов см. в приложении Безударная гласная в корне слова. Ученики выполняют грамматические разборы: фонетический, состав слова, морфологический. ****************************************** Ученики вставляют пропущенные окончания в существительных и прилагательных. В рабочих тетрадях доказывают свой выбор. Варианты текстов см. в приложении Безударные окончания имён существительных и имён прилагательных. От склонения и падежа. Определить его число, род, падеж. Может помочь окончание в вопросе от существительного к прилагательному. ****************************************** Работа с деформированным текстом. Варианты текстов см. в приложении *************************************** |
III Рефлексия.
- А теперь, когда ваша редакция имеет 4 полноценные статьи необходимо распределить их на листе газеты. - Не забудьте дополнить свои издания фотографиями и рисунками. Выбрать их можно из этого набора.
- А теперь вам надо прорекламировать свою газету. В этом вам помогут наводящие вопросы. Ответы на них подготовьте в группе сообща и ждём редакторов на презентацию.
- Весь материал урока мы использовали из произведений русского писателя Николая Сладкова. Его сборник «Капли солнца» не только учил нас сегодня быть журналистами, не только повторить грамматический материал, но и ознакомиться с тайнами природы. | - Все газеты размещаются на выставочном стенде. Слушаем небольшую презентацию. |
Домашнее задание. Издательство собственной газеты. (работа по группам) |
Приложение.
Материалы по методическому обеспечению урока.
Дидактические карточки для раздела урока II. 1.
- Январь – месяц бальших снегов. Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Вдруг вылез из сугроба лесной человечек в белай папахи. На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузико молчит и смотрит на белый лес.
- Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! На камне у речки поивилась белая Алёнушка: склонила голову на плечо подпёрлабелайладошкай белую щёчку. Обласкало солнце Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы.
- Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящия зима! Появился на полянки звирёк-оборотень. Сделай шаг в сторону посмотри чуть со стороны – и обернётся зверёк простым сучком. Полон лес диковинных зверей и птиц. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай, как звали! Разлетится припорошенный снег.
- Январь – месяц больших снегов. Прилитают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Вместе соснегам налетели и набежали в лес диковинныи существа. Они расселись по пням и сучкам вскарабкались на ёлки и сосны.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Дидактические карточки для раздела урока II. 2.
- Все птицы хороши, но скв…рцы с изюминкой.
Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы: зарянка, щегол, синица да снегирь. Птиц много, но все на разных языках г…в...рят, друг друга не понимают.
Но был среди них скв…рец. Заряночка весёлую нотку свистнет - скв…рец ответит. Потом скв…рецпросв…стит – заряночка откликнется.
И так с каждой птицей. Так всю зиму и жили припеваючи.
- В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.
А можно ходить за загадкой. Загадки в лесу всюду: над г…л…вой, под ногами, по ст…р…нам.
Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И г…л…ва, чтобы всё понять.
Счастливого лесного пути!
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Положил я на стол картошки: одна другой меньше. Сам залез под шапку-нев…димку. Вот стук к…готков, быстрый взмах крыльев: сойка хватает крайнюю маленькую картошку. Схв…тила, выпрямилась – сейчас улетит! Но – чудо! – сойка не улетела, сойка растерялась! Сойку одолела жадность. Она бросила маленькую картошку, схватила побольше. А рядом-то лежит ещё больше! Бр…сает среднюю и хватает самую большую. Теперь скорей в лес. Но жадность, жадность! Сойка склоняет шею, ёрзает клювом по доскам, исхитряется прихватить к большой картошине ещё и маленькую. А я успеваю её сфотографировать
Теперь-то я знаю, что делать!
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
- Х…л…дина!Слипаются ресницы, слипаются ноздри.
Вздохнёшь – стынут от холода зубы.
Снег в…зжит под ногами, как поросёнок.
На солнце смотреть нельзя: колют глаза синие лучики, усыпанные толчёным стеклом инея.
Речушка замёрзла, но на самой быстрине чёрная полынья. Над полыньёй пар – речка дышит…
От её холодного дыхания вырастают на кромке льда белые венчики цветов.
Дыхание зимы, как и дыхание весны, родит чудесные цветы. Только зимние л…дяные цветы холодны и мертвы.
Дидактические карточки для раздела урока II. 3.
- Свистит косая метель – бел… метла дороги метёт. Февраль летит на всех парусах!
Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбик…м – снеговорот. На каждой ел… бел… платье.
Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.
Февральская круговерть от земли и до неба!
- Ночью в коробк… вдруг зашуршало. И выползло из коробк… что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлт…й бумаги. Но как я обрадовался этому уродцу!
Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкой веерок стал отвисать и распрямляться. У меня на глазах чёрный мохнатый червяк превращался в прекрасн… бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!
- Чёрный дятел – большой дятел, с ворону. А носище у него – что долото. Дерево рубит - только щепки летят.
Настоящ… лесники ценят чёрн… дятла. Ни один человеческий глаз не разглядит ещё, что дерево заболело, а чёрный дятел уже нашёл его и пометил. И не просто пометит, а раздолбит в самом больном мест…: вытащит личинок и переловит муравьёв.
И не было ещё случая, чтобы чёрный дятел ошибся и повредил здоров… дерево.
- Зинька была молодая синичка, а своего гнезда у неё не было. Целый день она перелетала с мест… на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам – синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пуст… дупло или щёлку какую под крыш…й, забьётся туда, распушит попышней свои мягк… пёрышки – кое-как переспит ночку.
Дидактические карточки для раздела урокаII. 4.
1.
Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Но что она обыкновенная, с этим я не могу согласиться!
………………………………………………
Она поразила меня с первой же встречи. Она попалась в мою западню. Я взял её в руку, и она … умерла! Только что была живая и резвая – и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал – и положил на пенёк. И только руку отвёл – синичка вскрикнула и улетела!
………………………………………………
Какая же она обыкновенная, если такая обманщица! Захочет – умрёт, захочет – воскреснет.
*************************************************************************************************************
2.
Бекас взлетел, завилял и взвился вверх – прямо к солнцу. Ружьё взлетело к плечу – выстрел, но стремительный чёрный комочек мчит вверх, всё вверх; с тонких мокрых ножек его, сверкнув, соскользнули две тяжёлые капли солнца…
…………………………………………………
Промахнулся… Только краешком глаза, только на один миг увидел, как упали на взлёте, сверкнув, с его тонких мокрых ножек две золотые капли! Капли солнца!
………………………………………………….
3.
Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. Но ведь не лыжи же в самом деле поют. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.
……………………………………………..
Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…
………………………………………………….
Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал. Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села на край полыньи и трижды мне поклонилась.
- А я ведь знаю тебя! Ты оляпка – водяной воробей!
*****************************************************************************************************************
4.
У всех день рождения – радость. А у клестят- беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
……………………………………………….
Это я так про клестят думаю. Только вижу, Что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как одельце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
…………………………………………………
Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются. Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
********************************************************************************************************************
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»
Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....
Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...
Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....
Технологическая карта урока русский язык 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже" .
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".
Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже. Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...
конспект урока русского языка по теме "Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных"
dash; совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,– развитие чувства языка ....