Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс)

Бадирова Жанна Борисовна

Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продуктовой целью - издание газеты на основе материалов урока. Форма работы учащихся на уроке - групповая. Перспективная цель - издание газеты по собственным материалам. Форма работы учащихся над перспективным продуктом любая - групповая, в парах или индивидуальная. Результат работы - презентация газеты в классе, в школе и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс.

Пояснительная записка.

Тема урока

Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных»

Предмет

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Программа

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования                               на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.

Горецкий В. Г. , Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1- 4 классы. /Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2011/

Класс

4 класс, 28 учащихся. Класс по уровню подготовки и филологическим способностям средний

Учебник

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 частях. М.: Просвещение. 2014

Материал учебника на уроке не использовался, т. к. все упражнения выполнены на предыдущих уроках, а данный урок задуман учителем как надучебный в форме деловой игры «Редакция «Лесная газета»

Разделы учебника

Имя существительное (40ч в год), Имя прилагательное (26ч в год)

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бадирова Жанна Борисовна, учитель начальных классов

Тип урока

Комбинированный(с элементами проектирования).

Цель урока

Обеспечить усвоение знаний грамотного письма безударных окончаний имён существительных и прилагательных на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Формируемые УУД

I Познавательные

  • Закреплять умения грамотно писать безударную гласную в корне и в окончаниях имён прилагательных и имён существительных.
  • Развивать умения строить логичные рассуждения, обобщать главное, делать выводы, доказывать.
  • Развивать внимание, логическое мышление, грамматическую зоркость и монологичную речь учащихся.

IIКоммуникативные

  • Приобщать учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового через работу в учебных группах

IIIРегулятивные

  • Социализировать учащихся, ориентироваться наформирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяю щем осознать и реализовать свои личностные возможности; воспитывать такие качества, как умение работать в коллективе ответственно, качественно и дружно.
  • Формировать навыки учебного труда; навыки самостоятельной учебной работы (самопроверка, самоанализ и самооценка)

IV Личностные

  • Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.
  • Воспитывать личность творческую, свободную и самостоятельную, духовно–нравственную.
  • Прививать интерес и любовь к родному языку и родной природе.

Педагогическая технология

Личностно – ориентированное, развивающее обучение с использованием современных информационных технологий, развитие исследовательских навыков. Урок- проект, деловая игра «Редакция «Лесная газета»

Методы и приемы

- использование ИКТ, здоровьесберегающие приёмы (физкультминутки),

- проектная деятельность,

- диалог, монолог,

- самостоятельная работа, самоп .

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

1 урок (45 минут)

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Актуализируют:

- знания правописания безударных гласных в корне и в окончаниях имён существительных и имён прилагательных

- качества, необходимые для работы самостоятельной, в парах, в малых группах, в коллективе класса.

Закрепят:

- умениеизвлекатьинформациюизиллюстраций, текстов;  

- умениедоказывать и обосновыватьсобственноерешение; умение находить и исправлятьсобственныеошибки, основываясь на их причину.

Приобретут:

- умение проверять собственные умения на примере выполнения тестовых заданий и их проверке;

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

www.moeobrazovanie.ru

ru.wikipedia.org

Дополнительные источники

Сладков Н. И. Капли солнца. Рассказы. Л., Лениздат, 1978.

Работа учителя.

Работа учеников.

I Активизация опорных знаний.

  1. Приглашение на проект.

- Профессий существует много. Назовите те из них, в которых необходимо знание родного языка.

- 13 января отмечался международный день журналиста. Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли журналиста.

- Кто такой журналист?

- Какими качествами должен обладать успешный журналист?

- У нас сегодня будет комбинированный урок – проект «Лесная газета».  В чём цель нашего проекта?

- Изданием газет и журналов занимаются редакции.

Вот так выглядит офис современной редакции.

- И мы будем работать по группам. Каждая группа – это редакция. Получите макет вашей будущей газеты.

- Прочитайте их названия.

- О чём будут ваши газеты?

слайд

журналистика

слайд

Журналист – это человек, занимающийся литературной деятельностью в журналах, газетах, на телевидении;  автор  сообщения  в средствах массовой информации о текущих событиях.

Качества журналиста:

  • Знание родного языка и иностранных.
  • Любознательность, желание учиться.
  • Умение и желание общаться с людьми.
  • Целеустремлённость, выносливость, умение быстро реагировать на события.

Издание газеты.

слайд

«Лисичкин хлеб» - рассказ М. Пришвина

«Синичкин календарь» - сборник В. Бианки

 «Зелёный шум» - произведение Н. А. Некрасова

 «Лесные домишки»- рассказ В. Бианки

О событиях в природе.

II Практика применения знаний.

  1. Выборы редактора. Отдел новостей.

- В каждой редакции будет свой редактор.

- Чем занимается редактор?

- Какими знаниями должен обладать редактор?

- Теперь определимся с редактором в каждой газете.

- Прочитайте текст на карточке.

- Что заметили? (в тексте допущены ошибки)

- Какова обязанность редактора? (Надо найти ошибки, исправить на карточке, сделать работу над этими ошибками в рабочей тетради.)

- Первый, справившийся без ошибок, и будет редактором. Все остальные сотрудники редакции показывают свои работы редактору. Как только вся редакция справится с заданием, она получает готовую статью.

Итог I этапа.

- Итак, каждая редакция определилась с редактором. Редакторы будут направлять работу своих сотрудников, проверять их работы, оказывать помощь. К ним можно обращаться за советом и помощью.

Как только все сотрудники редакции справляются с заданием, редакция получает одобренную статью. Постарайтесь, чтобы именно ваша редакция получала одобренную статью первой. Для этого работать надо быстро, ответственно и слаженно.

Сейчас вы уже получили свои первые одобренные статьи. Приберегите их. Эти статьи понадобятся вам во второй половине урока.

************************************************

  1. Отдел спецрасследований и происшествий.

- Вам выдаются заготовки новой статьи. Но в статьях некоторые слова требуют дополнительного расследования. Вам надо провести эти расследования, а результаты зафиксировать в тетрадях.

1. Необходимо вставить пропущенные буквы, а в рабочих тетрадях доказать свой выбор.

- Какую орфограмму мы повторили?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

2. Каждый сотрудник редакции за короткий срок должен выполнить заданные разборы и одобрить их у редактора. Редакторов жду на совет.

Физкульт. минутка.

***********************************************

  1. Отдел культуры.

- Каждый журналист должен обладать культурой грамотного письма. Но иногда журналисты на месте происшествий работают с такой большой скоростью, что не успевают грамотно оформить свою работу. В заготовках новой статьи вам надо доказать правильность написания указанных орфограмм. Готовую работу одобряем у редакторов. Редакторов вызываю на пятиминутку.

- Какую орфограмму повторяли?

- От чего зависит написание безударного окончания имени существительного?

- Как определиться с написанием окончания имени прилагательного?

***********************************************

  1. Отдел вёрстки и дизайна.

- Работа журналиста нелегка. Иногда он попадает в такие стрессовые ситуации, в которых необходимо сохранить не только собственную жизнь, но и наработанный материал. Представьте, что вы попали как раз в такую ситуацию. Когда принесли материал в редакцию, он оказался в беспорядке. За крайне короткий промежуток времени вам надо из этих обрывков материала собрать готовую статью. Наклеить этот материал на лист в правильном порядке. Надо восстановить заголовок, который вы не успели зафиксировать и записать его в начале статьи. А затем сдать готовый материал редактору. Редактор должен успеть справиться с заданием до своих сотрудников и одобрить свой материал у директора. Как только вся редакция справится с заданием, получает готовую статью.

*********************************************

Итог II этапа.

- Итак, каждая редакция теперь имеет по 4 статьи, готовые к изданию.

Слайд.

Редактор – человек, который редактирует, то есть проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. Редактор руководит изданием журнала или газеты.

Качества редактора:

  • Знание родного языка и иностранных.
  • Широкий кругозор.
  • Внимательность и организованность.
  • Умение и желание общаться с людьми, руководить коллективом.

Учащиеся получают карточки с текстами, в которых предусмотрены ошибки. Ошибки исправляются в карточках. Работа над ошибками выполняется в рабочих тетрадях. Редактор показывает работу учителю, а затем проверяет работы у своих сотрудников.

Варианты текстов см. в приложении

*****************************************

Ученики вставляют буквы в карточки. В тетрадях доказывают орфограммы.

Варианты текстов см. в приложении

Безударная гласная в корне слова.

Ученики выполняют грамматические разборы: фонетический, состав слова, морфологический.

******************************************

Ученики вставляют пропущенные окончания в существительных и прилагательных. В рабочих тетрадях доказывают свой выбор.

Варианты текстов см. в приложении

Безударные окончания имён существительных и имён прилагательных.

От склонения и падежа.

Определить его число, род, падеж. Может помочь окончание в вопросе от существительного к прилагательному.

******************************************

Работа с деформированным текстом.

Варианты текстов см. в приложении

***************************************


III Рефлексия.

  1. Оформление газет.

- А теперь, когда ваша редакция имеет 4 полноценные статьи необходимо распределить их на листе газеты.

- Не забудьте дополнить свои издания фотографиями и рисунками. Выбрать их можно из этого набора.

  1. Презентация газет.

- А теперь вам надо прорекламировать свою газету. В этом вам помогут наводящие вопросы. Ответы на них подготовьте в группе сообща и ждём редакторов на презентацию.

  1. Ознакомление с источником материала урока.

- Весь материал урока мы использовали из произведений русского писателя Николая Сладкова. Его сборник «Капли солнца» не только учил нас сегодня быть журналистами, не только повторить грамматический материал, но и ознакомиться  с тайнами природы.

- Все газеты размещаются на выставочном стенде.

 Слушаем небольшую презентацию.

F:\урок на конкурс\P1010528.JPG

Домашнее задание.

Издательство собственной газеты.

(работа по группам)

Приложение.

Материалы по методическому обеспечению урока.

Дидактические карточки для раздела урока II. 1.

  1. Январь – месяц бальших снегов. Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Вдруг вылез из сугроба лесной человечек в белай папахи. На пеньке сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузико молчит и смотрит на белый лес.

  1. Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! На камне  у речки поивилась белая Алёнушка: склонила голову на плечо подпёрлабелайладошкай белую щёчку. Обласкало солнце Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы.

  1. Январь – месяц больших снегов. Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящия зима! Появился на полянки звирёк-оборотень. Сделай шаг в сторону посмотри чуть со стороны – и обернётся зверёк простым сучком. Полон лес диковинных зверей и птиц. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай, как звали! Разлетится припорошенный снег.

  1. Январь – месяц больших снегов. Прилитают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Вместе соснегам налетели  и набежали в лес диковинныи существа. Они расселись по пням и сучкам вскарабкались на ёлки и сосны.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дидактические карточки для раздела урока II. 2.

  1. Все птицы хороши, но скв…рцы с изюминкой.

Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы: зарянка, щегол, синица да снегирь. Птиц много, но все на разных языках г…в...рят, друг друга не понимают.

Но был среди них скв…рец. Заряночка весёлую нотку свистнет - скв…рец ответит. Потом скв…рецпросв…стит – заряночка откликнется.

И так с каждой птицей. Так всю зиму и жили припеваючи.

  1. В лес принято ходить за чем-то: по грибы, по ягоды, на охоту.

А можно ходить за загадкой. Загадки в лесу всюду: над г…л…вой, под ногами, по ст…р…нам.

Всё у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слышать. И г…л…ва, чтобы всё понять.

Счастливого лесного пути!

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Положил я на стол картошки: одна другой меньше. Сам залез под шапку-нев…димку. Вот стук к…готков, быстрый взмах крыльев: сойка хватает крайнюю маленькую картошку. Схв…тила, выпрямилась – сейчас улетит! Но – чудо! – сойка не улетела, сойка растерялась! Сойку одолела жадность. Она бросила маленькую картошку, схватила побольше. А рядом-то лежит ещё больше! Бр…сает среднюю и хватает самую большую. Теперь скорей в лес. Но жадность, жадность! Сойка склоняет шею, ёрзает клювом по доскам, исхитряется прихватить к большой картошине ещё и маленькую. А я успеваю её сфотографировать

Теперь-то я знаю, что делать!

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

  1. Х…л…дина!Слипаются ресницы, слипаются ноздри.

Вздохнёшь – стынут от холода зубы.

Снег в…зжит под ногами, как поросёнок.

На солнце смотреть нельзя: колют глаза синие лучики, усыпанные толчёным стеклом  инея.

Речушка замёрзла, но на самой быстрине чёрная полынья. Над полыньёй пар – речка дышит…

От её холодного дыхания вырастают на кромке льда белые венчики цветов.

Дыхание зимы, как и дыхание весны, родит чудесные цветы. Только зимние л…дяные цветы холодны и мертвы.

Дидактические карточки для раздела урока II. 3.

  1. Свистит косая метель – бел… метла дороги метёт. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают дороги.

Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбик…м – снеговорот. На каждой ел… бел… платье.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Февральская круговерть от земли и до неба!

  1. Ночью в коробк… вдруг зашуршало. И выползло из коробк… что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлт…й бумаги. Но как я обрадовался этому уродцу!

Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкой веерок стал отвисать и распрямляться. У меня на глазах чёрный мохнатый червяк превращался в прекрасн… бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!

  1. Чёрный дятел – большой дятел, с ворону. А носище у него – что долото. Дерево рубит - только щепки летят.

Настоящ… лесники ценят чёрн… дятла. Ни один человеческий глаз не разглядит ещё, что дерево заболело, а чёрный дятел уже нашёл его и пометил. И не просто пометит, а раздолбит в самом больном мест…: вытащит личинок и переловит муравьёв.

И не было ещё случая, чтобы чёрный дятел ошибся и повредил здоров… дерево.

  1. Зинька была молодая синичка, а своего гнезда у неё не было. Целый день она перелетала с мест… на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам – синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пуст… дупло или щёлку какую под крыш…й, забьётся туда, распушит попышней свои мягк… пёрышки – кое-как переспит ночку.

Дидактические карточки для раздела урокаII. 4.

1.                                                                    

Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Но что она обыкновенная, с этим я не могу согласиться!

………………………………………………

Она поразила меня с первой же встречи. Она попалась в мою западню. Я взял её в руку, и она … умерла! Только что была живая и резвая – и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её, подержал – и положил на пенёк. И только руку отвёл – синичка вскрикнула и улетела!

………………………………………………

Какая же она обыкновенная, если такая обманщица! Захочет – умрёт, захочет – воскреснет.

*************************************************************************************************************

2.

Бекас взлетел, завилял и взвился вверх – прямо к солнцу. Ружьё взлетело к плечу – выстрел, но стремительный чёрный комочек мчит вверх, всё вверх; с тонких мокрых ножек его, сверкнув, соскользнули две тяжёлые капли солнца…

…………………………………………………

Промахнулся… Только краешком глаза, только на один миг увидел, как упали на взлёте, сверкнув, с его тонких мокрых ножек две золотые капли! Капли солнца!

………………………………………………….

3.

Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. Но ведь не лыжи  же в самом деле поют. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.

……………………………………………..

Уйди я тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не ушёл…

………………………………………………….

Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал. Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас же из тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села на край полыньи и трижды мне поклонилась.

- А я ведь знаю тебя! Ты оляпка – водяной воробей!

*****************************************************************************************************************

4.

У всех день рождения – радость. А у клестят- беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

……………………………………………….

Это я так про клестят думаю. Только вижу, Что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как одельце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

…………………………………………………

Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что  гнезде тесно.  И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются. Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

********************************************************************************************************************


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»

Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....

Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных

Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".

 Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.  Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...

конспект урока русского языка по теме "Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных"

dash; совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,– развитие чувства языка ....