конспект урока русского языка по теме "Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Менская Марина Александровна

– совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,

– развитие чувства языка .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.23 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ

ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тема: Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных.

Цели:

 совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,

 развитие чувства языка .

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивирование к учебной деятельности и актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Напишите дату, «Классная работа».

1. Минутка чистописания

- На предыдущем уроке мы писали самую часто используемую букву русского алфавита. Это буква о.

- Сегодня мы будем писать самую редкую букву – ф. Она настолько редкая, что в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин использовал её только три раза, а в «Сказке о мёртвой царевне» её нет совсем.

2. Отгадайте загадку:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
                             
                (В. Агафонов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

II. Формулирование проблемы.

 - Верно, это прилагательные.

 – Прочитайте ключевые слова сегодняшнего урока.

- Определите  тему нашего урока.

 

- Какие цели мы поставим?

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока, определяли цели)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Развитие умений. Обобщение и систематизация изученного.

3. Орфоэпическая работа.

- Поставьте ударение в словах:

слИвовый  кУхонный  оптОвый  Августовский

- К какой части речи относятся все эти слова?

Как вы определяете части речи? (По вопросам)

4. Словарная работа.

- Найдите среди словарных слов слово, в котором все согласные звуки твёрдые простор. Образуйте от него однокоренное прилагательное:

Простор – просторный

- Разберите по составу прилагательное.

-Составьте словосочетание с существительным класс в П.п. ( в просторном классе), выделите окончание.

5. Работа с изучаемым материалом

Упр. 226 учащиеся выполняют на доске и в тетрадях.

6. Работа с текстом в парах.

–Прочитайте текст.

По ходу чтения вставьте пропущенные окончания прилагательных.

    (1)Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов с детства был очень любознательным. (2)Всё волновало пытливый ум: откуда появляются тучи? (3)Почему луна меняет свой облик, превращается в месяц, а потом становится круглой? (4)Что за таинственн__ сияние загорается в зимн__ночи на небе? (5)А что в самом центре Земли находится?

(6)Грамотные люди подсказали мальчику: « Надо прочитать много книг, чтобы получить глубокие знания». (7)Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжал его рыбацк__дело, но Михаил мечтал учиться. (8)В 19 лет он зимой, пешком ушёл в Москву, чтобы сесть за парту с детьми вдвое младше него. (9)Ломоносов учился так усердно и успешно, что его отправили в Петербург, а потом за границу, к передовым учёным того времени. (10)Множество наук изучил Ломоносов, но так и не получил ответы на свои детские вопросы.

(11)И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам. (12)Мы и сегодня пользуемся его открытиями в физике, химии, астрономии, геологии. (13)Главный университет страны основан Ломоносовым и носит его имя. (14)Не теряйте своей любознательности, оставайтесь верными своей мечте — и тогда вы тоже сможете совершить свои великие открытия!

 

(По В. Воскобойникову)

- Всё ли вам было понятно?

- Кто изображён на этойкартине?

- А ещё Ломоносов был поэтом и художником. Он не только рисовал, но и создавал мозаИчные панно.

В городе Липецке есть улица Ломоносова.

Россияне гордятся своим соотечественником.

- Определите и запишите основную мысль текста. (14 предложение)

-Какие окончания вставили на месте пропусков?

- Как вы понимаете слово грамотные из 6-го предложения? Запишите своё объяснение (образованные)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-  Найдите в 1-м предложении прилагательное, где все согласные звуки мягкие (великий). Выполните фонетический разбор этого слова.

Из второго абзаца выпишите все имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся

(грамотные люди, глубокие знания, рыбацкое дело,

 к передовым учёным, на детские вопросы).

Выделите окончания прилагательных, обозначьте орфограмму.

Найдите среди выписанных прилагательное в единственном числе. Определите его род и падеж (рыбацкое - ср.р., В.п.)

- Составьте схему 10-го предложения.

[= ___, но =].

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

7. - Прочитайте пословицу, подберите подходящее прилагательное. Как можно назвать эту пару прилагательных? (Антонимы)

Какие окончания вы напишите?

В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой растеряешь.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать свою работу в соответствии с поставленными целями.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

– Вспомните ключевые слова темы и сформулированную вами цель.

– Сделайте краткий вывод о том, чему ещё новому вы научились по этой теме.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал об имени прилагательном (с.58 №1)


Картина "Юноша Ломоносов на пути в Москву".



Автор:
    Кисляков Николай Иванович 

Датировка:
    1951 г. 

1711-1765



Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ

ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тема: Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных.

Цели:

 совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,

 развитие чувства языка .

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Мотивирование к учебной деятельности и актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Напишите дату, «Классная работа».

1. Минутка чистописания

- На предыдущем уроке мы писали самую часто используемую букву русского алфавита. Это буква о.

- Сегодня мы будем писать самую редкую букву – ф. Она настолько редкая, что в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин использовал её только три раза, а в «Сказке о мёртвой царевне» её нет совсем.

2. Отгадайте загадку:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
                             
                (В. Агафонов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

II. Формулирование проблемы.

 - Верно, это прилагательные.

 – Прочитайте ключевые слова сегодняшнего урока.

- Определите  тему нашего урока.

 

- Какие цели мы поставим?

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока, определяли цели)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Развитие умений. Обобщение и систематизация изученного.

3. Орфоэпическая работа.

- Поставьте ударение в словах:

слИвовый  кУхонный  оптОвый  Августовский

- К какой части речи относятся все эти слова?

Как вы определяете части речи? (По вопросам)

4. Словарная работа.

- Найдите среди словарных слов слово, в котором все согласные звуки твёрдые простор. Образуйте от него однокоренное прилагательное:

Простор – просторный

- Разберите по составу прилагательное.

-Составьте словосочетание с существительным класс в П.п. ( в просторном классе), выделите окончание.

5. Работа с изучаемым материалом

Упр. 226 учащиеся выполняют на доске и в тетрадях.

6. Работа с текстом в парах.

–Прочитайте текст.

По ходу чтения вставьте пропущенные окончания прилагательных.

    (1)Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов с детства был очень любознательным. (2)Всё волновало пытливый ум: откуда появляются тучи? (3)Почему луна меняет свой облик, превращается в месяц, а потом становится круглой? (4)Что за таинственн__ сияние загорается в зимн__ночи на небе? (5)А что в самом центре Земли находится?

(6)Грамотные люди подсказали мальчику: « Надо прочитать много книг, чтобы получить глубокие знания». (7)Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжал его рыбацк__дело, но Михаил мечтал учиться. (8)В 19 лет он зимой, пешком ушёл в Москву, чтобы сесть за парту с детьми вдвое младше него. (9)Ломоносов учился так усердно и успешно, что его отправили в Петербург, а потом за границу, к передовым учёным того времени. (10)Множество наук изучил Ломоносов, но так и не получил ответы на свои детские вопросы.

(11)И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам. (12)Мы и сегодня пользуемся его открытиями в физике, химии, астрономии, геологии. (13)Главный университет страны основан Ломоносовым и носит его имя. (14)Не теряйте своей любознательности, оставайтесь верными своей мечте — и тогда вы тоже сможете совершить свои великие открытия!

 

(По В. Воскобойникову)

- Всё ли вам было понятно?

- Кто изображён на этойкартине?

- А ещё Ломоносов был поэтом и художником. Он не только рисовал, но и создавал мозаИчные панно.

В городе Липецке есть улица Ломоносова.

Россияне гордятся своим соотечественником.

- Определите и запишите основную мысль текста. (14 предложение)

-Какие окончания вставили на месте пропусков?

- Как вы понимаете слово грамотные из 6-го предложения? Запишите своё объяснение (образованные)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-  Найдите в 1-м предложении прилагательное, где все согласные звуки мягкие (великий). Выполните фонетический разбор этого слова.

Из второго абзаца выпишите все имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся

(грамотные люди, глубокие знания, рыбацкое дело,

 к передовым учёным, на детские вопросы).

Выделите окончания прилагательных, обозначьте орфограмму.

Найдите среди выписанных прилагательное в единственном числе. Определите его род и падеж (рыбацкое - ср.р., В.п.)

- Составьте схему 10-го предложения.

[= ___, но =].

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

7. - Прочитайте пословицу, подберите подходящее прилагательное. Как можно назвать эту пару прилагательных? (Антонимы)

Какие окончания вы напишите?

В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой растеряешь.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать свою работу в соответствии с поставленными целями.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

– Вспомните ключевые слова темы и сформулированную вами цель.

– Сделайте краткий вывод о том, чему ещё новому вы научились по этой теме.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал об имени прилагательном (с.58 №1)


Картина "Юноша Ломоносов на пути в Москву".



Автор:
    Кисляков Николай Иванович 

Датировка:
    1951 г. 

1711-1765


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе"

Урок - закрепление по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе" УМК "Школа России"

Сегодня у нас не вполне обычный урок. Мы совершим очередное  путешествие по необъятному океану Русского языка. А для чего нам необходимо изучать русский язык?- Наш лайнер ждёт нас. Приобрет...

Синяя сказка. Урок русского языка в 4 классе.Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и Д.п. единственного числа. Презентация.

Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода  в родителном и дательном падежах единственного числа....

урок русского языка в 4 классе."Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информа...

презентация к уроку русского языка в 4 классе. "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информа...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных окончаний имён прилагательных"

Урок закрепления материала по теме "Правописание безударных окончаний имён прилагательных"  в 4 классе, автор учебника Бунеев Р.Н....

Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" УМК "Начальная школа 21 век"...