урок русского языка в 4 классе."Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".
план-конспект урока (4 класс) на тему

Галина Фёдоровна Купавская

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и

навыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.

Примененные педагогические технологии:

технология игрового обучения, информационно-коммуникационная,

технология развивающего обучения, уровневой дифференциации,

перспективно-опережающего обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_4_klasse.rar18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дегтярская средняя общеобразовательная школа»

Правописание безударных окончаний имён

существительных в предложном падеже.

        

учитель  начальных классов :

  Г.Ф. Купавская

2013 год

Цель урока: формировать и совершенствовать навык правописания

падежных окончаний существительных в предложном падеже.

Задачи урока: 

  1. Отрабатывать последовательность действий при написании безударных окончаний имён существительных, обобщать знания о предложном падеже.
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, орфографическую зоркость учащихся.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений и

навыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.

Примененные педагогические технологии:

технология игрового обучения, информационно-коммуникационная,

технология развивающего обучения, уровневой дифференциации,

перспективно-опережающего обучения.

Ход урока

        1Организационный момент

Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам! Урок будет особенный. Надеюсь, что вы получите удовлетворение от работы. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших головах. Урок русского языка будет проходит под девизом:«Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить.»

Я приглашаю вас в морское путешествие на таинственный остров Сокровищ. Нам во время путешествия понадобятся ваши знания, смекалка, чувство товарищества и взаимопомощи

И начнётся наше путешествие с Чистописания.

        2.Минутка чистописания.

-какой месяц у нас с вами на дворе? (декабрь)

Назовите первый звук в слове «декабрь», дайте ему характеристику. [д'] –

- согласный, звонкий, мягкий, парный.

-Назовите последний звук в слове7 дайте ему характеристику.[р'] –согласный, звонкий ,непарный, мягкий.

_-Какими  буквами на письме обозначаются эти звуки? (Дд, Рр) СЛАЙД № 3

Сегодня мы повторим как пишутся эти буквы.

Сделать транскрипцию [д'икабр'].

А пока мы будем писать буквы один ученик на доске разбирает по членам и по частям речи предложение:

Земля покрылась пёстрым ковром. (проверка)Слайд №4

 Проверка , работающего у доски.

3 Актуализация знаний учащихся. Слайд № 5

Осложнённный словарный диктант.

(1 ученик работает у доски)Запишите слова в заданной форме. Выделите окончания.

Календарь-(Т.п.)  (чем?) календарём

Богатство -(Т.п)(  чем)богатством

Инженер –(Т.п.) (кем ?) инженером

Яблоко- (.Р.п.) (чего) яблока

Тетрадь- (Д.п.) (чему?)тетради

Корова – (Д.п.) (чему?) корове

Взаимопроверка

  1. Самоопределение к деятельности.

На доске записаны словосочетания: Слайд №6

написал в тетрад

рассказал о погод

засверкал  на водичк

замелькал на горизонт

-какой звук слышится на конце слов?[и],

-как вы думаете  одинаковое ли будет окончания во всех словах?

-От чего это зависит вы скажите немного попозже.

Посмотрите внимательно на данные словосочетания, сформулируйте тему нашего урока.

(Безударные окончания имён существительных в предложном падеже.)

- Почему вы так решили?

(Существительные в данных словосочетаниях употреблены в предложном падеже, их окончания безударные.)

- СФОРМУЛИРУЙТЕ ЗАДАЧИ нашего урока.(Вспомнить признаки предложного падежа, научиться правильно писать безударные гласные в окончаниях существительных в предложном падеже.)

5.Работа по теме урока.

Вот мы и в падежном океане. Странный листок выпал из судового журнала, на нем написано: «Или нет, или да, а не знаешь – беда!» (Слайд №3)

Мы сможем благополучно продолжить наше путешествие, если правильно выполним задания.

1 )Коллективная работа.

( Тест- игра))

Игра «Или нет, или да, а не знаешь – беда!» (Слайды№9)

2)Давайте прочитаем на стр.122 учебника . когда же употребляется предлог  -о, а когда -об

Физминутка.

По реке плывёт кораблик

(движения руками)

Он плывёт издалека

(тянутся прямыми руками то налево,  направо)

На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Выполняются круговые движения туловищем)

У них ушки на макушке,

(показывают ушки)

У них длинные хвосты

(наклоны , достать до пяток)

И страшны им только кошки,

Только кошки и  коты.

(бег на месте)

Работа в парах

3 ) Поставить существительные в предложный падеж ,определить склонение, выделить окончание.

1группа           2 группа            3 группа

дружба            парусник              смелость

улитка              узор                     пропасть

дорога             солнце                   осень        

   

Итак, существительные, какого склонения в предложном падеже

имеют одинаковые окончания? (Слайд №13)

Какие способы проверки можно использовать?

(Проверку ударным окончанием существительных того же склонения и проверку по алгоритму.)

Правило хором повторяется.

(На доске появляется таблица. Дети заполняют таблицу. (Слайд №13 )

 6.Оперирование знаниями, овладение способами деятельности в (изменённых) новых условиях

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

б) Работа по учебнику

Наш корабль входит в бухту Предложную. (Слайд №10)

 А что такое бухта? (Работа с толковым словарём.)

Бухта - небольшой глубокий залив.

Чтобы не наскочить на рифы, нужно правильно выполнить упражнение

Риф – ряд подводных или выступающих из воды скалистых возвышений морского дна. (Работа с толковым словарём.)  

                        ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Стр.122 упр.230 .Спиши. вставь пропущенные окончания, обозначь падеж имён сущствительных.

Я надеюсь, вы не будете выполнять упражнение с бухты-барахты.

Что значит с бухты-барахты (Работа со словарем фразеологизмов.)

(Ни с того ни с сего, необдуманно.)

Взаимная проверка тетрадей.

 

       

Индивидуальные карточки, перфокарты раздаю тем учащимся, кто уже выполнил задание.

Творческая работа .

Итог! Наш корабль причаливает к таинственному острову Сокровищ. Чтобы обнаружить клад, потребуются ваши знания, смекалка и творчество Ребята, какой праздник приближается?!  От этих праздников мы ждем что-то необычное, мечтаем получить что-то необычное.

Давайте напишем на листочке то, о чем мы мечтаем, и положим Деду Морозу в мешок. А вдруг эти мечты сбудутся!

Пишем: Я мечтаю…

Мечты напишите в Предложном падеже

Ну а теперь давайте вернемся к словам , в которых в начале урока мы должны были в ставить окончания.

написал в тетрад

рассказал о погод

засверкал  на водичк

                                        замелькал на горизонт..

Вставит окончания и объяснить свой выбор.

Назовите имена существительные, которые вы употребили в предложном падеже.

На якор…                            по тропинк…                             на палуб…

около дорог…                     об опасност…                            с мачт…

о местности...                   около речк…                              о жизн…

к кают…                            на шлюпк…                               в бортжурнал..

(Проверка веером букв – и, - е)

Молодцы! Вы хорошо усвоили тему урока. Клад найден!

Но что это? В сундучке письмо. (Чтение письма хором.) (Слайд №28)

Вы ищете клад – золотые монеты,

Но ваше богатство, поверьте, не в этом,

Вы этим богатством владеете, дети!

                                        Ведь русский язык –самый лучший на свете.

Он самый великий и самый богатый!

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать!

Тогда очень грамотным станет ваш класс,

И русский язык станет другом для вас!

Фея Грамоты

Так что же, ребята, является сокровищем? (Знания.)

Не зря говорят: «Знания – это богатство. Знания - это клад».

Найдите в письме Феи Грамоты имя существительное в предложном падеже.

 (На свете.)   Докажите, что окончание написано верно.

Как вы думаете, какое другое название имеет этот остров?

(Остров Знаний. Остров Русского языка.)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Садитесь поудобнее,

К концу подходит наш урок.

Чтобы закончить путешествие,

Надо подвести итог.

  1. Над какой темой мы сегодня продолжали с вами работать?

Какие способы проверки написания безударных окончаний можно использовать?

Существительные, какого склонения в предложном падеже имеют окончание -и? (3 склонения.) – е? (1 и 2 склонения.)

Правило хором повторяют. Приведите примеры.

Что вам понравилось на уроке?

 Оцените свою работу.   слайд 29

Поурочные  оценки

VII. Домашнее задание (по выбору учащихся)

а) Написать мини-сочинение о путешествии,

повторить правило на странице 122.

б) Выполнить упражнение 229 по заданию учебника,

повторить правило на странице 122

Прозвенел уже звонок,

Вот и кончился урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

презентация к уроку русского языка в 4 классе. "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже".

Тип урока: Урок закрепления и совершенствования знаний, умений инавыков. Урок – путешествие на таинственный остров Сокровищ.Примененные педагогические технологии: технология игрового обучения, информа...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"

Презентация по русскому языку по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже"...

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-ого склонения»...

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах». 4-й класс

Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах. Задачи: Образовательные закрепление знаний о склонении, падежах и...

Конспект урока по русскому языку (4 кл.) «Правописание безударных окончаний имен существительных в Предложном падеже»

Тип  занятия: занятие отработки умений и рефлексии.Цель урока: отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в Предложном падеже....