Закрепление. Весна в природе.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Одинец Светлана Викторовна

Интегрированный урок по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: углублять знания детей о приставках, их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения;     развивать речь, умение выразительно читать, составлять правильно предложения;

воспитывать любовь к предмету, русской природе, уважение друг к другу.

Оборудование: карточки, мультимедиа, учебник, энциклопедия.

Литература: Поурочные разработки по русскому языку Л.А. Псаревой, сборник упражнений по русскому языку Г.Н. Сычева

Тип урока: урок закрепления.

                                                      План:

I. Организационный момент.

                         1. Проверка рабочих мест.

                         2. Сообщение темы и целей урока.

II. Работа по карточкам.

Разобрать слова по составу.

  1. Кормушка, березка, холодильник, летает.
  2. Подосиновик, морской, заморозки, березка.
  3. Маленький, цветной, карандаш, поход.
  4. Полянка, радостный, морозный, парад.

III. Работа с классом.

Вставьте пропущенные орфограммы.

   Соце льет (на) землю лучи. Нач_лась оттепель. Л_тят гр_чи – вес_ники в_сны. П_стух гонит стадо (на) пас_бище. (При) шла радос_ная в_сенняя п_ра.

IV. Минутка чистописания.

Об    обо    от    ото    до    под    про

V. Словарная работа.

Вставить пропущенные буквы и поставить ударение.

    Мес_ц, к_л_ндарь, _г_род, к_пуста, в_рба, к_мбайн, ___ея, м_лина, _сина, п_сок, яг_да, з_мл_ника, пш_ница, _кскурсия.

VI. Развитие речи.

  Составление рассказа по картине и запись 3-4 предложений в тетрадь.

VII.  Актуализация знаний.

З_л_той                                 Ря_                        Пра__ник

К_рмушка                             Фла_                      Зве__ный

Тр_щит                                 Зу_                         Радо__ный

Оз_ро                                    Моро_                    Капу__ный

- На какое правило эти слова?

- Как можно проверить?

VIII. Постановка темы урока.

IX. Групповая работа.

  1. Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Составить одно предложение из словосочетаний и разобрать по членам предложения.
  2. Вставить подходящие по смыслу приставки. Выделить приставки и предлоги. Одно предложение разобрать по частям речи.
  3. Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Одно слово разобрать по составу.

X. Физминутка.

XI. Письмо по памяти: «Береза» С. Прокофьев.

----------   ----------  русскую,

То ------- , то ----------.

--- беленом  -------------

С -------- в карманчиках.

С --------- застежками ,

С ------------   сережками.

XII. Работа по учебнику: с.12 упр. 19.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Долго бежала дев_чка. (По) пался ей навстречу еж. Х_тела  дев_чка (под) толкнуть его н_гой, да  (по) боялась (на) колоться. А еж_к  (по) казал ей, куда гуси (по) летели. (За) сп_шила дев_чка да__ше.

XIII. Итог урока.        

  1. Обобщение.
  2. Выставление оценок.

XIV. Домашнее задание: составить мини-сочинение на тему: «Чего я жду от весны. »

XV. Организация на выход.

Этапы урока

                Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг.момент


1. Проверка готовности рабочих мест


2. Сообщение темы и целей урока.































II Работа по карточкам.
















III Минутка чистописания.








































IV Словарная работа.





































V Развитие речи.













VI Актуализа- ция знаний.















VII Постанов ка темы урока






VIII Группо-вая работа.















IХ.Физминутка.




X. Письмо по памяти.


































































XI. Работа по учебнику.

















XII. Итог урока.















XIII. Домаш-нее задание.




XIV. Органи- зация на выход.



- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку русского языка?



- Ребята, над какой темой мы с вами работали вчера?

- Какое правило мы знаем о написании приставок?

- На какие группы можно разделить приставки?

- Правильно, а сейчас отгадайте загадку:

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

- Верно. Наш урок пройдет в необычной форме. Мы проведем речевой урок, на котором будут звучать две темы «Закрепление правописания приставок» и «Весна в природе». На этом уроке мы закрепим наши знания о правописании приставок, будем красиво говорить, составлять предложения, отрабатывать навык выразительного чтения, знакомиться со смысловым значением слова.


- Сейчас 4 человека будут работать по карточкам индивидуально, а остальные устно со мной. Ребята, посмотрите на доску и выполните следующее задание:


Со…нце л…ет на(землю) лучи. Нач…лась оттепель. Л…тят гр…чи – вес…ники в…сны. П…стух гонит стадо (на)пас…бище. (При)шла радос…ная в…сен-няя п…ра.


- Ребята, которые работали по карточкам сдают их, все вместе теперь открыли тетради, записываем число, классная работа под диктовку.


- Ребята, скажите какое сейчас время года?

- Верно. А какие изменения в природе происходят весной?

- Правильно. Взмахнет весна рукавом и рассыплет по зеленому лугу цветы, похожие  вот на такие элементы.

- Такой узор поможет вам, овладеть скорописью. Сядьте правильно, ровно и выпишите у себя такой элемент.

- А теперь посмотрите на эту строчку, давайте прочитаем эти сочетания букв.

- Что они вам напоминают?

- Что позволило объединить эти приставки в одну группу?

- Сейчас спишите эту строчку, соблюдая правильные соединения, подберите слова с любыми  3 приставками, запишите и разделите для переноса.


- Но кроме цветов весной еще распускаются листики деревьев, у каждого дерева свой листик, у каждого листика свое название, так же, как и у этих  словарных слов, у каждого свое значение.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом экскурсия. Кто знает  лексическое значение слова ?

- Экскурсия ( от  латинского слова « экскорсио» - поездка )-  коллективные поездки или походы в достопримечательные места с научной, образовательной или просветительной деятельностью.

- В этом слове ударение падает на второй слог, давайте все вместе произнесем слово правильно.

- Давайте прочитаем словарные слова, вставим пропущенные буквы и запишем их в тетрадь.





- Ребята, когда произносят слово весна, что вы себе представляете?

- А можно сказать, что на этой картине изображена весна?

- Почему?

- Давайте составим мини-сочинение по этой картине, а запишем 3-4 предложения под диктовку.


- А сейчас посмотрите на экран и скажите, на какие правила эти слова?

- Верно. Давайте вспомним правила, чтобы проверить эти слова.











- Итак, все эти правила учат нас писать правильно корень слова, а мы с вами на уроке будем закреплять правописание приставок.


- А сейчас давайте поработаем в группах, чтобы выявить пробелы по этой теме. У нас получается 3 группы и у каждой будет свое задание. Сейчас вы выполните, а затем мы проверим.












- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И весна с ее неожиданными сюрпризами все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки.

- Ребята, скажите, кто автор и как называется стихотворение с этими строками:

«На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.»

- Правильно, а какое время года описывается в стихотворении?

- А есть еще стихотворение, которое тоже называется «Береза», но написал его другой автор и о другом времени года. Я вам сейчас прочитаю, а вы скажите о каком времени года идет речь?

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее: заречную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

- Верно. А Прокофьев писал свое произведение о весне. Что вы себе представили?


- Сейчас вы прочитайте сами стихотворение до точки, потому что вы будете писать стихотворение по памяти.

- Кто затрудняется, тому поможет вот такая схема:

- Давайте теперь вместе прочитаем по схеме.


- Ребята, а как пишется стихотворение?

 

- Теперь запишите это стихотворение.

- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга стихотворение.

- Сегодня на уроке мы работали  с приставками, словами и осталось самое интересное задание с текстом.

- Давайте откроем учебник на с.12 №19 прочитаем задание.

- Ребята, а из какой сказки этот отрывок?

- Кто помнит, чем закончилась сказка?


- Правильно, сейчас вы выполните это задание самостоятельно, а я возьму несколько тетрадей на проверку.

- Вот и подошел урок к завершению, давайте подведем итог:

- Ребята, чему учились на уроке?

- Какие приставки мы знаем?

- Как пишутся приставки?

- Сегодня за урок оценки получили следующие учащиеся:

- за работу по карточкам …

- за работу в группах …


- Вашим домашним заданием будет мини- сочинение  на тему «Чего я жду от весны?»


- Урок окончен, можете идти на перемену.




























Прочитайте, вставьте пропущенные орфограмм мы и проверьте их.











































Об   обо  до   от   ото под   про
































Экскурсия


















Мес_ц, к_л_ндарь, _г_род, к_пуста, в_рба, к_мбайн, ___ея, м_лина, _сина, п_сок, яг_да, з_мл_ника, пш_ница, _кскурсия.











Картина с изображением весны.





















1ст: золотой, кормушка, озеро, трещит

2ст: ряд, флаг, зуб, мороз

3ст: праздник, звездный, радостный, капустный







































Чтение учителем стихотворения «Береза» А. Прокофьева.














____  _____  русскую

То ____ , то _______ ,

__ беленом  _______ ,

С  ____  в  карманчиках

С  ______  застежками

С _______  сережками.
















1гр: Раскрыть скобки, выделить приставки и предлоги

2гр: вставить подходящие по смыслу приставки. Выделить приставки и предлоги

3гр: Раскрыть скобки, выделить приставки и предлоги.








- Правописание приставок.


- Приставки пиши слитно.

- На группы с о, е, а и др.





- Весна.


























Учащиеся читают задание.










-







 1 ученик диктует




- Весна.

- Ответы учащихся.









Учащиеся выписывают.




- Учащиеся читают.

- Приставки.


- Буква о.























Ответы учащихся.














Учащиеся произносят слово вслух.

Учащиеся читают, вставляя пропущенные буквы.





Ответы учащихся.




- Да


- Ответы учащихся.

- Учащиеся составляют рассказ и записывают.



- 1 столбик: правописание  безударной гласной в корне слова.

2 столбик: правописание парного согласного в конце слова.

3 столбик: правописание  непроизносимых согласных в корне слова.








Учащиеся разбиваются на три группы и выполняют задание.












 Учащиеся помогают провести физминутку.














- С. Есенин «Береза»


























- Это стихотворение о весне.



- Ответы учащихся.


- Учащиеся читают 3 раза стихотворение.



- Учащиеся читают по схеме 2 раза.



- Каждое предложение с красной строки.

Учащиеся выполняют задание..







Учащиеся читают задание.


- Ответы учащихся.

- Ответы учащихся.

- Учащиеся выполняют задание.









- Ответы учащихся.



-  Слитно.









Учащиеся записывают задание.



Учащиеся выходят на перемену.

Карточка № 1.

Задание: разобрать слова по составу.

Кормушка    ,                         холодильник     ,  

Березка    ,                              летает    .

Карточка № 2.

Задание: разобрать слова по составу.

Подосиновик    ,                     заморозки    ,

Морской      ,                           березка       .

     

Карточка № 3.

Задание: разобрать слова по составу.

Маленький       ,                       карандаш      ,

Цветной          ,                         поход         .

Карточка № 4.

Задание: разобрать слова по составу.

Полянка     ,                               морозный       ,

Радостный       ,                         парад         .

Карточка № 1.

Задание: Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Составить 1 предложение из словосочетаний и разобрать по членам предложения.

(С) летел (с)крыши, (за)бежал (за)угол, (по)смотрел (по)сторонам, (в)бежал (в)дом, (с)нял (с)вешалки, (под)ложил (под)стул, (на)писал (на)доске.

Карточка № 2.

Задание: Вставить подходящие по смыслу  приставки. Выделить приставки и предлоги. Выделенное предложение разобрать по частям речи.

Дети   …брали в лесу много ягод. В полдень  …двинулась туча, …сверкала молния, …гремел гром. Дети …брались в шалаш.

Карточка № 3.

Задание: Раскрыть скобки. Выделить приставки и предлоги. Выделенное слово разобрать по составу.

(За)шел (за)товарищем, (по)шли (по)улице, (до)шли до реки, (от)плыли (от)берега, (до)плыли (до)островка, (на)шли (на)опушке.

Открытый урок по русскому языку.

Подготовила и провела:

учитель Одинец С.В.

2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Весна: пробуждение природы" 1 класс Школа 2100

В процессе данного урока учащиеся смогут самостоятельно определить признаки весны, указав приметы весны. Презентация направлена на поиск путей решения проблемных ситуаций....

Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...

Урок по окружающему миру "Весна. Пробуждение природы"

Конспект урока + презентация  по окружающему миру по ОС "Школа 2100" на тему "Весна. Пробуждение природы"...

Окружающий мир. "Весна - пробуждение природы"

Урок окружающего мира по теме "Весна - пробуждение природы". 1 класс. УМК "Школа 2100".Урок построен по методике КСО "Опрос мнений" с применением ИКТ-технологий и элементов театрализации. В ходе работ...

Фрагмент урока окружающего мира "Три весны в природе"

Конкурсное задание: мастер-класс "Как прекрасен этот мир"....

Урок окружающего мира по теме "Весна: Пробуждение природы" ("Танец природы")

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. УМК «Школа России» Тема: «Весна: пробуждение природы». («Танец природы»)  Приглашённые: жюри конкурса. Аудитория: учащи...

Раскраски "Весна".Уголок природы "Весна"

Раскраски "Весна".Уголок природы "Весна"...