Однопредметный урок в малокомплектной школе в 1, 2 , 4 классах по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

 

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.  В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям. Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами.

   Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя  в одном помещении.

  Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.

   Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе.

  Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

   Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

 

  Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение  урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей.

  Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно.   Начиная с 1 класса я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему . Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

 В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

  При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

  Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip1.74 МБ

Предварительный просмотр:

        Филиал МБОУ «Калтаковская средняя общеобразовательная школа» Мензелинского муниципального района РТ – «Чупаевская начальная общеобразовательная школа»

                         Однопредметный урок

     в малокомплектной школе в 1, 2 , 4 классах

                           по русскому языку.

                                                              (Школа России)

                                                   

                    

                                                                                              Составила учитель начальных классов

                                                    Гареева Эльвира Плехановна

                                                            Чупаевской начальной школы  

                                                                              2013 год.

   Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.  В деревенской школе любого учителя удерживает любовь к детям. Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами.

   Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя  в одном помещении.

  Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.

   Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, трудно и сложно, чем в обычной школе.

  Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

   Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

  Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение  урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей.

  Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно.   Начиная с 1 класса я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему . Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

 В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

  При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

  Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

                                          Конспект урока по русскому языку.

                                                         Тема:

1класс                                                     2 класс                                  4 класс

Письмо строчной                        Слова  с мягким                        Правописание безударных

буквы е.                                        знаком на конце.                окончаний имен существительных

                                                                                                                1,2.3 склонения.  

                                                                   Цель:

Научить  написать               Систематизировать знания                 Учить различать и  проверять

гласную букву е.                   о твердых и мягких согласных          безударные окончания

                                                 звуках и способах обозначения         существительных  одного и

                                                  мягкости согласных на письме.         того же склонения.

Развивать речь, ло-              Совершенствовать умения                 Формировать навык

гическое мышление,           обозначать мягкость согласных        правописания окончаний

память.                                    на письме.                                                существительных.

         Воспитывать аккуратность при письме, любовь к родному селу, к родной земле.                    

                                                           Оборудование:

Буквы Ее, Зз, Фф, таблицы  « Правописание безударных окончаний имен существительных  1,2.3 склонения»,  «Слова с мягким знаком на конце»,   презентация  «Наша деревня», слова: ел-ель, ела – ели, мель, пальто. касса букв, карточки с заданиями, памятка к новой теме, анимированный плакат – приложение 1. Приложение 2 – физминутка для глаз, компьютер.

                                                           Ход урока.

                              1.Организация класса к уроку.

                                            2.Массаж рук.

Похлопаем ладошки сначала тихо, затем громче, громче, а  потом снова тише, тише. Постучите в кулачки.  Прогрейте свои ладошки.

                                                  3. Сообщение темы урока.

Начнем урок письма.

4. Изучение новой темы.                                               А) Чистописание.

А) Объяснение написания               Зз  слова с буквой з.                           Фф  Флот плывет

буквы е по плакату                                                                                           к родной земле, флаг  

Приложение   1                                                                                                  на каждом корабле.

- объяснение учителем                                                                                  

- письмо в воздухе            

- письмо по прописи                           -делить на слоги                        - определить падеж имен

                                                             - проверка работ                               сущест-ых и подчеркнуть

                                                                                                                             главные члены

Б) Вопрос куда плывет флот? Что является нашей родной землей?

В) Презентация  «Наша деревня» .

- Что окружает нашу деревню со всех сторон? Какие леса окружают? Какие деревья растут в лесу?

Г) Сравнение слов: ел – ель. Найти отличие и сходство

                                   Л-твердый и мягкий. Ель-3б. и ел-2б.,но по 2 звука.

4. Закрепление.                 3. Изучение новой темы                   б) Подготовка к теме урока.

 А)Запись слово ел на           А) Объяснение учителем по                         -Просклонять слово

 доске,  составление                таблице новой темы.                                     ель по падежам.

 схемы.

Б) Запись слов ела, ели        Б) Чтение правила по учебнику                 - Подчеркнуть окончания

ел по прописи.                          вслух

                                                    в) Назвать слова  с ь знаком и составить предложения.                                          

                                                   

                                                     - Какие животные живут в нашем лесу?                          

                                                Физминутка.

Раз, два, три, четыре пять – начал заинька скакать.

Прыгать заинька скакать, он подпрыгнул 10 раз.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто –то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

В) Аналогичная работа       4. Закрепление.

Села. сел, сели.                                   А) Отгадывание загадок.

                                        Дни его – всех дней короче, всех ночей длиннее  ночи  (декабрь).

                                        Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки  мороз  ( январь).

                                        По ночам мороз силен, днем капели слышен

                                         звон, день прибавился заметно. (Февраль).

                                        Б) Запись зимних месяцев.                      4. Изучение новой  темы

                                        Определить звуки.                                              

Г) Составление рассказа                                                                       А) Объяснение учителем

по рисунку с.77                                                                                      новой темы по таблице.

Д) Проверка работ.      В) Проверка друг у друга.                        Б) Чтение памятки учащимися

                                          Что пишется на конце этих слов?

                                         Что обозначает ь? (мягкость согласного)

                                                                                 

                             Физминутка для пальцев и  гимнастика для глаз.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке будут буковки писать.              Приложение 2 – гимнастика для глаз.

Е) Запись предложения              Г) Изменить слова, чтобы                         5. Закрепление.

Кто около ели?. Состав-              на конце стоял ь знак.                         А) Буквенный диктант.

ление схемы.                                 Зверек, тополек, стебелек.         Выполнение на компьютере

                                                           гусенок.                                                 Вставить окончание.

                                                        Д) Ответить на вопросы   С.86          Проверка по карточке.

- Что еще кроме лесов окружает нашу деревню? Какие реки протекают в нашей местности?

Ж) Работа над текстом                  Е) Работа по карточке.                  Б) работа по учебнику        

«Река».                                      Вставить ь, где нужно.                             Упр. 184 с.96 Опре-

- чтение учителем                                                                                        делить падеж, склонение

- словарная работа                                                                                        выделить окончание

- чтение учащимися                                                        

-найти слова с буквой е

и определить звук.

5. Итог урока.

Какую букву научились    

писать? (е).                                   ё) Проверка работ.                           В) Чтение текста учащимися

                                                                                                                       упр.193 вслух про деревню.

                                                                                                                               

- Обобщение: наша деревня богата лесами, реками, полями, лугами, возвышенностями.

                                                                  5. Итог урока.                              6. Итог урока.

                                                       Какая буква в русском                         Как проверить безударное

                                                 алфавите, кроме гласных        окончание имен существительных?

                                                 может тоже обозначать    

                                                   мягкость согласного?

                                                               6. Дом задание.                             7. Дом задание.

                                                          Упр.150 с.87 изменить  слова                  Упр.193 с.101 вставить

                                                         так. чтобы они  называли                         пропущенные окончания.

                                                              одни предмет.

                                                                                                       Выставление оценок.

                                                                                          Рефлексия деятельности

                                   Продолжить следующие предложения:

                           Сегодня на уроке Я:

                                     – узнал, открыл для себя…
                        – научился, смог…
                                                   – могу похвалить себя и своих одноклассников за…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в малокомплектной школе.2-4 классы

урок русского языка во 2 классе и урок чтения в 4 классе....

Рабочая программа. УМК "Школа России" 3 класс по русскому языку.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса к УМК "Школа России" (В.П.Канакина) с учетом ФГОС ( развёрнутая с УУД)...

рабочая программа УМК "Школа России" 3 класс по русскому языку

Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам....

календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" 3 класс по русскому языку

Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам. Планирование расчитано на 34 учебные недели, 5 часов в неделю....

Изобразительное искусство. "В мире книг". Урок в малокомплектной школе (1-3 класс).

Урок по изобразительному искусству в малокомплектной школе . Учебник Т.А. Копцевой «Изобразительное искусство» 1 класс, 2012.; Учебник Т.А. Копцевой «Изобразительное искусство» 3 класс, 2012...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...