календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" 3 класс по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Калинина Маргарита Алексеевна

Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения и соответствует всем требования предъявляемым к методическим разработкам. Планирование расчитано на 34 учебные недели, 5 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

Русский язык

1 четверть (40 часов)

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1.

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь и её значение. Речь – отражение культуры человека. Составление текста по рисунку.

2.

Язык, его значение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

3.

Текст. Предложение. Словосочетание. Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста.

4.

Заголовок. Части текста. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

5.

Р/р Коллективное сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень».

Сочинение

6.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.

7.

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения. Знаки препинания в конце предложений.

8.

Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Проверочная работа (тест).

Тест

9.

Предложения с обращением (общее представление). Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.

10.

Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложений (без деления второстепенных членов на виды). Виды предложений по интонации.

11.

Состав предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Словарный диктант.

Словарный диктант

12.

Предложение. Разбор предложений по членам.

13.

Простое и сложное предложение (общее представление). Составление сложного предложения из двух простых.

14.

Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Составление предложений из деформированных слов (по рисунку, по заданной теме, по модели).

15.

Контрольный диктант №1 по теме «Предложение».

Контрольный диктант №1

16.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленение словосочетаний из предложений.

17

Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слова при помощи вопроса.

18.

Номинативная функция слова. Слово как единство звучания и значения. Однозначные и многозначные слова.

19

Р/р подробное изложение текста с языковым анализом.

Изложение

20.

Слово и его лексическое значение. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы. Работа 25.с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.

21.

Омонимы (общее представление). Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов.


22.

Слово и словосочетание. Словосочетание как сложное название предмета.

23.

Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы (общее представление). Проверочное списывание.

Проверочное списывание

24.

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов. Использование их в речи. Работа с фразеологическим словарём.

25.  

Части речи (повторение): имя существительное. Морфологические признаки имени существительного.

26.

Части речи (повторение): имя прилагательное. Морфологические признаки имени прилагательного.

27.

Р/р Сочинение по репродукции картины И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»

Сочинение

28

Части речи (повторение): местоимение, глагол. Морфологические признаки глагола и местоимения.

29.

Имя числительное как часть речи (общее представление).

30.

Имя числительное как часть речи (общее представление). Употребление числительных в речи.

31.

Однокоренные слова. Распознавание однокоренных слов в тексте.

32.

Контрольный диктант №2 по теме «Слово в языке и речи».

Контрольный диктант №2

33.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

34.

Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу).

35.

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.

36.

Р/р Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Изложение

37.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

38.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

39.

Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука.

40.

Разделительный мягкий знак. Упражнение в правописании слов с мягким знаком (ь) и другими изученными орфограммами. Перенос слов. Проект «Рассказ о слове»

2 четверть (40 часов)

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1.

Общее понятие о значимых частях слова. Корень слова.

2.

Однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Правописание сложных слов. Работа со словарём однокоренных слов.

3.

Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов.

4.

Р/р Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе».

Сочинение

5.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Формы слова. Окончание, как изменяющаяся часть слова и его роль в образовании форм слова.

6.

Роль окончания в слове, словосочетании и в предложении. Составление текста из деформированных слов, предложений.

7.

Приставка как значимая часть слова. Правописание приставок.

8.

Наблюдение над значением приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить суффиксы в словах. Проверочное списывание.

Проверочное списывание

9.

Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Значение некоторых групп суффиксов.

10.

Суффикс. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах.

11.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Проверочная работа (тест).

Тест

12.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

13.

Основа слова. Разбор слов по составу. Ознакомление со словообразовательным словарём.

14.

Р/р Подробное изложение текста повествовательного текста с языковым анализом. Озаглавливание текста.

Изложение

15.

Анализ изложений и работа над ошибками. Общее представление о правописании частей слова. Изменяемые и неизменяемые слова. Выделение частей слова.

16.

Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне.

17.

Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных в корне слова.

18.

Контрольный диктант по теме «Состав слов»

Контрольный диктант № 3

19.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Формирование навыка моделирования слов. Слова с непроверяемым написанием.

20.

Исторические чередования сочетаний звуков в русском языке. Слова с сочетаниями оро/ра (ворота – врата), ере/ре (берег – брег), оло/ла (золото – злато).

21.

Проект «Семья слов»

Проект

22.

Р/р Сочинение. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка».

Сочинение

23.

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Постановка орфографической задачи. Определение пути её решения.

24.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

25.

Правописание слов с безударными гласными в корне слова. Алгоритм действий для решения орфографических задач и использование алгоритма в практической деятельности. Подбор проверочных слов с заданной орфограммой.

26.

Правописание слов с непроизносимым согласным в корне. Проверка написания слов с непроизносимым согласным. Словарный диктант.

Словарный диктант

27.

Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова (сугроб, чертёж) и перед согласным в корне (сказка, гибкий, просьба), с непроверяемым согласным в корне (вокзал, дождь).

28.

Правописание непроизносимых согласных в наиболее распространённых словах (солнце, сердце, здравствуй, местность).

29.

Правописание сн в наиболее употребительных словах (опасный, прекрасный, вкусный).

30.

Упражнение в правописании слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Изложение

31.

Р/р Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

32.

Анализ изложений и работа над ошибками. Правила проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова.

33.

Проверка написания гласных и согласных разными способами: изменение формы слова; подбор однокоренных слов.

34.

Правописание слов с двойными согласными. Упражнение в правописании слов с двойными согласными (ванна, аллея, телеграмма, рассказ, русский, длинный).

Контрольный диктант №4

35.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов»

36.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов в слове.

37.

Правописание приставок и суффиксов в слове.

38.

Правописание гласных и согласных в приставках в-, о-, об-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, под-, по-, про-, пере-, в некоторых суффиксах –ек, -ик, -еньк, -ок (общее представление).

39.

Разделительный твёрдый знак (ъ). правила употребления ъ.

40.

Развитие навыка правописания безударных гласных корня в словах с приставками (завязал, подкрепил, переписал, покраснел).

3 четверть (45 часов)

п/п

дата

Тема урока

Примечание

1.

Правописание приставок и предлогов. Приставки и предлоги. Формирование умения отличать приставку от предлога.

2.

Упражнение в правописании предлогов и приставок.

3.

Проект «Составляем орфографический словарь» .

Проект

4.

Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) (объявление, съезд, съёжился, предъюбилейный).

5.

Р/р Подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

Изложение

6.

Анализ изложения и работа над ошибками. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Формирование навыка различать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками.

7.

Упражнение в правописании слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

8.

Общее представление о частях речи.

9.

Р/р Сочинение. Составление рассказа по репродукции картины И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Сочинение

10.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Понятие об имени существительном как о части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи.

11.

Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Устаревшие слова и сфера их употребления.

12.

Собственные и нарицательные имена существительные.

13.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Контрольный диктант №5

14.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Имена собственные. Правописание имён собственных.

15.

Проект «Тайна имени». Толкование значений некоторых имен. Составление рассказа о своём имени.

Проект

16.

Изменение имен существительных по числам (единственное, множественное). Составление предложений из деформированных слов.

17.

Р/р Подробное изложение текста повествовательного характера.

Изложение

18.

Анализ изложений и работа над ошибками. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы). Письмо по памяти.

19.

Род имен существительных (мужской, женский, средний). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве и т.д.).

20.

Мягкий знак (ь) на конце существительного женского рода после шипящих (ночь, рожь) и его отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож). Составление устного рассказа по серии картин.

21.

Упражнение в правописании имен существительных с шипящим звуком на конце. Роль ь в слове. Проверочное списывание.

Проверочное списывание

22.

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Формирование навыка культуры речи; норм согласования (серая мышь, листва облетела и др.).

23.

Имена существительные общего рода (первое представление).

24.

Изменение  имен существительных по падежам. Определение падежа имени существительного.

25.

Неизменяемые имена существительные. Слова с непроверяемым написанием.Словарный диктант.

Словарный диктант

26.

Именительный падеж имени существительного.

27.

Родительный падеж имени существительного.

28.

Винительный падеж имени существительного.

29.

Р/р Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Изложение

30.

Дательный падеж имени существительного.

31.

Творительный падеж имени существительного.

32.

Предложный падеж имени существительного.

33.

Р/р Составление устного сочинения по репродукции К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

Сочинение

34.

Анализ сочинения и работа над ошибками. Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей.

35.

Формирование представления об именах существительных в дательном падеже, признаки дательного падежа. Работа с таблицей «Признаки падежей». Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

36.

Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

37.

Проект «Зимняя страничка». Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.

Проект

38.

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание имен существительных».

Контрольный диктант №6

39.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.

40.

Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Лексическое значение имен прилагательных в речи

41.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Обогащение словарного запаса. Проверочная работа (тест).

Тест

42.

Роль имен прилагательных в тексте. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написание.

43.

Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Синтаксическая роль имени прилагательного.

44.

Упражнение в определении рода и в изменении имен прилагательных по родам. Окончание имени прилагательного.

45

Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Число имен прилагательных (единственное, множественное).

4 четверть (4 часов)

п/п

Дата

Тема урока

Примечание

1.

Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие). Родовые окончания имен прилагательных.

2.

Изменение имен прилагательных в единственном числе по падежам (первое представление). Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна – лебедь».

3.

Р/р Составление текста описания животного по личным наблюдениям. Изобразительно – выразительные средства в описательном тексте.

Сочинение

4.

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Определение падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного.

5.

Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения – определение). Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

6.

Проект «Имена прилагательные в загадках»

Проект

7.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант №7

8.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». Изобразительно – выразительные средства в описательном тексте.

9.

Личные местоимения 1, 2, 3 лица (значение, вопросы). Роль местоимений в речи.

10.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

11.

Личные местоимения. Грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица). Употребление местоимений в речи.

12.

Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения). Проверочная работа (тест).

Тест

13.

Грамматические признаки местоимений. Постоянные и непостоянные признаки. Морфологический разбор местоимений. Составление письма.

14.

Значение и употребление в речи глаголов. Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Составление письма.

15.

Число. Изменение глагола по числам. Лексическое значение глаголов. Составление текста по сюжетным рисункам. Изобразительно – выразительные средства в описательном тексте.

16.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Роль глаголов в речи. Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись. Словарный диктант.

Словарный диктант

17.

Начальная (неопределённая) форма глагола. Формирование умения распознавать глаголы в неопределённой форме.

18.

Число глаголов (единственное, множественное). Глагольные вопросы: что делать? Что сделать? . функции глагола в речи.

19.

Изменение глаголов по числам. Определение числа глаголов и изменение их по числам.

20.

Р/р выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

Изложение

21.

Анализ изложений и работа над ошибками. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

22.

Определение времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов, отвечающих на вопрос что делаешь?

23.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

24.

Контрольный диктант №7 по теме «Глагол».

Контрольный диктант №8

25.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Частица не. Правописание глаголов с частицей не.

26.

Постоянные и непостоянные признаки глагола. Морфологический разбор глагола. Составление предложений и текста.

27.

Роль глаголов в предложении (сказуемое). Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам.

28.

Р/р Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников.

Сочинение

29.

Обобщение знаний о глаголе. Родовые окончания глаголов.

30.

Повторение. Времена глагола.

31.

Р/р Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

32.

Итоговый контрольный диктант.

Контрольный диктант №9

33.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение изученного о словах, предложениях.

34.

Повторение. Виды речи. Речь и её значение.

35.

Повторение. Текст и предложение.

36.

Повторение. Состав слова. Части речи.

37.

Р/р изложение текста по коллективно составленному плану.

Изложение

38.

Анализ изложений и работа над ошибками. Повторение. Правописание частей слова.

39.

Повторение. Части речи. Существительное.

40.

Повторение. Части речи. Прилагательное.

41.

Повторение. Части речи. Местоимение.

42.

Повторение. Части речи. Глагол.

43.

Повторение. Лексическое значение (слова, омонимы, синонимы).

44.

Повторение. Состав слова.

45.

КВН «Знатоки русского языка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 2 класса по русскому языку.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса....

Календарно - тематическое планирование для 3 класса по русскому языку

Планирование для учащихся индивидуальной формы. Расчитанно на 3 часа в неделю....

Календарно - тематическое планирование для 1 класса по русскому языку (письмо)

Календарно - тематическое планирование для 1 класса по  русскому языку (письмо) для учащихся индивидуальной формы обучения....

Календарно - тематическое планирование для 2 класса по русскому языку .

Календарно - тематическое планирование для 2 класса по  русскому языку  для учащихся индивидуальной формы обучения....

Календарно-тематическое планирование для 3 класса по русскому языку ФГОС с УУД. Программа "Перспектива."

Календарно-тематическое планирование   по русскому языку для 3 класса по ФГОС с УУД. Программа "Перспектива"  авторы Климанова Л.Ф. ; Т.В.Бабушкина....

Календарно -тематическое планирование во 2 классе по русскому языку

Календарно -тематическое планирование во 2 классе по русскому языку...

Календарно-тематическое планирование для второго класса по русскому языку

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс.  Объём учебного времени  во 2 кла...