Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Письмо прописной буквы З"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Шумик Елена Борисовна

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе,

 

учитель Елена Борисовна Шумик, МКОУ «Хорошковская СОШ» Павлоградского муниципального района Омской области

 

  1. Тема «Письмо заглавной буквы З», УМК "Перспективная начальная школа"

 

  1. Результаты  деятельности:
    1. Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)

-смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво заглавную букву З).

 

  1. Метапредметные (МПР):

П - ориентироваться в учебной тетради: находить нужную страницу к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание «Раскраскина»,

-осуществлять анализ буквы, выделение элементов;

-осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;

-использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы и конструировать букву)

 

Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя  с опорой на интригу (Учебная задача - научиться красиво и правильно писать заглавную букву З);

-планировать действия в соответствии с поставленной  учебной задачей;

-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов с заглавной буквой З;

-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.

К -строить понятные высказывания;

- взаимодействовать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять  свою часть  работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.

 

  1. Предметные (ПР): - писать заглавную букву З); -употреблять заглавную букву З для написания имён.
  1. Цель: Сформировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способов действий для правильного написания заглавной буквы З в ходе парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе,

учитель Елена Борисовна Шумик, МКОУ «Хорошковская СОШ» Павлоградского муниципального района

  1. Тема «Письмо заглавной буквы З»

  1. Результаты  деятельности:
  1. Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)

-смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво заглавную букву З).

  1. Метапредметные (МПР):

П - ориентироваться в учебной тетради: находить нужную страницу к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт, «ключ» к конструированию письменных букв; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание «Раскраскина»,

-осуществлять анализ буквы, выделение элементов;

-осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;

-использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы и конструировать букву)

Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя  с опорой на интригу (Учебная задача - научиться красиво и правильно писать заглавную букву З);

-планировать действия в соответствии с поставленной  учебной задачей;

-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов с заглавной буквой З;

-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.

К -строить понятные высказывания;

- взаимодействовать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять  свою часть  работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.

  1. Предметные (ПР): - писать заглавную букву З); -употреблять заглавную букву З для написания имён.
  1. Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания заглавной буквы З в ходе парной, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.

Этап урока

/учебная ситуация

Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формирование и развитие ценностного отношения  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Управляю ситуацией самооценки.




-Ребята, сейчас урок русского языка. Вам необходима тетрадь по письму, конверт с элементами букв, дневник, пенал. Проверьте и оцените свою готовность.

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Высказываются о своей готовности

- Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь по письму, пенал, конверт с элементами букв, на моей парте порядок, я готов  работать, внимательно слушать учителя и одноклассников.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- Откройте тетрадь по закладке. Чему научились на прошлом уроке?



Переклейте закладку на следующую страницу.

-Рассмотрите страницу, определите, какой будет урок.

Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.

-Ребята, прочитайте слово. Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать это слово? (открываю запись на доске Зина) 

Почему?






Находят страницу по закладке, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы.

-Мы научились писать строчную букву з.

 



-Выполняют задание, рассматривают страницу.

Пробуют определить тип урока.

-Сейчас будет урок открытия нового знания.




Читают слово. Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать заглавную букву З)



3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.


Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

-Какая тема нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)

- Я согласна, Тема урока «Письмо заглавной буквы З».

Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с заглавной буквой З)


Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.


- В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться?

-Я согласна с вами, необходимо научиться красиво  и правильно писать заглавную букву З.

Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной заглавной буквы З)

- Будет ли полезным новое знание (умение)?

-В чём ценность (польза) нового знания и умения?




Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. 

-Рассмотрите страницу 27,  составьте план действий.






Предлагаю обсудить формы работы

-Какие задания можно выполнить в парах, а какие – всем вместе?


Предлагаю обсудить критерии.

-Что мы будем оценивать в течение урока?

-Что значит «аккуратно?»


-Поднимите руку, кто настроен только на успех.

-Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи!

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания условными знаками.

-Тема урока «Заглавная буква З»




Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

-Я не уверен, что могу красиво и правильно написать имя Зина, потому что правильно писать заглавную букву З я еще не учился.


С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.


-Наша цель: научиться красиво  и правильно писать заглавную букву З.





-Если научимся писать заглавную букву З, то  сможем писать разные имена, начало предложения.

-Сможем написать  имя Зина.

Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой З.


Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый  ранее опыт

-Мы выполним задание «Раскраскина»

Выберем нужные элементы

Напишем букву под счёт в рамке, а после будем писать в рабочей строке букву, слоги, слова и предложения.

Поработаем в парах.

Подумаем и выполним задание «Вопрос Вопросыча».

-Давайте в парах будем выбирать элементы и конструировать букву.

-Все вместе напишем букву под счет.


-Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.


-Это значит «Ах, как красиво!», Ах, как хорошо!


-Реагируют на призыв учителя.

4. Решение учебной задачи

Сформулированные особенности заглавной буквы З, способ (алгоритм) написания буквы

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы З

Организую ситуацию решения учебной задачи,  используя предложенный план действий



-Какое первое действие?

Найдите и рассмотрите задание «Раскраскина». Для чего нам нужно выполнить это задание?




-О чём обязательно нужно помнить?


-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.



Организую ситуацию текущей самооценки


-Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что  допустил ошибки?


Организую ситуацию анализа буквы.

-Рассмотрите письменную заглавную букву З.Сравните с печатной буквой.

-Из скольких элементов она состоит?

-Как называются эти элементы?



В парах выберите нужные элементы и сконструируйте заглавную букву З. Используйте «ключ» для проверки.


Организую ситуацию текущей оценки.

-Расскажите, как удалось поработать в  парах. Как договаривались, что делали?


Динамическая пауза.

Самоконтроль посадки.


-Найдите и рассмотрите букву в рамке. В каком направлении нужно писать заглавную букву З? Составим алгоритм написания буквы З.



-Прочитаем, как пишется буква под счёт. 


Просмотр письма под счёт на слайде


Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.


Организую ситуацию текущей оценки.


-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.


-Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма.

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.


Находят нужное задание. Высказываются о его  пользе

-Задание «Раскраскина» помогает укрепить и разработать руку, чтобы буквы получились лучше.


-Необходимо проверить посадку, положение тетради. 

Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).




-Подают сигналы.




Рассматривают, анализируют букву. Сравнивают печатную и письменную.

-Буква З состоит из двух правых полуовалов.






Выполняют задание в парах. Выбирают элементы и конструируют букву.


Проговаривают ход выполнения задания.

-Мы работали дружно, я нашел верхний элемент, а ….-нижний элемент. По «ключу» проверили работу.





Находят и рассматривают букву.

Определяют  алгоритм написания буквы.

-Начинаем писать верхний полуовал, потом напишем нижний полуовал.

-Нужно писать букву сверху вниз.

 

Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-два-и     З

Смотрят показ и считают.


Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.





-Выполняют самооценку. Подают сигнал.



Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм

и-раз-и-два-и

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму написания буквы З

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.

Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю следовать далее по плану.

 -Какое действие нашего плана нужно выполнить сейчас?


-Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт.


Организую ситуацию оценки и взаимооценки.

-Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным  цветом самую удачную букву.


-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.  


-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?(выслушиваю 2-3 пары)

-Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.

Гимнастика для снятия усталости глаз. (физминутка СЛЕДИ за снежинкой)




Проговаривают  следующее действие.

-Нужно написать букву З под счёт в рабочей строке.


Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.


Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.




В парах осуществляют взаимопроверку.




Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.


-Подают сигналы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять  алгоритм написания буквы З в слогах

Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок

 Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю написать букву З в слогах, используя верхнее и нижнее соединения.

- Прочитайте и напишите слоги с заглавной буквой З, обратите внимание на  соединения.

Организую ситуацию текущей самооценки.

Предлагаю вернуться к имени Зина.

-Сможете ли вы теперь написать это имя уверенно правильно, красиво?

Выполняют задание, читают и пишут слоги. Осуществляют самоконтроль.





Осуществляют самооценку действий.



Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников.

-Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать имя Зина, потому что научился писать заглавную букву З.

8. Оценка

Умение определять уровень овладения алгоритмом разучивания скороговорки

Формирование и развитие ЦО к самооценке умения быстро и правильно рассказывать скороговорки

Предлагаю выполнить контрольное задание, оценить результаты, способы их достижения.

-Напишите имя Зина, разделите слово на слоги, поставьте ударение. Помните, ЧТО вы будете оценивать.

Прошу повторить формулировку задания.

Организую итоговую самооценку усвоения и применения детьми алгоритма написания буквы  в соответствии с критериями.  

то будем оценивать?

-Оцените свою работу по цветовой шкале.

Цели достиг, ошибок нет, доволен собой – зелёный. Было трудно, с ошибками справился – жёлтый.

Не справился, не доволен собой – красный.  

-Объясните свой выбор оценки.

-Кто оценил себя зеленым цветом? Почему?(заслушиваю 1-2 ребят) Кто оценил себя также? Кто иначе?

Высказываю согласие-несогласие с самооценкой ребёнка, комментирую выбор.

Выполняют предложенное контрольное задание.


Пишут имя Зина, делят на слоги, ставят ударение. Осуществляют самоконтроль.


Повторяют задание.




Называют критерии оценки.



В тетради, а после в дневнике оценивают результаты, способы их достижения (закрашивают клетку самооценки  по критериям)



Комментируют самооценку.

Поднимают руки.



В дневнике отмечают оценку учителя (закрашивают клетку оценки нужным цветом).

Самооценка

Оценка



9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

-Каким образом вы научились писать заглавную букву З?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение  сделало вас еще умнее, более самостоятельнее!

На следующем уроке нас ждут новые открытия! Вы будете писать диктант, в котором встретится буква З. Вам поможет упорство и терпение! Урок окончен.

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.




-Тема урока «Заглавная буква З»

-Мы научились писать заглавную букву З правильно и красиво.

-Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться в парах.

-Мы работали и в парах, и самостоятельно, и все вместе.

-Я научился писать еще красивее и другие буквы, я собой доволен!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физминутка для снятия усталости с глаз Выполнила: Елена Борисовна Шумик , Учитель начальных классов МКОУ «Хорошковская СОШ» Павлоградского муниипального района Омской области

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 1 класс. "Школа России" "Письмо строчной и заглавной буквы В, в"

Данный урок содержит  алгоритм организации уроков русского языка в период обучения грамоте....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс «Буква Й и И»

Формировать отличительные признаки букв И, Й и правила их написания, научить отличать согласный звук [й] и гласный звук [и]; учить  навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозн...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс «Письмо строчной и заглавной букв З, з»

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе «Письмо строчной и заглавной букв З, з»...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква х»

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква х»...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква ц»

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква ц»...