Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Горшкова Римма Ранисовна

Урок разработан в системно-деятельностном режиме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neproiznosimye.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс Т.Г.Рамзаева

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель:  учимся грамотно писать слова с непроизносимым согласным в  корне слова.

Задачи:  •  способствовать формированию у учащихся осознанности в   учебной деятельности, способности к самообразованию;

                 •  развитие орфографической зоркости и обогащение словарного   запаса детей;

                 •  воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и    принимать мнения других людей (сотрудничать).

Тип урока:  открытие нового знания.

Технология  деятельностного метода.

Метод: проблемно – диалогический.

Оборудование: плакаты: цель урока, тема  урока, непроизносимые

                            согласные, сочетания согласных;

                            таблица со словами, опора для рефлексии;

 

I .  Самоопределение к деятельности.  Орг. момент.

Сегодня на уроке вы будете узнавать новое и самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Перед вами маршрутный лист с этапами работы:

Отлично                                  Сомневаюсь                                   Не получается      

Выявление настроя у учащихся.

II.  Актуализация знаний.  Словарная работа.

    -  Я загадаю слова, а вы отгадайте  и назовите ту орфограмму, которую нужно  

           проверить или запомнить.    

               

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто - … (ЛУК)    

(Лук, орфограмма парная согласная в корне слова,  проверим лука.)

Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный … (КЛАСС)    

(Класс, орфограмма удвоенная «с»,  запоминаем.)

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста … (КНИЖКИ)    

(орфограмма парная согласная в корне слова, проверим книжечка.)

Простудился я вчера,

Голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип.

У меня наверно … (ГРИПП)    

(Грипп, орфограмма  удвоенная согласная «п», запоминаем.)

-  Чем похожи эти орфограммы?    (Орфограммы – согласные.)

-  На какие группы их можно разделить?   (На парные и удвоенные.)

-  Какие слова отнесём к первой группе?   (Лук, книжки.)

      -  Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов?  

            (При произношении он оглушается.)

-  Какие слова отнесём ко второй группе?   (Класс,  грипп.)  

-  Что происходит с парными согласными при произношении?

  (Он сливаются в один звук.)

Закрасьте нужным цветом 2 этап урока

III.  Постановка учебной проблемы.

1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

     

- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника.  

- Все продолжайте работать в тетрадях, а мои помощники будут писать на обратной стороне доски.  

Удивилась  очень Катя, посмотрев в оконце –

Почему-то на закате стало красным … (СОЛНЦЕ)

Так говорят про человека, который всегда говорит правду. Какой он? (честный)

Мишка был большой проказник.

У него сегодня … (ПРАЗДНИК)

-  Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.

-  Какое было задание?   (Записать слова под диктовку.)

-  Проверим.   Доска открывается.

 -  Смотрим, сравниваем.

 Видят несоответствия в написании. Если нет, сами даём другую запись.

-  А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.

-  Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?

 

-  Сколько мнений в нашем классе?   (Два.)

-  Какие?   (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)

-  А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)

-  … , ты почему не написал согласную  … в слове …?  (Согласную не слышно при произношении.)

-  У кого другое мнение?  

 Дети поднимают руки. Если нет, сами находим ребенка, сделавшего другую запись, или предлагаем свою.

-  … , а ты … почему написала согласную … в слове…?  (Я могу её произнести, значит, её надо писать.)                                                                                                                                          

IV.  Постановка цели урока.

-  Так чего мы ещё не знаем?  (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)

-  Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать

-  Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем?  (Учимся грамотно писать слова.)

На центральной  доске открывается цель урока (не полностью).

УЧИМСЯ  ГРАМОТНО  ПИСАТЬ  СЛОВА

-  Этому и будем сегодня учиться.

1V.  «Открытие нового знания». Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

1.  Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

На доску вывешивается таблица со словами, записанными в столбик.

ВЕСТЬ

ИЗВЕСТНЫЙ

ВЕСТНИК

Запишите внимательно данные слова в столбик в тетрадь

-  Что заметили?  (Это однокоренные слова.)

-  Почему?   (У них одинаковый корень  и смысл.)

-  Докажите.  (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».)

Выделяется корень в словах.

-  Как вы понимаете смысл этих слов?   (Весть – сообщение о чём-либо; известный – о  ком все знают;    вестник – тот, кто приносит весть.)

-  Ещё раз посмотрите на слова, произнесите их и послушайте.

-  В чём разница? Какие будут мнения?  (Буква есть, а звук не произносится.)

-   Может, мы ошибаемся? Давайте запишем транскрипцию слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах.

Подсчёт и запись рядом с таблицей, напротив слова.

                                                                                                                       

ВЕСТЬ  

ИЗВЕСТНЫЙ

ВЕСТНИК

5 букв, 4 звука

9 букв, 8 звуков

7 букв, 6 звуков

После каждого подсчёта выясняем причину несоответствия количества букв и звуков в  словах.

-  Почему  число букв и звуков в слове различно?  (В слове весть буква «ь» звука  не обозначает. )

-  Это мы уже знаем?  (Да.)

-  Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.)

-  А это мы знали? (Нет.)

-  Это новое сегодня.

-  Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы

    помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

   -  Как бы вы назвали такие согласные?  Посовещайтесь в группах 2 минуты на лучшее название этих согласных. (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…)

Или мини-конкурс на лучшее название.

-  Молодцы! Интересные названия придумали.

2.  Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

-  Откройте учебники  на странице  и сравните  свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

Дети  читают про себя тему урока

-  Так как по-научному называются такие согласные звуки?  (Непроизносимые.)

-  Так над какой темой мы сегодня работаем?  (Непроизносимые согласные в словах.)

На доску вывешивается тема урока.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ  СОГЛАСНЫЕ В  КОРНЕ  СЛОВА

                                         

УЧИМСЯ   ГРАМОТНО   ПИСАТЬ   СЛОВА

С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ  СОГЛАСНЫМИ В  КОРНЕ  СЛОВА

- А какие же звуки могут быть непроизносимыми? В этом вам поможет текст упр. 294.

Внимательно прочитайте подчеркнутые слова и найдите непроизносимый звук

 ([д],[т],[в],[л]

-  Значит, на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не

   допускать ошибок. (д,т,в,л)

-  А как можно проверить когда нужно писать непроизносимую согласную?  (Подобрать однокоренное слово.)

-  А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет.)

-  А какое?  (То, в котором непроизносимая согласная произносится.)

Правило на с. 125

3.  Подводящая беседа к формулированию правила.

-  Вернёмся к нашим словам.

Открывается доска.

-  У кого из моих помощников есть ошибки?  

-  О чём задумались?  (Есть ли в слове непроизносимый согласный звук и нужно ли обозначать его буквой.)

4.  Самостоятельное формулирование правила.

                  Первичное закрепление.

-  Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании

   слова с непроизносимым согласным? (Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым.)

V.  Подведение итогов урока.

     

-  Какова цель нашего урока?  (Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласным в корне слова.)

-  Да, мы учились грамотно писать эти слова.

-  Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?  

   (Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал   произносимым.)

Закрасьте нужным цветом 3 этап урока

-  Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.)

-  На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.

   Закрасьте нужным цветом 4 этап урока

Используемая литература

  1. festival.1september.ru
  2. Приглашаем на урок. 3 класс. Русский язык, математика, чтение, окружающий мир/ Н.В. Лободин и др.- Волгоград: Учитель,2008.

Отлично                                  Сомневаюсь                                   Не получается      

Отлично                                  Сомневаюсь                                   Не получается      

Отлично                                  Сомневаюсь                                   Не получается      

Отлично                                  Сомневаюсь                                   Не получается      

Отлично                                  Сомневаюсь                                   Не получается      

Мой настрой

Как я помню предыдущую тему

Как я понял новое правило

Как я работал на уроке

Как я работал на уроке

Как я понял новое правило

Как я помню предыдущий тему

Мой настрой

Как я работал на уроке

Как я понял новое правило

Мой настрой

Как я помню предыдущий тему

Как я понял новое правило

Как я работал на уроке

Мой настрой

Как я помню предыдущий тему

Как я понял новое правило

Как я работал на уроке

Мой настрой

Как я помню предыдущий тему

Как я понял новое правило

Как я работал на уроке

Мой настрой

Как я помню предыдущий тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание парных согласных.

Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....

Урок русского языка «Правописание парных согласных»

Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...