Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс Т.Г.Рамзаева
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.
Задачи: • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
• развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Тип урока: открытие нового знания.
Технология деятельностного метода.
Метод: проблемно – диалогический.
Оборудование: плакаты: цель урока, тема урока, непроизносимые
согласные, сочетания согласных;
таблица со словами, опора для рефлексии;
I . Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
Сегодня на уроке вы будете узнавать новое и самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
Перед вами маршрутный лист с этапами работы:
Отлично Сомневаюсь Не получается
Выявление настроя у учащихся.
II. Актуализация знаний. Словарная работа.
- Я загадаю слова, а вы отгадайте и назовите ту орфограмму, которую нужно
проверить или запомнить.
Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки,
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто - … (ЛУК)
(Лук, орфограмма парная согласная в корне слова, проверим лука.)
Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный … (КЛАСС)
(Класс, орфограмма удвоенная «с», запоминаем.)
А потом позвонили мартышки:
Пришлите, пожалуйста … (КНИЖКИ)
(орфограмма парная согласная в корне слова, проверим книжечка.)
Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
У меня наверно … (ГРИПП)
(Грипп, орфограмма удвоенная согласная «п», запоминаем.)
- Чем похожи эти орфограммы? (Орфограммы – согласные.)
- На какие группы их можно разделить? (На парные и удвоенные.)
- Какие слова отнесём к первой группе? (Лук, книжки.)
- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов?
(При произношении он оглушается.)
- Какие слова отнесём ко второй группе? (Класс, грипп.)
- Что происходит с парными согласными при произношении?
(Он сливаются в один звук.)
Закрасьте нужным цветом 2 этап урока
III. Постановка учебной проблемы.
1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
- Мы продолжим записывать слова под диктовку, но мне нужны 2 помощника.
- Все продолжайте работать в тетрадях, а мои помощники будут писать на обратной стороне доски.
Удивилась очень Катя, посмотрев в оконце –
Почему-то на закате стало красным … (СОЛНЦЕ)
Так говорят про человека, который всегда говорит правду. Какой он? (честный)
Мишка был большой проказник.
У него сегодня … (ПРАЗДНИК)
- Помощники мои готовы? Садитесь, пожалуйста.
- Какое было задание? (Записать слова под диктовку.)
- Проверим. Доска открывается.
- Смотрим, сравниваем.
Видят несоответствия в написании. Если нет, сами даём другую запись.
- А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа.
- Ребята, диктовала я для всех одинаково, а почему написали по-разному?
- Сколько мнений в нашем классе? (Два.)
- Какие? (Нужно писать согласную и не нужно писать согласную в слове.)
- А почему получились разные мнения? Как вы думаете? (Мы этого ещё не знаем.)
- … , ты почему не написал согласную … в слове …? (Согласную не слышно при произношении.)
- У кого другое мнение?
Дети поднимают руки. Если нет, сами находим ребенка, сделавшего другую запись, или предлагаем свою.
- … , а ты … почему написала согласную … в слове…? (Я могу её произнести, значит, её надо писать.)
IV. Постановка цели урока.
- Так чего мы ещё не знаем? (Нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
- Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему исследовать
- Какова цель нашего урока? Что мы сегодня делаем? (Учимся грамотно писать слова.)
На центральной доске открывается цель урока (не полностью).
УЧИМСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ СЛОВА |
- Этому и будем сегодня учиться.
1V. «Открытие нового знания». Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.
1. Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.
На доску вывешивается таблица со словами, записанными в столбик.
ВЕСТЬ ИЗВЕСТНЫЙ ВЕСТНИК |
Запишите внимательно данные слова в столбик в тетрадь
- Что заметили? (Это однокоренные слова.)
- Почему? (У них одинаковый корень и смысл.)
- Докажите. (Корень - вест-; во всех словах общий смысл «весть».)
Выделяется корень в словах.
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Весть – сообщение о чём-либо; известный – о ком все знают; вестник – тот, кто приносит весть.)
- Ещё раз посмотрите на слова, произнесите их и послушайте.
- В чём разница? Какие будут мнения? (Буква есть, а звук не произносится.)
- Может, мы ошибаемся? Давайте запишем транскрипцию слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах.
Подсчёт и запись рядом с таблицей, напротив слова.
ВЕСТЬ ИЗВЕСТНЫЙ ВЕСТНИК | 5 букв, 4 звука 9 букв, 8 звуков 7 букв, 6 звуков |
После каждого подсчёта выясняем причину несоответствия количества букв и звуков в словах.
- Почему число букв и звуков в слове различно? (В слове весть буква «ь» звука не обозначает. )
- Это мы уже знаем? (Да.)
- Что заметили во втором и третьем слове? (Звук [т] не произносится.)
- А это мы знали? (Нет.)
- Это новое сегодня.
- Так нужно ли писать согласную в слове, если её не слышно? Почему? Что мы
помним о написании корней слов? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
- Как бы вы назвали такие согласные? Посовещайтесь в группах 2 минуты на лучшее название этих согласных. (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…)
Или мини-конкурс на лучшее название.
- Молодцы! Интересные названия придумали.
2. Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
- Откройте учебники на странице и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя тему урока
- Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)
- Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)
На доску вывешивается тема урока.
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА |
УЧИМСЯ ГРАМОТНО ПИСАТЬ СЛОВА |
С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА |
- А какие же звуки могут быть непроизносимыми? В этом вам поможет текст упр. 294.
Внимательно прочитайте подчеркнутые слова и найдите непроизносимый звук
([д],[т],[в],[л]
- Значит, на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не
допускать ошибок. (д,т,в,л)
- А как можно проверить когда нужно писать непроизносимую согласную? (Подобрать однокоренное слово.)
- А любое однокоренное слово подойдёт? (Нет.)
- А какое? (То, в котором непроизносимая согласная произносится.)
Правило на с. 125
3. Подводящая беседа к формулированию правила.
- Вернёмся к нашим словам.
Открывается доска.
- У кого из моих помощников есть ошибки?
- О чём задумались? (Есть ли в слове непроизносимый согласный звук и нужно ли обозначать его буквой.)
4. Самостоятельное формулирование правила.
Первичное закрепление.
- Кто поможет мне сформулировать правило? Как не ошибиться в написании
слова с непроизносимым согласным? (Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым.)
V. Подведение итогов урока.
- Какова цель нашего урока? (Учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласным в корне слова.)
- Да, мы учились грамотно писать эти слова.
- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?
(Нужно подбирать проверочное однокоренное слово так, чтобы звук стал произносимым.)
Закрасьте нужным цветом 3 этап урока
- Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.)
- На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.
Закрасьте нужным цветом 4 этап урока
Используемая литература
- festival.1september.ru
- Приглашаем на урок. 3 класс. Русский язык, математика, чтение, окружающий мир/ Н.В. Лободин и др.- Волгоград: Учитель,2008.
Отлично Сомневаюсь Не получается
Отлично Сомневаюсь Не получается
Отлично Сомневаюсь Не получается
Отлично Сомневаюсь Не получается
Отлично Сомневаюсь Не получается
Мой настрой
Как я помню предыдущую тему
Как я понял новое правило
Как я работал на уроке
Как я работал на уроке
Как я понял новое правило
Как я помню предыдущий тему
Мой настрой
Как я работал на уроке
Как я понял новое правило
Мой настрой
Как я помню предыдущий тему
Как я понял новое правило
Как я работал на уроке
Мой настрой
Как я помню предыдущий тему
Как я понял новое правило
Как я работал на уроке
Мой настрой
Как я помню предыдущий тему
Как я понял новое правило
Как я работал на уроке
Мой настрой
Как я помню предыдущий тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание парных согласных.
Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....
Урок русского языка «Правописание парных согласных»
Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...
Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс
Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Разработка урока русского языка по теме "Согласный звук Й ".Презентация и технологическая карта урока.
Разработка урока русского языка.Тема "Согласный звук й "...