Главные вкладки

    урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Николаенко Светлана Анатольевна

    Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_otkr_ur_russk_yaz.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка 2 класс

       Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"

    Подготовила и провела учитель Николаенко С.А.

    Цели и задачи урока:

     -  Учить различать в словах звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание;

    - Учить делать самостоятельные выводы по теме;

     - Упражнять в способах проверки парных согласных на конце слов и правильном выборе буквы для их обозначения на письме;

    - Применять полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе;

       - Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

      - Формировать умение вести учебный диалог, работать в паре;

      - Поддерживать детей в их творческих начинаниях, пробуждать в них желание творить;

    - Учить детей анализировать собственную учебную деятельность.

    1. Организационный момент (мотивационный этап)

    Учитель: Сегодня к нам на урок русского языка пришли гости. Улыбнитесь, пожалуйста, гостям. Поделитесь с ними хорошим настроением. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Садитесь. Продолжите, пожалуйста, предложение: - Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы…

    Дети: Сегодня я пришел на урок русского языка для того, чтобы    научиться писать без ошибок, открывать новые секреты русского языка.

    Учитель: Да, сегодня мы продолжим работу над грамотностью письма. А с какой орфограммой будем работать, вы мне сами скажете чуть позднее. Открываем тетради. Записываем -  Число. Классная работа. (комментирует дежурный)

    Возьмите простой карандаш и поставьте на полях ту оценку, которую вы бы хотели получить за классную работу.

     

    2. Постановка проблемы. Знакомство с темой урока.

    – Сегодня  нам предстоит решить вот какую проблему:

    В нашем русском языке

    “Ходят парами” бэ-пэ

    вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс.

    Эти пары у людей вызывают интерес.

    Часто “хитрые подружки”

    Подменить хотят друг дружку.

    Как узнать писать какую –

    Эту букву иль другую?

    С толку сбить хотят ребят.

    Но у нас не детский сад?

    Мы решим проблему эту?

    А расскажем всему свету?

    Предстоит сегодня вам    

    Все расставить по местам.

    В русском языке эти буквы

    “Хитрые, опасные”

    Постарайтесь-ка запомнить…(Парные согласные)

    3. Минута чистописания            б к с в ш г д ф ж з п т

    На минуте чистописания эти буквы станут героями наших красивых строчек. Давайте только приведём их в порядок. На первой строчке запишем буквы, которые обозначают звонкие звуки. (комментирует Илья Р.) б, в, г, д, ж, з

    А под ними самостоятельно запишите их глухие пары.

    Проверка: Прочитайте эти буквы парами. (Илья Л.)

    Скажите , а почему парные согласные на конце слова считаются опасными? Дети: На конце слов пишутся не всегда так, как произносятся их звуки.

    4. Словарная работа.

    А теперь вспомним словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова. Отгадайте загадки:

    1. Как называется большое промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих? (З . ВОД) табличка вывешивается на доске

    - покажите на веере, какую гласную надо запомнить

    - прочитаем это слово орфографически

    Запись с комментированием, ударение, подчёркивание гласной.

    1. Ребёнок, который посещает школу? (УЧ . НИК) табличка на доску

    Какая гласная пропущена? Читаем орфографически. Запись с комментированием.

    1. Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно, … К . Р . НДАШ

    - какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.

          4)  Все его зимой боятся

    Больно может он кусаться

    Прячьте уши, щёки, нос

    Ведь на улице … М . РОЗ

    - Какая гласная пропущена? Читаем. Пишем.

    - В каких словах произношение последнего звука не расходится с написанием?

    (УЧЕНИК) Бросьте последний звук. (к)    и букву пишем ка.

    (КАРАНДАШ) Бросьте последний звук (ш)    и букву пишем ша.

    - А в каких словах произношение последнего согласного звука расходится с написанием?

    (ЗАВОД) Бросим последний звук (т), а какую букву пишем? дэ

    (МОРОЗ) Последний звук (с), а буква пишется? зэ

    -  Что происходит в этих словах с парными согласными на конце слова?                          Дети: Они оглушаются

    - Что можно сказать про произношение парных согласных  и их написание? Дети: Произношение парных согласных на конце слова может расходиться , а может не расходиться с написанием.

    5. Постановка учебной задачи.

    Учитель: Вспомните начало урока, минутку чистописания, словарные слова. Кто сможет сформулировать тему урока? Чему мы будем учиться сегодня на уроке?  

    Дети: Правописание слов с парными согласными на конце.

    6. Работа с учебником.

    Перед нами стоит задача – научиться правильно писать слова с данной орфограммой. Что нужно сделать для этого? (Найти проверочное слово) А кто-нибудь, может, знает, как проверить парную согласную на конце слова? (Ответы учащихся)
    - Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод?

     Откроем учебник стр…. Прочитаем  правило.

    Итак, сегодня мы будем учиться проверять парную согласную на конце слова. А поможет нам в этом упр.168.                                                         - Что нужно сделать в этом упражнении?

     Дети: Проверить парную согласную на конце слова, подобрать проверочное слово.

    1 слово? ду. (б, п)

    2 слово –…

    3 слово – …

    - Прочитайте слова второго столбика. Запишите самостоятельно к этим словам проверочные.

    У доски задание выполнят 2 ученика.

    … …. - сильный холо .        ……….. - большой сугро .

    ……. – вязаный шар .        ………… - тонкий лё .

    ……. – пушистый сне.        ………… - смешной снегови.

    Проверка  (стриж, груз, сосед)

    Учитель: Ребята! Что вам помогло справиться с заданием?                           Дети:  Знание правила. Умение его применять. 

    - Как же проверить парные согласные на конце слова? (.. нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

    7. Физминутка

    Лучший отдых – это смена умственного и физического труда. Я сейчас буду называть слова. Если в конце слова стоит парный согласный – прыгаем, если нет такой орфограммы приседаем. (корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, поляна)

    Поднимите руку, кто из вас любит сказки? Да, ведь только в сказке можно зимой оказаться на летней цветочной поляне. Давайте для наших гостей соберём большой букет цветов.

    1, 2, 3, 4, 5 – вышли дети погулять.                                                                                            Лютики, ромашки собирал 2 «А» класс.                                                                                            Вот такой букет у нас!

    8. . Закрепление полученных знаний и умений.

    А ещё на этой поляне стоит избушка на курьих ножках. А живёт в ней ….. (Баба – Яга.) 

    Вывешиваю на доску картину с изображением избушки на курьих ножках и Бабы Яги.  Под окошком сидит Баба Яга. Рядом с ней согласные.

    -Оказывается  Баба – Яга  тоже учит парные согласные.

     Корректирование текста.

    - А зачем они Бабе Яге?    / она учится писать слова с парными согласными/

    - Баба Яга написала рассказ. Послушайте его и подумайте, всё ли в нём верно.

    - Зима. Как красив лес! Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал речку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарф на ветках сосны. Жара! А в тёплой норке спит ёж.

    - Всё ли верно в рассказе Бабы Яги?    /Нет. Зимой жары не бывает./

    - Исправьте ошибку. Какое слово нужно подобрать: близкое или противоположное по смыслу?  /Противоположное. Мороз, холод./

    - Как называются противоположные по смыслу? /Антонимы./

    Работа в парах:   Настало время проверить, грамотно и правильно ли записала рассказ Баба – Яга, и проверить прочность ваших знаний и умений.

    -  Посмотрите,  Баба Яга записала рассказ на карточках и раздала вам для проверки. Возьмите красный карандаш и проверьте, как настоящие учителя. Ошибки зачеркните, сверху напишите правильную букву. В конце текста напишите число ошибок, которые вы исправили. (В карточке 7 ошибок).

    Карточка.

    Зима. Как красив лез. Снек укрыл пни и кусты. Толстый лёт сковал речьку. Снежные шубы надели ели. Пушистый шарв на ветках сосны. Морос! А в тёплой норке спит ёш.

    - Сколько предложений в тексте Бабы-Яги?(8 предложений)

    Сколько ошибок допустила Баба Яга? (7 ошибок)

    1 колонка - назовите слово, в котором вы нашли ошибку, во 2 предложении.

    2 колонка – в 3 предложении.

    3 колонка - в 4 предложении.

    4 колонка – в 6 предложении.

    5 колонка – в 7 предложении.

    6 колонка – в 8 предложении.

    -Молодцы! Я думаю, что вы и в дальнейшем будете писать грамотно.

    Что вам помогло найти ошибки?  ( Знание орфограммы, умение проверять)

    9. Самостоятельная работа. ( 10 мин.)

    - Исправили мы ошибки Бабы Яги, объяснили ей, как надо писать правильно. Но, чтобы она отпустила нас, нужно выполнить ещё одно задание, убедить её, что вы и сами умеете составлять рассказы, хорошо знаете правило о парных согласных и умеете им пользоваться. Не испугаетесь?     /Нет./

     (Творческая работа.)       На доске слова:

    ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, РЕКА, ЛЁД, РЕБЯТА, КАТОК.

    - Перед вами опорные слова. Сколько слов с парными согласными на конце?

    - Найдите проверочное слово к слову снег? ( снега, снежок)

    - К слову мороз? ( морозы, морозит, морозко)

    - К слову лёд? (ледок, льды)

    Составьте устно небольшой рассказ из этих слов, добавляя свои слова.

    - Пришла зима. Выпал снег. Стоит мороз…..

    - Молодцы!  Хороший рассказ вы составили.

    Давайте дадим название  этому рассказу.    ( Зима.  Зимой.)

    - Я тоже составила зимний рассказ , запишем его в тетрадях.

    Пришла зима. Выпал снег. Мороз сковал реку. Вот и лёд. Ребята спешат на каток.

    - Сколько слов с парными согласными в нашем тексте. Подчеркните  парные согласные на конце этих слов.

    11. Итог урока  - Ребята, слова на какое правило научили писать Бабу Ягу?

    Подведём итог урока. Продолжите предложение:

    - Сегодня на уроке главным было …

    - Сегодня на уроке для меня было трудным …

    - На уроке я работал ….

    --Отлично работали, молодцы! Нам ещё много тайн предстоит открыть вместе с вами. И у нас это неплохо получается.

    Домашнее задание: правило стр.    , упр. 169

    -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

    Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

    конспект урока по русскому языку "Парные согласные на конце слова" + презентация

    Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме "Парные согласные на конце слова"...

    Методическая разработка урока русского языка "Парные согласные"

    Урок составленн в соответсвии с новыми требованиями...

    Урок русского языка "Парные согласные" 2 класс

    Цель и задачи урока:-  Различать сильные и слабые позиции парных согласных в корне слов; - Отработать   способы  проверки парных согласных на конце слов,  правильны...

    Презентация к интегрированному уроку "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ней намёк..."

    Презентация к интегрированному уроку во 2 классе по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка -ложь,да вней намёк,добрым молодцам урок"...

    презентация по русскому языку парные согласные на конце слова

    В презентации даны правила и задания по  теме парные согласные на конце слова...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ

    Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....