Главные вкладки

    Методическая разработка (русский язык, 1 класс) на тему:
    Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

     

    Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.
     
    Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
     
    Задачи.
    Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
    Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.
    Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.
     
    Планируемые результаты
    Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
    Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.
     
    Метапредметные результаты:
    - определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
    - проговаривает последовательность действий на уроке;
    - работает по коллективно составленному плану;
    - фиксирует затруднения в выполнении заданий;
    - оценивает правильность выполнения действий;
    - планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    - высказывает свои предположения;
    - строит краткое устное высказывание по теме;
    - слушает и понимает речь других;
    - ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
    - участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
     
    Авторский медиапродукт: презентация.
     
    Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
     
    Дидактические материалы:
    - сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,
    - картинки животных,
    - текст загадок,
    - ребусы,
    - толковый словарь С. И. Ожегова,
    - карточки для индивидуальной работы,
    - звук: стук дятла.
     
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_cha_-_shcha.rar761.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

    Автор: Шарова Светлана Павловна  учитель начальных классов  ГБОУ СОШ № 2 села Обшаровка, Приволжского района Самарской области

     Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия.

     Цель. Создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

     Задачи.

     Обучающие. Содействовать формированию у учащихся знание о правописании ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

     Развивающие. Способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотно-го письма. Развивать речь.

     Воспитательные. Воспитывать культуру поведения при работе в паре.

     Планируемые результаты

     Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

     Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу без ошибок.

     Метапредметные результаты:

     - определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;

     - проговаривает последовательность действий на уроке;

     - работает по коллективно составленному плану;

     - фиксирует затруднения в выполнении заданий;

     - оценивает правильность выполнения действий;

     - планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

     - высказывает свои предположения;

     - строит краткое устное высказывание по теме;

     - слушает и понимает речь других;

     - ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;

     - участвует в организованном поиске новые знания: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

     Авторский медиапродукт: презентация.

     Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

     

     Дидактические материалы:

     - сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги,

     - картинки животных,

     - текст загадок,

     - ребусы,

     - толковый словарь С. И. Ожегова,

     - карточки для индивидуальной работы,

     - звук: стук дятла.

     Ход урока

     1. Организационный момент

     Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.

     Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

     Формируемые УУД. Формирование личностной заинтересованности (л).

     Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности (р).

     Учитель. Создали дружелюбное , хорошее настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу.

     - Руки? – На месте!

     - Ноги? – На месте!

     - Локти? – У края.

     - Спинка? – Прямая.

     2. Актуализация знаний.. Минутка чистописания.

     Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.

     Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

     Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (п). Формирование умений слушать и понимать речь других(к).

     Учитель. Вспомним, ребята, над правописанием какой орфограммы мы работали вчера на уроке?

     Ученик. ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

     Учитель. Вспомним правило. По моей руке хором.

     Дети. ЖИ- ШИ пиши с буквой И.

     Учитель. Дети, помогите мне отгадать загадки.

     Черепаха понимает,

     Что домой не опоздает.

     При луне, как при свече,

     Подползает к букве…

     Дети. Ч

     Учитель. Что вы можете рассказать об этой букве?

     Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.

     Учитель. Отгадаем вторую загадку.

     Щуке в речке каждый день

     Щёткой зубы чистить лень.

     Позвала к себе леща-

     От леща осталась…

     Дети. Щ (ща).

     Учитель. Что вы знаете о букве щ?

     Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.

     Слайд 2 На интерактивной доске звуки: ж , ш , щ ' , ч ' .

     Учитель. Вспомним, чем отличаются звуки ж , ш от звуков ч' , щ' ?

     Карандашом интерактивной доски перетянуть слова, которые соответствуют характеристике этих звуков.

     Учитель. Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание заглавных и строчных букв Ч ч, Щ щ.

     Слайд 3 - 4

     На интерактивной доске правописание букв .

     Пропишем эти буквы, соблюдая закономерность:

     Чч Ччч

     Щщ Щщщ

     3.Самоопределение к деятельности.

     Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.

     Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к актив-ной познавательной деятельности на основе опорных знаний.

     Формируемые УУД. Формирование умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других (к). Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(п). Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.(р )

     Учитель. Ребята, посмотрите на доску.

     Слайд 5-6 (Ребусы)

     Какое задание можете предложить?

     Ученик. Разгадать ребусы.

     Учитель. Попробуем их разгадать.

     Ученик. Чашка, щука.

     Учитель. Что можете сказать о написании этих слов?

     Ученик. В этих словах встретились сочетания ча и щу, а мы знаем, что ча пишется с буквой а, щу пишется с буквой у.

     Учитель. С какой буквой не дружат буквы ч и щ?

     Ученик. Эти буквы не дружат с буквами ю и я, потому что с ними никогда не пишутся.

     Учитель. Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

     Ученик. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

     Учитель. Какая же цель стоит перед нами на уроке?

     Ученик. Будем учиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу –щу.

     Учитель. Хором, по моей руке произнесём правило.

     Дети. ЧА –ЩА пиши с буквой А.

     ЧУ – ЩУ пиши с буквой У.

     Слайд 7 (картинки животных)

     На интерактивной доске появляются картинки: волка, зайца, галки, сороки, белки.

     Учитель. Кто изображён на картинках?

     Ученик. Животные.

     Учитель. Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

     Ученик. Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

     4. Применение и добывание знаний. Работа в парах

     Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.

     Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений , развитие контроля и оценки.

     Формируемые УУД. Формирование умения выполнять последовательность действий (р), позицию по отношению к своей работе в группе (л), быть исследователем , организовывать совместную работу(к).

     Учитель. Работая в паре, посовещайтесь и разбейте эти слова на группы.

     На какие группы у вас получилось разбить слова?

     Ученик. Детёныши зверей и детёныши птиц.

     Учитель. Продолжая работать в паре, выпишите слова по группам.

     Один ученик из пары выписывает названия детёнышей птиц, другой зверей.

     Что общего у всех слов?

     Ученик. Все слова предметы во множественном числе.

     Учитель. Какое задание предложите выполнить с этими словами?

     Ученик. Подчеркнуть правило ча, зелёным карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый согласный звук.

     Учитель. Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу.

     Сигналами светофора дети оценивают работу. Рисуют зелёный кружок, если всё верно, жёлтый - есть 1-2 ошибки, красный - требуется помощь. Учитель при проверке тетрадей проверяет работу и если согласен с оцениванием ставит +, если не согласен -, затем обсуждается с ребёнком.

     5. Физкультминутка.

     Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

     Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.

     Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).

     Учитель. Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении.

     Жи-жи-жи – летают в городе …(стрижи).

     Ши-ши-ши – маршируют … (малыши).

     Ча-ча-ча – прискакала … (саранча).

     Чу-чу-чу – молоточком я … (стучу).

     Ща-ща-ща – я в реке поймал ... (леща).

     Щу-щу-щу – в небо птицу … (отпущу).

     Слайд 8

     На интерактивной доске на карточках записаны слоги, из которых дети составляют слова. Слоги перетаскивают карандашом.

     Учитель. Ой, да тут не просто прямоугольники, в них ещё что – то спрятано.

     Ученик. В них спрятались слоги.

     Учитель. Что бы вы хотели сделать с этими слогами?

     Ученик. Составить из слогов слова.

     Учитель. Хорошо. Составим слова и запишем их разделяя для переноса, подчеркнём правила.

     Учитель. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»?

     Ученик. Это такая трава.

     Ученик. Это кислое растение.

     Учитель. Да, дети, у всех у вас разные мнения. А где узнать точное значение слова?

     Ученик. В толковом словаре.

     Учитель. Молодец! Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарём?

     Ученик читает значение слова в словаре.

     Ученик. Щавель – травянистое растение семейства гречишных с продолговатыми съедобными спелыми листьями.

     Учитель. Какое задание предложите выполнить с этим словом?

     Ученик. Составить предложение.

     Учитель. Кто готов поделиться своими предложениями?

     Слайд 9 ( ЩАВЕЛЬ)

     Обратите внимание на постановку ударения в этом слове и произносите правильно.

     Ученик. Маша сорвала щавель.

     Ученик. Из щавеля сварили щи.

     Ученик. В огороде растёт щавель.

     Учитель. Какое предложение понравилось вам больше?

     Ученик. Мне последнее.

     Учитель. Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение?

     Ученик. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно.

     Учитель. Я предлагаю вам такое задание. Слайд 10 (схема)

     Что же это за задание?

     Ученик. Найти главные слова в предложении.

     Учитель. Выполните работу самостоятельно.

     Какие орфографические задачи решаем в этом предложении?

     Ученик. « В» - маленькое слово, предлог пишем со словами отдельно.

     Ученик. В слове « Огороде» безударные гласные о в первом и втором слоге.

     Ученик. В слове « Щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь.

     Учитель. Дети, вы любите отдыхать на природе?

     Дети. Да, конечно.

     6. Физкультминутка для глаз

     Дидактическая задача: Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость.

     Показатели реального результата решения задачи: У учащихся улучшается внимание, снижается усталость, восстанавливаются силы.

     Формируемые УУД. Формировать умения соблюдать здоровый образ жизни (л).

     Учитель. А кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? О.. сколько рук…

     Сели по удобней. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, зданий, магазинов и попадаем в густой, труднопроходимый лес.

     А как называется такой лес?

     Ученик. Чаща.

     Слайд 11

     Учитель. В нашей чаще тихо и только кто –то нарушает эту тишину. А кто, мы сейчас услышим.

     На слайде есть знак звука, учитель на него наводит курсор мышкой , нажимает левой клавишей и дети слышат стук дятла.

     Кто же этот невидимка?

     Ученик. Дятел.

     Учитель. Как же дятлы нарушают тишину?

     Ученик. Дятлы стучат по деревьям.

     Учитель. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат».

     Учитель. Зачем дятлы стучат по деревьям?

     Ученик. Они ищут пищу.

     Учитель. Запишите предложение.

     Какие правила подчеркнём?

     Учитель. В слове «ищут» - щу, в слове «пищу» - щу.

     Учитель. Отдыхать вы любите. А играть ?

     Ой, как громко. Тогда поиграем. Но игра наша будет называться «Молчанка».

     Что понадобится для этой игры?

     Ученик. Веер букв.

     7. Контроль и самоконтроль полученных знаний

     Дидактическая задача: Проверить полученные знания.

     Показатели реального результата решения задачи: Получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов.

     Формируемые УУД. Формирование умения выполнять работу по предложенному плану. вносить необходимые коррективы (р), способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности(л).

     Слайд 12

     На интерактивной доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. Два человека работают на ноутбуке (задание аналогичное). Самостоятельно по карточкам будут работать три человека.

     Задания на карточках.

     Ч…шка, держ…м, больш…е, ч…гун, дач…, куч.., ш…повник, крич… .

     Слова на доске:

     Ч…йка уш… скач…

     уж…н щ…кА тащ…

     дач… рощ… кач…ет

     Учитель. Что вы можете сказать о словах третьего столбика?

     Учитель. Это слова действия.

     Учитель. Какое слово «лишнее»?

     Ученик. «Лишнее» слово качает, потому что в нём три слога.

     8. Итог урока

     Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.

     Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы.

     Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке(р), дать самооценку учебной деятельности(л).

     Учитель. Какая цель была перед нами в начале урока?

     Ученик. Научиться писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

     Учитель. Предлагаю дополнить предложения.

     Слайд 13

     ЧА – ЩА пиши с буквой …

     ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

     9. Рефлексия учебной деятельности

     Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.

     Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

     Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки(р). Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).

     Слайд 14

     На парте у вас три мордочки: одна весёлая, вторая задумчивая, третья грустная.

     Если у вас всё получилось сегодня на уроке поднимите весёлую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, но а если постоянно требовалась помощь грустную.

     Учитель. Урок окончен.

     ***

     На уроке шло формирование следующих универсальных учебных действий

     Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

     Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно со-ставленному плану; актуализировать мыслительные операции; организовать фиксацию затруднений в выполнении заданий; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

     Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

     Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

    Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

    Урок по русскому языку в 1 классе на тему: Словосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.

    Урок по русскому языку в 1 классе на тему : Словосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши.Цель урока: -закрепить написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;-продолжить формирование умения грамотно писать; вид...

    Урок русского языка в 1 классе "Сочетания жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-"

    Русский язык 1 класс. Тема урока «Сочетания жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-.» Педагогические задачи: создать условия для составления небольших рассказов о своих друзьях и увлечениях; научить за...

    Урок русского языка в 1 классе по теме "Сочетания ча-ща, чу-щу"

    Урок русского языка  в 1 классе по теме "Сочетания ча-ща, чу-щу"  по УМК "Перспективная начальная школа"...

    «План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»

    «План-конспект  урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...

    Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

    Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия....

    Урок обучения грамоте (послебукварный период) в 1 классе по теме «Правописание ЧА –ЩА, ЧУ - ЩУ»

    Ресурс представляет собой подробный конспект урока и презентацию. В каждом этапе урока прописаны формируемые предметные умения и универсальные учебные действия....