Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Пастухова Светлана Федоровна

Урок русского языка в 4 классе. Урок -закрепления по теме "части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Закрепление знаний об изученных частях речи.

Цели: 1. Совершенствовать умения правильно определять части речи.

          2. Закрепить и обобщить знания детей об изученных частях речи.

          3. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.

           4. Работать с устаревшими словами; воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование:  карта с остановками; жетоны; кот рисунок; портрет; памятка с разборами; серия картинок; картинки с изображением предметов.

Ход урока

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

Своё место займёт тот, кто правильно узнает части речи.

1.Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. (Доска)

Переведите на русский язык.

  1. «Весёлая грамматика». Прочитайте  стихотворение и подскажите

словечко, если нужно изменяя их форму.

Существительное - _____________    Д          (весёлая)

_______________- глагол                       О       (школа)

С прилагательным - ____________          С     (проснулась)

Новый школьный день пришёл.                  К  (мы)

Встали _____ местоименье.        А

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Сформулируйте тему урока.

2.Введение в тему урока. (читает учитель)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.  (Картинка кот)

-Кто автор этих строк ? (А.С.Пушкин-портрет)

С его произведениями мы знакомимся с самого раннего детства. Этот поэт писал как для детей, так и для взрослых.

Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать будем по карте, вместе с учёным котом. Во время путешествия, мы будем участвовать в  аукционе.

-Кто из вас знает: что такое аукцион? (это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу)

 Любую вещь, из области знаний русского языка можно купить, заплатив за неё знаниями . За правильный ответ получаете жетон.

2.ЧИСТОПИСАНИЕ.

Отправная точка нашего путешествия Гора Чистописания, а под ней расположилось озеро Словарное. Каждый из вас должен внести залог, доказать свою «состоятельность на торгах» - способность участвовать в аукционе.

«БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ».

Записать только букву гласного звука, которую нужно записать во втором слоге. (Кажый ученик записывает букву на доске и в тетради, за правильное написание получает жетон с буквой «Ч»)

Командир, горизонт,карандаш, алфавит, космонавт, путешествие, председатель, молоко, инженер, овощи.

ЗАКРЫТАЯ  ДОСКА:

  1. 2  3  4  5  6  7  8  9  10

               а   и  а   а  о  е  е  о  е   о    (Проверка)

- Что общего у этих букв? (обозначают гласныезвуки)

- В чём различие ? (обозначают твёрдость, мягкость)

-Что общего у слов? (им. сущ)

-Почему эти слова, называются словарными?

После озера Словарного мы попадаем в огромное государство Морфология. Здесь много  населённых пунктов- частей речи. И мы отправимся к ним в гости. Первый город,который встречается нам на пути – город Существительное.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ОБ ИМ. СУЩ-ОМ.

ДОСКА.

1.И в светлицу*  входит царь, стороны той государь.

2. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце* с грустной думой на лице.

-Из какой сказки эти строки? (Сказка о царе Салтане)

К какой части речи относятся выделенные слова? (им. Сущ).

Кто знает, что это за слова? (В русском языке много устаревших, малоизвестных. непонятных слов и выражений.)

Где употребляются эти слова? (В художественной литературе)

 Кто знает значение слов?

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Палата – большая богатая комната.

Престол- трон.

Венец- драгоценный головной убор, корона.

Настало время аукциона. Что знаете об им. Сущ.

  1. Часть речи, отвечает на вопросы кто? что?\
  2. Обозначает предметы, явления природы (гроза), события (война), процессы действия (стрельба, рост), состояние человека (радость)
  3. Им.сущ. –собственные, нарицательные.
  4. Одушевл, неодушевл.
  5. Бывают трёх родов:ж.р; ср.р; м.р.
  6. Изменяются по числам и по падежам.
  7. В предложении бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.

1уровень:  Распределить картинки на две группы (Редчиц).

2уровень: выписать им. сущ. определить род.

3уровень:выписать им. сущ. обозначенные звёздочкой  сделать морф. разбор.  (Памятка ). 1в – 1 предложение; 2 в – 2 предложение

I.Часть речи.

1.Начальная форма (И. п., ед. ч.)

II. 1.Собственное или нарицательное.

     2. Одушевлённое или неодушевлённое.

     3. Род.

     4. Склонение.

  III. 1.Падеж.

        2. Число.

  IV. Член предложения.

ПРОВЕРКА.

  1. ПАУЗА.

Перед нами бор Спортивный .  Игра «Эстафета» определить падеж им. сущ.

ДОСКА.

Растёт на дереве – П.п.              Любоваться природой – Т.п.

Сидит за партой- Т.п.                Зашёл к другу – Д.п.

Поднялся в воздух – В.п.          Поставил на стол – В.п.

Подарил товарищу- Д.п.            Думаю о Родине – П.п.

Запылали вдоль дороги- Р.п.     Оторвался от ветки – Р.п.

(Жетоны с буквой «С»).

  1. ПОВТОРЕНИЕ ОБ ИМ. ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ.

1.Посмотрите в окно. Попробуйте описать день.

(Ясный, солнечный, погожий, безоблачный,…..)

(Пасмурный, несолнечный, хмурый, туманный, облачный, непогожий,..)

Какую часть речи мы использовали?

Слово «прилагательное» в переводе с греческого означает «эпитет». Где мы встречались с этим термином? Для чего нам нужны им. прилагательные?

Мы попали в село Прилагательное. Начинаем участвовать в торгах. Что можете рассказать об этой части речи.

  1. Прилагательное – это часть речи.
  2. Обозначает признак предмета.
  3. Отвечает на вопросы: какой? какая? Какое? Какие?
  4. Изменяется по родам, числам, падежам.
  5. В предложении – второстепенный член предложения, определение.
  6. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
  7. В словосочетании является зависимым словом.

ЖЕТОНЫ С БУКВОЙ «П».

2. Запись под диктовку. (Указать род, число, падеж  им. прилагаттельных)

Вот идёт он к синему морю,   (-ему- м.р.; ед.ч.; Д.п. –ому).

Видит, (глагол 3 –л. ед.ч. окончание –ит)  на море чёрная буря  (-ая- ж.р.; ед. ч.; И. п.- яя)

Так и вздулись сердитые волны. (-ые – мн. ч.; И.п)

Из какой сказки? (Сказка о рыбаке и рыбке)

(Вот –указательная частица; так-это частица утверждения)

  1. ПОВТОРЕНИЕ О МЕСТОИМЕНИИ.

1.Какая часть речи играет с вами в прятки.

 ЯБЛОНЯ, ВАГОН, МЫШЬ, ТЫКВА.

Попали мы с вами в посёлке  МЕСТОИМЕНИЕ.

2. Начинаем торги.  Что мы знаем о нём?

  1. Местоимение –это часть речи.
  2. Указывает на предмет, но не называет их.
  3. Личные местоимения имеют три лица.
  4. Личные местоимения имеют два числа.
  5. Местоимения изменяются по падежам склоняются.
  6. Местоимения 3 лица ед. числа имеют род: он-м.р; она – ж.р. оно –ср.р.
  7. В предложении местоимение бывает подлежащим, дополнением.

ЖЕТОНЫ СБУКВОЙ «М»

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1 ур. Расположить картинки в правильной последовательности, составить рассказ.( Редчиц).

2 ур. Выпишите местоимения, определите род, число.

Да, ну, он, но,вы.взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.

3ур. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты (ед.ч.; 2-л; И.п.) , старче, я (меня ед.ч; 1-л; Р.п.) в море!

Дорогой за себя дам откуп…       (Себя – возвратное местоимение, указывает

на отношение лица к самому себе; не имеет формы И.п.; склоняется по образцу личного местоимения тебя (себя, себе,собой, о себе)

Отпустил он (ед.ч; 3 л; И.п.) рыбку золотую

И сказал она (ей- ед.ч; 3 л; Д.п)  ласковое слово.

 Из какой сказки слова? ( Сказка о рыбаке и рыбке)

ПРОВЕРКА.

  1. ПОВТОРЕНИЕ О ГЛАГОЛЕ.

Наше путешествие продолжается.

Определите часть речи по схеме:

ПРО     АЛ   СЯ-пробирался, прокатался,проигрался.                                    

 ВЫ          НУЛ     -  выболтнул, выкрикнул, выдернул.

Наша последняя остановка станция  ГЛАГОЛ.

Ваши знания об этой части речи.

  1. Глагол – часть речи.
  2. Обозначает действие предмета.
  3. Отвечает на вопросы что делает? что сделает?
  4. В предложении является сказуемым.
  5. Глагол имеет начальную форму (неопределённую), которая отвечает  на вопросы что делать? что сделать?
  6. Изменяется по числам и временам.

ЖЕТОНЫ С БУКВОЙ «Г»

  1. ур. Списать предложение. (Р.С.)
  2. ур. Списать предложение подчеркнуть грамматическую основу.(Ж.Р.)
  3. Записать предложение, разобрать по членам предложения.
  4. Дать характеристику предложению. (синт. разбор), (дополнительно)выписать словосочетания с вопросами.

ДОСКА  (1 ученик у доски закрытой)        

 Петушок, с высокой спицы, стережёт его границы. (простое, повеств, невосклиц, распростр.)

Стережёт (с чего?) со спицы.

Спицы (какой?) высокой.

Стережёт (что?) границы.

Границы (кого?) его.

Из какой сказки слова? (Сказка о золотом петушке)

    ПРОВЕРКА.

Мы с вами ещё не всё знаем о глаголе. Многое у Вас впереди. Расскажите о глаголе всё, что вы знаете на сегодняшний день.

Стережёт – что делает?глагол, Начальная форма – что делать? стеречь, настоящего времени,ед. числа. В предложении является – сказуемым.

  1. ИТОГ УРОКА.
  2. Молодцы, ребята! Мы дошли до синего моря и можем прочитать письмо, которое прислала Золотая рыбка.

Расшифруй пословицы.

Без  труда не вынешь и рыбку из пруда.  

МОУ НОВОПЕТРОВСКАЯ СОШ

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА


4 класс


Учитель начальных классов:

Пастухова С. Ф.

с.  Новопетровка, 2011 г.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

1. Существительное - _____________             (весёлая)

     _______________- глагол                              (школа)

    С прилагательным - ____________              (проснулась)

    Новый школьный день пришёл.                   (мы)

    Встали _____ местоименье.        

    Бьёт числительное семь.

2. Выпишите местоимения, определите род, число.

Да, ну, он, но,вы, взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.

2. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже. Указать число, лицо, падеж.

Отпусти ты, старче, я в море!

Дорогой за себя дам откуп…      

Отпустил он  рыбку золотую

И сказал она ласковое слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...