Тест как форма контроля
методическая разработка по русскому языку на тему

Чирко Елена Ивановна

Данная работа может оказать помощь педагогам в создании тестов. В начальной школе изучается материал, который встречается в ЕГЭ.  В работе я показала, как строю свою деятельность на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test-kak_forma_kont.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

 Цель работы. Задачи.

2

 Введение. Обоснование.

3

 Актуальность.

4

 Основная часть.

7

1. Понятие: система работы.

7

2. Система  формирования навыка выполнения грамматических заданий.

7

3. Способы формирования коммуникативной компетентности младшего школьника на уроках русского языка.

8

4. Роль тестовых заданий и тестов в процессе обучения.

9

5. Этапы формирования навыка.

11

Заключение.

15

Перспективы.

23

Литература.

24


I. Цель работы

Разработать систему заданий и тренировочных упражнений для учащихся начальных классов для формирования знаний, умений и навыков.

Задачи

  1. Дать теоретическое обоснование значимости системы работы над грамматическими заданиями.
  2. Подобрать методические приемы, способствующие развитию быстроты гибкости, логичности мышления.
  3. Обосновать значимость недельных ритмов в выполнении грамматических заданий.

II. Введение. Обоснование

Приоритетным направлением стратегии модернизации образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.

Стандартной схемы «знания – умения – навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетентности. Необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, т. е. сформировать у него коммуникативную компетенцию.

В процессе обучения русскому языку важно развивать у детей умения наблюдать, анализировать рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения задания. Необходимо как можно чаще ставить ученика в позицию автора, давать им возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Задача учителя – так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка, поэтому ему необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Проблема совершенствования навыка практических действий при обучении детей русскому языку была и остается актуальной.

В течение аттестационного периода я работала над темой «Система тестовых заданий– как форма контроля формирования знаний, умений и навыков учащихся». Данную тему я выбрала неслучайно. Мы знаем, что начальная школа – это основа, на которой будет строиться все дальнейшее образование ребенка. Необходима преемственность между начальным, средним и старшими звеньями современной школы.

Содержание обучения русскому языку в начальных классах должно быть ориентировано на достижение конечного результата – воспитание и развитие языковой личности.

Формирование навыка выполнения грамматических заданий – процесс длительный; начинаясь в первом классе, он заканчивается в девятом классе.


III. Актуальность

Современный выпускник школы должен обладать высоким интеллектом, быть высокообразованным с развитыми познавательными способностями.

Начальная школа готовит детей, чтобы они были успешны в классах второй ступени. Одним из условий этой успешности является овладение учащимися навыка выполнения грамматических заданий.

Анализируя КИМы (контрольно-измерительные материалы) ЕГЭ (2006-2008), я обратила внимание, что задания уровня А и В базируются на знаниях, умениях, навыках, полученных еще в школе первой ступени.

Я уверена, что ориентация младшего школьника на современные требования не может быть преждевременной или ранней. Ведь именно в начальной школе формируются базовые понятия по основным разделам лингвистики. В своей практике я стараюсь добиться прочного усвоения минимума каждым ребенком в начальной школе, стремлюсь сформировать языковую, текстовую и коммуникативную компетенции, которые позволят им эффективно продолжить изучение русского языка в средних и старших классах и подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Результаты анализа КИМов представлены в таблице.

Раздел лингвистики

Задание ЕГЭ

Базисные знания, полученные в начальной школе

Фонетика.

Орфоэпия

А1

В каком слове букв больше, чем звуков, в каком слове звуков больше, чем букв, в каком слове все согласные мягкие?

+ различие звуков и букв; йотированные гласные; непроизносимые согласные

А2

Укажите слово, в котором первый слог безударный

+ Ударные и безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением; словарные слова

Лексика

А3

Какое из перечисленных слов имеет значение

+ обогащение словарного запаса, работа с Толковым словарем, многозначность слов, синонимия, антонимия

Культура речи

А5

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

+ нормы литературного языка, склонение существительных, прилагательных, сопряжение глаголов и т.п.

А6

Выберите грамматически правильное продолжение предложения (употребление деепричастного оборота)

+ грамматическая связь предложений в тексте (употребление местоимений во втором предложении): На березах сидят снегири. Они занесены снегом

А7

В каком предложении нет грамматической ошибки?

+ порядок слов в предложении, употребление времени глагола, неоправданное употребление местоимений

А8

В какой последовательности должны следовать предложения, чтобы получился текст?

+ развитие устной и письменной речи, введение понятий «текст», «тема», «главная мысль»

Словообразование

А12

В каком ряду все слова имеют одинаковое количество морфем?

+ морфемный анализ слова, однокоренные слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова

Орфография

А13

Укажите неверное объяснение написания слов (орфограммы)

+ правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, парных согласных, Ь  после шипящих, разделительных Ь и Ъ, падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов

А14

Укажите ряд, в котором во всех словах удвоенная согласная

+ работа с орфографическим словарем

А15  А16  А17

В каком слове на месте пропуска пишется Ь или Ъ, Е или И, О или А, У или Ю, А или Я

+ работа над орфограммами, изучаемыми в начальной школе

Синтаксис.

Пунктуация

А20

Укажите предложение, в котором необходима запятая

+ признаки однородных членов, обозначение на письме интонации перечисления

Текст.

Культура речи

А27

В каком предложении содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении текста?

+ умение работать с текстом, выделять тему. Формулировать основную мысль

Словообразование

В 1

Каким способом (с помощью чего) образовано слово … ?

+ начальные представления о значении различных морфем, морфемный анализ слов, обучению построению словообразовательных цепочек

Морфология

В 2

Выпишите из текста определенную часть речи (существительные, прилагательные, глаголу …)

+ лексико-грамматические признаки частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, местоимений, наречий, числительных, предлогов, союзов)

Синтаксис

В 4

Найди подлежащее. Укажи, какой частью речи оно выражено?

+ выделение главных и второстепенных членов предложения, первичное представление о способах выражения главных и второстепенных членов предложения

Культура речи.

Развитие речи

С

+ умение работать с тестом, выделять тему. Формулировать основную мысль, составлять план, вопросы по содержанию текста, определять тип текста (описание, повествование, рассуждение), жанр текста (объявление, письмо, зарисовка). Формирование своей позиции по проблеме прочитанного текста…

Актуальность выбранной темы в том, что в начальной школе вполне успешно можем готовить учащихся почти к 20 из 38 видов заданий.

Материал, данный в КИМах для выпускников, не подходит для младших школьников. Поэтому виды заданий нужно адаптировать для учащихся 1 ступени.

Для того чтобы добиться наилучших результатов, работа должна проводиться в системе, регулярно, с последовательным усложнением содержания задания. Убеждена, подобная работа дает каждому ребенку младшего школьного возраста положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволяет у каждого ученика сформировать позитивное отношение к самому языку, дает ему возможность овладеть основами научных знаний о языке, основами языковой и речевой грамотности, а также готовить учащихся к сдаче ЕГЭ.


IV. Основная часть

1. Понятие: система работы

Что же такое система работы?

Система работы – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с твердыми знаниями выполнения грамматических заданий.

 2. Система формирования навыка выполнения грамматических заданий

Составлена на основе программного материала по русскому языку с усложнением к 4 классу.

1 класс                                                                        2 класс

Фонетика                                                                    Фонетика

Орфоэпия                                                                   Орфоэпия

Лексика                                                                       Лексика. Орфография

Синтаксис                                                                   Синтаксис

Культура речи                                                            Текст. Культура речи

3 класс                                                                        4 класс

Фонетика                                                                   Фонетика

Орфоэпия. Лексика                                                   Орфоэпия

Орфография                                                               Лексика

Словообразование                                                    Орфография

Морфология                                                  Словообразование

Синтаксис                                                            Морфология

Текст. Культура речи                                           Синтаксис

                                                                               Текст. Культура речи


3. Способы формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка.

Изучение русского языка в начальных классах должно быть направлено на:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-нравственного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Выпускник начальной школы должен владеть базовыми компетенциями, сформированными на уроках русского языка: языковой, коммуникативной и речевой, культурологической.

С.В. Иванов, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка МПГУ в статье «Русский язык в школе: проблемы предмета» (Начальная школа, 2002, №9) говорит о том, что необходимо уже в начальной школе приступать к систематическому изучению русского языка, т.е. начинать преподавать его линейно, не нарушая научную логику, т.к. изучение языка не терпит фрагментарности и нарушения собственных законов.

Что же нужно делать, чтобы «умение» переросло в «навык»? Ответов получим два:

  1. Нужно объяснить ученику причины появления самого правила (то, на каких лингвистических законах оно базируется);
  2. Необходим постоянный тренинг.

Осознанное письмо для ученика – это умение найти «ошибкоопасное» место в слове, знание орфографического правила, связанного с этим «ошибкоопасным» местом, и способность применить это правило. Регулярный тренинг, иными словами – писать, писать и еще раз писать, причем писать по-разному.

На протяжении педагогической деятельности у меня сложилась своя система работы преподавания предмета. В нее входят:

  1. Четкий понедельный ритм (исключая дни контрольных работ).

Понедельник – работа со словарными словами, синонимами, антонимами, фразеологизмами.

Вторник – синтаксический разбор, морфологический разбор.

Среда – морфемный разбор.

Четверг – фонетический разбор.

Пятница – работа с грамматическими заданиями.

  1. Контроль за формированием навыков (каждая третья неделя месяца - маленькие срезовые работы по каждому ритму).
  2. Система тренировочных упражнений.
  3. Использование приемов, предупреждающих ошибки.

Поэтому материалы, данные в КИМах, адаптирую в недельном ритме в виде грамматических заданий, применяя методы активного обучения.

И.Д. Зверев дает определение методам обучения: «Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессов учителем»). К ним относятся проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа.

Это создает ситуацию успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Придает уверенность. Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. Использование принципа «мини-макси» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке (работа в парах).

У ученика исчезает страх перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции.

4. Роль тестовых заданий и тестов в процессе обучения.

Итоговой работой за курс начальной школы в последнее время является тест. Поэтому провожу промежуточные (полугодие) и итоговые тесты за каждый класс в недельном ритме «Грамматические задания».

Чтобы ученик научился оценивать себя и свои действия адекватно, учитель должен давать положительную общую самооценку и развивать способность ребенка к конкретным оценкам своего учения. Эту задачу можно решить с помощью тестов и заданий тестового характера.

Тестирование организует непрерывный контроль знаний, который выполняет роль обратной связи в системе «учитель-ученик», помогает освоить терминологию, обеспечивает объективность оценки, быстроту контроля, широкий охват материала.

Важно, чтобы вопросы и задания такой работы развивали мыслительные операции детей, учили обобщать изученные явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждали к применению определенных способов действий. В тестах по русскому языку целесообразно использовать задания открытого и закрытого типа.

«Тест» в переводе с английского – испытание, исследование. Можно сказать, что «тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К. Майоров).

Тестовые задания представляют собой исходную единицу теста, содержащую какой-то один элемент знания.

В недельном ритме использую тестовые задания. Здесь обеспечивается соответствие вопросов цели, ради которой проводится тестирование. Тестовые задания могут быть следующими:

  1. Задания закрытого типа с выбором ответа.

       Ученик выбирает правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее 3-4 вариантов ответов. Разнообразие формулировок в тестовых заданиях развивает остроту ума и гибкость мышления, требует от ученика предельной внимательности и сообразительности.

Например:

Укажи признаки однокоренных слов:

а) близкие по значению;

б) отвечают на один и тот же вопрос;

в) имеют одни и те же части слов;

г) имеют общий корень.

Ответ: а), г).

  1. Задания, требующие альтернативных ответов, предусматривают два варианта ответов: да – нет.

Например:

Прав ли Вова, утверждая, что в слове «сказка» два звука [с]?

а) да,   б) нет.

Ответ: а).

  1. В заданиях на установление соответствия необходимо найти или приравнять части, понятия, восстановить связи между элементами двух списков.

Например: Соедини проверяемое и проверочное слова:

1) плот

а) с плодами

2) плод

б) на плоту

3) лук

в) с луком

4) луг

г) на лугу

5) молот

д) молодой

6) молод

е) с молотом

Ответ: 1б); 2а); 3в); 4г); 5д); 6е).

  1.  Задания на восстановление последовательности обладают значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки. Они пригодны для повторения и закрепления алгоритмов.
  2. Например: Восстанови порядок действий при написании слов с безударными гласными в корне слова:
  1. под ударением …;
  2. ставлю его под ударение;
  3. пишу ту же гласную в безударном слоге;
  4. слышу в корне безударный гласный А или И.

Ответ: 4; 2; 1; 3.

Для выполнения задания открытого типа ученику необходимо самому записать одно или несколько слов, эти задания не имеют вариантов правильных ответов.

Например: Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слова, нужно…

Этот вид заданий может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фраз.

Тестовые задания могут выполняться в классе и дома. Тесты и тестовые задания помогут не только усвоить учебный материал по грамматике и орфографии, но и воспитают самооценку у младших школьников, что окажет положительное влияние на развитие самостоятельности учащихся.

5. Этапы формирования навыка

Задания составляют так, чтобы ученики закрепили и отработали теоретический материал, полученный на уроках, в недельных ритмах. Разбираются 3-4 задания за урок из разных разделов русского языка.

Этапы формирования навыка:

  1. 1-2 классы
  1. Знакомство с терминологией.
  2. Поиск пути выполнения задания.

Здесь нужно сравнить, выбрать наиболее рациональный путь.

Много проблем у учителя при обучении учащихся выполнению фонетических заданий. Ошибки в определении твердости-мягкости, звонкости-глухости являются довольно распространенными. Данный вид работы активно используется при обучении грамоте.

В учебниках 2-4 классов нет достаточного числа тренировочных упражнений, которые бы закрепили соответствующее умение и навыки. Поэтому помощь учителя необходима, особенно в 1-2 классе.

Задания по фонетике включены еженедельно с 1 по 4 классы.

Например:

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?
  2. Найди слово, в котором все согласные звуки твердые.
  3. Укажи слово, которое оканчивается на твердый согласный звук.
  4. Подчеркни слово, в котором количество звуков и букв совпадает.
  5. В каком слове происходит озвончение (оглушение) согласного?

Тема «Ъ и Ь разделительные знаки» недостаточно отрабатывается в начальных классах, хотя для восприятия трудна. Зная теорию, ученики допускают ошибки. Поэтому включаю упражнения на это правило.

Например:

а)        В каком слове звуков меньше, чем букв. Докажи.

Семья, семь, слон.

б)        Выбери слова с разделительным мягким знаком.    

 Коньки, платье, окуньки.

в)        Выпиши слова с Ъ разделительным знаком.

В … ехал, у… ехал, раз … яснил, с … ежился.

Темы «Безударная проверяемая (непроверяемая) гласная», «Звонкие – глухие согласные», «Непроизносимые согласные», «Правописание гласных после шипящих», «Двойные согласные», «Перенос», «Ударение» широко представлены в учебниках, поэтому задания, связанные с этими темами выполняются почти без затруднений.

Работа по расширению словарного запаса (раздел «Лексика»), знакомство с синонимами, антонимами, фразеологизмами ведется не только на уроках русского языка в недельном ритме «Словарь», но и на уроках риторики, литературном чтении.

Задания по разделам: «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис» вводятся с изучением тем, регулярное повторение до окончания начальной школы.

С разделом «Текст», «Культура речи» более подробно работаю на уроках риторики.

Начиная с 1 класса ввожу упражнение, где разные виды задания даются по одному тексту. В учебниках для начальной школы таких заданий нет, но они есть в итоговых КИМах.

Например: Спиши.

Стоял в лесу дуб. Прилетел к дубу дятел. Он выдолбил в стволе глубокое дупло.

  1. К слову прилетел, подбери противоположное по смыслу слово (антоним).
  2. В слове стоял подчеркни буквы, которыми обозначены глухие согласные звуки.
  3. В словах первого предложения подчеркни буквы, написание которых надо проверить.
  4. Какому предложению соответствует схема:
  5. L к  _ _ .      

4 класс.

Текст на доске или на карточке:

Хвоинки.

Хвоя можжевельника – это тоже листья. Только они жесткие. Форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не дает им засохнуть. Хвоя живет на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год. В осенние и зимние дни она радует нас зеленью.

  1. Выпишите из текста по одному слову:

- с непроизносимой согласной;

- с парной зв.- глух. cогласной;

- с проверяемой безударной гласной;

- с удвоенной согласной.

2. Спиши последнее предложение. Выполни синтаксический разбор.

3. К выделенным словам подбери антонимы.

4. К слову прочный подбери синонимы.

При формировании навыка много внимания уделяется объяснению. Ученик должен проговаривать все свои действия, тогда навыкам овладевает быстрее.

Этот этап занимает довольно много времени и, конечно, замедляет процесс формирования навыка, но дает больше возможности для творческой деятельности детей, а значит и для их развития.

  1. 3 класс.

Этап формирования правильности выполнения заданий.

В этот период происходит совершенствование использования найденного алгоритма выполнения заданий. Задания на карточках могут даваться в виде домашнего задания. Либо тетрадь: О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала».

Такие тетради данных авторов есть для всех классов.

Сочетание небольшого по объему готового материала, используемого для выполнения действий (репродуктивная деятельность), с самостоятельным созданием детьми других заданий, отвечающих заложенным в задании требованиям (продуктивная деятельность), что завершается проверкой правильности выполнения продуктивной части задания.

Дети могут выполнять эти задания парами, группами.

  1. 4 класс.

Формирование скорости выполнения заданий.

По указанию учителя дети приступают к выполнению работы.

Задания недельного ритма рассчитано на 10-12 минут.

В 4 классе можно давать тесты итоговой аттестации (много разных авторов), выполнение которых рассчитано на урок.

Главным источником формирования данных навыков является творчество учителя – ведь никто лучше него не знает, какого рода задания нужны ученикам его конкретного класса в каждый момент обучения.


V. Заключение

Предлагаемые задания учат сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать и применять знания на практике.

Благодаря этому я добиваюсь стабильных результатов в знаниях своих учеников. Ученики без страха выполняют тесты итоговой аттестации за курс начальной школы, легко адаптируются в среднем звене.

Результатом можно считать анализ окружного теста по русскому языку за 2007-2008 учебный год, где учащиеся показали 72% качества. (Класс работал в недельном ритме. 3-4 классы).

Сейчас мои ученики находятся на стадии поиска путей выполнения заданий.

Необходимость данной работы в том, что у учащихся развивается повышенный интерес к предмету, им нравится самим находить истину, доказывать, делать четкие выводы, анализировать способы выполнения заданий.

К концу 4 класса происходит формирование общеучебных действий как комплекса организационных, информационных, интеллектуальных и коммуникативных действий.

Отслеживание качества обученности учащихся по выполнению заданий по русскому языку можно просмотреть в технологической карте.

Комментарий: технологическая карта содержит модули учебного процесса, порядковые номера учащихся класса.

Ключом являются условные обозначения:

«+» - знания учащихся выше требуемой нормы.

«о» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе.

«у» - освоен программный минимум.


Класс 1-б

Учитель: Е. И. Чирко

Технологическая карта

выявления качества обученности учащихся по русскому языку

Порядковые номера учащихся класса

Содержание модулей уч.процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1

Синтакс. разбор

у

о

о

у

+

у

о

у

о

у

+

о

+

у

о

о

о

о

+

+

у

у

+

о

+

о

2

Морфемный разбор

3

Фонетический разбор

у

у

о

у

+

у

о

у

о

о

+

+

+

у

о

о

о

у

о

о

у

у

о

о

+

У

4

Грам задания

у

у

о

у

+

о

о

о

о

у

+

о

+

у

о

о

о

о

о

о

у

у

о

о

+

о

5

Словарь

у

о

о

у

+

у

о

у

о

у

+

о

+

у

о

о

о

о

+

+

у

у

о

о

+

о

6

Итог

у

у

о

у

+

у

о

у

о

у

+

о

+

у

о

о

о

о

о

о

у

у

о

о

+

о

Условные обозначения:          

 «+» - знания учащихся выше требуемой нормы

«о» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе    

«у» - освоен  программный минимум      

 «+» - 4, «о» - 13, «у» - 9

Абсолютный процент успеваемости: 100%

Качественный процент успеваемости: 66%

СОУ: 59%

В итоге обучения в 1 классе мы видим у 4 человек знания выше требуемой нормы, у 13 учащихся полностью соответствуют требуемой программе, а 9-ю учащимися освоен программный минимум. Качественный процент составляет 66%, СОУ- 59%.

( 20 человек нуждаются в профессиональной помощи логопеда)

Из этих 9 человек проследим успешность обученности Босиёк Ангелины.

Комментарий к графику: по вертикали – средний балл выполняемой работы, по горизонтали – номер выполняемой работы по учебному месяцу.

Мы видим, что с каждым видом работы идёт незначительный, но успешный рост. Ангелина овладевает программным минимумом, что подтверждает система работы над грамматическими заданиями.

Аналогичная технологическая карта составлена по итогам работы во 2 классе 1 полугодия.

Класс 2-б

Учитель: Е. И. Чирко

Технологическая карта

выявления качества обученности учащихся по русскому языку

Порядковые номера учащихся класса

Сод-ние модулей уч. процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

1

Синт. разбор

у

у

о

+

у

+

у

о

у

о

у

+

+

о

+

у

о

о

о

о

+

+

у

у

+

о

+

о

2

Морфемный разбор

3

Фонетический разбор

у

о

о

+

у

+

о

о

у

о

у

+

+

о

+

у

о

о

о

о

о

о

у

у

о

о

+

о

4

Грамматические задания

у

о

о

о

у

+

о

о

у

у

у

+

+

о

+

у

о

о

у

о

+

о

у

у

о

о

+

о

5

Словарь

у

о

о

о

у

+

о

о

о

о

о

+

+

о

+

у

о

о

о

о

+

о

у

у

о

о

+

о

6

Итог

у

о

о

о

у

+

о

о

у

о

у

+

+

о

+

у

о

о

о

о

+

о

у

у

о

о

+

о

Условные обозначения

 «+» - знания учащихся выше требуемой нормы

«о» - знания учащихся полностью соответствуют требуемой программе    

«у» - освоен  программный минимум                                                                

«+» - 6, «о» - 15, «у» - 7

Абсолютный процент успеваемости: 100%

Качественный процент успеваемости: 75%

СОУ: 65%

Знания выше требуемой нормы – у 6 учащихся, знания полностью соответствуют требуемой программе – у 15 учащихся, программный минимум освоен 7-ю учениками.

Снова проследим успешность обученности Босиёк Ангелины:

Комментарий к графику: у Ангелины идёт рост освоения программного минимума.

Подведём общий итог по данной системе.


1 класс                                                            2 класс

Кач. – 65%                                                      Кач. – 75%

СОУ – 59%                                                     СОУ – 65%

Далее представлены диаграммы по каждому из модулей учебного процесса, где можно провести сравнительный анализ.

1 класс                                                                   2 класс

Кач. -73%                                                              Кач. – 82%

СОУ – 65%                                                            СОУ – 67%

1 класс                                                              2 класс

Кач. – 69%                                                       Кач. – 68%

СОУ – 65%                                                      СОУ – 66%

1 класс                                                               2 класс

Кач. – 61%                                                         Кач. – 71%

СОУ – 60%                                                        СОУ – 64%

1 класс                                                              2 класс

Кач. – 73%                                                       Кач. -67%

СОУ – 62%                                                      СОУ – 63%

Вывод по анализу данных диаграмм:

Система работы над грамматическими заданиями даёт положительный рост формирования прочных умений и навыков.

VI. Перспектива.

Завершить систему работы над грамматическими заданиями созданием учебно-дидактического  комплекса.

Доработать недельные ритмы для учащихся третьего и четвёртого классов.

Апробировать их на учащихся первой ступени.

Подать на издание методические материалы в фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

В третьем- четвёртом классах особо обратить внимание на последовательность рассуждений при анализе тестовых заданий, на умение учащихся доказывать выбор действий, на логичность мышления.


VII. Литература

  1. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации // Начальная школа. – 2009. – №3.
  2. Боровская Л.А. Тестирование как способ проверки естественно-научных знаний // Начальная школа. – 2003. – №11.
  3. Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета // Начальная школа. – 2002. – №9.
  4. Лисицына Т.В. Русский язык. Активные формы и методы обучения. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2009.
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., 2001.
  6. Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников

// Начальная школа. – 2009. – №4.

  1. Фролова Л.А. Контрольно-оценочные материалы // Начальная школа. – 2006. – №10.
  2. Фролова Л.А. Самоконтроль и самооценка на уроках русского языка во 2 классе // Начальная школа. – 2007. – №3.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля при обучении чтению младших школьников на уроках английского языка

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Использование чтения в качестве источника получения ин...

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.

В комплекте «Начальная школа 21 века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Выполнение заданий педагогической диагностики тр...

Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"

Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...

Формы контроля и проверки знаний с использованием ИКТ на уроках в начальной школе

Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения различных школь...

Развитие логического и абстрактного мышления на уроках математики с использованием математических диктантов, как форма контроля.

Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и  учащимися.Проведение математического диктанта на этапе  устного счёта способствует не только развити...

Тесты как форма контроля

В презентации дается обобщение знаний о тестах,как о форме контроля за знаниями....

статья "тест как эффективная форма контроля"

статья и презентация по теме "тест как эффективная форма контроля"...