Урок русского языка и здоровья "Корень в однокоренных словах."
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

 

 

     Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Кроме физкультурно-оздоровительной работы я использую физкультурно - познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Так, работая над темой «Корень в однокоренных словах», я предлагаю поразмышлять, как дети понимают значение слова «здоровье», работаем с пословицами о здоровье, выполняем оздоровительные минутки.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка и здоровья.

2 класс.

учителя начальных классов

Танаевой Ирины Викторовны

МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 2»

город Елабуга

Республика Татарстан

Тема: Корень в однокоренных совах.

Цели урока: 1.развивать умение находить корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова, подбирать проверочные слова;

                     2.воспитывать любовь к родной природе;

                     3. учить методам и приёмам, помогающим сохранить и укрепить здоровье учащихся.

Оборудование: 1. запись Чайковский «Времена года. Декабрь»;

                          2. карточки со словами;

                          3. Игра «Лото».

Ход урока:

  1. Введение в урок.

- Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье.

2. Лексическая работа.

- Как вы понимаете значение слова «здоровье»? (Здоровье - это когда человек себя хорошо чувствует. Когда у человека хорошее настроение  и он не болеет.)

- А теперь обобщите всё, что вы сказали о том, как вы понимаете значение слова «здоровье»?

- В толковом слова С.А.Ожегова значение этого слова объясняется так: «Здоровье-это нормальное состояние, самочувствие организма человека».

- Посмотрите на доску и прочитайте слово так, как мы его будем писать. Объясните написание данного слова. (В слове 3 слога, ударение падает на второй слог, в первом слоге непроверяемая безударная гласная буква О. В этом слове пишется разделительный мягкий знак.)

3. Орфографическая работа.

- Прочитайте запись:

Здоровье дороже богатства.

Физкультура и труд здоровье несут.

Ум да здоровье дороже всего.

- Как сказать одним словом, что здесь написано?

-Найдите пословицу, в словах которой самое большое количество орфограмм.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запишите пословицу по памяти в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.

-Что ещё способствует укреплению здоровья?

На доске появляется плакат «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

4. Секреты здоровья.

- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,

Где много всяких  сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге,

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница зима.

(На  доске картина зимнего леса)

- Русский композитор П.И.Чайковский в своём музыкальном альбоме три странички посвятил зиме. Закройте глаза. Давайте попытаемся представить, какие картины зимней природы он мог видеть, когда писал эту музыку. (После  прослушивания дети высказывают своё мнение).

- А теперь послушайте вот эти строки:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

- Что вы можете сказать? (Эти строки   можно было читать, слушая музыку, именно такую картину видел П.И.Чайковский)

5.Физминутка.

- Давайте немного передохнём. Встаньте. Мы в лесу. Какой прекрасный чистый воздух. Сделали глубокий вздох, выдох, ещё раз. А щёчки начали замерзать, потрём их, пальчики замёрзли, помнём их. Ножками потопаем. А теперь покажите, как зимой вы играете в снежки. Согрелись? Садитесь.

- Мы любовались красотой зимнего леса. Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (глаза)

- Повернитесь  и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Запись: прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые.

6. Продолжение темы урока.

- Идём мы по лесу, а зима-то злится. Закидала нас снежками с заданиями. Убеждена, что вы сможете всё сделать правильно. Докажем, что мы всё можем?

А) Работа в парах («снежки» раздаются 4-ым средним ученикам, они выполняют, ученик(сильный), сидящий рядом проверяет и оценивает работу)

Б) Работа по учебнику. Упр.118 (с.15) (выполняют остальные учащиеся)

- Прочитайте слова 1 группы. Что их объединяет?

Слова 2 группы.

      В) Работа с сигнальными карточками.

- Многие поэты посвящали стихи зиме. Вот одно из них. Автор А.С.Пушкин. Я начну, а потом вы хором продолжите.

Вот ветер,  тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница зима.

(Дети читают с доски)

Пришла, рассыпалась, кл…ками

Повисла на суках дубов.

Л…гла в…лнистыми к…врами

Среди п…лей, в…круг х…лмов.

(Дети сигнальными   карточками показывают пропущенные буквы, частично

комментируя)

Г) Оздоровительная минутка.

- Чтобы глаза отдохнули, выполним такие упражнения:

         - Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

         - Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо - вниз.

         - Вытяните руку вперёд. Следите взглядом за указательным пальцем: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторите 5 раз.

         - Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.

- Не забывайте эти упражнения при выполнении домашней работы.

Д) Игра – Лото «Найди корень»

- У каждого из вас карточка со словами и три жетона. Я показываю картинку, если у вас на карточке есть однокоренное слово, вы закрываете его жетоном. Игра продолжается до тех пор, пока первый из вас не закрывает все три слова.

- Выигравший читает первое слово, остальные игроки находят на своих карточках родственные слова и читают их.

7.Итог урока.

- Хорошая получилась прогулка по лесу. Но она подошла к концу. Наш урок близок к завершению. Как вы думаете, что мы должны сделать? (подвести итог)

- Чему мы учились на уроке?

- Что называется корнем?

- О чём мы говорили на уроке?

- Как вы поняли, что такое здоровье?

- Заканчивая наш урок, хочу пожелать всем вам здоровья. Ведь только здоровый человек поистине счастлив и видит, как прекрасен мир вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 1 классе. Однокоренные слова.

Данный план-конспект урока проведён в 4 четверти 1 класса с целью дальнейшего развития умения находить однокоренные слова, выделять корень.                ...

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова

Урок русского языка. 2 класс. Корень. Однокоренные слова...

Урок русского языка по теме "Корень.Однокоренные слова" для 3 класса

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России», автор учебника Т.Г.Рамзаева. Тема урока: Корень. Однокоренные слова. Цель: знакомство с частями слова.  На уроке используется презентация, за...

Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....

Урок русского языка по теме "Корень. Однокоренные слова"

Урок русского языка УМК "Школа 2100" 2 класс....

Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова"

В работе представлена методическая разработка урока русского языка во 2 классе...

Урок русского языка "Написание корня в однокоренных словах" 3 класс

План-конспект урока русского языка на тему "Написание корня в однокоренных словах" 3 класс....