Конспект урока по русскому языку в 2 классе «Изменение имён существительных по вопросам»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бизина Светлана Анатольевна

«Изменение имён существительных по вопросам», Легко ли говорить на русском языке?, (система Занкова Л.В.)

Тип урока: открытие нового знания, технологии: групповая, игровая, икт, проблемно-диалоговая, учитель: Бизина Светлана Анатольевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_imyon_sushchestvitelnyh_po_voprosam.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Московской  области

Конспект урока по русскому языку
в 2 классе

«Изменение имён существительных по вопросам»

разработала

учитель начальных классов

Бизина Светлана Анатольевна

г. Балашиха

мкр. Заря

2013 г.

Технологическая карта  к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

 «Изменение имён существительных по вопросам»

Легко ли говорить на русском языке?

(система Занкова Л.В.)

Тип урока: открытие нового знания

Технологии: групповая, игровая, икт, проблемно-диалоговая

Учитель: Бизина Светлана Анатольевна

 

Тема урока

Изменение имен существительных по вопросам.

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

 Цель

Формировать умение учащихся изменять окончания имён существительных по вопросам.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  1. развивать умение изменять имена существительные по вопросам; углубить знания учащихся о данной части речи;


  1. развивать каллиграфически правильный подчерк, мелкие мышцы рук, наблюдательность;
  2. расширять словарный запас учащихся.

Личностные:

  1. осознание алгоритма учебного действия;
  2. способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  1. освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  2. планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  3. формирование умения контролировать и оценивать              свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  4. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  1. освоение умения подбирать вопросы к существительным;
  1. формулирование выводов по результатам анализа формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  1. формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  2. принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  3. наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Имя существительное, изменение по вопросам, слова-помощники, текст, корень, однокоренные слова, окнчание

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 2

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Изменение имён существительных по вопросам».

Карточки с заданием для работы в группах.

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Задачи для учителя:

создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;

организовать исследовательскую деятельность учащихся, с целью определения как изменяются имена существительные по вопросам и с помощью слов-помощников;

учить изменять окончания имён существительных от главного слова: с помощью слов-помощников и от заданного к нему вопроса.

Задачи для учащихся:

учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

научиться выделять в тексте словосочетания, задавая вопрос от одного слова к другому;

научиться изменять имена существительные по вопросам.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Пролог: обеспечивает психологическую готовность к работе, мотивирует к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Приветствие гостей.

Устное сообщение учителя.

Готовятся к работе.

Выполняют упражнения.

Включаются в деятельность.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

(Слайд 2) 

1. Гимнастика для ума

- Кинезиологическая физминутка.

2. Приветствие 

   Индукция: создание эмоционального настроя, включения чувств ученика, личного отношения к предмету обсуждения.

- Возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и гостям, пожелаем всем нам и гостям   удачи  и хорошего настроения.

- Желаю, чтобы мы вместе достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен.

   Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

- Наши гости привезли с собой сказочного гостя, но  перед тем как показаться, предложил выполнить некоторые задания.

           

Актуализация знаний, подготовка к введению   в новую тему

Выявляет уровень знаний, общий уровень речевого развития. Пополняет словарный запас.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные), учебные навыки,  

Работа в парах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления общих признаков.

Регулятивные: прогнозирование, целеполагание, контроль, коррекция, оценка;

участие в учебном диалоге, аргументирование своей точки зрения, сотрудничество с одноклассниками при работе в паре.

(Слайд 3)

1.Мозговой штурм

- В ваших нетбуках на рабочем столе листы с таблицей, прочитайте их.

- Что записано? (Фразеологизмы)

- Что такое? (Устойчивые выражения или предложения, или словосочетания)

- Какое задание можно предложить? (Соединить фразеологизмы и объяснение к ним)

- Попробуйте сопоставить выражения и их пояснение.


2.Установка

- Перед выражениями 1 столбика поставьте соответствующие цифры. Работа в парах.


Не видеть дальше своего носа -

 1.остаться ни с чем,    потерять.

Держать нос по ветру  -

 2.не унывать, идти вперёд.

Не вешать нос -

 3.следить за ситуацией

Остаться с носом –

4.запомнить крепко-накрепко.

Зарубить на носу -

 5.мало знать.


3.Проверка.

(Слайд 4)

5.Не видеть дальше своего носа -

 1.остаться ни с чем,    потерять.

 3.Держать нос по ветру  -

 2.не унывать, идти вперёд.

 2.Не вешать нос -

 3.следить за ситуацией

1. Остаться с носом –

4.запомнить крепко-накрепко.

 4.Зарубить на носу -

 5.мало знать.

(Слайд 5)

3. Психологическая поддержка

- Даже если что-то не получилось, желаю вам:

Держать нос по ветру  -

 следить за ситуацией

Не вешать нос -

 не унывать, идти вперёд. 

- Какое слово повторятся часто? (Нос)

 

Актуализация знаний

Чистописание 

Этюд: этап представления детям «картинки», образного восприятия

Выявляет уровень знаний.

Подготавливает к чистописанию, дает установку.

 

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные), наблюдательность учебные навыки,

продолжают развивать каллиграфически правильный подчерк, мелкие мышцы рук.

Работа на интерактивной доске в системе «Два ученика» и в тетрадях.

Работа с  интерактивной системой опроса.

Работа в парах.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге, аргументирование своей точки зрения,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления общих признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание.

(Слайд 6)

1.Подготовка к чистописанию

- Нашему герою оно тоже понравилось, и он придумал ещё задание.

- Прочитайте слова на доске.

нос, полено, лиса, сказки, кот, азбука, книжка, закопал, папа

- Назовите букву и звук по жестам и запомните её, она вам пригодится:

  1. согласный
  2. твёрдый
  3. глухой
  4. парный (Возможны варианты)
  5. в начале 2-х слов (Буква «п», звук [п]) 


2.Установка

-Запомните эту букву, она вам ещё пригодится.

2.- Назовите пару этому звуку и букве, объясните принцип. («б», [б])

3.-Теперь назовите букву, с которой начинается наименьшее количество слов. (Буква «а»)

   - Дайте характеристику звука этой буквы.

- Подберите пару ей из гласных букв.

Предлагаю посоветоваться в парах. (А, я - указатель твёрдости и мягкости; один звук, два звука)


Работа на интерактивной доске в системе «Два ученика» и в тетрадях

1.Чистописание

- Откройте тетради, произнесите число орфоэпически, орфографически. (Как слышим, как пишем)

 - Запишем строчные буквы 1-й «п», «б», 2-й «а», «я».

 - Можно ли продолжить закономерность?

Предлагаю посоветоваться в парах и  решить по какому принципу.

- Пишем буквы на разных половинках интерактивной доски : п, б,      а, я

- Можно ли продолжить каждый из рядов?


- Найдите слово, которое является синонимом к слову «букварь». (Азбука)

- Может ли оно быть лишним? По какому признаку? (Начинается с гласной, остальные с согласных)


- Какое слово  ещё может быть лишним? («Сказки» - мн.ч., «закопал» - глагол)

- Разберём по составу. (Корень)

- К какой изученной теме оно подходит? (Правописание приставок и предлогов) УБИРАЕМ ЕГО


(Слайд 7)

нос, полено, лиса, сказки, кот, азбука, книжка, папа

1. Выделение содержательной области. Выход на слова-помощники


- Сравните слова, что их объединяет?        

- А теперь предложите свои задания к этим оставшимся словам.

      На группы:

  1. одушевлённые и неодушевлённые,
  2. по родам,
  3. 1-сложные, 2-сложные, 3-сложные,
  4. составить предложения,
  5. с парными согласными на конце и др.
  6. ед. и  мн. Число имён существительных

- Если не назвали мн.ч. и ед.ч., то сравнить слова по форме числа и что помогло определить число. (Окончание и слова-помощники – «один», «много»)

- Что изменяется при изменении числа? (Окончание)

- Назовите слово мн.ч. («Сказки»)


2.Этюд: этап представления детям «картинки», образного восприятия

- Из сказки наш герой хочет показаться: вспомните слово в начале урока, букву, что нужно было запомнить, посмотрите на слова, но не торопитесь. Этот герой не наш соотечественник, он иностранец, но у него есть брат-близнец. (Это Пиноккио, брат  Буратино)

- Какая информация у вас есть об этих героях? Где ещё можно получить дополнительную информацию? (Книги, интернет)


(Слайд 8) 

В сказочной стране, где живут все герои сказок, есть два "брата-близнеца"
два деревянных мальчишки

старший – Пиноккио                                                                                              младший – Буратино

Карло Коллоди, (Лоренцини) "Приключения Пиноккио" 1881

Алексей Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино" 1935

"Пиноккио" на тосканском диалекте означает "кедровый орешек"

Деревянная кукла по-итальянски – буратино


Физкультминутка

Работа с интерактивной системой опроса

1.Экспликация: логическое разворачивание решаемого вопроса, темы. Этот этап помогает осуществить плавный переход от повторения к новому материалу

-  Пиноккио и Буратино, какие части речи, докажите. (Правило об имени существительном, одушевлённые имена собственные)

- Значит, самое время провести тест.


Тест

Что такое имя существительное?

  1. Часть слова
  2. Часть речи
  3. Член предложения

 Что обозначает имя существительное?

  1. Признак предмета
  2. Предмет, явления и др.
  3. Действия

На какие  слова отвечает имя существительное?

  1. Какой, какая, какое и др.
  2. Кто, что
  3. Что делать, что сделать

Может ли изменяться по родам?

  1. Да
  2. Никогда
  3. Иногда

Имя существительное может изменяться по числам?

  1. Всегда
  2. Никогда
  3. Не всегда

Имя существительное – это

  1. Служебная часть речи
  2. Самостоятельная часть речи
  3. Служебная и самостоятельная


- Получив результат и оценив себя, знаете над, чем ещё нужно поработать.


Постановка учебной задачи: определение затруднения, его место и причину


Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Стимулирует исследовательскую деятельность.

Определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся.


Выявляют противоречие.

Ставят задачи, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре; постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование задачи;

логические –  формулирование проблемы.

1.Установка

- Перед приездом к нам Пиноккио написал письмо и считает, что ваши умения и знания помогут сформулировать и решить задачу после прочтения:

Мне сообщили, что у меня есть брат.

А я думал, что у меня нет брат.

Хочется дать весточку брат.

Глядя в зеркало, я вижу брат.

Кажется, я уже горжусь брат.

Теперь я часто думаю о брат.


2. Ситуация затруднения

- Что вас удивило? (Слово «брат» стоит в одной форме)

- Все ли предложения имеют законченную мысль?

- Почему так произошло, как считаете?

- Мне кажется, он не является носителем русского языка и поэтому ему   сложно изъясняться на нём, а вы как считаете: легко ли говорить на нашем родном языке иностранным гражданам?

- Как к этому отнесёмся, ведь мы часто слышим, как неправильно говорят?

- Какое задание можете предложить, чтобы ему помочь? (Изменить слова, восстановить правильность предложений)

- Зачем? (Чтобы предложение звучало красиво и правильно)

(Слайд 10)

3.Формулирование задачи

- Какую задачу можем определить для себя?  (Изменить слово, форму слова)

- А вот как, вы и решите вместе. (Изменить слово и  найти способ, по которому можно изменить имя существительное)

Построение проекта выхода из затруднения определение необходимости нового знания

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Наблюдение и консультирование.

Координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Составляют план достижения цели и определяют средства. (Выбирают метод решения проблемы)

Осуществляют решение проблемы  с помощью выбранного метода

Регулятивные: планирование, прогнозирование; сверка своих действий с целью и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя и одноклассников;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

1.Организация работы в группах

- Я  предлагаю вам сейчас работу в группах.

- Каждому даю по предложению.

- К какой части речи относится слово «брат»?

- Впишем в таблицу в 3 столбик карточки «имя существительное».

- У меня слово «брат», у вас своё слово. Обратите внимание на столбцы.  

- Как предлагаете работать?

 (Слайд 11)



имя существительное



брат


Реализация построенного проекта, “Открытие” учащимися нового знания.

Решение

учебно-практической задачи


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, ведёт подводящий диалог

Организует выступление групп, обмен мнениями


Работают в соответствии с составленным  планом.

Социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция )

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности;  осознанное построение речевого высказывания, умение делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: проявление интереса к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

1.Работа в 5 группах: практикум 

2.Социализация


1.А я думал, что у меня нет (брат).

А я думал, что у меня нет …………. .

…………………………….

……………………………..

………………………………





2.Хочется дать весточку (брат).

Хочется дать весточку ………… .

…………………………….

…………………………….

………………………………






3.Глядя в зеркало, я вижу (брат).

Глядя в зеркало, я вижу ……...   .

…………………………….

……………………………..

………………………………





4.Кажется, я уже горжусь (брат).

Кажется, я уже горжусь ………….. .

…………………………….

……………………………..

………………………………





5.Теперь я часто думаю о (брат).

Теперь я часто думаю о  ……….. .

…………………………….

……………………………..

………………………………




2.Проверка с Документ-камерой и работа в тетрадях.

- Какая стояла задача? (Изменить слово)

- Какое слово получилось? С помощью чего? (Объясняет каждая группа)

брат

брата

брату

брата

братом

о брате

 - Что менялось, а что не изменялось? (Окончание, корень)

 - Почему? (Разные вопросы)

 - Окончание проговариваю – правило о написании безударного окончания имён существительных будем изучать позже в 3 классе, но для этого нужно научиться правильно изменять слова.

Если не нашли слова-помощники

 - Кроме вопросов, что может помочь изменению слова? (Слова-помощники, слова от которых задавали вопросы)


3.Вывод:

- Какое новое открытие сделали сегодня сами? (Имя существительное можно изменять по вопросам и с помощью слов-помощников)

- Чему учились и с помощью чего?

- Удалось ли решить поставленную задачу, нашли способ, по которому можно изменять слова?

(Слайд 12)

4.Коррекция

(Слайд 13)

- Письмо получилось?


5.Формулирование темы урока

 - Какова же тема урока? (Результат исследовательской деятельности)

Имена существительные изменяются по вопросам.



Обобщение новых знаний,

моделирование способа действия вместе с детьми.


Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение, закрепление.


Выполняют создание алгоритма с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; вырабатывание критерия оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Личностные-признание важности учёбы и познания нового, понимание,  выполнения тех или иных учебных действий.

(Слайд 14)

Работа над составлением алгоритма

 - Можно ли составить алгоритм?

 -Что делаем сначала? Потом?

Алгоритм

1.Находим слово.
                                                           2.Находим слово от которого   существительное зависит.

                   Называем слово-помощник.

                                                                                                                3.Задаём вопрос.
                                                                                                               4.Выделяем окончание.

Включение в систему знаний (Этап воспроизведения знаний)

Организует выполнение задания

Подбирает соответствующие задания по усвоению новых знаний, способов учебных действий; осуществляет действия контроля и оценки.

Выполняют задания, направленные на усвоение новых знаний, способов действия, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение осуществляют самоконтроль, самооценку.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

(Слайд 15)

Работа с фразеологизмами

- Учимся ставить вопросы от главных слов с помощью слов-помощников



Рефлексия деятельности



Организует рефлексию


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

(Слайд 14)

Рефлексия

Попробуйте определить, каков результат вашей деятельности на уроке:

?

У меня остались вопросы.


З

Я знаю, что имена существительные изменяются по вопросам.


У

Я умею изменять имена существительные по вопросам.


М

Я могу научить изменять имена существительные по вопросам своего товарища.










- Обсуждение результатов рефлексии

- Легко ли говорить на русском языке? 

(Слайд 15)

-Подарим нашим гостям сердечко с золотым ключиком.

- И вам вручается ключик за  работу на уроке, спасибо!

   (Слайд 16)                                                             

Домашнее  задание: Правило в учебнике на с.67

По выбору в тетради с печатной основой с.30, №34, 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе "Изменение имён существительных по вопросам""

Урок русского языка "Изменение имён существительных по вопросам", 2 класс адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В.Занкова», содержит подробный план-конспект урока с ...

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных.

Конспект урока по русскому языку 3кл. Род имён существительных....

Конспект урока по русскому языку. Тема"Род имён существительных", 3 класс

Тема урока, классТема: Род имён существительных, 3 класс Программа, УМК «Начальная школа ХХI века»Тип урока.Открытие нового знанияЦели урока. Цель, направленная на достижение предметных рез...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Род имён существительных» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия о роде имени существительном; формирование умения определять род имён существительных. Планируемые результаты: Предметные: Знать определение понятия род...